Русская литература | Филологический аспект №9 (29) Сентябрь, 2017
УДК 82.01
Дата публикации 18.09.2017
Образ Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Балахонова Анастасия Александровна
Студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Христова Татьяна Юрьевна
Студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Аннотация: В статье рассматривается особенность главной героини, Веры Павловны, в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Ключевые слова: Н.Г. Чернышевский, роман, Вера Павловна, герой
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Abstract: The article examines the feature of the main character, Vera Pavlovna, in the novel by N.G. Chernyshevsky "What to do?".
Keywords: N.G. Chernyshevsky, a novel, Vera Pavlovna, a hero
Творческое наследие писателя Н.Г. Чернышевского занимает важное место в русской литературе.
Примечательно, что самым ярким творческим подвигом писателя, считается его произведение о «новых людях» – роман «Что делать?».
В центре произведения писателя-революционера находится провинциальная девушка, Вера Павловна Розальская, эволюционирующая до хозяйки швейных мастерских и врача (на протяжении всего романа).
Так, с помощью данной героини, Н.Г. Чернышевский «подсказывает» ответ читателям на вопрос, поставленный в заглавии романа – делать нужно все, ради собственного счастья, не причиняя вреда другим, стараться осчастливить других людей благодаря свободному и полезному труду и доброму сердцу.
Примечательно, что герой поэта является отражением идеалов Н.А. Некрасова и неким «символом» мировоззрения поэта с его ярко выраженной гражданской патетикой [3, с. 99].
Так чувство гражданственности всегда был неотъемлемой характеристикой как самого поэта, так и его лирических произведений. Например, в стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов писал о предназначении поэта-гражданина и его «долге» перед страной:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан [2, с. 117].
Данные слова можно считать лейтмотивом творческих взглядов Н.А. Некрасова и поэтическим «кредо» его творчества.
Особенност лирического героя в стихотворениях Н.А. Некрасова заключается в том, что зачастую он отождествляется с самим поэтом, но остается «индивидуальностью» – «рупором идей» поэта: быть верным отечеству, служить народу верой и правдой.
Интересно, что именно лирический герой Н.А. Некрасова выражает сочувствие бедственному положению народных масс и призывает его к активным методам сопротивления – к борьбе [3, с. 100].
Итак, лирический герой стихотворений Н.А. Некрасова негодует на тех, кто ущемляет права простого и обездоленного народа (к примеру, управляющий из стихотворения «Забытая деревня», несправедливый помещик – «Родина»):
Тем был бы хуже твой удел,
Когда б ты менее терпел [2, с. 85].
Важно отметить, что большинство стихотворений Н.А. Некрасова отличаются по написанию «народным духом», передавая крестьянский язык, быт простых людей, их чувства и переживания, особенности речи. К данной группе стихотворений можно привести следующие примеры: «Знахарка», «Катерина», «Зеленый шум».
Другое тематическое звено в творческом наследии Н.А. Некрасова составляет интимная лирика. Ее отличительными чертами являются философичность, замкнутость и пессимистичность лирического «Я», богатая чувственная сфера лирического героя. К данной группе относятся такие стихотворения как «Демону», «Давно отвергнутый тобой…», «Как ты робка, как ты послушна…» [1, с. 22].
Нельзя не отметить, что муза русского поэта отождествляла свои «страдания» с горестями простого народа России:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!» [2, с. 59-60].
По форме и содержанию многие лирические произведения Н.А. Некрасова схожи с песенными жанрами, отражающими «душевную» сторону простого народа. К ним можно отнести такие произведения как «Песня Еремушке», «Песня о свободном слове». Разговорность, напевность часто встречаются в лирике Н.А. Некрасова.
Завершающим «итогом» творческой деятельности Н.А. Некрасова-лирика можно считать стихотворение «Элегия»: важность посвящение стихов народу.
Таким образом, Вера Павловна, героиня романа «Что делать?» стала отражением идеалов Н.Г. Чернышевского и «символом» мировоззрения писателя с его ярко выраженной революционной патетикой.
Список литературы
1. Бойко, М. Лирика Н.А. Некрасова / М. Бойко // Художественная литература. – 1977. – № 11. – С. 17-23.
2. Некрасов, Н.А. Избранные стихотворения. – [Текст] – 1981. – 532 с.
3. Скатов, Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Некрасова/ Н.Н. Скатов // Мир литературы. – 1985. - № 3. – С. 97-105.