Журналистика | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы

УДК 070

Дата публикации 15.07.2019

Мультимедийный сторителлинг в современной российской журналистике

Болдина Ксения Александровна
Кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры журналистики ИФИЖ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, olesova@yandex.ru

Аннотация: В статье дается определение термина «мультимедийный сторителлинг», разбираются его основные базовые и поддерживающие элементы, выделяемые с точки зрения содержания и дизайна. Раскрываются особенности современных российских мультимедийных историй на примере проектов таких СМИ, как Lenta.ru, «Коммерсантъ», «Первый канал», «ИТАР-ТАСС» и других. Сторителлинг рассматривается как жанр и инструмент вовлечения читательского внимания в журналистский материал в условиях информационной зашумленности, высокой конкуренции среди различных СМИ и постепенной перестройки российской структуры медиапотребления в сторону уменьшения традиционных и увеличения объема новых медиа.
Ключевые слова: сторителлинг, мультимедийный сторителлинг, нарратив, структура медиапотребления, лонгрид, мультимедийная журналистика, интернет-журналистика, интернет-СМИ

Multimedia storytelling in modern Russian journalism

Boldina Ksenia Aleksandrovna
PhD in Political science, Senior lecturer in Department of journalism in NNGU, Nizhniy Novgorod, Russia

Abstract: The article gives a definition of the term "multimedia storytelling", examines its basic and supporting elements allocated in terms of content and design. The features of modern Russian multimedia stories are revealed on the example of such media projects as Lenta.ru, Kommersant, channel One, ITAR-TASS and others. Storytelling is considered as a genre and a tool for involving readers ' attention in journalistic material in the conditions of information noise, high competition among various media and gradual restructuring of the Russian structure of media consumption in the direction of reducing traditional and increasing the volume of new media.
Keywords: storytelling, multimedia storytelling, narrative, the structure of media consumption, longed, multimedia journalism, online journalism, online media

Рассказывание историй в человеческой культуре на протяжении многих тысяч лет продолжает занимать особое положение и выполнять сразу несколько социально значимых функций: обобщать опыт прошлых поколений, сохранять и передавать базовые знания о морально-нравственных установках, проводить воспитательную работу посредством объяснения подрастающему поколению сути категорий «добродетель» и «порок», демонстрировать нужные в тот или иной период развития общества правильные образы государства, гражданских институтов и отдельных лидеров, а также формировать представления индивида об объективной картине мира инструментами публицистики. Формат «истории» практически не перерождается с содержательной точки зрения, сохраняя классическую драматическую структуру, воплощенную в таких обязательных элементах, как завязка, развитие сюжетной линии, кульминация как наивысшая точка формулирования авторской идеи и выводы, выступающие констатацией актуального среза окружающей действительности.

В то же время неизменность формата «истории» не предполагает статичность объекта, на который она направлена. С активным развитием цифрового пространства и формированием новых ценностных ориентиров развивающегося информационного общества в практике изучения коммуникационных процессов теряет актуальность термин «массовая аудитория», на смену которому приходит отдельно взятый «пользователь», характеризующийся в первую очередь крайней степенью самостоятельности выбора контента. В современных условиях информационной пресыщенности, которая усугубляет развитие и укоренение клипового мышления, наиболее острой проблемой становится вовлекаемость индивида в контент. Поверхностное чтение новостей, беглое изучение повестки дня по заголовкам топа поисковых систем, низкий уровень доскролливания статей – все это следствие не столько социальной апатии, сколько большого объема информационного шума, усиливающегося под воздействием как традиционных, так и новых каналов распространения контента, включая блогосферу и мессенджеры.

По данным сервиса редакционной аналитики «Медиатор», в 2018 году только половина всех пользователей сети Интернет дочитывала статьи до конца, а среднее время чтение материалов составило 1 минуту 52 секунды. При этом по уровню прочтения одного текста первое место заняли развлекательные издания (50,5% прочтений), второе – региональные тематические издания (47,1% прочтений), третье – федеральные новостные издания (44,3% прочтений), четвертое – региональные новостные издания (41% прочтений), и пятое – федеральные тематические здания (38,6% прочтений) [1]. Приведенные результаты исследования демонстрируют уровень вовлекаемости в контент современного пользователя ниже среднего даже в условиях упрочняющегося лидирующего положения сети Интернет на российской карте медиапотребления, о котором свидетельствуют данные за 2018 год Исследовательского центра компании «Делойт». По результатам исследования «Медиапотребление в России – 2018», основным источником информации для респондентов всех возрастных категорий стали новостные, аналитические и официальные сайты в Интернете. На втором месте для граждан большинства возрастных категорий по-прежнему остается телевидение. Также в исследовании отмечается сохранение устойчивой тенденции к снижению чтения печатных СМИ [2]. Таким образом, при максимальной доступности множества самых разных источников информации, индивид обращается лишь к их незначительной части и потребляет контент обрывочно, зачастую удовлетворяясь считыванием сути сообщения по заголовкам и подзаголовкам материала.

В такой ситуации наиболее эффективным инструментом возвращения пользовательского внимания многие медиа избрали именно прием рассказывания историй, что совершенно логично с когнитивной точки зрения, ведь нарративная психология утверждает, что нам проще воспринимать собственную жизнь по законам сюжета. Тем более, что жизни «самой по себе» не существует: мы с детства составляем представление о мире, основываясь на рассказах значимых для нас людей [3], книг, а затем и журналистских историй. При этом главная ценность нарратива как инструмента вовлекаемости заключается в том, что он не пытается объективно оценивать произошедшее: событие становится неразрывно связано с интерпретацией [3], и потому воспринимается индивидом в большинстве случаев не критически, а эмоционально, что обеспечивает гармоничную имплантацию в сознание новой информации. Сами представители журналистского сообщества воспринимают сторителлинг не только как инструмент вовлечения или метод представления героя, или жанр материала, но и как основную функцию журналистики. В интервью сетевой версии журнала «Журналист» бывший редактор изданий «Медуза» и «Афиша» Александр Горбачев подчеркивает, что человек как вид мыслит свое существование историями, и потому одна из важнейших задач журналистики – рассказывать истории людей, лишенных возможности рассказать о себе [4].

Резкий подъем интереса к человеческим историям, которые сегодня способны составить серьезную конкуренцию оперативному новостному контенту, отмечается в начале двухтысячных и связан со стремительным развитием блог-платформ и социальных сетей, предоставляющих широкие возможности для распространения уникального пользовательского контента. Понимая простое правило «людям интересны люди» самые разные медиа сегодня активно работают с пользовательским контентом. В этом отношении интересен опыт самиздата «Батенька, да вы трансформер», основной объем материалов которого составляют истории читателей, присланные в редакцию на условиях разового или регулярного сотрудничества. Как отметил в рамках одной из встреч с молодыми журналистами главный редактор самиздата Григорий Туманов, у каждого человека найдется та самая история, которая способна вызвать интерес большого количества самых разных людей [5]. Именно поэтому структура сайта «Батеньки…» содержит обязательный элемент – форму под названием «Та самая история» для отправки пользовательского текста на рассмотрение редакции. По заявлениям главного редактора, всем историям уделяются внимание, и даже те, которые не публикуются, наталкивают журналистов на интересные мысли относительно нового цикла материалов или разработки новой темы. Эмоциональный план статей при этом усиливается не только доверительной интонацией автора-повествователя или журналиста, выступающего в классической для себя роли «репортера на месте событий», но и ярким, оригинальным иллюстративным рядом, воплощающим собой образно-художественную форму изображаемого в тексте явления. По совокупности перечисленных особенностей лонгриды[1] «Батеньки…», созданные на основе пользовательского контента, либо на основе собственных журналистских расследований, и оформленные в единой иллюстративной манере, запускают эффект практически книжного погружения в медиа, что создает впечатления единства всех материалов и своеобразного «моноповествования».

Данному изданию удалось сохранить «газетную» стилистику в интернет-пространстве, вопреки засилью мультимедийных форматов. Это, скорее, исключение из правил, так как мультимедийность к началу 2019 года становится практически обязательным условием удержания внимания читателя современных медиа: даже такой лаконичный жанр, как новость сегодня все чаще сопровождается фоторепортажами или видеороликами по теме, а нередко и тем, и другим. Крупные, сторителлинговые формы журналистских материалов в условиях быстрой утраты читательского внимания, по умолчанию должны включать элементы, стимулирующие повторную активацию интереса по ходу всего повествования. Эта необходимость рождает множество интересных кросс-жанровых форматов, которые несколько лет назад представляли собой заявку на коммуникационную революцию, а сегодня выглядят привычно в контексте пользовательского опыта.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы на примере российских медиа проследить использующийся ими инструментарий создания вовлекающих кросс-жанровых нарративов и попытаться понять, из чего же состоит публицистическая история в наше время.

Определение понятия «мультимедийный сторителлинг»

Определений сторителлинга в настоящий момент накоплено не так много, как, к примеру, определений термина «связи с общественностью». Как зарубежные, так и российские исследователи в большинстве своем склоняются к тому, что сторителлинг представляет собой «рассказывание истории» с целью максимального вовлечения аудитории в процесс прочтения текста. С позиции О.Р. Самарцева, профессора Ульяновского государственного университета, сторителлинг – это особый генеральный жанр или стиль «письма», называемый западными исследователями «features writing». В отличие от стиля или жанра «перевернутая пирамида», называемого «news writing», он необходим не для приведения фактов, а для раскрытия драматических событий общественной жизни [6]. В свою очередь О.В. Тодорова определяет «сторителлинг» уже не как жанр или стиль, а как особый формат коммуникации, а также «естественный и гибкий способ взаимодействия с аудиторией», предусматривающий «познавательный акт с эффектами вовлечения и развлечения» [7]. Для другого российского исследователя Н.Ф. Пономарева абсолютным синонимом «сторителлинга» является термин «нарратив», который он раскрывает следующим образом: «нарратив – это семиотическая интерпретация расставленных в причинно-временной последовательности реальных или выдуманных происшествий с участием разумных и чувствующих субъектов, смысл действий которых определяется его целостной конфигурацией и единым значением. Истории порождают более яркие и устойчивые представления в памяти, чем абстрактные отчеты вроде риторических или объяснительных текстов, поскольку соответствуют человеческой склонности организовывать информацию в нарративной форме» [8].

Официально традиционный нарратив превращается в digital storytelling в 2012 году. От сторителлинга в газетно-публицистическом понимании на первых этапах развития его отличает интерактивный формат, а именно возможность просмотра видео и анимированных иллюстрациий, наряду с прочтением основного текста, который в то время пока еще занимает основную часть объема материала. Вот, что пишет Никита Обухов, создатель платформы Tilda Publishing, о начале цифрового сторителлинга: «В конце 2012 года, на волне популярности iPad, редакции стали переосмысливать будущее читательского опыта. У дизайнеров и издателей новой эпохи сформировались свои стандарты, объединенные общим названием Digital Storytelling. Многие экспериментировали со специальными версиями своих изданий для планшетов, но наибольшим успехом оказался новый формат сторителлинга – интерактивная история Snowfall редакции New York Times, которая совершила революцию в интернет-паблишинге, и создала новый стандарт подачи контента» [9]. При этом стоит отметить, что понятие «цифровой» сторителлинг сегодня активно уточняется и переосмысливается отечественными исследователями. На смену упрощенному пониманию сути сторителлинга, воплощенному исключительно в констатации интерактивности, приходит попытка оценки роли каждого элемента кросс-платформенного формата в развитии и представлении передаваемого нарратива и успешности его восприятия интернет-аудиторией.

Так, исследователь из Санкт-Петербурга Н.И. Дворко разделяет цифровой сторителлинг на кросс-медийный и трансмедийный, называя два этих вида разными стратегиями использования многоплатформенной коммуникации, позволяющими расширить взаимодействие контента с аудиторией, лучше реагировать на ее ожидания и идти в ногу с постоянно меняющимся медийным ландшафтом. Н.И. Дворко уточняет различия этих стратегий: если кросс-медиа сторителлинг передает одну историю по многим каналам, по сути представляя собой адаптацию оригинальной истории, то трансмедийное повествование представляет собой суммарный опыт медийного взаимодействия, который формируется на основе знакомства с контентом разных платформ [10]. Другие исследователи в свою очередь относят понятие «сторителлинг» к журналистике данных, где ведущую роль играет визуализация контента и самые разные инструменты визуальной коммуникации [11], либо к так называемой инновационной журналистике, отличающейся обязательной мультимедийностью и интеграцией в пространство мобильных устройств и сети Интернет [12].

Мы будем понимать под мультимедийным сторителлингом спроектированный с учетом современных тенденций Ul и UX дизайна, кросс-медийный и кросс-жанровый формат представления журналистского материала с внедрением в него базовых инструментов визуальной коммуникации, а именно видео, анимации, инфографики, а также VR и AR объектов. При этом основные задачи мультимедийного сторителлинга, исходя из всего вышесказанного, будут состоять в повышении уровня вовлекаемости пользователей интернет-ресурсов в контент, увеличении охвата публикации, обеспечении доскролливания и представления описываемых сюжетов во всей их полноте и медийно-возможном объеме.

Базовый и поддерживающий инструментарий мультимедийного сторителлинга

Если разложить любой образец мультимедийного сторителлинга на простейшие элементы, то можно выделить собственно публицистическое произведение – журналистскую статью, которая может быть представлена жанром репортажа, хроники, отчета, зарисовки, травелога, обзора и т.п., а также мультимедийные элементы, несущие на себе основную нагрузку в направлении реализации задач визуальных коммуникаций. При этом часто знакомство с материалом происходит по так называемым опорным точкам визуальных блоков, и только потом пользователь обращается к основному тексту для получения более детализированной информации. Задача журналиста в этой ситуации – четко определить форму своей истории. Будет ли это действительно добротный текстовый материал с глубокой проработкой проблемы, где сопутствующие ему, к примеру, иллюстративный блок и видеоряд выглядят вспомогательными звеньями, либо журналист ориентирован на создание многокомпонентной истории, в которой текст и визуальный комплекс существуют на равных и в равной степени дополняют друг друга.

Что касается публицистического произведения, то под формат мультимедийного сторителлинга в наибольшей степени подходят лонгриды, объем которых с одной стороны позволяет использовать самые разные приемы переключения внимания на визуальные компоненты, а с другой стороны – очень нуждается в них для обеспечения максимального погружения в текст и удержания пользовательского внимания. На сегодняшний день в отечественной журналистской практике можно встретить примеры мультимедийного сторителлинга, посвященные важным датам значимых событий («30 лет после Чернобыльской катастрофы», «1917. Столетие ужаса», редакция Lenta.ru; «Всем миром. Год спустя» – хроника самого масштабного наводнения в современной России, «Первый канал»; «День, когда началась война», редакция «Коммерсантъ»), а также значимым объектам российского общества («100 лет московского метро», «Очень темные дела» – материал о даркнете, редакция Lenta.ru; «40 лет БАМу», редакция «ИТАР-ТАСС» совместно с РЖД; «От интернета по карточкам до вайфая: как на мир изменился за 30 лет», редакция Mel.fm совместно с Microsoft; «Земля отчуждения», Коммерсантъ). При этом материалы могут быть инициированы собственно редакцией, либо создаваться ею в сотрудничестве с крупными брендами и в формате так называемых коммерческих спецпроектов.

Визуальные элементы мультимедийного сторителлинга в настоящее время отвечают основным требованиям, предъявляемым к любой системе визуальных коммуникаций, а именно требованиям, сформулированным Г.Б. Минервиным и В.Т. Шимко, – обеспечивать ориентацию, утоление информационного голода, регулирование поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях [13]. В нашем случае это ситуация погружения в публицистическое произведение.

Канонический текст Snow Fall издания The New York Times включает три базовых визуальных компонента: фотографии героев повествования и основных локаций, анимированные иллюстрации (карты местности и метеоусловий) и видеоинтервью участников событий. Вторичными элементами поддержки визуального единства материала выступают ставшие сегодня уже традиционными такие компоненты медиадизайна, как анимированные иллюстрации на заглавных экранах каждой из шести частей материала и шрифт текста в узнаваемом газетном стиле.

Таким образом, в ряду визуальных элементов мультимедийного сторителлинга можно выделить базовые структурные элементы и поддерживающие стилистические элементы, в числе которых обозначим шрифты, фон (паттерн) и другие различные проявления медиадизайна. Причем дизайн публикации в рамках современных тенденций несет не столько эстетическую нагрузку, сколько смыслообразующую и «смыслоуточняющую», вне зависимости от сложности дизайнерских решений. К примеру, интернет-версия издания «Коммерсантъ» в своих специальных проектах – тематических лонгридах – выступает в традиционной стилистике газеты. Это проявляется вплоть до использования в материалах черно-белых фотографий с, казалось бы, усугубленной зернистостью, что создает эффект ознакомления с архивными источниками.

Проект «Коммерсанта» под названием «День, когда началась война» представляет собой хронику 22 июня 1941 года с включенными воспоминаниями очевидцев тех событий [14]. Главный экран встречает нас черно-белым снимком детей, прячущихся в окопе от некой угрозы сверху, и звуком городской системы оповещения о воздушной атаке. Так, одним только заголовком и визуально-аудиальными образами авторы материала задают тон публикации и, по сути, уже начинают свою историю, практически еще не преступая к ее словесному описанию.

Рис. 1. Главный экран материала «День, когда началась война», «Коммерсантъ»

Далее визуальная структура истории строится по классическому блочному принципу: фото-блоки с текстовыми выносами чередуются со сплошным текстом на нейтральном белом фоне. В качестве иллюстраций продолжают выступать черно-белые снимки мирного времени, а также начала военных действий. Постепенно к иллюстративному материалу добавляются коллажи из газетных вырезок того времени, максимально передающие атмосферу относительно спокойных предвоенных дней, портреты военных, воспоминания которых легли в основу истории, карты расположения войск, видеоинтервью с очевидцами событий 22 июня 1941 года. Текст хроники представляет собой разбивку по значимым в информационном плане часам, в которой отображены мельчайшие детали того дня, включая рассылку директив, наблюдения военных командиров и начальников штабов, доклады руководства страны.

Рис.2. Иллюстрация материала «День, когда началась война», «Коммерсантъ»

Рис.3. Иллюстрация материала «День, когда началась война», «Коммерсантъ»

Широта и детализированность данной истории достигаются за счет включения видеоряда с рассказами участников событий, подробных сводок из воспоминаний военных и обращений официальных государственных лиц к советскому народу, аудиозаписей выступлений Сталина, Черчилля, Геббельса – все это несет на себе основную содержательную нагрузку. Подкрепляющими элементами в этом материале выступают архивные фото и элементы инфографики, реализованные в картах фронта.

В другом материале «Коммерсанта», посвященном аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствиям [15], наблюдается та же блочная структура – чередование текста с актуальными фотографиями, инфографикой и видео-зарисовками, которые отражают как события в момент аварии (архивные кадры), так и результат журналистской съемки близлежащих территорий в наши дни, а также смоделированные графические сюжеты, демонстрирующие запланированные меры по ликвидации последствий аварии (3d-моделирование установки нового конфайнмента, которыми будет накрыт старый саркофаг).

Рис. 4. Главный экран материала «Земля отчуждения», «Коммерсантъ»

Данная история под названием «Земля отчуждения. Чернобыль и его окрестности после аварии» в жанровом отношении представляет собой репортаж с элементами хроники и исследовательской статьи. Но при этом все содержательные и визуальные части нарратива показывают нам журналиста-экскурсовода, который методично и подробно раскрывает читателям особенности развития аварии, нынешнее положение дел, очень близко показывает ЧАЭС, Припять и заброшенное село Куповатое, полуразрушенные дома и детские учреждения, а самое главное – людей, которые не отказались от своего места жительства, несмотря на сильнейшую радиационную угрозу, и вернулись в родные дома, игнорируя запрет властей.

Рис. 5. Иллюстрации материала «Земля отчуждения», «Коммерсантъ»

 

Как отмечал мультимедийный продюсер проекта Артем Галустян в статье, посвященной рассказу о создании данного материала, команда «Коммерсанта» постаралась показать неискаженную картину жизни в так называемой зоне отчуждения и развенчать миф о том, что Чернобыль и окрестности являются заброшенной территорией. В итоге «Земля отчуждения» стала историей поездки на атомную станцию Чернобыль, с хронологическим изложением рассказа и демонстрацией атмосферы в различных местах недалеко от АЭС. По заявлению Артема Галустяна, впервые в российской медийной практике командой «Коммерсанта» был использован параллакс‐эффект [1]. Также продюсер отметил, что они взяли именно формат лонгрида, так как он отличается от других произведений интернет‐СМИ визуальным оформлением. Одна из особенностей архитектоники материала – многосложность. Он состоит из нескольких взаимосвязанных глав, которые выстраиваются в зависимости от драматургии и сюжета [16].

В итоге в материал были включены четыре интервью с очевидцами событий и жителями зоны отчуждения, пять видео с архивными кадрами аварии и документальными фильмами о ее последствиях. Многочисленные фотоиллюстрации объединены в так называемые слайдеры и несут в себе задачу передачи атмосферы изображаемого региона. Той же задаче отвечают видео-зарисовки, представляющие собой сьемку местности из автомобиля, что усиливает эффект участия в экскурсии.

Рис. 6. Ссылка на 3d-панораму четвертого энергоблока, «Земля отчуждения», «Коммерсантъ»

Таким образом, история «Земля отчуждения» в ряду базовых мультимедийных элементов содержит видеоблоки с документальными и архивными съемками, интервью местных жителей, видео в формате компьютерной графики, 3d-панораму разрушенного энергоблока, инфографику (карта аварии). Среди поддерживающих частей можно отметить слайдеры с атмосферными фото, которые усиливают ощущение заброшенности и трагичности и выполняют исключительно функции оказания эмоционального давления.

В целом материалы издания «Коммерсантъ» отличаются сравнительно простым дизайном и традиционной блочной структурой сторителлинговых форм.

В свою очередь близкий по теме материал информационного ресурса Lenta.ru «30 лет после Чернобыльской катастрофы» выстроен в формате таймлайна и касается в большей степени последствий аварии в контексте пересмотра политики развития ядерной энергетики в странах с лидирующим положением в этом направлении [17]. Материал создан совместно с «Рамблер. Инфографика» и отличается более сложным дизайном, чем рассмотренные выше проекты. При этом он включает в себя всего две фотоиллюстрации, выполняющие поддерживающую функцию, – это черно-белый снимок ЧАЭС и знаменитый кадр заброшенного колеса обозрения в городе Припять. Основную визуальную нагрузку несут на себе блоки интерактивной инфографики: карта радиоактивного загрязнения нуклидом цезий-137 на 1993 год; статистика по вводу и выводу мощностей ядерной энергетики по годам и странам; статистика количества функционирующих ядерных реакторов в Японии, расположение закрытых, работающих и строящихся АЭС в мире и т.п.

Рис. 7. Оформление таймлайна материала «30 лет после Чернобыльской катастрофы», Lenta.ru

Среди поддерживающих элементов также можно выделить блоки с ссылками на материалы Lenta.ru соответствующей тематики. В целом материал не отличается эмоциональностью, тон повествования можно оценить как нейтральный и основным вовлекающим компонентом является качественно сделанная инфографика.

Стоит отметить, что все сторителлинговые проекты ресурса Lenta.ru отличаются сравнительно сложным дизайном и сильными с точки зрения вовлечения визуальными компонентами. К примеру, материал посвященный вехам развития московского метро оформлен анимацией с движущимися электропоездами [18]. Публикация начинается с заглушки, приглашающей перейти к прочтению проекта и оформленной цитатой Сталина о страстном большевистском желании овладеть техникой и наукой производства. Материал также реализован в формате таймлайна и рассказывает об истории развития метро по десятилетиям. Опорными элементами являются текст, слайдеры с иллюстрациями, демонстрирующие основные типы станций по конструкции, мозаичные панно, характерные для внутреннего оформления метро, и картинки дизайн-проектов запланированных к строительству станций. Блоки текста и иллюстраций чередуются с блоками видео: документальные съемки строительства метро и отрывки из известных советских кинофильмов с эпизодами, где местом действия является подземка. С правой стороны можно встретить характерные для проектов Lenta.ru ссылки на сопутствующие тематические статьи.

Мультимедийность данной истории поддерживается включением в материал аудиозаписей с объявлениями в метро во время Олимпиады-80, речами Сталина и Кагановича о строительстве московского метрополитена. Стержнем многокомпонентного материала остается четко обозначенный таймлайн с выделенными ключевыми периодами.

Хронология как костяк истории характерна и для сторителлинговой публикации «1917. Столетие ужаса» [19]. Материал стилизован под газетную сводку, блоки располагаются в нестрогой очередности: текст, иллюстрация (архивное фото или репродукция картин с революционными сюжетами), инфографика со статистикой (рост стачечного движения в феврале 1917 года; монархии Европы, прекратившие существование в XX веке; периоды полной отмены смертной казни в России и т.д.), портреты ключевых участников событий. В числе поддерживающих и расширяющих границы истории элементов выделяются ссылки на тематические статьи («Как государственная дума в 1916 году раздула пожар революции», «Что послужило причиной Февральской революции», «Почему люмпен-пролетариат стал основной движущей силой революции 1917 года», «Почему военные в феврале 1917 года поддержали революцию», «Откуда в 1917 году у революционеров появилось оружие», «Почему накануне революции в России упал авторитет верховной власти», «Почему к 1917 году россияне разочаровались в церкви» и еще 15 статей).

Рис. 10. Оформление материала «1917. Столетие ужаса», Lenta.ru

Рис. 11. Инфографика материала «1917. Столетие ужаса», Lenta.ru

Обилие сопутствующего текстового материала делает данную историю полноценным образцом кросс-медийного формата, если ориентироваться на концепцию Н.И. Дворко. Подобное широкое разведение границ описываемой истории оправдано, так как масштабные революционные события сложно умещаются в рамки хоть и объемного, но одного единственного таймлайна. Также необходимо отметить, что выбранная стилистика статьи и ее дизайна эффективно работает на создание ощущения погружения в актуальный репортаж и, как следствие, максимально вовлекает в текст.

По пути минимизации текста пошли авторы материала «Всем миром. Год спустя» – история наводнения на Дальнем Востоке 2013 года и ликвидации его последствий, в том числе силами участников телевизионного марафона по сбору пожертвований на поддержку пострадавших [20]. Дизайн истории примечателен тем, что в одном блоке удачно совмещаются стразу несколько компонентов – текст, инфографика и фотоиллюстрация с места событий. Сам текст представляет собой лаконичные тезисы со статистикой пострадавших территорий и количества пострадавших от наводнения людей. Такой материал в первую очередь отвечает критериям максимальной наглядности и в жанровом отношении является одновременно хроникой и отчетом о проделанной благотворительной работе с элементами статистической справки.

Рис. 12. Совмещение в одном блоке инфографики, фото и текста, «Всем миром. Год спустя», «Первый канал»

Вовлечению в материал способствует не только лаконизм текстовых блоков, яркое визуальное исполнение и включенные видео с места событий, но и репортажная стилистика повествования.

В то же время в российской журналистской практике можно встретить материалы очень сложной структуры, которая продиктована объемом вводимого текстового и фотографического контента. В качестве примера можно отметить историю развития Байкало-амурской магистрали, разработанную «ИТАР-ТАСС» совместно с компанией РЖД [21]. В структуре публикации «40 лет БАМу» находятся статьи и интервью, связанные между собой лишь тематически. Обилие текстовых и иллюстративных блоков, расположенных не в вертикальной последовательности, а по принципу «плитки», соединяются по «территориальному признаку» – повествование начинается с города Тайшет (начальной точки строительства БАМа) и проходит через весь маршрут железной дороги.

Рис. 13. Главный экран материала «40 лет БАМу», «ИТАР-ТАСС»

Таким образом, таймлайн здесь представлен маршрутом строительства БАМа. Материал также включает инфографику, слайдеры с архивными фотографиями и интервью с представителями компании РЖД.

Рис. 14. Инфографика материала «40 лет БАМу», «ИТАР-ТАСС»

История магистрали раскрывается читателям максимально полной и подробной, что достигается включением объемной фактической информации, статистики, комментариев людей, причастных к строительству БАМа.

Особенности дизайна сторителлинговых материалов

Стилизация отдельных публикаций российских СМИ полностью подстраивается под заявленную тему вплоть до имитации внешнего вида или, к примеру, интерфейса предмета рассмотрения.

Материал Lenta.ru, повествующий о теневом пространстве Интернета под названием «даркнет», представляет собой компьютерный режим командной строки [22].

Рис. 15. Главный экран материала «Очень темные дела», Lenta.ru

История о даркнете звучит действительно тревожно – атмосфера рассказа о теневом незаконном бизнесе нагнетается за счет мрачной музыки, арт-хаусных анимированных иллюстраций и шокирующих цитат одного из участников торговой площадки в даркнете.

Рис. 16. Оформление материала «Очень темные дела», Lenta.ru

Поддерживающими дизайнерскими элементами в данной публикации являются характерный компьютерный шрифт, три основных цвета оформления цитат и текстовых блоков (черный, синий, оранжевый) и дополнительные, чисто оформительские элементы – строки загрузки и ссылки перехода к следующим главам, имитирующие команды в меню администратора.

Подобные примеры максимальной стилизации встречаются как в других материалах Lenta.ru («Большой взрыв» – история развития компьютерных игр, партнерская публикация совместно с PSVita [23]), так и в других изданиях, в частности на ресурсе об образовании Mel.fm («От интернета по карточкам до вайфая: как наш мир изменился за 30 лет» – история развития глобальной сети, партнерская публикация совместно с Microsoft [24]).

Рис. 17. Главный экран материала «Большой взрыв», Lenta.ru

Особенностью первого примера можно назвать нетипичную навигацию: читатель может перемещаться по материалу в режимах вертикальной и горизонтальной прокрутки.

Рис. 18. Оформление материала «От интернета по карточкам до вайфая: как наш мир изменился за 30 лет», Mel.fm

Особенностью второго примера является оформление в стилистике программ Microsoft с использованием известного виртуального помощника – традиционной для ПО первых лет «скрепки».

Перспективы развития формата сторителлинга

Итак, современный мультимедийный сторителлинг в практике российских медиа представляет собой уже сформировавшийся набор инструментов вовлечения внимания пользователя, среди которых текст не всегда играет главенствующую роль. В структуре нарратива можно выделить базовые и поддерживающие элементы. В числе базовых встречаются видео- и аудиовставки, полноценные интервью с героями материала, примеры дизайнерской инфографики, документальный иллюстративный материал, 3d-панорамы мест событий; в числе поддерживающих элементов – ссылки на сопутствующие публикации, художественные иллюстрации и видеозарисовки для создания особой атмосферы повествования, стилизованный под тематику дизайн материала, звуковое сопровождение истории.

Стоит отметить, что концепции визуальной коммуникации проникают в медийное пространство все больше, и наиболее популярные у активной прослойки населения сторителлинговые проекты выходят за рамки традиционной публикации и превращаются в мультимедийные сериалы. Разработкой подобных проектов, имеющих успех как в России, так и за рубежом, сегодня занимается креативная студия «История будущего», основателем которой является журналист и писатель Михаил Зыгарь. Его команда создала уже более пятнадцати мультимедийных площадок для знакомства с мировой и отечественной историей, среди которых проект «1917. Свободная история», реализованный в 2017 году в режиме реального времени и в формате ленты социальных сетей, а также проекты сериалов для мобильных устройств «1968. Digital» и «Project. 1939».

Рис. 19. Проект «1917. Свободная история», креативная студия «История будущего»

По словам Михаила Зыгаря, озвученным им в рамках 20-й выставки интеллектуальной литературы non/fiction (Москва, 2018 год), формат мобильного экрана сегодня лучше всего подходит для любой мультимедийной истории, так как гаджеты просты в использовании и приобретают все большую популярность не только у молодежной аудитории, но и у других поколений пользователей. Его слова подтверждает и самая актуальная статистика. Логично предположить, что развитие мультимедийного сторителлинга связано именно с адаптацией под мобильные устройства.


Список литературы

1. Chart of the week: Как читали медиа в России в 2018 году Режим доступа: https://medium.com/медиапроекты-mail-ru/https-medium-com-howtheyreadmedia18-8964d2a5e2d6 (дата доступа - 14.03.2019)
2. Восстановление уровня лояльности к рекламе в Интернете. Медиапотребление в России – 2018 / Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ, Москва, 2018. – 50 с.
3. Что такое нарратив, или как пятна и микробы превратились в инферно / ресурс Theory&Practice. Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/7525-chto-takoe-narrativ (дата доступа - 14.03.2019)
4. Александр Горбачев: «Задача журналистики — рассказывать человеческие истории» / Егор Федеров // «Журналист», 2019. Режим доступа: https://jrnlst.ru/gorbachev (дата доступа - 25.03.2019)
5. Встреча Григория Туманова с участниками мероприятий проекта How to read media? (1 марта 2019 года, ВШЭ, г. Нижний Новгород)
6. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2009. С. 290–293
7. Тодорова О.В. Сторителлинг как инновационный PR-инструмент // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22285947 (дата обращения 10.03.2019)
8. Пономарев Н.Ф. Сторителлинг и риторика в публичном дискурсе // Филология в XXI веке: методы, проблемы, идеи: материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч. конф., Пермь, 15 апреля 2014 г. / отв. ред. Н.В. Соловьева, И.И. Русинова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2014. С. 151–157.
9. Обухов Н. 10 правил сторителлинга. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://special.theoryandpractice.ru/storytelling (дата обращения 01.04.2019)
10. Дворко Н.И. Интерактивная документалистика в кросс-медиа и трансмедиа сторителлинге // Век информации. Издательство: «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2018. – С. 255-257.
11. Шилина М.Г. Визуализация как императив коммуникации в парадигме Big Data // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. сборник статей II Международной научной конференции. Издательство: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, 2016. – С.112-117.
12. Колосова А.А., Поплавская Н.В. Цифровые технологии в создании новых форматов медиатекстов // Медиалингвистика. материалы I Международной научно-практической конференции. Издательство: Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, 2016. – С.39-40.
13. Дизайн. Иллюстрированный словар-справочник / по ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: «Архитектура – С», 2004. – 288 с.
14. День, когда началась война / Т. Мишанина, А. Галустян // Информационный центр ИД «Коммерсантъ», 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/projects/june22 (дата обращения 10.04.2019)
15. Земля отчуждения / А. Галустян, А. Горшкова // Информационный центр ИД «Коммерсантъ», 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/projects/chernobyl (дата обращения 10.04.2019)
16. Галустян А. Проект «Земля отчуждения» // Сделано. Медиа, 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdelano.media/chernobyl/ (дата обращения 10.04.2019)
17. 30 лет после Чернобыльской катастрофы // редакция Lenta.ru, Рамблер – Инфографика, 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chernobyl.lenta.ru (дата обращения 10.04.2019)
18. 100 лет московского метро // редакция Lenta.ru, Рамблер – Инфографика, 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metro.lenta.ru (дата обращения 10.04.2019)
19. 1917. Столетие ужаса // редакция Lenta.ru, Рамблер – Инфографика, 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://revolution.lenta.ru (дата обращения 10.04.2019)
20. Всем миром. Год спустя // редакция «Первого канала», 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vsemmirom.1tv.ru (дата обращения 10.04.2019)
21. 40 лет БАМу // редакция «ИТАР-ТАСС», 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/bam-40 (дата обращения 11.04.2019)
22. Очень темные дела // редакция Lenta.ru, 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://darknet.lenta.ru (дата обращения 11.04.2019)
23. Большой взрыв // редакция Lenta.ru, 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vgames.lenta.ru/# (дата обращения 11.04.2019)
24. От интернета по карточкам до вайфая: как наш мир изменился за 30 лет // редакция Mel.fm, 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mel.fm/generation_microsoft/1 (дата обращения 11.04.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: