Теория языка | Филологический аспект №04 (96) Апрель 2023
УДК 81’42
Дата публикации 30.04.2023
Метафорическая модель «Биосфера – это живое существо» в экологическом дискурсе (на материале понятийной области «антропогенное воздействие на биосферу»)
Григорова Виктория Антоновна
студент кафедры Высшей школы международных исследований и дипломатии ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», РФ, г. Хабаровск, gviktoria000@gmail.com
Аннотация: Объект данного исследования – метафорические средства репрезентации понятийной области «антропогенное воздействие на биосферу» в англоязычном экологическом дискурсе. Материалом послужили англоязычные статьи, видео- и аудиоматериалы, относящиеся к вышеупомянутой понятийной области. Цель – выявить средства структурирования метафорических моделей в англоязычном экологическом дискурсе. Было собрано и проанализировано более 40 статей и 10 видео- и аудиоматериалов. Анализ 140 метафор позволил выявить метафорические модели, указаны источники метафорической экспансии, фреймы метафорической модели и составляющие каждый фрейм слоты. Сделан вывод о функционировании метафорических моделей в экологическом дискурсе, выявлены дискурсивные особенности и продуктивность метафорических моделей.
Ключевые слова: метафора, метафорическая модель, экологический дискурс, дискурсивные особенности модели.
Student of the School of International Studies and Diplomacy FSBEI НЕ Pacific National University, Russia, Khabarovsk
Abstract: The object of this study is metaphorical means of representation of the conceptual field "anthropogenic impact on the biosphere" in the English-language ecological discourse. The research material was English-language articles and reports, video and audio materials related to the abovementioned conceptual field. The purpose of the study was to identify the means of structuring metaphorical models in English-language ecological discourse. Collected and processed more than 40 articles and 10 video and audio materials, among which more than 140 metaphors were found. Metaphorical models were analyzed; sources of metaphorical expansion, frames of metaphorical model and slots composing each frame were indicated. The conclusion about the functioning of metaphorical models in ecological discourse was made, discursive features and productivity of metaphorical models were revealed.
Keywords: metaphorical model, metaphor, environmental discourse, analysis of metaphorical models, discursive features of the model.
Григорова В. А. Метафорическая модель «Биосфера – это живое существо» в экологическом дискурсе (на материале понятийной области «антропогенное воздействие на биосферу») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/metaforicheskaya-model-biosfera-eto-zhivoe-sushhestvo-v-ekologicheskom-diskurse-na-materiale-ponyatijnoj-oblasti-antropogennoe-vozdejstvie-na-biosferu.html (Дата обращения: 30.04.2023)
Исследование метафорических моделей в англоязычном экологическом дискурсе на материале понятийной области «антропогенное воздействие на биосферу» является актуальным и важным направлением лингвистических исследований. Данная работа становится особенно актуальной в свете недостаточной изученности экологического дискурса, метафорических выражений биосферы в современных экологических текстах. Метафоры в текстах экологической тематики становятся неотъемлемой частью языковой картины мира, средствами репрезентации экологических знаний и ценностей. Исследование метафор в экологическом дискурсе позволяет не только лучше понять языковую природу экологических проблем, но и продвигать более эффективные методы воздействия и просвещения общества на экологические темы.
Исследование продиктовано и экстралингвистическими факторами, связанными с текущей экологической обстановкой в мире. В свете нарастающих экологических проблем и потребности в разработке новых стратегий борьбы с негативным антропогенным воздействием на биосферу, изучение метафорических моделей в экологическом дискурсе может способствовать разработке более эффективных стратегий коммуникации и повышению осознания глобальной экологической обстановки.
Проблему функционирования метафорических моделей в экологическом дискурсе затрагивали такие ученые-лингвисты, как: Дж. Лакофф и М. Джонсон [16], Е. В. Иванова [1], А. В. Зайцева [2], А. А. Громорушкина [3] и другие. Однако, несмотря на значительный объем исследований в данной области, многие аспекты функционирования метафор в текстах экологической тематики остаются недостаточно изученными.
Для формирования метафорической базы понятийной области «антропогенное воздействие на биосферу» (human impact on the environment / anthropogenic impact on the biosphere) необходимо провести компонентный анализ данной лексической единицы [4, с. 20].
Под антропогенными воздействиями понимают «деятельность, связанную с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящих физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду» [5]. Антропогенные воздействия могут носить как позитивный (повышение плодородия почв, восстановление природно-ресурсного потенциала, использование возобновляемых источников энергии, снижение выбросов вредных веществ в биосферу, внедрение малоотходных и безотходных технологий и другое), так и негативный характер (засоление почвы и опустынивание земель, загрязнение окружающей среды, перенаселение, закисление океана, утрата биоразнообразия, обезлесение, разрушение озонового слоя и другое).
Проведя компонентный анализ определения «антропогенное воздействие на биосферу», мы можем выделить следующие семы дефиниции: «воздействие на природу / environmental impact», «целенаправленное воздействие / purposeful influence», «положительные, отрицательные воздействия человека / positive, negative human impacts», «загрязнения / pollution» и др.
Цель исследования – выявление средств структурирования метафорических моделей в текстах экологической тематики. Для реализации цели необходимо провести анализ метафорических моделей с точки зрения функционирования в экологическом дискурсе. Отметим, что под экологическим дискурсом понимается «сложное коммуникативно-речевое явление, представляющее собой вид социальной коммуникации, в основе которой лежит речемыслительная деятельность людей в определенном историко-культурологическом контексте на базе общего предмета – экологии и охраны окружающей среды, выступающих в качестве ключевых концептов» [2, с. 23]. Е. В. Иванова дает следующую дефиницию экологического дискурса – «совокупность устных и письменных текстов различных функциональных стилей и жанров, обусловленных ситуацией общения на экологические темы. Ключевым концептом и темой экологического дискурса является природа и состояние окружающей среды» [1, с. 4]. В своих работах экологический дискурс рассматривают А. В. Зайцева [6], В. В. Власичева [7], П. А. Яркин [8], М. А. Курочкина [9], Е. Б. Павлова [10], И. А. Зачесова [11] и другие.
Анализ метафорических моделей осуществлялся по методике, предложенной А. П. Чудиновым. Охарактеризованы следующие признаки метафоры:
1. Исходная понятийную область.
2. Новая понятийную область.
3. Принадлежащие к данной модели фреймы.
4. Составляющие каждый фрейм типовые слоты.
5. Компонент, связывающий первичные и вторичные значения охватываемых данной моделью единиц.
6. Дискурсивная характеристика модели.
7. Продуктивность модели [12, 13].
В ходе анализа выделены четыре метафорические модели: «Биосфера – это живое существо», «Биосфера – это объект неживой природы», «Человек и биосфера – противоборствующие силы», «Человек и биосфера – два полюса единой цепи» (табл. 1). Было собрано и проанализировано более 40 статей и 10 видео- и аудиоматериалов, среди которых было найдено более 140 метафор.
Таблица 1. Метафорические модели понятийной области «антропогенное воздействие на биосферу»
В статье мы проанализируем метафорическую модель «Биосфера – это живое существо». Модель представлена более 40 метафорическими единицами, в ней взаимосвязаны две понятийные области: исходная (сфера-источник, или сигнификативная зона) и новая (сфера-магнит, или денотативная зона). Исходной понятийной областью является биосфера – «оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются и преобразуются совокупной деятельностью живых организмов. Биосфера – это биогеоценотический покров Земли» [14, с. 24]. Компоненты биосферы включают в себя литосферу, гидросферу, атмосферу, а также биоту – живое вещество, образованное совокупностью организмов.
В процессе анализа текстов экологического дискурса были выделены следующие новые понятийные сферы, являющиеся основой для метафорической экспансии: «Человек и его личностные характеристики», «Социальные роли и статус природы», «Состояние экосистем», «Организм человека» (табл. 2).
Таблица 2. Компоненты метафорической модели «Биосфера – это живое существо»
Фрейм «Человек и его личностные характеристики» представлен слотами: «Социальные роли и статус», «Поведение».
Одним из наиболее распространенных образов слота «Социальные роли и статус» становится образ Матери-Природы. Модель отражает глубокий, сакральный смысл – с древних времен существовали культы Матери-Земли, что отразилось в языковой картине мира. В текстах экологического дискурса встречаются примеры концептуализации природы через проявление социальных ролей человека, например:
1. A dying planet needs control which can co-ordinate and resuscitation of Mother Earth who is in dire straits.
2. Deforestation is a deep cut in Mother Earth's flesh, bleeding her resources dry.
3. In this powerful talk, she reminds us of the destruction that continues to happen to the world's largest tropical rainforest – and demands respect for Mother Nature.
4. The 2020 COVID-19 pandemic, among the many painful lessons it forced us to learn, raises a new alert for humanity: Mother Earth must be taken care of.
5. Even with all of the efforts every year, Mother Earth is suffering.
Компонентом, соединяющим первичное и метафорическое значения, является концепция уподобления природы социальному статусу матери. При описании продуктивности метафорической модели отметим, данный тип метафоры может быть использован для повышения осведомленности о негативном воздействии человека на природу, а также для содействия повышению уровня экологического сознания.
Метафорические модели слота «Социальные роли и статус» представляют собой метафоры, в которых биосфера и ее компоненты выступают как субъект межличностных отношений и исполняют социальную роль учителя, союзника, пациента, кормилицы, например:
6. Nature might alternatively be thought of as our provider, or as chaotic, fragile, threatening, wicked, caring, beautiful, sublime, scary, or even fixable.
7. The Ocean – the world’s greatest ally against climate change.
8. The forest is our teacher. It's time to respect it.
9. If the planet were a patient, we would have treated her long ago. You, ladies and gentlemen, have the power to put her on life support, and you must surely start the emergency procedures without further procrastination!
10. These ecosystems – and the biodiversity they contain – are natural carbon sinks, trencherman providing so-called nature-based solutions to climate change.
11. Peatlands – wetlands such as marshes and swamps – cover only 3 per cent of the world’s land, but these skillful bankers store twice as much carbon as all the forests.
Компонент, связывающий первичное значение слов сигнификативной зоны и метафорические образы денотативной зоны, кроется в формировании аналогии посредством концептуального сопоставления. Например, планета Земля сопоставляется с пациентом, лес – с учителем, океан – с мировым союзником и др.
Дискурсивные особенности вышеописанных моделей подчеркивают связь между природой и обществом, ведущие эмоциональные характеристики – тревога и сопереживание природе, чувство неотложности, необходимости принятия срочных мер по урегулированию глобальных экологических проблем. Прагматический потенциал метафор заключается в стремлении повысить осведомленность и заинтересованность людей в решении экологических проблем; сформировать эффективную систему пропаганды идей экологической безопасности и создать соответствующую систему экологического просвещения.
Слотом фрейма «Человек и его личностные характеристики» является слот «Поведение». Под поведением понимается образ жизни, совокупность поступков и действий человека. Компоненты биосферы метафорически концептуализируются, они сознательно совершают действия с определенной целью, намерениями и последствиями. В таких метафорических моделях компоненты биосферы осознано совершают операции, связанные с разумом. Формирование концептуального метафорического поля позволяет природе обрести дар речи:
12. Earth is screaming with all its might.
13. Even with all of the efforts every year, Mother Earth is suffering.
14. So tonight some of those flooding rains are going to submerge probably hundreds of people and there’s not a damn thing anyone can do about it.
15. For years, experts in the American West have predicted that, unless the steady overuse of water was brought under control, the Colorado River would no longer be able to support all of the 40 million people who depend on it.
16. “The whole of nature cries out at our mistreatment of her,” he lamented.
17. The world’s oceans are also struggling. The ocean’s ability to absorbs carbon dioxide, which is a key greenhouse gas, is eroding as a result of climate change.
18. “Can I really make a difference?” Our environment sets us thinking.
Дискурсивная характеристика вышеописанных метафорических единиц включает в себя такие концептуальные векторы, как: важность сохранения природы и окружающей среды; необходимость введения практики устойчивого использования природных ресурсов; нравственно-экологическое воспитание и просвещение. Ведущими эмоциональными характеристиками являются гнев, печаль и надежда на решение экологических проблем. Прагматический потенциал модели – побудить людей примкнуть к экологическому активизму.
Фрейм «Состояние экосистем» подразделяется на слоты «Заболевание» и «Здоровье». Фрейм широко используется в оценке экологического состояния систем биосферы.
При рассмотрении слота «Здоровье» мы находим, что составляющие экосистемы концептуализируются как живое существо, обладающее здоровьем:
19. The health of ecosystems on which we and all other species depend is deteriorating more rapidly than ever.
20. Overall, climate change affects the health of ecosystems, influencing shifts in the distribution of plants, viruses, animals, and even human settlements.
21. Biodiversity is the immune system of the planet, protection against threats such as disease and climate change.
22. Hope Spots are special places that are critical to the health of the ocean – Earth’s blue heart.
Компонентом, который соединяет первичное и метафорическое значения в данной модели, является концепция, благодаря которой здоровье экосистем метафорически уподобляется здоровью человека. Данный компонент создается путем подчеркивания сходства между двумя системами, экологической и человеческой, с точки зрения защиты от внешних угроз, болезней, патогенности.
Вторым слотом во фрейме «Состояние экосистем» является слот «Заболевание». Заболевания природы выражены номинативными единицами deep cut, wound, breakdown и др. Они представляют Землю, как человека, подверженного заболеваниям, например:
23. Deforestation is a deep cut in Mother Earth's flesh, bleeding her resources dry.
24. Is the planet truly on its last legs?
25. Climate crisis is suffocating the world’s lakes, study finds.
26. Falling oxygen levels harming already struggling wildlife and drinking water supplies, say scientists.
Компонентом, связывающим значения единиц в сигнификативной и денотативной зоне, является прием уподобления человека и природы – планету можно рассматривать как уязвимое к болезням живое существо.
Дискурсивная особенность данной модели подчеркивает потенциальные катастрофические последствия действий человека на природу. Ведущая эмоциональная характеристика – беспокойство или даже страх за выживание и благополучие планеты. Прагматический потенциал – побудить отдельных лиц и сообщества, такие как правительства или корпорации, предпринять действия по уменьшению негативного антропогенного воздействия на планету.
В процессе анализа текстов экологического дискурса был выделен фрейм «Организм человека». Данный фрейм включает в себя такой слот, как «Части тела человека». В текстах данной понятийной области широко используются соматизмы. Языковые единицы с компонентами-соматизмами создают наивную картину мира, в которой отражаются культурные особенности, обычаи и поведение людей, их отношение к миру и друг к другу. Соматическую лексику можно разделить на следующие группы: сономическая лексика (части и области человеческого тела), ангионимическая лексика (кровеносная система), спланхнонимическая лексика (внутренние органы), сенсонимическая лексика (органы чувств) [15, с. 45]. Приведем несколько примеров:
27. Nature also changed its face through interaction with man.
28. Defending the Blood of Mother Earth.
29. Her blood flows giving life to the animals, plants, mountains, and humanity.
30. Seychelles President Danny Faure dived deep into the Indian Ocean Sunday to call for protection of "the beating blue heart of our planet".
31. Soil, this amazing foundation, is the ‘skin of the earth’ and is a form of life that is being stripped away by unsustainable agricultural practices.
32. Ensuring the ‘lungs of the planet’ keep us alive: 5 things you need to know about forests and the UN.
33. Tropical rainforests, 'lungs' of the planet, reveal true sensitivity to global warming.
Компонентом, соединяющим первичное и метафорическое значения, является концептуальная метафора природы как живого организма. Дискурсивная характеристика модели включает в себя эмоциональные векторы удивления, благоговения и ответственности за совершенные человеком действия по отношению к природе. Прагматический потенциал модели – замотивировать людей поддерживать усилия по сохранению окружающей среды.
Проанализировав вышеописанные метафорические модели, можно сделать следующие выводы: распространенность и большое количество метафорических единиц в текстах экологического дискурса свидетельствует о том, что модель «Биосфера – живое существо» – важный источник концептуализации окружающего мира в сознании человека. Новая понятийная область членится на три фрейма: «Человек и его личностные характеристики», «Состояние экосистем», «Организм человека». Каждый фрейм имеет собственное слотовое содержание.
Фрейм «Состояние экосистем» представлен в большем объеме (29 метафорических единиц). Фрейм «Человек и его личностные характеристики» представлен 18 метафорическими единицами, фрейм «Организм человека» –16 метафорическими единицами.
Дискурсивная характеристика модели «Биосфера – это живое существо» включает: эмоциональные векторы (тревога, страх, сопереживание природе), прагматический потенциал – принять срочные меры по урегулированию глобальных экологических проблем, сформировать эффективную систему пропаганды идей экологической безопасности. Наиболее продуктивными являются модели с отрицательной коннотацией, раскрывающие биосферу и ее компоненты как умирающее или заболевающее существо, находящееся в отчаянном положении. Менее представлены фреймы и составляющие каждый фрейм слоты с положительной коннотацией.
Анализ исходной понятийной области позволяет интерпретировать биосферу как живое, страдающее или даже умирающее существо. Из этого следует, что функция метафорических моделей – апеллятивная (директивная), благодаря которой адресант воздействует на интеллектуальную или эмоционально-волевую стороны психики адресата. Апеллятивная функция метафор в экологических текстах заключается в том, чтобы органично и эмоционально передать сложные экологические термины и понятия, привлечь внимание читателей и вызвать их эмоциональный отклик на проблемы в области экологии. Метафорические модели могут упростить сложные экологические термины и закрепить в памяти реципиентов ключевые экологические идеи, кроме того, метафоры позволяют авторам экологических текстов обращаться к эмоциональным сторонам человеческой природы, вызывая чувства сопереживания, ответственности, страха и даже гнева, что в свою очередь способствует повышению экологической осведомленности и активизирует действия реципиентов в решении экологических проблем.
Список литературы
экологическом дискурсе: на материале медийных текстов: дис. канд. фи-лол. наук: 10.02.19. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 219 с.
2. Зайцева А. В. Типология текстов экологического дискурса ФРГ: дис. канд. филол. наук: 10.02.04. – Смоленск, 2014. – 253 с.
3. Громорушкина А. А. «Концептуальная метафора в экологическом дискурсе СМИ» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2019г. – №. 4 (820). – С. 91-99
4. Парахина И. С., Бабич О. А. Концептуальная метафора как средство воздействия на читателей в медийном экологическом // БГЖ. – 2018г. – №2 (23). – С. 92-95
5. Антропогенные воздействия и их классификация: лекция СПб. ун-та ГПС МЧС России. URL:https://studfile.net/preview/9784431/page:2/ (дата обращения: 06.04.2023).
6. Зайцева А. В. Формирование экологического сознания как основы экологической картины мира (на примере экологического дискурса фрг) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskogo-soznaniya-kak-osnovy-ekologicheskoy-kartiny-mira-na-primere-ekologicheskogo-diskursa-frg (дата обращения: 11.04.2023).
7. Власичева В. В. Дискурс экологических сказок // Russian Linguistic Bulletin. 2022. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-ekologicheskih-skazok (дата обращения: 01.04.2023).
8. Яркин П. А. Изучение экологического дискурса в контексте исследования экологического сознания // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ekologicheskogo-diskursa-v-kontekste-issledovaniya-ekologicheskogo-soznaniya(дата обращения: 19.04.2023).
9. Курочкина М. А. Ключевые концепты педагогического экологического дискурса // Вестник экономики, управления и права. 2022. №3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kontsepty-pedagogicheskogo-ekologicheskogo-diskursa (дата обращения: 11.04.2023).
10. Павлова Е. Б. Лингвопрагматическая организация англоязычного экологического интернет-дискурса // Научный диалог. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvopragmaticheskaya-organizatsiya-angloyazychnogo-ekologicheskogo-internet-diskursa(дата обращения: 21.04.2023).
11. Зачесова И. А. Линии развития обсуждения и коммуникативная структура экологического интернет-дискурса // Инновационная наука. 2022. №9-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/linii-razvitiya-obsuzhdeniya-i-kommunikativnaya-struktura-ekologicheskogo-internet-diskursa(дата обращения: 21.04.2023).
12. Чудинов А. П. Динамика моделей концептуальной метафоры // Говорящий и слушающий; языковая личность, текст, проблемы обучения. – СПб, 2001, 227с.
13. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. – 248с.
14. Современная иллюстрированная энциклопедия. Биология / гл. ред. А. П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 560 c.
15. Кочеваткин А. М. Соматическая лексика эрзянского языка. – Саранск: Красный Октябрь, 2001. – 208 с.
16. Lakoff G. Metaphors We Live By. – Chicago: University of Chicago Press, 2013. – 352 p.