Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №2 (34) Февраль, 2018

УДК 821(811.512.5)

Дата публикации 16.02.2018

Тема одиночества главного героя повести Т.Абдикова «Қыз Бәтіш пен Ерсейіт»

Гакрама Каламкас Муратовна
Кандидат филологических наук, ассоциированный профессор факультета общеобразовательных дисциплин, Казахская головная архитектурно-строительная академия

Аннотация: В этой статье рассматривается тема одиночества в повести Т.Абдикова «Қыз Бәтіш пен Ерсейіт».
Ключевые слова: главный герой, автор, литература, фигура

The theme of loneliness of the main character in the novel "Kyz Baitish and Ersayit" by T. Abdikov

Gakrama Kalamkas Muratovna
Candidate of Philology, Associate Professor of faculty of general disciplines,Kazakh Leading Academy of Architecture and Construction

Abstract: This article considers the theme of loneliness of the main character in the novel "Kyz Baitish and Ersayit" by T. Abdikov.
Keywords: protagonist, author, literature, figure

Проблему одиночества затрагивали, начиная с античных времен, о ней писали Аристотель, Платон и другие. Позже она освещалась в работах Декарта Р., Руссо Ж., Ницше Ф. и многих других философов и мыслителей. Конечно, этот вопрос не раз поднимался и в произведениях художественной литературы (лирика М.Ю. Лермонтова,  проза Ф.М. Достоевского, Г.Г. Маркеса, Э.М. Ремарка и др). Например, в рассказе А.П.Чехова «Тоска» извозчик Иона Потапов теряет единственного сына. Сильная тоска и чувство одиночества переполняют его. Он пытается найти хоть одно доброе сердце, готовое выслушать и успокоить, но вместо этого встречает только равнодушных к чужим бедам и проблемам людей. Тогда Иона делится своей печальной историей с лошадью, и только она сможет выслушать и понять его.

Проблему одиночества некогда отразил в своей повести «Маленький принц» французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказав, что «единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери нашел свой способ преодоления одиночества через мужество, через умение дружить, через преодоление страха, через ответственность за всю планету.

Герои произведений Толена Абдикова зачастую являются одинокими, сталкиваясь с утратой близкого человека, проблемой вынужденного уединения или покинутости (Кияку из повести «Тозақ оттары жымындайды»), решают ее по-своему: кто-то борется, кто-то смиряется, кто-то лишает себя жизни (Алма из «Оң қол»). Проблема одиночества ярко выражена и в повести «Қыз Бәтіш пен Ерсейіт». В ней повествуется о трагедии, случившейся в одной семье. Семья почетного старца Кожабека потеряла единственного, молодого и подающего большие надежды на будущее, сына.  Он ушел из жизни очень быстро, заболел, пролежал в больнице и скоропостижно скончался от недуга. Сына звали Болатом, он родился умным, красивым и здоровым мальчиком, окончив школу, с отличием окончил и институт, вернулся в аул, женится не спешил, молодой и компетентный кадр быстро рос по служебной лестнице. Его фотография висела на доске почета и его действительно считали гордостью всего района.

Родители хоть и мечтали о том, что сын привезет после окончания института невестку и создаст семью, все же не торопили его с этим, поскольку считали, что он парень умный и самостоятельный, сам сделает выбор. Портрет сына описан автором с положительной стороны, без каких-либо недостатков: «Болат оқуға алғыр екен, мұғалімдердің өздері қаймығатын көрінеді. Институтты айрықша дипломмен бітіріп келді. Бір жыл өтісімен аудандық басшы қызметіне көтерілді. Жуықта облысқа әкететін көрінеді. Өте іскер, білімді. Өзінің адамгершілігімен, инабаттылығымен, рухани тазалығымен жұртқа үлгі бола алады. Абзал дос, ел сыйлаған азамат. Болат сұлу жігіт еді. Көрік десең көрік, білім десең білімі бар» [1, с. 207, 219] (Болат учился отлично, сами учителя нередко были поражены. Окончил с отличием институт. Через год был назначен на должность районного начальника. Похоже, быстро мог получить повышение и уехать в область. Очень деловой, образованный. Служил примером для людей в плане человечности, воспитания и духовной чистоты. Надежный друг, уважаемый гражданин страны. Болат был прекрасным парнем. Красота была при нем, знания – и ими не обделен).

Повесть начинается с поминок, на которых скорбя, сидели отец и мать, а окружающие люди пытались их утешить и найти для этого подходящие слова. Главным героем является пожилой человек, отец Болата, Кожабек. В его  изображении автор рисует сломленного утратой старца, вспоминающего своего сына: «Белі бүгілмес-ақ, басы иілмес-ақ деген, қу тірліктен бір мойын биік азамат емес пе! Кәрі қойдың жасындай жасы қалғанда жалғыз ұлдан айырылып, қираған бәйтеректей отырған отырысы мынау ғой. Әжім жүзінде енді қайтып қуанбастай, енді қайтып күлместей айықпас уайымның табы бар. Басын көтергенде бір тамшы жас қалмай, суалып біткен жанарынан қу тіршіліктен енді ештеңені қаламайтын, өзін тіпті мына дүниенің адамы деп санамайтын бір түңіліс байқалды» [1, с. 203] (Он уважаемый человек, который прожил ни разу не склонив головы, как говорится гражданин с большой буквы! Потеряв в престарелом возрасте единственного сына, был совсем на себя не похож, перед нами сидел сломленный старик с уничтоженной верой в будущее. На морщинистом лице не будет теперь ни радости, ни веселья, вместо них проявлялось тревожное ужасное чувство. Подняв голову, где не осталось ни слезы и никакого желания жить, было заметно, что он утратил все и обрел печаль).

Кожабек был уважаемым и хорошим человеком, но это несчастье подкосило старого человека, ведь его сын не оставил ему даже наследника, продолжателя рода. Отец лишился сна и покоя, бродил ночами и боль его не утихала. И вот однажды, он разговорился с другом сына, Жарасбаем, тот поведал ему о том, что где-то в городе у Болата подрастает сын, следовательно у него есть внук. Эта новость воскресила сломленного старика, он еще долго просидел на камне и не мог прийти в себя. У него прибавилось сил и мощи, он поделился радостью со своей супругой и закончив все дела, поспешил в город за внуком. Однако в городе его ждало разочарование, ведь он узнал там, что несмотря на все положительные оценки окружающих его сын смог сломать судьбу не одной девушке. Выехав за внуком, он и не думал, что так и не повстречает своего потомка, а лишь повидает трех бывших подруг Болата. Все три встречи состоялись в кафе. Думается, это применено автором для того, чтобы подчеркнуть несерьезность этих отношений, либо чтобы усилить внутреннюю антитезу портретов – молодость и старость, воспитанность и грубость, уважение и неуважение. Внешние женские портреты различны:

1. Первая его подруга работала официанткой: «Аппақ алжапқыш  байлаған, шашын қарқарадай қоқырайтып қойған жап-жас орыс қызы келді. Аты Валя» [1, с. 220] (Подошла молоденькая русская девушка с повязанным белоснежным фартуком, с высокой объемной укладкой волос. Имя – Валя). Она не признала ни связь с Болатом, ни того, что от этой связи мог остаться ребенок.

2. Второй оказалась девушка по имени Сауле: «Көк көйлекті әйел. Бетінде кішігірім түймедей меңі бар, қараторы, әдемі келіншек екен. Қазақша тәрбиеленген бала секілді, тілі жатық, ибалы, жарым көңіл» [1, с. 222] (Женщина в синем платье. Есть небольшая с пуговку родинка на лице, смугловатая, красивая женщина. Воспитывалась по-казахски, говорит хорошо, скромная, с половинчатым настроем).  От нее старец узнал о том, что она потеряла дитя после рождения, поскольку молодую девушку некому было поддержать и помочь. Болат бросил ее и она не смогла одна воспитать и вырасти малыша, так как не было ни денег, ни работы, ни жилья. Малыша назвала Болатом в честь отца, но простудившись, младенец погиб, а она сумела создать новую семью.

3. Третий случай вызвал у старца новую боль, это знакомство не было приятным: «Айрықша көзге түсіп, аласұрып жүрген ақ шалбарлы қыз. Ажары келіскен бала екен, осынша қор болғанын қарашы. Осыншалық сұлу жүзді. Адам баласын мінсіз ғып тудыра береді екен-ау. Бірақ осынша қаражүрек болды екен. Әлдеқалай мастығы айығып, түрінен тарқамас долылық пен кешірілмес қатыгездіктің ұшқыны ойнады» [1, с. 226] (По-особенному бросалась она в глаза, девочка в белых брюках. Была очень привлекательна внешне, но чувствовалась боль в сердце. Красота ее столь поразительна. Природа щедро наградила ее внешней красотой. Но была она с каменным обозленным сердцем. Отрезвляясь, стала внешне проявлять искры какой-то злопамятной жестокости). Он узнал, что у него есть внук, но он его никогда не увидит. Ее портрет полон отрицательных качеств, она предстанет обозленной, жестокой, грубой, невоспитанной и пьяной девкой, однако это оправдывается ее внутренней болью и обидой, которые проявились вследствие взаимоотношений с Болатом. Он отравил ей жизнь, не был рядом в момент рождения сына, словно поигрался и бросил ее на произвол судьбы. Не помогли и его друзья в момент, когда она нуждалась в поддержке. Гульсим в отличие от предыдущих особ, никак не отреагировала и на новость о смерти Болата, оговорившись тем, что его сын убил ее своим поступком ранее. Образ Гульсим отрицателен и трагичен, она олицетворяет надломленную судьбу и злость брошенной женщины.                                                  

Параллельно в сюжет повести вводится микросюжет, легенда, связанная с именами влюбленных, которые захоронены на кладбище, где похоронили Болата. Согласно легенде, парня по имени Ерсеит убили братья его возлюбленной Батиш. Она не смогла перенести утрату и в тот же день вонзила нож в свою грудь на его могиле. Их жизнь была короткой, но они оставили после себя светлую память, эта мысль и является основной в интерпретации автора, Болат же не смог сделать счастливой ни одну из своих девушек, легкомысленно бросая их на произвол судьбы. Думается, данный микросюжет вводится автором не случайно. Таким образом, автор проводит параллель между настоящим чувством и небрежным отношением в любви. По сюжету девушка из легенды обладала ослепительной красотой, что позволяло старцу сравнивать ее с Гульсим и с сожалением вспоминать о ней. Потеряв последнюю надежду на встречу с внуком, Кожабек отправится в родной аул и продолжит свою жизнь, вспоминая своего сына и его невест. Спустя три года старец потеряет и старуху. Главный герой повести, Кожабек остался один, тем самым автор вновь поднимает тему одинокого человека. Современные социологи акцентируют внимание на представлениях и переживаниях пожилых людей, которые по своему содержанию могут быть реставрирующими, постоянно воспроизводящими сюжеты одиночества, подпитывающимися образами памяти [2, с. 115]. Выделяя, что человек описывает свое состояние как обиду на «несправедливость» жизни и чувствует себя одиноким независимо от того, есть ли у него семья, кроме того пожилой человек рассказывает персональную историю, находя в воспоминаниях точки опоры, позволяющие устранить чувство одиночества.

На кладбище, обняв камень с изображением сына, он разговаривает с ним и по-отцовски осуждает его поступки. Болат повествуется как положительный герой, он образец того, как должен выглядеть молодой человек, однако далее его образ дополняется, мы узнаем о его легкомысленности и безответственности в отношении со слабым полом. Автор размышляет о проблеме бумеранга в жизни, сопровождая эту характеристику таким комментарием отца: «Мұ не қылғанын, жарығым-ау. Бәрі қолыңнан келгенде қиянат қылмау қолыңнан келмегені ме. Хайуанның да обалы жібермейді деуші еді, адам обалы қайтіп жіберсін» [1, с. 228]. (Что ж ты натворил, сынок. Все у тебя получалось, неужели не мог ты избежать злоупотреблений. Даже животному в природе воздается, а человеку тем более приходится отвечать за проступки). Тема одиночества – тема космополитическая, она не имеет границ, национальной предрасположенности и является общечеловеческой. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь, люди небрежно относятся к близким, дорогим [3, с. 27]. Некогда поговорить друг с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, ценить окружающих, нам кажется, что мы успеем и создать семью, и всецело полюбить позже.

В современной жизни тема одиночества и общения является одной из самых животрепещущих. Во времена четвертой революции и эпоху высокой технологической культуры ускоряется процесс цифровой информатизации. В результате появляются виртуальные формы общения, изменяется картина мира, человек находит новые средства информации и коммуникации наиболее удобными. Информационные технологии с сетевыми провайдерами обнуляют необходимость живого человеческого общения, частичное или заочное общение приводит к равнодушию соучастников, препятствует объективной картине взаимоотношений и приводит к формальности духовного содержания. В современном мире, как никогда достаточно актуальной является тема одиночества, которая становится проявлением парадокса массовой культуры.


Список литературы

1. Төлен Әбдікұлы. Оң қол. Повестер мен әңгімелер. – Алматы, Атамұра,2002. - 352 бет.
2. М. Елютина, О. Трофимова «Одинокое проживание и переживание одиночества в позднем возрасте» // Журнал исследований социальной политики. Том 15. № 1.
3. Рашидова Т. Р. Одиночество человека: философско-антропологическое осмысление проблемы. Автореф. дис. канд. филос. наук. - Москва, 2012,- 155 с.

Расскажите о нас своим друзьям: