Фольклористика | Филологический аспект №4 (48) Апрель 2019

УДК 398.22

Дата публикации 29.04.2019

Символика образа «дух богатыря» в мотивах видений героического эпоса «Манас»

Бекмухамедова Неля Хамитовна
канд.филол. наук, доцент кафедры литературы, Ошский государственный университет, Кыргызская Республика, г. Ош, nelyabek@mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается семантика комплексного символического образа, ассоциируемого с «духом богатыря», топика которого тесно связана с мотивом видения героев киргизского героического эпоса «Манас». Данный мифопоэтический символ выражает основную идейно-художественную концепцию эпоса и выступает национальным вариантом универсального архетипа «герой» в типологии К.Юнга.
Ключевые слова: героический эпос, сказитель, вариант, сюжет, семантика, образ-символ, мотив видения, портрет, архаические верования, тотемизм, архетип

Symbolics of an image "spirit of the athlete" in motives of images of the heroic epos "Manas"

Bekmuhamedova Nelya Hamitovna
Сand. Sci (Philology) assistant professor of literature department, Osh state university, Kyrgyz Republic, Osh

Abstract: In article semantics of a complex symbolical image "spirit of the athlete" which topic it is closely connected with motive of vision of heroes of the kyrgyz heroic epos "Manas" reveals. This mythopoetic symbol expresses the main ideological and art concept of the epos and "hero" in K. Jung's typology acts as national option of a universal archetype.
Keywords: heroic epos, storyteller, option, plot, semantics, image symbol, motive of vision, portrait, archaic beliefs, totemizm, archetype

В мотивах видений героев эпоса «Манас» встречается комплексный образ-символ, который мы условно обозначили как «дух богатыря», или «дух героя». Их общность проявляется в портретной характеристике, включающего образ всадника-богатыря (ими могут выступать Манас, Семетей или Гульчоро), над головой которого летит орел, а по бокам сопровождают образы духов-зверей, божественных духов-покровителей. Вся эта процессия движется в едином порыве вперед, составляя целостный образ в пространстве виденческого представления определенного героя или даже целой армии, включая и вражескую сторону:

Готовый к схватке

Черно-пестрый леопард

С боку  его ощетинился.

С короткой синей гривой (волк) и тигр

По сторонам впереди изготовились.

Огромная Алпкаракуш, сказочная птица,

Словно собираясь схватить

С неба растопырила когти.

Сорок юношей-чилтенов -

В общем расскажу  вам покороче, -

Громко крича сзади него,

Стали  боевым кличем.

Спереди мой Шай-ата

Прокладывает путь вдвоем.

Имя того второго – Кызыр дубана.

Пригнувшись,он  ведет Торучара,

Коня синегривого /Манаса/

 [7, с. 174].

Выражение «калайык көрбөйт кайыпты» (в переводе: «народ вокруг не видит духа») не случайно присутствует в эпосе в связи с образами-символами виденческих представлений. Манас или  кто-либо другой «видят» образы мира «кайып» («кайып дүйнө» в пер. с кырг. «невидимый мир») лишь в определенные критические ситуации жизни и это проявление «невидимого» вечного мира длится кратко, почти мгновенно.

Подобные мотивы видений появляются в моменты наивысшего напряжения противоборствующих сторон: перед началом боя двух армий или поединка двух богатырей. Образ-символ «духа богатыря Манаса» представлен: в эпосе С. Каралаева в мотиве видения воина Кутуная «образа-духа Манаса в окружении звериных покровителей» [7, с.174-175]; в варианте Ж. Мамая (шинь-зяньского издания) в коллективном видении кыргызов на Алтае «образа-духа Манаса в окружении божественных покровителей» [6, с.57-58]; в варианте С.Орозбакова в видении Манаса и Нескары «образа духа Манаса в окружении святого старца Кызыра и других божественных покровителей (во время боя с вражеским богатырем Нескарой)» [5, с.99-100].

В сюжете эпоса «Семетей» Ж. Мамая встречаются два мотива видения с подобным символом: видение вражеского богатыря Толтоя «образа-духа Гульчоро в окружении покровителей», случившееся во время поединка с Гульчоро [9, с. 70-71], коллективное видение китайских воинов, наблюдавших поединок Конурбая с Семетем («образа-духа Семетея в окружении священных покровителей») [9, с. 230].

Так, в образе-символе «дух Манаса» по варианту эпоса Ж. Мамая к зооморфным помощникам и покровителям относятся: «две пары таинственных зайчат» («эки түгөй сыр бөжөк»); «красно-пестрый истинный тигр» («кызыл чаар жуп жолборс»); «дракон» («ажыдаар»), «конь Кула» («Кула ат»); «шестьдесят диких коз» («алтымыш кулжа»). К антропоморфным образам божественных покровителей: «обнаженный мальчик» («жылаңач бала жаш»), «необыкновенно прекрасная дева» («өтө көркөм кызыл кыз») [6, с. 58].

Сопровождающие всадника-богатыря образы, которые относятся к животным дикой природы, несомненно, выражают чувство крайнего выражения гнева в момент боевой схватки богатыря. Они содержат в себе значение  необузданной ярости, свирепости, напористости всей дикой, зверинной силы. Это одно значение символа, содержащее идею магической сверхсилы и сверхмощи воина, которое лежит на поверхности смысла. Ведь каждый образ зверя со временем стал самостоятельным традиционным эпитетом или объектной частью сравнения в поэтизации богатырских качеств героев эпоса.

Однако портретные описания образа «духа богатыря Манаса» (также «духа Семетея» и «духа Гульчоро») – цельный образ-символ, и его звериных и антропомофных помощников нужно рассматривать в едином комплексе  с самим обликом «духа-богатыря». В этом символе заложена сложная синкретическая идея, сочетающая звериную сверхсилу с магической силой тотемных предков воина-вождя с идеей небесной избранности в качестве государственного объединителя, правителя, которая исходит от воли верховного божества Тенира, дарующего такую  судьбу и  наделяющего покровителями.

Поясним истоки такого семантического прочтения данного символического значения.

Полуантропоморфные и антропоморфные образы божеств «сорок чилтенов-волков», «дубаны Кызыра» (посланца Тенира, доводящего словесно и прямо его волю о ключевых моментах судьбы героя), «Шай-ата» (покровителя воинов и боевых удач), «прекрасной девы» (богини чувственности и желаний), «обнаженного мальчика» (божества устремленности) и т.д., есть личные помощники и покровители  Манаса, связанные с идеей его судьбы, которою ведает только верховное божество Тенир (Небо).

Культ божества Тенир сложился еще задолго до образования древнетюркских племен и просуществовал у киргизов вплоть до укрепления мусульманской веры [1, с. 308].

В этнографических материалах по культуре и быту древних народов, населявших Южную Сибирь,  Алтай, Минусинскую котловину, упоминается особый ритуал общественного моления мужчин божеству, называемый  «Тенир тайу» («Поклонение Тениру»), который совершался ежегодно [1, с. 91-92].

По замечанию Л.Н. Гумилева, шаманы и женщины не могли присутствовать на этом празднике. Руководил обрядовым действом сам верховный или племенной вождь, а со временем глава государственного объединения, называвшегося «каганом». Считалось, что власть правителя-кагана была санкционирована Вечным Небом (Тениром), так как сам он мыслился его сыном [2, с. 88-89].

Эта идея присутствует и в строках героической поэмы древних тюрков, высеченной на камне: «Рожденный Небом, сам подобный Небу, я, Бильге-каган, теперь над тюрками воссел»[202, с. 23].

Кроме того, существует известное скульптурное изваяние принца Кюль-Тегина, где в налобной части его головного убора  изображена птица с распростертыми крыльями, похожая на орла [3, с. 14]. А орел – солярный знак.

Этнографы указывают, что подобные поклонения-«тайу» совершались не только божеству Тениру, но часто вместе с ним и божеству Солнца, как образам-заместителям, образам единой семантики. Божествам же Жер-Суу («Земля и Вода») также совершались моления, но отдельно и в другое время года [2, с. 92].

Очевидно, что птица Алп кара куш, парящая над головой богатыря, в символе мотива видения «дух Манаса» – солярный знак, обозначающий его солнечную божественную ипостась, как рожденного от бога Солнца и в то же время подразумевавшую высшую власть хана-правителя (кагана), которою наделяет его Тенир (Небо). Таким образом, семантика парящего «орла» над головой богатыря – символ божественной избранности власти вождя и кагана, в которой заключена идея божественной легитимизации этой власти.

Рассмотрим далее звериные образы в символике образа «дух богатыря Манаса».

Тотемизм, как известно, это представление о каких-то таинственных родственных отношениях между индивидом, группой людей (обычно родом) и каким-либо видом животного, которое составляло наиболее раннюю идеологию первобытного общества, дошедшую с незначительными изменениями до древнетюркского периода. В пережиточных явлениях тотемизм бытовал в эпоху позднего средневековья, когда среднеазиатские народы, включая  киргизов, приобщились к религии ислама.

Так, например, в памятниках енисейской письменности тюрков VII-XII веков одна из эпитафий надгробного камня, найденного у притока реки Енисей, сообщает следующее: «Семь волков я убил, семь искусных бойцов, Но как барс, я не трогал ни барса, ни лань…» [8, с. 75].

Несмотря на лаконизм, в них прочитывается семантика звериных образов «волка», «барса» и «лани» как наименований родов или племенных подразделений.

На отголоски этой архаической идеологии в сюжете эпоса «Манас» указывали некоторые ученые. Так, об этом в свое время писал Р. Сарыпбеков:  «Здесь каждое животное – тотем, а в тотемных верованиях первобытной поры у каждого отдельного рода только один животный покровитель. Но когда отдельные роды объединяются (насильно или добровольно) в племя или союз племён, как основы первых государственных объединений, такой порядок нарушается. Более сильное и известное всем племя, составляя ядро государства, властвует над другими племенами. Соответственно с этим в свою очередь тотемы подчинившихся племен насильственно присваиваются главенствующим племенем и добавляются им к своему тотему. В результате глава государства становится многототемным» [9, с. 46].

Таким образом, власть вождя племенного союза, а затем и кочевого правителя (кагана), держалась на объединенной силе различных племен и родов, и в этом другая семантика звериных образов-покровителей, изображенных в комплексном образе-символе «дух Манаса». Звериные образы символизируют легитимизацию его власти уже от земли или Среднего мира, где важным звеном этого мира является человек, социальные группы и сообщества.

Разумеется, упоминаемые драконы или змеи вкомплексном символе «дух богатыря», являются сакральными образами, представлявшими в архаической мифологии Нижний мир:

Есть еще очень хорошее дело:

Длиною словно сплетенный чий,

Движется ползком дракон.

С пятнами, пестрая большая змея

Семетея трижды опоясала,

Оборачиваясь вокруг его стана

То справа налево, то слева направо.

Словно пика ее язык, на двое разделенный,

За уши богатыря закинуты        

 [10, с. 230].

Звериные образы-тотемы несут идею стремления к объединению разобщенных и разбросанных врагами всех киргизских племен и родов, а также завоеванных побежденных племен, народностей под единое начало богатыря Манаса.    

В силу такого прочтения образ-символ  «дух Манаса»  выражает идею и суть самого сюжетного повествования, то есть всего содержания эпоса, посвященного рождению, жизни и героическим подвигам, а также гибели центрального героя Манаса, показанного как объединителя современных ему образований родов и племен, различных народностей, стремящегося к освобождению от врагов-захватчиков; как организатора и правителя-хана  нового могучего кочевого государства ради дальнейшего сохранения вновь обретенной, завоеванной кровью тысячей воинов свободы и независимости.

В результате символ в своей синкретической многозначности по существу выразил главную идейно-художественную концепцию эпического повествования «Манас».

Праобраз племенного божества «духа богатыря» (или архетипа по К.Г. Юнгу), возникший в недрах коллективного подсознания, модифицируемый различными дополнительными чертами, был востребован на протяжении более чем тысячелетнего развития эпоса. В период активной рационализации мышления манасчи и его слушателей образ-символ «дух Манаса» получил свое надлежащее место в той части художественной реальности эпоса, которая обозначает трансцендентный мир. Пространство этого мира вербально отделено вспомогательными формулами начальной и конечной границы виденческого представления героев. 

В научной философии это трансцендентный мир характеризуется слиянием временных категорий прошлого, настоящего и будущего, в котором всё пребывает вечно [4, с 157]. Вот почему, глядя на Манаса-человека, персонажи-визионёры в моменты  острых переживаний вместо него видят высшую трасцендентную суть его бессмертного «духа героя-богатыря», мыслимого каганом-правителем, объединителем и освободителем.

Исследуя психические структуры коллективного бессознательного,  проявляющиеся в искусстве и культуре человечества в целом, в качестве важнейших К.Юнг выделяет несколько архетипов: «матери», «дитяти», «тени», «анимуса», «анимы», «мудрого старика», «персоны», «героя», «отца» и т.д.[11, с. 99-100].

Сакральный образ-символ «дух богатыря Манаса» (затем и «дух Саметея», «дух Гульчоро») есть киргизские варианты переживания универсального архетипа «герой» в культуре человечества по классификации К. Юнга.  В развитии киргизского национального сознания именно этот архетип-символ на протяжении долгих веков являлся высшим аксиологическим мерилом человеческой личности, воплощенный в биографии центрального героя киргизской героической трилогии.


Список литературы

1. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. – Фр.: Кыргызстан, 1990 – 480 с.
2. Гумилев Л. Древние тюрки.- 2-ое изд. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 560 с.
3. Зуев Ю.А. Древнетюркские генеалогические легенды как источник по ранней истории тюркских народов // Автореф. канд. дис… исторических наук, Алма-Ата, 1967. – 25 с.
4. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: учебное пособие для вузов [Текст] \ А.Косарев. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с.
5. Манас: Кыргыз элинин баатырдык эпосу / С. Орозбаковдун варианты боюнча. – Б.:Хан-Тенир, 2010. -1840 б.
6. Манас. / Жусуп Мамайдын айтуусунда. – Урумчу: Шинжан эл басмасы, 2012. – 1875 б.
7. Манас. / С. Каралаевдин варианты боюнча //Түз.:А. Жайнакова, А.Акматалиев.- Б.: Турар, 2010. – 1008 б.
8. Поэзия древних тюрков VI-XII веков. [/ Переводы А. Преловского. – М.: Раритет, 1993. – 170 с.
9. Сарыпбеков Р. Алмамбеттин образынын эволюциялык өнүгүшү.– Фр.: Илим, 1977. –176 б.
10. Семетей: Эпос / Жусуп Мамайдын варианты // Түз. ж-а баш сөзүн жазган К.Кырбашев. Кырг. Улут. И. А. ж. б. – Б.: Шам, 2-китеп, 1995. – 268 б.
11. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 299 с.

Расскажите о нас своим друзьям: