Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №4 (48) Апрель 2019

УДК 82-31

Дата публикации 25.04.2019

Особенности организации сюжетной линии «Сал Парадайз – Дин Мориарти» в романе Дж. Керуака «В дороге»

Школьская Анна Олеговна
преподаватель кафедры иностранных языков, ВА ВПВО ВС РФ, РФ, г. Смоленск, ellffff@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей организации сюжетной линии «Сал Парадайз – Дин Мориарти» и соответствующего комплекса мотивов в романе американского писателя Дж. Керуака «В дороге». Данная сюжетная линия является важнейшей в романе, вокруг нее организуются другие сюжетные линии и выстраивается комплекс мотивов. Цель статьи – показать, каким образом организована важнейшая сюжетная линия романа, какие мотивы в нее включены. Дается характеристика главного героя Дину Мориарти и и герою-нарратору Салу Парадайзу, рассматриваются изменения в их образах (характерах), что также напрямую связано с развитием сюжета. При написании данной работы были использованы исследования ведущих ученых в этой области литературоведения (А.Н. Веселовский, Ю.М. Лотман, С.Н. Бройтман).
Ключевые слова: сюжет, фабула, событие, травелог, мотив пути, мотив поиска, мотив любви

Features of the organization of the story line "Sal Paradise and Dean Moriarty" in the novel by Jack Kerouac “On the road”

Shkolskaya Anna Olegovna
teacher of Foreign languages department, Military Academy, Russia, Smolensk

Abstract: The article is devoted to the analysis of the features of the organization of the story line "Sal Paradise and Dean Moriarty" and the corresponding complex of motives in the novel by the American writer John Kerouac “On the Road”. This story line is the most important in the novel, other story lines are organized around it and a complex of motives is built. The purpose of the article is to show how the most important story line of the novel is organized, what motives are included in it. The characteristic of the main character Dean Moriarty and the hero-narrator Sal Paradise is given, the changes in their characters are considered, which is also directly related to the development of the plot. During the writing of this article we used the researches by the leading scientists in this field of literary study (A. N. Veselovsky, Y. M. Lotman, S. N. Broitman).
Keywords: narrative, plot, event, travelogue, path motive, search motive, love motive.

Крупнейшие российские литературоведы (А.Н. Веселовский, Ю.М. Лотман, С.Н. Бройтман и другие) занимались разработкой теории сюжета и мотива. А.Н. Веселовский в своем фундаментальном труде «Историческая поэтика» рассматривает сюжеты как «сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности» [1, с. 302]. Под мотивом ученый понимает «простейшую повествовательную единицу…» [1, с. 305], элементарную и неделимую часть сюжета и указывает на ее важнейший признак – схематизм. Таким образом, по А.Н. Веселовскому, сюжет представляет собой комплекс мотивов, которые являются его неотъемлемыми элементами.

Б.В. Томашевский называет сюжетом «художественно построенное распределение событий в произведении» [5, с. 180]. Ю.М. Лотман рассматривает событие как основополагающий элемент сюжета: «В основе понятия сюжета лежит представление о событии» [3, с. 280]. Таким образом, сюжет представляет собой цепь различных событий, то есть выступает в качестве «субсистемы эпизодов» [4, с. 32].

Сюжетная и мотивная структура романа является многоаспектной. Название произведения «В дороге» указывает на важнейший мотив произведения – мотив пути (лейтмотив всей книги). И это не только физическое преодоление географического пространства друзьями, но и его ментальное преодоление: это путь к Богу, истине, любви и дружбе.

Главная сюжетная линия романа связана с двумя действующими лицами: Салом Парадайзом и Дином Мориарти. Эта сюжетная линия не является линейной: определенные события могут ее прерывать; параллельно развивающиеся  сюжетные линии, которые сложно назвать второстепенными по своей значимости, также оказывают влияние на развитие главной линии. Но именно с ней связан мотив пути: «С появлением Дина Мориарти начался тот период моей жизни, который можно назвать жизнью в дороге» [2, с. 5]. Таким образом, для героев это не просто путешествие по новым местностям, эта самая настоящая жизнь. Именно это время для героя-нарратора Сала Парадайза наполнено целым рядом замечательных событий, влюбленностей, побед и разочарований.

 Герои путешествуют по городам Америки, а в последней главе романа отправляются в Мексику. Если первая глава книги, описывающая путешествие Сала в одиночку, создает ощущение неспешно текущего времени, достаточно медленно развивающихся событий, то последующие главы, в которых Сал путешествует с Дином, характеризуются стремительностью описываемых событий. События моментально сменяют друг друга: например, размеренное празднование Салом Рождества в доме его брата Рокко в Тестаменте с приездом Дина сменяется «полнейшей неразберихой» [2, с. 134]. Дом Рокко и его семьи наполняется шумом и безумием Дина и, кажется, мгновение спустя (такой быстрый оборот принимает описание событий), Сал с друзьями уже оказывается в доме своей тетушки в Патерсоне.

Характер Сала и Дина прослеживается и в речевом построении произведения: описанию событий, связанных исключительно с Салом, соответствует более медленный темп изложения событий, размеренность мысли, описание же Дина и его приключений сопровождается  быстрым темпом и отрывистостью. Энергия Дина и его постоянная спешка подчеркивается использованием следующих глаголов: «вскочил», «выскочил из машины», «впрыгнул в машину», «ворвался в здание вокзала», «яростно жестикулировал» и другие.

Если в первой главе романа Дин предстает перед нами несерьезным и легкомысленным молодым человеком, то во второй главе книги его рассуждения приобретают уже более зрелый характер, появляется мотив поиска Бога: «Мне попросту не хватает времени объяснить, откуда я знаю, да и откуда ты знаешь, что Бог есть» [2, с. 145 – 146]. Мотив поиска любви, а не только мимолетного удовольствия также начинает прослеживаться в речах Дина: «Я все молил и молил Мерилу понять, что между нами вечная, мирная, чистая любовь» [2, с. 148].

Мотив пути связан с мотивом поиска отца Дина – Старого Дина Мориарти. Если Дин по-сыновьи мечтает отыскать давно потерянного отца, то для Сала этот мотив сопряжен с поиском своих корней, истоков и, возможно, дальнейшего смысла жизни. Герой-повествователь видит в отце Дина прародителя, встреча с которым открыла бы ту истину, к которой стремится Сал. 

Сюжетная линия, описывающая взаимоотношения Дина и Сала, представляет особый интерес не только потому что посвящена двум главным героям, но и состоит из целого ряда значимых событий. В первую очередь, нас интересуют события, меняющие внутренний мир героев, их отношение друг к другу. Переломным моментом мы можем считать событие, произошедшее в конце второй главы романа: прибыв в Сан-Франциско, Дин оставляет Сала и Мерилу без денег в чужом городе. Сал осознает предательство друга, его легкомысленное отношение к дружбе и любви и заключает: «В тот год я потерял веру в него. В Сан-Франциско я пробыл неделю и никогда больше не чувствовал себя таким разбитым» [2, с. 210]. Изменения, происходящие в сознании героя, его чувство одиночества, отчаяния и потерянности ярко иллюстрируются философскими рассуждениями о всемирном змее, докторе Саксе и Сущности Разума. На улице Сан-Франциско, отчаявшийся и разочарованный предательством друга и Мерилу, Сал переживает что-то вроде клинической смерти: «Я ощутил сладкое, головокружительное блаженство, словно в вену мне ввели большую дозу героина, словно от бросающего в дрожь большого глотка вина предвечерней порой» [2, с. 212].

Возвращение Дина не вызывает радости измученного Сала. Теперь герой-нарратор явно осознает безумие и ненадежность друга и возвращается домой, получив ветеранский чек. Вторая глава заканчивается важными словами: «Каждый из нас думал, что мы никогда больше не увидимся, и каждому было на это наплевать [2, с. 218].

Третья глава романа начинается с описания внутреннего кризиса героя-повествователя, который мы можем связать с мотивом поиска своих корней. Герой чувствует разочарование и видит крушение своих надежд: он осознает собственное одиночество («Я был одинок» [2, с. 219]), сожалеет о расставании с Терри из-за расовых предрассудков («Всю жизнь меня обуревало честолюбие белого человека. Именно поэтому я покинул в долине Сан-Хоакин такую замечательную женщину, как Терри» [2, с. 220]).

Сал Парадайз, а в его лице и все поколение битников, признается в потере своих корней, самоидентичности, а значит и потере жизненных ориентиров. Это было свойственно многим разочарованным молодым людям Америки середины XX века. Сал признается, что хотел бы стать негром или денверским мексиканцем, которые близки своей земле и своей истории. Обретение своих корней для героя представляется возможным только с помощью Дина и Мерилу, которых он сравнивает с «потрепанными жителями округи» [2, с. 220]. Обида на Дина и Мерилу сменяется желанием найти их и с их помощью постараться обрести себя.

С течением времени отношение Сала к Дину меняется, и появляются отцовские нотки, беспокойство за друга. Сал осознает, что его собственная жизнь зависит от того, как складывается жизнь Дина, который, в свою очередь, тоже начинает чувствовать заботу Сала о себе: «Наверное, это был переломный момент нашей дружбы, когда Дин осознал, что я и в самом деле часами думаю о нем и его бедах» [2, с.232].

Мотив поиска смысла жизни (в рамках рассматриваемой нами сюжетной линии) неразрывно связан с темой джазовой музыки. Именно в импровизационной составляющей джаза заложена, по мнению битников, основа жизни: стремительность, непредсказуемость, страсть. Невероятным поклонником джаза в романе является Дин Мориарти, страсть к этой музыке он прививает и своим друзьям, в том числе Салу. В том, как неистово импровизирует на рояле Долговязый Гэйлард, поет Абажур и Кони Джордан, играет гарлемский саксофонист и неподражаемый Джордж Ширинг  для Дина заключается смысл всей жизни – безумный полет, который может закончиться в любую минуту, но тем он и прекрасен.

Таким образом, главной сюжетной линией романа Дж. Керуака «В дороге» является сюжетная линия «Сал Парадайз – Дин Мориарти», которая организует другие сюжетные линии произведения и на примере которой прослеживаются важнейшие мотивы книги. Мотив пути является лейтмотивом произведения, большинство событий книги происходит в дороге. Мотив поиска отца-прародителя также проходит через все произведение, но герои так и не находят отца Дина, а значит они вынуждены будут продолжить поиски самих себя и своих корней. Мотив поиска любви по-разному реализуется в романе: в пятой главе мы узнаем, что Дин решает вернуться к Камилле и дочкам, а по соседству поселить свою третью жену Инес. Обретением личного счастья заканчивается этот мотив для Сала, который встречает Лауру и влюбляется в нее. Мотив безумия Дина особенно четко проявляется в конце произведения (элементы этого мотива мы находим и на протяжении романа: Дин не единожды называется безумным и сумасшедшим). Читателю не сообщаются подробности болезни Дина, но Сал отмечает: «Говорить он уже разучился» [2, с. 375].

Заключительная глава романа наполнена грустью. Дин и Сал расстаются на улице у машины Реми Бонкура. В строках: «В последний раз я увидел его при странных и грустных обстоятельствах» [2, с. 377] мы можем увидеть завершение сюжетной линии Сал Парадайз – Дин Мориарти.


Список литературы

1. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 648 с.
2. Керуак Дж. В дороге. – СПб.: Азбука, 2013. – 384 с.
3. Лотман М. Ю. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. – СПб.: Искусство – СПБ, 1998. – С. 14 – 285.
4. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы // Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Том 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.
5. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 335 с.

Расскажите о нас своим друзьям: