Русский язык | Филологический аспект №09 (89) Сентябрь 2022

УДК 811.161.1’373.46

Дата публикации 30.09.2022

Роль религиозной лексики в повести А. П. Гайдара «Школа»

Го Сюеяо
соискатель степени кандидата филологических наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань, gxy5858@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрены функционально-семантические особенности религиозной лексики в повести «Школа», которая представляет собой яркий образец художественных произведений для детей 1920-1930-х гг. В статье нами выявляются 87 религионимов и словосочетаний и даются классификация. В процессе лингвистического анализа мы отметили, что в этот период православные лексемы разнообразны, но их употребление характеризуется небольшой частотностью. Основная функция религиозной лексики в тексте – номинативная, но есть ряд контекстов, в которых она опосредованно выполняет функцию выражения интенции автора – пропаганду антирелигиозной позиции. Религиозная лексика употребляется автором как средство иронии, и ее функция сводится к речевой характеристике персонажей.
Ключевые слова: религиозная лексика, детская литература, предвоенный период, функционально-семантические особенности, интенция автора, антирелигиозная пропаганда.

The role of religious vocabulary in A. P. Gaidar's story "School"

Guo Xueyao
applicant for the degree of candidate of philological sciences, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan

Abstract: This article discusses the functional and semantic features of religious vocabulary in the story "School", which is a vivid example of fiction for children in the 1920s-1930s. In the article, we identify 87 religion names and phrases and give them a classification. In the process of linguistic analysis, we noted that during this period, Orthodox lexemes are diverse, but their use is characterized by low frequency. The main function of religious vocabulary in the text is nominative, but there are a number of contexts in which it indirectly performs the function of expressing the author's intentions – promoting an anti-religious position. Religious vocabulary is used by the author as a means of irony, and its function is reduced to the speech characteristics of characters.
Keywords: religious vocabulary, children's literature, pre-war period, functional and semantic features, author's intention, anti-religious propaganda.

Правильная ссылка на статью
Го С. Роль религиозной лексики в повести А. П. Гайдара «Школа» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/rol-religioznoj-leksiki-v-povesti-a-p-gajdara-shkola.html (Дата обращения: 30.09.2022 г.)

Художественные произведения для детей 1920-1930-ых гг. отчасти характеризуются атеистическими взглядами. Это в связи с историческими событиями, которые происходили в этот период. Повесть А. П. Гайдара «Школа», изданная в 1929 году, является ярким образцом антирелигиозной пропаганды для детей.

В последние годы возрастает интерес к изучению религиозной лексики. Выделяются аспекты изучения религиозной лексики. Изучению понятия «Религиозная лексика» посвящены работы П. А. Якимова [1], Л. Ю. Козловой [2]. Разработкой классификации религионимов занимались Ю. Н. Михайлова [3], А. М. Ильина [4], Л. М. Ившин [5]. Религиозная лексика в детской литературе, особенно в современной русской детской литературе, в основном малоизучена.

В повести «Школа» рассказывается о том, как с 1916 до конца 1918 года юноша Борис Гориков, обычный ученик, сначала становится порученцем у большевиков, а затем бойцом Красной Армии.

Религиозные лексемы, употребляемые в этой повести, можно разделить на следующие тематические группы:

Первая группа – нарицательные имена существительные:

1) религионимы, обозначающие бесплотные силы: архангел (2), ангел (1), чёрт (35), сила ада (1);

2) религионимы, называющие людей:

a. служителей церкви : клирос (‘певчие, поющие на клиросе; церковный хор’ [БТС]) (1), дьякон (2), монах (15), священник (4), отец как обращение к священнику (15), епископ (1), инок (2), поп (4), попадья (1), пономарь (1);

б. святых: угодник (1), пророк (1), святой (‘В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы’ [ТСРЯ]) (1);

в. верующих: прихожанин (1), богомолец (1), богомолка (1), старовер (1), божьи странники (2), христианин (1), церковный староста (2), крёстный (1);

3) религионимы, обозначающие объект культа: икона (7), чудотворные святые иконы (1), пресвятая икона (1), лампада (1), крещенская прорубь (1), свечка (1), колокол (7), лампадка (3), свеча (2), пасхальные перезвоны (1), риза (1), крест (2);

4) религионимы, называющие церковь и относящиеся к ней постройки: церковь (11), кладбищенская церковь (1), монастырь (2), монашеская обитель (1), колокольня (4), храм (3);

5) религионимы, обозначающие нематериальные религиозные понятия: чудо (2), видение (2), спасение своей души (1), спасение (2), лоно праведной жизни (1), богохульство (1), божеское наказание (1), душа (10), дух (8), грех (1), провидение (1), религия (1), небесные кары (1), вера (3);

6) религионимы, обозначающие церковные службы и обряды: пострижение (1), молитва (5), молебен (2), крестный ход (2), покаяние (1), проповедь (5);

7) религионимы, обозначающие религиозные тексты: молитва (3);

8) религионимы, обозначающие христианские учреждения образования: духовная семинария (1), духовное училище (1), семинария (1).

Вторая группа – собственные имена существительные или словосочетания:

  1. номинации Бога: Бог (27), Иисус Христос (1), Господь Бог всемогущ, всеблаг и всемилостив (1), Господь (6), Иисус (1), Христос (2);
  2. номинации бесплотных сил: архангел Михаил (2);
  3. номинации святых: пресвятой угодник Серафим Саровский (1);
  4. номинации предметов культа: Оранская икона Божией Матери (1), икона Саровской Божьей Матери (1), Благовещенский колокол (6);
  5. номинации культовых сооружений: Спасская обитель (1), Никольская обитель (1), Саровская пустынь (1), Спасский монастырь (1), Никольская обитель (1), Реймсский собор (1);
  6. номинации дат в церковном календаре: Пасха (2);
  7. названия произведений христианской литературы: Ветхий Завет (2).

Можно констатировать, что в повести «Школа» религиозные лексемы разнообразны, но их употребление характеризуется небольшой частотностью, большинство из них упоминается только по одному разу.

Действие первой части произведения происходит в городе Арзамасе, расположенном рядом с очень важным для православных христиан местом – городом Саровом, где подвизался почитаемый святой Серафим Саровский. Автор подчёркивает, что в городе много храмов и других религиозных сооружений, поэтому в произведении «Школа» соответствующие наименования церквей обладают высокой частотностью употребления. Религионимы этой группы выполняют в основном номинативную функцию: Город был похож на монастырь: стояло в нём около тридцати церквей да четыре монашеских обители [6].

Религионимы, обозначающие служителей церкви также выполняют номинативную функцию. Например, Нашему священнику отцу Геннадию было этак лет под семьдесят [6].

Если сравнить текст с другими произведениями предвоенного периода, следует отметить, что в повести «Школа» образы священников не обладают чёткой отрицательной характеристикой, они описаны скорее с иронией: Отец Геннадий, величественный и воодушевлённый, как пророк, вышел из класса и медленно поплыл в учительскую [6]

Герой повести «Школа» получает образование в городском училище, больше знает о религии, однако цель автора – не продемонстрировать это знание, а рассказать, как происходит становление его персонажа на пути приверженности коммунистическим идеалам, в частности – как герой присоединяется к мнению о несостоятельности религии, которое пропагандируют сторонники большевизма.

Антирелигиозные идеи высказывает солдат, принёсший семье героя вести от отца:

Так вот, кабы был Господь Бог всемогущ, всеблаг и всемилостив, как об этом в книгах пишут, пусть призвал бы он того человека и сказал ему: «А дай-ка мне ответ, для каких нужд втравил ты в войну миллионы народов?  Какая им и какая тебе от этого выгода?... Только... не любит что-то Господь в земные дела вмешиваться [6].

В семье главного героя повести мать религиозна (рассказчик упоминает, что она молится), отец, как сторонник большевиков, – атеист. Отношение к религии становится в повести признаком, по которому определяется свой/чужой. Анархист Великанов безуспешно выступает перед жителями города (о которых большевик Галка говорит: Нам здесь времени тратить нечего, потому что монахи да лабазники все равно нашими помощниками не будут! Ты погоди, вот я тебя сведу, куда мы на митинги ходим [6].) .

Отметим, что религиозная лексика в основном сконцентрирована в первой части повести, а когда герой покидает Арзамас и уходит в Красную армию, в его лексиконе эти слова практически не используются.

Можно говорить о том, что основная функция религиозной лексики в тексте – номинативная, но есть ряд контекстов, в которых она опосредованно выполняет функцию выражения интенции автора – пропаганду антирелигиозной позиции. Религиозная лексика употребляется автором как средство иронии, и ее функция сводится к речевой характеристике персонажей.


Список литературы

1. Якимов П.А. О сущности понятия «религиозная лексика» в современной лингвистике // Вестник ОГУ. – 2011. – № 11 (130). – С. 74–76.
2. Козлова Л.Ю. О некоторых особенностях религиозной лексики русского языка // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития: материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. – Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. – С. 181–185.
3. Михайлова Ю.Н. Религиозная православная лексика и её судьба (по данным толковых словарей русского языка): дис. … канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2004. – 171 с.
4. Ильина А.М. К вопросу об изучении религиозной лексики: теоретический и практический аспекты // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. – 2020. – № 1. – С. 92–100.
5. Ившин Л.М. Тематическая классификация религиозно-христианской лексики русско-удмуртских словарей Г. Е. Верещагина // Ежегодник финно-угорских исследований. – 2021. – Т. 15. – № 2. – С. 214–221.

Список источников
6. Гайдар А.П. Школа. – URL: https://skazki.rustih.ru/arkadij-gajdar-shkola/?ysclid=l74qrwqxxq768439759 (дата обращения: 20.07.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: