Русская литература | Филологический аспект №09 (125) Сентябрь 2025

УДК 821.161.1

Дата публикации 30.09.2025

Лейтмотив сверхчеловека в рассказе Гайто Газданова «Черные лебеди».

Саморукова Яна Александровна
Кандидат филол.наук, старший преподаватель кафедры РКИ и методики его преподавания, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, st902135@spbu.ru

Аннотация: Работа посвящена анализу художественных средств, формирующих лейтмотив сверхчеловека в рассказе Гайто Газданова «Черные лебеди» (1930). В основу исследования положен структурно-мотивный анализ, позволяющий выделить ключевые повторяющиеся элементы текста и описать их взаимодействие в создании целостного образа. Делается вывод о том, что исследуемый лейтмотив формируется комплексом взаимосвязанных элементов, к которым можно отнести мотивы гносеологического превосходства, улыбки/смеха, одиночества, исключительности.
Ключевые слова: мотивный анализ, образ героя, сверхчеловек, исключительность, рациональность, одиночество, структурная оппозиция, метафора.

The leitmotif of Nietzsche's superman in Gaito Gazdanov's short story "Black Swans".

Samorukova Yаna Aleksandrovna
Cand. Sci. (Philology) Senior lecturer at the Department of Russian as a Foreign Language and methods of teaching it, Saint Petersburg State University, Russia, Saint Petersburg

Abstract: The work is devoted to the analysis of artistic means that form the leitmotif of superman in Gaito Gazdanov's story "Black Swans" (1930): The study is based on a structural and motivational analysis that allows us to identify key repetitive elements of the text and describe their interaction in creating a holistic image. It is concluded that the studied leitmotif is formed by a complex of interconnected elements, these include the motives of epistemological superiority, smiles/laughter, loneliness, exclusivity.
Keywords: motive analysis, hero image, superman, exclusivity, rationality, loneliness, structural opposition, metaphor.

Правильная ссылка на статью
Саморукова Я.А. Лейтмотив сверхчеловека в рассказе Гайто Газданова «Черные лебеди». // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2025. № 09 (125). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/lejtmotiv-sverkhcheloveka-v-rasskaze-gajto-gazdanova-chernye-lebedi.html (Дата обращения: 30.09.2025)

Проблема организации художественного текста остается одной из центральных в современном литературоведении. Наряду с такими уровнями анализа, как сюжетно-композиционный и образный, особую значимость приобретает исследование его глубинной, имплицитной структуры, фундаментом которой выступает система мотивов. Мотивная организация повествования представляет собой сложный механизм, обеспечивающий смысловое единство, ритмичность и семантическую насыщенность литературного произведения.

В настоящее время ключевым является представление о мотиве как о повторяющемся семантическом элементе, пронизывающем текст на разных его уровнях [1, c.30]. Мотив – это не просто повторяющееся слово или деталь, а некий семантический инвариант, который может воплощаться через различные компоненты текста: образы, детали, сюжетные ситуации, а «взаимодействие различных составляющих лексического уровня определяет смысловую доминанту текста» [2, c. 94].

При анализе мотивной структуры учитывается и лингвостилистический потенциал нарратива, внимание исследователя «фокусируется на определении языковых средств, актуализирующих смысл художественного произведения, и, соответственно, значимых для познания функционального предназначения мотива» [3,c.123].Важно учитывать «повторяемость и частотность употребления лексем, их взаимосвязь(текстовую парадигматику), сочетаемость (текстовую синтагматику), образно-выразительные средства, например ,синтаксический строй фраз, эмоционально-стилистическую окрашенность лексики, стилистические приемы» [3, c. 124].

Таким образом, мотив обладает двойственной природой: с одной стороны, он имеет устойчивое семантическое ядро, а с другой – проявляется в множестве вариаций, что и создает эффект смысловой глубины, «репродукция какого-либо мотива может возникнуть… в самых неожиданных сочетаниях с другими мотивами» [1, с.32]. В связи с чем мотивная организация повествования может быть представлена как иерархическая структура, включающая лейтмотив (доминирующий, настойчиво повторяющийся мотив, который становится эмоционально-смысловым центром произведения) или мотивный комплекс (устойчивое сочетание взаимосвязанных мотивов, образующих смысловой узел). Мотивы, репрезентирующие смыслы и связывающие тексты в единое смысловое пространство, обладают интертекстуальной функцией [4, c. 62].

Взаимодействие мотивов строится по принципам контрапункта: они могут контрастировать, «функционируя как интегрированная система со своими внутренними законами упорядоченности и семантической наполненности» [5, c.69], дополнять друг друга или вступать в сложные символические отношения, создавая богатый полифонический подтекст произведения. Мотивная структура трансформирует линейное повествование в многомерное семантическое пространство, где каждый элемент, будучи включенным в сложную сеть мотивных повторов и вариаций, приобретает дополнительную смысловую нагрузку.

Мотивная организация текста в настоящей работе рассматривается на материале рассказа Гайто Газданова «Черные лебеди», главный герой которого – эмигрант из России Павлов – совершает самоубийство без каких-либо видимых, с точки зрения повествователя, причин. Повествование разворачивается как акт осмысления самоубийства героя.

В анализируемом рассказе представлен тип диегетического нарратора (в терминологии В.Шмида), который принадлежит и плану повествования (повествующее «я») и повествуемому или изображаемому миру текста (повествуемое «я» - персонаж-рассказчик). Как правило, отмечает В.Шмид, диегетический нарратор «подразумевает большое временнόе расстояние между повествуемым и повествующим “я”» [6, c.93]. Однако в анализируемом рассказе временная разница между двумя этими «я» - примерно год: «Двадцать шестого августа прошлого года я <...> прочел, что <...>, был найден труп русского, Павлова” [12, c.306].

Персонаж-рассказчик выступает носителем действия, принимает участие в событиях, описанных в рассказе. Повествующее «я» является нарратором или собственно повествователем. Нарратив представляет собой попытку диегетического нарратора /повествующего «я» разобраться в причинах самоубийства главного героя, случившегося год назад, и направлено на осмысление поступка персонажа, что проявилось в отборе и расположении элементов истории. События в рассказе представлены не в хронологическом порядке: сначала читателю становится известно о факте самоубийства главного героя (произошло за год до момента повествования). Затем сообщается о том, что персонаж-рассказчик знал о намерении главного героя уйти из жизни: повествование возвращается в начало августа - за две недели до самоубийства героя, а затем - за два года до самоубийства.

 Сюжетное время персонажа-рассказчика отражает его движение от непонимания к пониманию причин самоубийства, к возможности окончательного осмысления поступка героя. После монолога главного героя о черных лебедях (предстает символом иной реальности) персонаж-рассказчик делает вывод о приобщении к тайному знанию: «я смотрел на <...> проходивших мимо меня людей и думал с исступлением, что они никогда не поймут самых важных вещей; мне казалось в то утро, что я их только что услышал и понял» [12, c.319].

Наоборот, сюжетная линия собственно нарратора подобной динамики лишена: нарратор вынужден признать, что самоубийство главного героя, равно как и сам герой, так и остались недоступны его пониманию («всякий раз, пытаясь понять причины его добровольной смерти, я вынужден был отказаться от этого, так <...> Павлов неизменно оказывался вне всей системы рассуждений и предположений; он был в стороне, он ни на кого не походил» [12, c.308].

 Точкой отсчета представления позиции нарратора является начало повествования, сам факт обращения повествователя к событиям, которые уже были осмыслены персонажем-рассказчиком.

Если персонаж-рассказчик приходит, как ему кажется, к какому-то выводу относительно самоубийства героя (через символ «иного понимания всего» – «черные лебеди»), находит объяснение будущему поступку героя и как-то примиряется с ним (ср. с замечанием повествователя о том, что накануне самоубийства разговаривали «о вещах, не имевших отношения к самоубийству»), то смысловая позиция нарратора заключается в осознании невозможности осмыслить самоубийство. Таким образом, позиция персонажа-рассказчика демонстрирует вполне отчетливую динамику мировоззрения под влиянием точки зрения главного героя.

Поскольку диегетический нарратор принадлежит также и изображаемому миру текста, то в произведениях, демонстрирующих подобную модель повествования, как правило, интроспекция нарратора в сознание главного героя практически невозможна. Невозможна также форма повествования, при которой словом повествователя воплощается точка зрения героя, в связи с этим наиболее важным типом речи предстает диалог и или монолог. Кроме того, преобладают высказывания в условном наклонении, поскольку внутренний мир главного героя дан рассказчику опосредованно, через слова и поступки персонажа.

В анализируемом рассказе можно отметить принцип лейтмотивного построения повествования (термин Б.Гаспарова), при котором «некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами» [1, c. 30]. В качестве такого значимого художественного средства выступает лейтмотив сверхчеловека.

Концепция сверхчеловека, сформулированная Фридрихом Ницше на рубеже XIX-XX веков, стала одним из самых влиятельных и одновременно спорных интеллектуальных явлений. По Ницше, «закаливший свой дух, принявший идею вечного возвращения, вышедший за пределы собственной односторонности, сверхчеловек пребывает в моменте вечного настоящего, на высшей стадии восхождения духа» [7, c.184]. Человек в концепции Ницше ценен не сам по себе, а как путь, как переход к новому этапу духовной эволюции.

В русской литературе XIX века, в частности в произведениях Достоевского, концепция сильной личности подверглась жесткой критике и доведена до логического абсурда в образе Николая Ставрогина. Его сверхчеловеческая свобода от морали оборачивается внутренней пустотой, скукой и в конечном итоге самоубийством.

 Однако в первой трети XX века, в эпоху войн, революций и крушения старых идеалов, литература вновь обращается к образу сверхчеловека, активно его осмысляя. Формируется новая, «социально-революционная модальность конкретно исторической экспликации идеи сверхчеловека, получившая особую выраженность в дискурсе отечественной литературы критически-реалистической направленности» [8, c.135]. Так, сверхчеловек у Горького по преимуществу понимается как ценностно и социально инаковый человек-революционер, устремленный к свободе через бунтарский нигилизм и ломку общественных стереотипов [8, c.135]. В литературе русского зарубежья, а именно в творчестве Газданова, экзистенциальная уникальность сверхчеловека исследуется в ином ключе.

Лейтмотив сверхчеловека в анализируемом рассказе реализуется через метафоры, ключевые слова и бинарные оппозиции. Наиболее значимой представляется гносеологическая оппозиция истинное / кажущееся. Кроме того, основу лейтмотива сверхчеловека составляет мотив способности главного героя к непосредственному восприятию действительности. Ключевыми единицами, реализующими данный мотив, являются лексемы «понимать», «знать», «видеть», «думать» («У меня … особое чутье - отмечает главный герой. - Я вижу сразу, может человек украсть или нет» [12, c.308];

«— Что вы думаете о Достоевском, Павлов? — спросил его молодой поэт <…>

— Он был мерзавец, по-моему, — сказал Павлов. <…> Истерический субъект, считавший себя гениальным, мелочный, как женщина, лгун и картежник на чужой счет <…>

— Вы говорите чудовищные вещи.

— Я думаю, что чудовищных вещей вообще не существует, — сказал Павлов» [12, c.316]).

Главный герой, как следует из диалога, способен к непосредственному созерцанию мира, то есть принимать явление «так, как оно себя дает, <…> и только в тех границах, в которых оно себя дает» [9, c.56]. В отличие от окружающих, включая повествователя, он не облекает действительность в готовые, стереотипные понятия.

Различие в суждениях Павлова и других персонажей связано с особым взглядом героя на мир и самого себя, иллюстрируется эпизодом обсуждения его собственной трусости: «Он <Павлов> сказал как-то: — Служа в белой армии, я был отчаянным трусом; я очень боялся за свою жизнь. … я спросил о трусости Павлова у одного из его сослуживцев <…>

— Павлов? — сказал он. — Самый храбрый человек вообще, которого я когда-либо видел.

Я сказал об этом Павлову.

— Ведь я не говорил вам, — ответил он, — что уклонялся от опасности. Я очень боялся — и больше ничего <…> Я ходил в разведки <…> Но все это не мешало мне быть очень трусливым. Об этом знал только я, а когда я говорил другим, они мне не верили» [12, c.313].

Мотив непосредственного восприятия актуализируется и через ключевое слово «думать»: «— Чем вы все время занимаетесь? — спросил я его <...> — Я думаю, — ответил он позже <...> я узнал, что Павлов, этот непоколебимый и непогрешимый человек, был в сущности мечтателем» [12, c.312].

Главный герой видит мир в его феноменологической данности. Его улыбка или смех – знак обладания тайным знанием («У него была особенная улыбка, от которой вначале становилось неприятно: это была улыбка превосходства, причем чувствовалось — это ощущали даже самые тупые люди, — что у Павлова есть какое-то право так улыбаться» [12, c.308]).

Как отмечает Л. В. Карасев, «в улыбке и смехе мы выносим свою оценку миру, <…> потому что смех располагает знанием, каким мир должен быть на самом деле» [10, c.30]. Улыбка Павлова свидетельствует о его способности к постижению истины, недоступной другим: «Он сидел против меня и улыбался, точно говорил всем своим высокомерным видом: вы видите, какие это все простые вещи, и вместе с тем, я их понял, а вы не понимаете и не поймете»[ 12, c.316].

Мотив улыбки/смеха также содержит отсылку к метафоре детского смеха, звучащего из гроба, созданной Ф. Ницше в своем произведении «Так говорил Заратустра», и эксплицирует идею воскрешения к иной жизни. Мотив смеха, появляющийся в заключительном высказывании, соединенный с символом иного бытия – (черные лебеди): «Я уходил, оборачиваясь <...> до меня донесся его спокойный, смеющийся голос: - Вспомните когда-нибудь о черных лебедях!» [12, c.319]– это «смех, соединенный со смертью, в мифе идет как знак возрождения, неокончательности смерти» [10, c.30]. «Смех, исходящий из гроба - не что иное как соединение символов смерти и рождения. Смех при рождении, нередко звучащий в архаическом мифе, становится <…> детским смехом (ребенок - начало жизни), превращающим смерть в новое рождение» [10, c.127]; «перед нами - все та же идея «вечного возвращения», но только проговоренная на языке погребальных и возрождающих символов смеха» [10, c.127]. Мотив смеха в сочетании с символом иной реальности (черные лебеди) актуализирует размышления героя об иной форме бытия, выражает предчувствие новой истинной жизни, начало которой связано с физической смертью.

Символика улыбки демонстрирует превосходство и отстраненность героя, подчеркивая его уникальность: «Из всех, кого я знал, Павлов был самым удивительным человеком во многих отношениях» [12, c.307], которая раскрывается через мотив душевной и физической силы: «Его тело не знало утомления <…> он <…> казалось, никогда не чувствовал усталости. Он мог питаться одним хлебом целые месяцы и не ощущать от этого ни недомоганий, ни неудобств. Работать он умел, как никто другой, и так же умел экономить деньги. Он мог жить несколько суток без сна <…> он, кажется, и к холоду был нечувствителен» [12, c.307].

Для формирования представления об уникальности героя используется сравнительный оборот «как никто другой», а также синтаксические конструкции с доминированием отрицательных частиц «не» и «ни».

Описание особого душевного склада героя происходит в рамках алетической модальной оппозиции «возможно / невозможно», что подчеркивает разрыв между потенциалом героя и ограниченностью мира: «Он сам не мог бы, пожалуй, определить, как он мог бы использовать свои необыкновенные данные; они оставались без приложения» [12, c.307].

В данном контексте преобладают конструкции в условном наклонении, подчеркивающие нереализованный потенциал главного героя, контраст между его внутренней сущностью и его внешним, обыденным существованием: «Он мог бы, я думаю, быть незаменимым капитаном корабля, но при непременном условии, чтобы с кораблем постоянно происходили катастрофы; он мог бы быть прекрасным путешественником через город, подвергающийся землетрясению, или через горящий лес. Но ничего этого не было — ни чумы, ни леса, ни корабля; и Павлов жил в дрянной парижской гостинице и работал, как все» [12, c.314].

Сравнительный оборот «как все» подчеркивает исключительность главного героя, которая при этом скрыта, что создает особого рода пародокс – сверхчеловек представлен в обличии обывателя. Невероятная сила, выносливость и воля главного героя оказываются невостребованными в обыденном мире, сам мир предстает как искаженная реальность.

Таким образом в рассказе формируется мотив духовной и физической силы героя. Высказывание «Павлов <…> работал, как все» служит отправной точкой формирования противопоставления героя окружающим. Это противопоставление репрезентируется через алетическую модальную оппозицию «возможно / невозможно»: то, что возможно для Павлова, невозможно для других: «И он стал учиться <...> занимался вечерами после работы — что было бы всякому другому почти не под силу. Сам Павлов хорошо это знал» [12, c.313].

Тем не менее, рассказчик настолько проникается взглядами главного героя, что вопреки традиционному представлению о самоубийстве как проявлении слабости, малодушия , предлагает свое восприятие суицида как воплощения силы духа, проявления твердости характера( «Тому, что он < Павлов> был совершенно спокоен< накануне запланированного самоубийства >, я не удивлялся: может быть, впервые он попал в такие обстоятельства, в которых ему пригодилось его неистраченное духовное могущество – и в которых ему следовало бы провести всю свою жизнь [12, c.319]).

 Пытаясь осмыслить личность героя, понять причину его самоубийства, нарратор прибегает к метафорическому способу мышления, методу способному объяснить необъяснимое, использует сравнение с сосудом: «Я подумал однажды, что, может быть, его же собственная сила, искавшая выхода или приложения, побудила его к самоубийству; он взорвался как закупоренный сосуд, от страшного внутреннего давления» [12, c.308].

 Исключительность главного героя эксплицируется через мотив одиночества, подчеркивающий отсутствие эмоциональной связи с людьми: «Я не мог бы сказать, что любил Павлова, он был мне слишком чужд — да и он никого не любил, и меня так же, как остальных» [12, c.310];

Главный герой не просто эмоционально чужд миру, но и экзистенциально невидим в своей истинной сути для окружающих: «он был точно окружен средой, сквозь которую чувства других людей не могли проникнуть, как не проникают световые лучи через непрозрачный экран; он был слишком далек и холоден» [12, c.317]; «все люди всех классов были ему чужды» [12, c.315]; «У него не было душевной жалости, была жалость логическая» [12, c.310].

Герой, лишенный эмоциональной сферы, может быть определен как «человеческий механизм». Интересно, что данная метафора, созданная Газдановым, перекликается с идеей сверхчеловека, сформулированной в теоретических проектах и манифестах футуристов начала ХХ века. Футуристы представляли нового человека/сверхчеловека как человеческий механизм, с заменяемыми частями». Ф. Т. Маринетти сравнивал «нового человека» с механизмом – жестоким, циничным и бездушным, но в то же время всемогущим. «В своих работах Ф. Т. Маринетти выражает восторг по отношению к символам прогресса: автомобилю, самолету, а также готовность радикально перестроить не только культуру, но и самого человека. Сверхчеловек в понимании футуристов – это нечеловеческий, механический тип, у которого будут уничтожены моральные страдания, доброта, нежность и любовь» [11, c.84].

 Метафора «человеческий механизм» акцентирует в анализируемом рассказе крайний рационализм Павлова, его отстраненность от эмоциональной сферы, к которой относятся категории счастья, гармонии и радости. Однако и подобное понимание личности главного героя признается нарратором ошибочным: за рационализмом скрывается иррациональное знание об Австралии и черных лебедях — символе иной реальности. Павлов предстает в рассказе носителем иной истины, принадлежит другой экзистенциальной реальности: «Павлов неизменно оказывался вне всей системы рассуждений и предположений; он был в стороне, он ни на кого не походил» [12, c.308].

Через последовательный ряд отрицаний формируется идея уникальности главного героя: «Я знал этого человека много лет, знал его ближе, чем другие, и мог только думать в результате, что передо мной возникло и прошло таинственное явление, для определения которого у меня не оказалось ни мыслей, ни слов, ни даже интуитивного понимания» [12, c.317].

 Таким образом, лейтмотив сверхчеловека в рассказе Газданова формируется через комплекс взаимосвязанных мотивов, к которым относятся:

1. Мотив гносеологического превосходства, реализуемый в оппозиции «истинное / кажущееся» и связанный с ключевыми семантическими единицами («понимать», «знать», «видеть»).

2. Мотив улыбки/смеха как внешний маркер обладания сокровенным знанием.

3. Мотив одиночества, подчеркивающий экзистенциальную отчужденность героя и его неспособность к эмоциональному контакту.

4. Мотив исключительности, раскрываемый через оппозицию «возможно / невозможно» и акцентирующий интеллектуальную и физическую силу героя. Данный мотив реализуется, кроме того, посредством метафоры «человеческий механизм», которая, будучи введенной и затем отвергнутой нарратором, демонстрирует пределы рационального постижения личности героя, ведущей к иррациональному символу («черные лебеди») как ключу к пониманию иной формы бытия.

 Уникальность героя как носителя истинного (недоступного другим) знания репрезентируется не через открытое противостояние среде, а через парадокс, сочетающий сверхчеловеческую сущность с внешней обыденностью существования. Проанализированная система мотивов последовательно раскрывает образ сверхчеловека как фигуры трагической и трансцендентной, находящейся вне привычной системы человеческих отношений и ценностей.


Список литературы

1. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки по русской литературе XX века.М.: Наука, 1994. – 304 с.
2. Богданова А. В. Рассказ «Старый учитель» В. С. Гроссмана: анализ мотивной и лексической организации текста // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2024. Т. 16, вып. 1. С. 89–95. ISSN 2073-6681 // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/355946 (дата обращения: 27.09.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Л. П. Грунина, L. P. Grunina, О. А. Салтымакова, O. A. Saltymakova . Методика исследования мотива в художественном тексте // СибСкрипт. 2023. № 1 (95). С. 119-127. ISSN 2949-2122. // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/336875 (дата обращения: 27.09.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. – 294с.
5. Король Н.Б. Полифония идейно-тематической и мотивно-образной системы в современных текстах(на материале романов М.Шишкина и В.Шарова) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2023. № 3. С. 69-76. ISSN 1990-8466. // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/372033 (дата обращения: 29.09.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Шмид В. Нарротология. – М.: Языки славянской культуры, 2003 – 312 с. –(Studia philological).
7. Иванова Т.А. Концепт андрогина сквозь призму философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. № 2. С. 135-138. ISSN 1819-7671. // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/327443 (дата обращения: 28.09.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Беляев Д. А. Идея сверхчеловека в творчестве М. Горького: рецепция ницшеанского Ubermensch и социально-революционный порыв // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 135-139. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-2-135-139
9. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля/ Перевод А. Денежкина и В. Куренного – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 224с
10. Карасев Л.В. Философия смеха. М.: РГГУ , 1996, - 221с.
11. Сынкова Д. В. Интерпретация идеи сверхчеловека в творчестве футуристов начала ХХ века. Тамбов: Грамота, 2016 № 6 (108). C. 83-86. ISSN 1993-5552. www.gramota.net/materials/1/2016/6 (дата обращения:28.09.2025)

Список источников
12. Гайто Газданов. Черные лебеди. Сборник рассказов. М.:Олма-Пресс,2002. С.415.

Расскажите о нас своим друзьям: