Фольклористика | Филологический аспект №03 (107) Март 2024
УДК 5.9.4.
Дата публикации 29.03.2024
Обско-угорский игровой фольклор в современных условиях
Новьюхова Галина Борисовна
научный сотрудник фольклорного центра, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Novyukhova.galya@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена играм обско-угорских народов, где игры являются одной из самых актуальных тем. Цель данного исследования определить, как жизнь детей отражается в игровой деятельности, какие качества они развивают у данного народа в целом. С помощью игровой деятельности необходимо реализовать опыт по воспитанию ребенка в современном обществе. Обско-угорские игры в воспитательном процессе выступают как эффективное формирование и развитие личности детей.
Ключевые слова: игровой фольклор, игры, этнопедагогика, изучение хантыйских игр.
is a researcher at the Folklore Center Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development, Khanty-Mansiysk
Abstract: The article is devoted to the games of the Ob-Ugric peoples, it is worth noting that games are one of the most relevant topics. The purpose of this study is to identify how children's lives affect play activities, and what qualities they develop in this nation as a whole. With the help of play activities, it is necessary to realize the experience of raising a child in the modern world. The Ob-Ugric games in the educational process act as an effective formation and development of the personality of children and their moral and volitional qualities.
Keywords: game folklore, games, ethnopedagogy, study of Khanty games.
Новьюхова Г.Б. Обско-угорский игровой фольклор в современных условиях // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (101). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/obsko-ugorskij-igrovoj-folklor-v-sovremennykh-usloviyakh.html (Дата обращения: 29.03.2024)
В XX веке уникальные этнические культуры и языки северных народов оказались на грани исчезновения. Одной из ключевых задач нашего времени является сохранение языков и культурного наследия коренных народов. Все усилия по защите их культурного наследия и родного языка должны быть направлены в первую очередь на детей – дошкольников и младших школьников, и это является приоритетом в решении данной проблемы. Включение и интеграцию этнокультурного содержания в образовательные программы (дошкольного, школьного, дополнительного и досугового образования), такие эффективные средства, как игры (народные забавы и конкурсы, детский фольклор), интерактивные методы и информационные технологии [1].
Народная игра – это механизм передачи традиций народной культуры и практического закрепления базовых знаний, необходимых в дальнейшей жизни. Многообразие таких игр имеют множество уровней развития логики и мышления детей, они способствуют многогранной личности и, как правило, обеспечивают полный комплексный подход в развитии ребенка [2].
Детский игровой фольклор – наиболее доступный и понятный детям вид деятельности. Знакомство со словесным искусством, составляющим основу народных традиций воспитания, на ранних этапах становления личности ребенка способствует его целостному развитию, дает новую и полезную информацию. Народные игры развивают внимание и память, логику и мышление, зрительно-моторную координацию и познавательную активность. Только в играх легче усваиваются новые знания.
Сегодня игровые технологии как никогда широко представлены в арсенале средств обучения. Игровая технология – это прием и метод в образовательном процессе в форме различных игр, и познавательная активность таких детей провоцирует их на самостоятельный поиск ответов на вопросы, которые позволяют им использовать свой жизненный опыт (жизненные представления о чем-либо). Концептуальная основа, представленная ниже, выделяется как игровая деятельность: 1) базовые потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации лежат в основе психологических механизмов игровой деятельности; 2) игра – одна из форм психогенного поведения и является внутренним, неотъемлемым свойством личности (Д. Н. Узнадзе) [11]; 3) игра – это пространство для «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения им социальных установок (Л.С. Выготский) [4]; 4) игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев) [7]; 5) игра может быть захватывающей для всех возрастов, но для разных возрастов она имеет разные характеристики.
Метод детских игр развивается из игры, содержанием которой является используемый объект и взаимоотношения друг с другом, такое социальное поведение преследует правила отношений между людьми, поэтому необходимо применять следующие дидактические принципы:
– в игре взрослые выступают на равных с детьми и играют одну из игровых ролей;
– игры стимулируют познавательную активность детей и «провоцируют» их на самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы;
– игра опирается на жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о вещах;
– игровой процесс вариативен, он не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
– игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей необходимых навыков и умений, приобщения к культурным ценностям и получению новых знаний;
– для детей характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы, поэтому они легко вовлекаются в игровую деятельность [5, с. 6].
Сущность игры с педагогической точки зрения заключается в том, что это не есть обычная, реальная жизнь, а условность, специфически содержащаяся в реальности. Ее особенность выражается в свободном проявлении человеческой активности. Игры не могут быть навязаны ни физически, ни морально. Как самостоятельный вид деятельности игра наиболее полно проявляется в жизни ребенка. Игра – это стихийное воспитательное учреждение для детей, где они знакомятся с окружающей действительностью и получают стимулы для развития знаний, опыта, коммуникативных навыков, воображения и творческого мышления. Функции игры в жизни человека разнообразны:
– моделирует жизненные ситуации борьбы и соревнования;
– создаются условия для сотрудничества и взаимопомощи;
– участники обычно собираются вместе и образуют (пусть и временное) сообщество, которое сохраняется и после окончания игры;
– проявляются личные качества игроков, такие как ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, общительность и честность (игра вне правил осуждается как детьми, так и взрослыми);
– несмотря на то, что действие происходит в рамках правил, это дает простор для фантазии и импровизации;
– в играх личности могут проявлять положительные качества, которые не использовались бы в повседневной жизни.
Игра – это всегда развлечение, веселье, соревнование, стремление каждого участника к победе, и в то же время игра – самый сложный вид детского фольклора. Игра является одним из средств поддержания и восприятия познавательных интересов на ранних этапах личности ребенка.
В культуре обско-угорского народа игры были исследованы Т. В. Волдиной, ею были опубликованы следующие работы: Напольные игры обских угров с камешками и палочками, 2018 [8]; Обско-угорские игры с косточками и другими роговидными материалами, 2019 [1]; Обско-угорские игры для развития мыслительных способностей, игрушки «для думания», 2020 [3]. Помимо этого, были разработаны учебные пособия по словесным играм и пальчиковым играм: Обско-угорские словесные игры (авторы-составители: О. Д. Ерныхова, М. В. Кумаева, Г. Б. Новьюхова, Л. Н. Панченко), 2021 [6]; Пальчиковые игры, (авторы-составители: О. Д. Ерныхова, М. В. Кумаева, И. М. Молданова, Л. Н. Панченко), 2022 [9].
В пособии по играм для развития мыслительных способностей представлены такие игры как игры с веревочкой, головоломки, которые направлены на логическую память и мышление. Помимо этого, в пособии приведены игры и других народов, которые показывают древнее происхождение межкультурных связей и игровые традиции.
Развитие и мышление детей происходит в разных направлениях, и те обско-угорские игры, которые включены в пособие, можно разделить на несколько типов в зависимости от их характеристик:
- Игры для развития зрительной памяти и визуального мышления (например, выстраивание силуэтов животных и птиц с помощью палочек);
- Соревнования для развития логического и математического интеллекта и абстрактного мышления;
- Игры для развития слуховой памяти (игра «Эхо»);
- Веселые занятия (игры с веревкой) для развития творческого мышления;
- Разгадывание и решение задач (головоломки), развивающие быстроту реакции, внимание, сообразительность и находчивость;
- Игры, направленные на изучение существенных признаков явлений и предметов и развивающие пространственное мышление;
- Соревнования, направленные на развитие прогностических навыков и стратегического мышления (народные «шахматы») [3, с.8-9].
В учебном пособии по словесным играм дается классификация и рекомендация по играм со словами и звуками, в словесно-сюжетно-ролевых играх с использованием слов. Таким образом, игры становятся способом обучения и принимают дидактическую форму, поскольку они четко определяют задачи, правила игры, действия и учат педагога или воспитателя, как их выполнять. Педагог применяет имеющиеся знания в процессе игры, которые усваиваются, систематизируются и обобщаются [6].
Одной из актуальных проблем современной России является приобщение детей к истокам национальной культуры и воспитанию интереса к этническим традициям. Этнокультурное образование – это комплексный подход передачи подрастающему поколению ценности, преобразование этнокультурных и культурно-исторических традиций, понимание принадлежности к своему народу, воспитанию, как духовной и обогащающей личности.
Национальные традиции играют решающую роль в нравственном воспитании. Если ими пренебрегать, то люди просто перестают ассоциировать себя с судьбой своей страны и своего народа, перестают уважать ее святость. Как следствие, молодые люди не будут чувствовать себя ответственными за судьбу своей Родины и своих соотечественников. В связи с этим традиционная педагогическая культура и народная педагогика сегодня как никогда необходимы для воспитания детей.
Этнопедагогика включает в себя ряд эффективных средств в обучении и воспитании школьников. Одним из них является игра, по мнению В.А. Сухомлинского, игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей [12]. Ведь игры связаны с танцами, пением, загадками, метанием, письмом и другими видами народного творчества. Игра также играет решающую роль в формировании дружеских отношений, самостоятельности и положительного отношения к труду. Через игру обеспечивается воспитательное воздействие на формирование личности ребенка. Игру интересно сравнить с гигантским окном света. Игра – это та искра, которая зажигает пламя пытливости и любознательности. В результате игры становятся уникальным жизненным уроком. Это происходит потому, что с помощью игр дети учатся общаться с другими людьми [10, с. 216].
Знакомство детей с фольклором и бытом обско-угорских народов способствует воспитанию у подрастающего поколения интереса и уважения к культуре. В связи с этим у детей расширяется кругозор, развитие художественного чувства, формирование этнической и национальной культурной самобытности (ханты и манси), гуманистические традиции своей культуры и своего народа, что приводит к уважению и защите любви к малой родине, на которой они живут.
Национальные игры обладают следующими особенностями:
– в них в определенной степени присутствуют элементы трудовой деятельности;
– ориентированы на развитие творческого мышления;
– носят коллективный характер;
– приучают к общению со сверстниками, учат взаимопомощи и поддержке;
– способствуют проявлению и развитию организаторских способностей;
– развивают у детей чувство дружбы и товарищества.
В 2023 году опубликован сборник сценариев «Хантыйские фольклорные праздники для детей», авторами-составителями являются О. Д. Ерныхова, Г. Б. Новьюхова, С. А. Попова. В сборнике сценариев представлены календарно-обрядовые праздники народа ханты, а именно: «Вороний день», «Праздник Трясогузки» и т.д., которые имеют сезонный характер. Весь материал дан на хантыйском языке с переводом на русский язык, а также воспроизведён в аудиоформате на хантыйском языке. Сценарий начинается с хантыйской мелодии, приветственного слова, педагог с помощью куар кода подключает хантыйскую песню. Далее дети знакомятся с приметами, загадками, национальными танцами, стихотворениями, школьники заранее готовят сценарий сказки, дети показывают ее в театрализованном виде. Включены подвижные и пальчиковые игры, игры на развитие логики и мышления, что очень нравится детям [13, с. 2]. Развитие интереса к народным праздникам вызывает желание использовать элементы в самостоятельной педагогической деятельности. Помогает понять особенности культуры людей, воспитывает эмоционально-положительное отношение к представителям хантыйского народа.
Реализация игр считается настоящей народной мудростью, так как они показывают разные стороны людей, в то же время влияют на физическое развитие, трудовое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Социальный и культурный потенциал национальной игры состоит в том, что игра направляет человека на конкретную систему ценностей, объединяет у него навыки общественного поведения. Народ интуитивно понимал особую важность и педагогическую ценность игр и поэтому предпринимал все меры для их сохранения и передачи следующим поколениям [9].
Сама игра важна не только в педагогике, но и жизнедеятельности человека. А многообразию и широте игровых форм, возможности проникновения игровых начал в различные сферы человеческой жизни можно только удивляться. Главная задача педагогов – научить детей играть активно и самостоятельно. Затем они учатся координировать свое внимание в любой игровой ситуации, находить выходы из критических ситуаций, быстро принимать решения и проявлять инициативу.
Необходимым этапом изучения любых явлений, в том числе и народных игр, является их систематизация. Для этого могут использоваться различные основания:
– места бытования игры;
– организационные группы игры;
– принадлежности национальных предметов;
– продолжительность игр и др.
Из всего следует сделать вывод, что детям очень нравится играть в старинные игры. Опыт показывает, что через некоторое время, дети чувствуют себя более раскрепощено, свободно, так как понимают происходящее. Благодаря игровому фольклору дети активно расширяют свой словарный запас, понимают разговорную речь в повседневной жизни. У ребенка расширяется представление об окружающем мире и повышается познавательная активность. В групповых играх дети учатся организовывать свои мысли. У детей улучшаются двигательные навыки в повседневной жизни и в продуктивной деятельности [17].
В традиционных играх нет деления на исполнителей и зрителей. На занятиях и на праздниках родители также принимают активное участие. Стоит отметить, что игры отражают образ жизни людей, их труд, национальные обычаи, смелость, движение, находчивость, стремление к победе и т.д. Обско-угорские игры и игровые предметы являются важнейшим видом деятельности, собравшие в себе качества всех этнических культур. В играх ханты и манси отражена неразрывная связь с окружающей природой, образ жизни и традиционное мировоззрение. Содержание и тематика обско-угорских игр для детей отражают традиционный быт народа, имитируют социальные, семейные отношения и хозяйственную деятельность.
Список литературы
1. Волдина Т.В. Обско-угорские игры с косточками и другими роговидными материалами: Учебно методическое пособие. – Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2018. – 80 с.
2. Волдина Т. В. История изучения игровой культуры обских угров / Norwegian Journal of Development of the International Science. – № 86. – 2022. – С. 3-8.
3. Волдина Т. В. Обско-угорские игры для развития мыслительных способностей, игрушки «для думания»: Учебно-методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2020. – 72 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004 – 512с.
5. Игровые практики и технологии в культурно-образовательном пространстве коренных народов Югры: учебно-методическое пособие / Коллектив авторов: Т. В. Волдина, Т. В. Гильц, О. Ю. Динисламова, Л. В. Захарова, В. Ю. Кондин, В. К. Ледков, Т. В. Любавина, Н. А. Молданова, В. Г. Фанова, О. В. Хандыбина. Тюмень: ФОРМАТ-72, 2023. – 196 с.
6. Обско-угорские словесные игры: учебно-методическое пособие / авторы-составители: О. Д. Ерныхова, А. Д. Каксин, М. В. Кумаева, Г. Б. Новьюхова, Л. Н. Панченко. – Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2021. – 84 с.
7. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.
8. Напольные игры обских угров с камешками и палочками: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Т. В. Волдина. – Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2018. – 56 с.
9. Пальчиковые игры обских угров: учебно-методическое пособие / авторы-составители: О. Д. Ерныхова, М. В. Кумаева, И. М. Молданова, Л. Н. Панченко. – Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2022. – 88 с.
10. Снопова Т. К. Использование народной игры в современном учебно-воспитательном процессе / Сибирский педагогический журнал. – № 10. – 2007. – С. 215-220.
11. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004 – 413 с.
12. Сухомлинский В. А. О воспитании. М: Изд-во политической литературы, – 1985. – 270 с.
13. Хантыйские фольклорные праздники для детей: сборник сценариев / авторы-составители: О. Д. Ерныхова, Г. Б. Новьюхова, С. А. Попова. – Тюмень: ФОРМАТ-72, 2023 – 90 с.
14. Гурьянова А.А. Методическая разработка «Роль игрового фольклора в воспитании подрастающего поколения» // Образовательная социальная сеть, 2023. 4 с. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2023/02/06/metodicheskaya-razrabotka-rol-igrovogo-folklora-v (дата обращения 15.03.2024).
15. Волдина Т. В. Игра как элемент традиционной культуры обских угров (напольные игры с камешками и палочками: сравнительно-сопоставительный анализ) // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 3. С. 503–524. Режим доступа: https://vestnik-ugrovedenia.ru/ru/content/игра-как-элемент-традиционной-культуры-обских-угров-напольные-игры-с-камешками-и-палочками-сравнительно-сопоставительный-анализ (дата обращения 15.03.2024).
16. Снопова Т.К. Использование народной игры в современном образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2007. №10. С. 215-220. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_18894844_76807534.pdf (дата обращения (15.03.2024).
17. Иванова А. М. Методическая разработка «Игровой фольклор как средство формирования и развития речи у детей дошкольного возраста» // Городской конкурс образовательных проектов «Мир дошкольника – первый опыт – 2022». 2022. 34 с. Режим доступа: https://mosmetod.ru/files/Doshkolniki/Мир_дошкольника_2022/424086_10_96.pdf (дата обращения 27.03.2024).