Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект №02 (70) Февраль 2021

УДК 81.23

Дата публикации 23.02.2021

Концептуальные метафоры в современном англоязычном экологическом дискурсе на тему Covid-19 (на материале статей сайта международной природоохранной организации «Greenpeace International»)

Голомидова Марина Васильевна
доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет, РФ, г. Екатеринбург, marinagolomidova@urfu.ru
Грыгораш Екатерина Ивановна
магистрант кафедры иностранных языков, Уральский федеральный университет, РФ, г. Екатеринбург, e.i.grygorash@gmail.com

Аннотация: Статья нацелена на рассмотрение концептуальных метафор, связанных с темой Covid-19, в публицистических текстах экологического дискурса. В качестве материала исследования использованы публикации на сайте международной неправительственной природоохранной организации «Greenpeace». Исследование проведено в русле когнитивно-дискурсивного подхода с помощью метода построения фреймов и интерпретационного семантического анализа. В ходе анализа выявлены метафорические модели «экология во время пандемии – живой организм» (её фреймы «человек» и «болезнь») и «экология во время пандемии – война/борьба» (фреймы «противники», «начало и завершение военных действий», «последствия войны» и «военные действия», «вооружение»). Полученные результаты подтверждают восприятие экологических проблем как важнейших, непосредственно влияющих на жизнь и здоровье людей.
Ключевые слова: экологический дискурс, метафора, концептуальная метафора, метафорическая модель, Covid-19.

Conceptual metaphors in modern English-language ecological discourse on the topic Covid-19 (based on the articles of Greenpeace International website)

Golomidova Marina Vasilievna
Doctor of Philology, professor, Ural State University, Russia, Yekaterinburg
Grygorash Ekaterina Ivanovna
Postgraduate student of Foreign languages department, Ural State University, Russia, Yekaterinburg

Abstract: The article deals with conceptual metaphors related to the Covid-19 topic used in publicistic texts of ecological discourse. The articles published on “Greenpeace International” were used in the study. The methods of cognitive-discourse analysis along with the framing method and interpretive semantic analysis were used to study the metaphors. The analysis revealed metaphorical models "ecology during the pandemic - a living organism" (its frames are "human" and "disease") and "ecology during the pandemic - war/fight" (frames "opponents," "start and end of hostilities," "consequences of war" and "military operations," "armament"). The results confirm the perception of environmental problems as vital, directly affecting human life and health.
Keywords: ecological discourse, metaphor, conceptual metaphor, metaphorical model, Covid-19.

Правильная ссылка на статью
Голомидова М.В., Грыгораш Е.И. Концептуальные метафоры в современном англоязычном экологическом дискурсе на тему Covid-19 (на материале статей сайта международной природоохранной организации «Greenpeace International») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/kontseptualnye-metafory-v-sovremennom-angloyazychnom-ekologicheskom-diskurse-na-temu-covid-19-na-materiale-statej-sajta-mezhdunarodnoj-prirodookhrannoj-organizatsii-greenpeace-international.html (Дата обращения: 23.02.2021)

Среди различных видов дискурса все более популярным для лингвистических исследований становится экологический дискурс – совокупность устных и письменных текстов различных функциональных стилей и жанров, обусловленных ситуацией общения на экологические темы [1, с. 5]. В настоящее время проблемы экологии выходят в активную публичную повестку в связи с растущей напряженностью экологической ситуации, которая может привести к различным экологическим катастрофам. В свою очередь, вместе с растущим количеством публицистических текстов, тематически объединенных экологической проблематикой, формируется и развивается лексика природоохранной и природосберегающей деятельности и апробируются риторические приемы, которые способствуют когнитивному и аффективному воздействию на массовую аудиторию.

Особой темой 2020 года стала пандемия вируса Covid-19, которая обозначила перед странами и сообществами новые вызовы и затронула многие сферы жизни людей на всей планете. Экологический дискурс также оказался «под воздействием вируса» и развил целое направление в связи обсуждением новой большой проблемы. На наш взгляд, с точки зрения реализации когнитивного и прагматического аспектов публицистической речи представляет интерес, как подвергается метафорической интерпретации тема Covid-19 в статьях наиболее популярных источников.

Целью данной статьи является характеристика концептуальных метафор, использованных в текстах 2020 года на тему Covid-19 на сайте международной некоммерческой природоохранной организации «Greenpeace International». В рамках поставленной цели предполагается решение таких задач, как: выявление специфики концептуальных метафор, используемых в теме Covid-19, определение доминирующих метафорических моделей и установление понятийных сфер их происхождения.

Для достижения поставленной цели используются взаимосвязанные научные методы, применяемые в русле когнитивно-дискурсивного подхода: метод построения фреймов и метод семантической интерпретации. Языковой материал извлечен с помощью сплошной выборки из статей с официального сайта  «Greenpeace International» за 2020 год. Характеризуя источник языкового материала, следует отметить, что «Greenpeace», работая с правительствами разных стран и международными межправительственными организациями,  имеет большое влияние и обладает информационным пространством широкого охвата – материалы, размещенные на ее официальном сайте, находятся в свободном онлайн-доступе для большей части населения современного мира.

Концептуальные метафоры стали предметом лингвистических исследований в связи с разработкой когнитивного направления в современной языкознании. Когнитивная лингвистика как наука возникла в США в работах М. Джонсона, Дж. Лакоффа, М. Тернера и др. [2, 3] и получила значительное распространение, свою интерпретацию и развитие в российской науке – в трудах Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, Н.Н. Болдырева, В.З. Демьянкова, В. И. Карасика, Е.С. Кубряковой, А.П. Чудинова и др. [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. Основными предпосылками когнитивного подхода к исследованию метафоры стали положения о ее ментальном характере (онтологический аспект) и познавательном потенциале (эпистемологический аспект), однако отправной точкой в изучении метафоры, положившей начало автономному направлению внутри когнитивной лингвистики, стала книга Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Metaphors We Live by» («Метафоры, которыми мы живем»), изданная в 1980 году [2].

Согласно теории концептуальной метафоры метафоризация осуществляется благодаря взаимодействию фреймов и сценариев (структур знаний) сферы-источника и сферы-мишени. В результате взаимодействия человека с окружающим миром элементы сферы-источника проецируются в концептуальную сферу-мишень и структурируют её. Этот процесс обуславливает когнитивный потенциал метафоры. Таким образом, концептуальная метафора – перенос когнитивной структуры, связанной с некоторым языковым выражением, из одной содержательной области, к которой она принадлежит, в другую.

Интересующие нас концептуальные метафоры оцениваются с позиций экологического дискурса. В лингвистической разработке его особенностей на сегодняшний день сформирован свой научный опыт. Так, Иванова Е.В. рассмотрела метафорическую концептуализацию природных катастроф на материале медийных текстов [1], когнитивное моделирование образа природы в медийном экологическом дискурсе [15], а также лингвокогнитивное моделирование экологического дискурса в целом [17]. Выводные теоретические сведения представляют несомненную ценность для нашего исследования.

Следуя классификации Е.В. Ивановой, в данной работе мы анализируем медийную разновидность дискурса, в рамках которого аккумулированы тексты, созданные журналистами и распространяемые посредством прессы, телевидения, радио и интернета [1].

Медийный дискурс характеризуется публицистическим стилем, который включает в себя использование различных стилистических приемов. Одна из функции медийного дискурса – персуазивная, то есть СМИ формирует общественное мнение, побуждает людей к действиям. Данная функция имеет большое значение для текстов экологического дискурса, так как часто авторы статей призывают свою аудиторию уделять больше внимания экологии, высказывают свою позицию относительно различных политических, экономических и социальных явлений, влияющих на природу.

Обратимся к анализу языкового материала. В процессе исследования были выделены несколько метафорических моделей, первая из которых реализует модель «экология во время пандемии – живой организм», сферой-источником является наше общество и те экологические катастрофы, которые возникли в 2020 году из-за коронавируса.

Опираясь на классификацию фреймов Ивановой Е.В., в данной модели в качестве главных можно выделить следующие фреймы: человек и болезнь.

В следующих примерах рассмотрим фрейм «человек», который раскрывается через понятие «кризис».

  1. Look after yourself, to look after us all – flatten the curve! It’s also very important to keep ourselves and our family healthy in this time of the COVID-19 pandemic.
  2. Use simple social distancing tactics like replacing hugs and handshakes with alternatives…If we all do our best to stop the spread, we can flatten the curve!
  3. Simple hygiene and social distancing can save lives and flatten the coronavirus pandemic curve.
  4. We have discovered that in crisis our living rooms have become places to dance with our children and partners, revelling in the comfort of old and favourite songs!
  5. Perhaps that means forging unusual allies, in this most unprecedented of times, or doing things outside of our comfort zones and echo chambers.
  6. We want, need and deserve from this new chapter in our planet’s story that deep lessons are quickly learnt, root causes fully addressed, and true political leadership established.
  7. Covid has many lessons to teach us. I believe that the darkest times can also serve as times of gratitude, kindness, and recognition, so this holiday season, please stop for a minute and take a moment to appreciate and say thank you to the people who show up every day to play an essential role in our community.

В условиях современного мира, из-за всех его последствий на экологическую экономику и политику и экологических катастроф, Covid-19 рассматривается как поворотный момент в истории человечества (new chapter in our planets story), острый вопрос, который требует срочного решения (flatten the coronavirus pandemic curve, this most unprecedented of times, the darkest times), авторы используют перифраз, используя crisis вместо названия болезни или слова «пандемия». 2020 год стал тяжелым для многих людей, пострадал ряд сфер жизни: экология, здравоохранение, политика, экономика, образование.

В следующих примерах мы увидим реализацию фрейма «болезнь»:

  1. Prepare for what your household will need if quarantined, but curb the panic-greed reflex.
  2. It has shown us that our systems of normal were broken.
  3. Production has declined ever since, and with the Coronavirus pandemic slowing economies everywhere, production may never recover.
  4. Greenpeace is a family. Like every member of this family, we are facing our own coronavirus challenges. It is hard to find balance in the emotional turbulence.
  5. In a world reeling from the impact of climate disasters, Covid-19 and social injustice, governments like mine have no business propping up polluting industries with public money.

Пандемия Covid-19 рассматривается авторами как болезнь, охватившая планету, как нарушение всех её нормальных систем: физического (systems of normal were broken) и эмоционального здоровья (the emotional turbulence, curb the panic-greed reflex). Всем сферам жизни придется оправляться от последствий этого заболевания (reel from) и излечиваться (recover).

Следующая метафорическая модель – «Экология во время пандемии – война/борьба». Сфера-источник – «Социум». Здесь можно выделить несколько фреймов.

В первом примере Covid-19 – то, с чем обществу необходимо бороться (fighting), поэтому здесь реализуется фрейм «противники». Социум приостановил свою нормальную деятельность и направил все силы на борьбу с вирусом:

1. While many parts of the world came to a standstill fighting COVID-19 this year, we also saw brave, committed activists still traveling to different corners of the world to document the dire changes due to global warming.

Следующий пример можно отнести к фрейму «военные действия и вооружение». Пандемия, согласно автору статьи, становится бушующей, ожесточенной и неконтролируемой, как война (raging).

2. But amidst a raging pandemic, humanity was not spared from a much bigger threat.

Метафора «The 2020 COVID-19 pandemicraises a new alert» относится к фрейму «последствия войны». Пандемия поднимает тревогу и ставит перед человечеством новые проблемы, которые не были очевидны до нее, но сейчас требуют незамедлительных действий.

3. The 2020 COVID-19 pandemic, among the many painful lessons it forced us to learn, raises a new alert for humanity: Mother Earth must be taken care of.

Еще один пример можно отнести к фрейму «начало и завершение военных действий», так как люди во время пандемии, как во время войны, сбегали в укрытия, отступали, чтобы избежать болезни и спастись от нее.

4. The past several months had me reflect on what safety means to me. In February, my office closed down due to coronavirus. My daughter’s school closed down. We retreated to our home – a grateful privilege that my family and I have.

Концептуальные метафоры с положительным значением в проанализированном материале не встречается.

Итак, проведя анализ метафорических моделей «экология во время пандемии – живой организм» и «экология во время пандемии – война/борьба», мы можем сделать вывод о том, что коронавирус воспринимается обществом как болезнь, оказавшая влияние не только на отдельных людей, но и на планету, на человеческое сообщество в целом. С этим вирусом и его последствиями человечеству придется бороться, и борьба эта будет непростой и нелегкой. Это формирует негативное отношение к оценке текущей ситуации, внушает тревогу и опасение за будущее. В данных статьях персуазивная функция медийного дискурса успешно реализуется благодаря использованным концептуальным метафорам – с их помощью осуществляется воздействие не только на логическое, но и на образное мышление и на эмоциональную сферу читающей аудитории.


Список литературы

1. Иванова Е. В. Метафорическая концептуализация природных катастроф в экологическом дискурсе (на материале медийных текстов) / Е. В. Иванова // Дис. ... канд. филол. наук. Челябинск. – 2007. – С. 67–70.
2. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We live by. University of Chicago Press, 2003. – 191 p.
3. Turner M. Metaphor, metonymy and binding / M. Turner, G. Fauconnier // Metonymy and Metaphor. – Barcelona, 1998. – 261 p.
4. И.С. Парахина, О.А. Бабич. Концептуальная метафора в медийном экологическом дискурсе // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2018. – №4. – С. 145-147.
5. Громорушкина А.А. Концептуальная метафора в экологическом дискурсе СМИ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2019. – №4 (820). – С.91–99.
6. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) / Н. Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. - М. : Наука, 1979. – С. 147–173.
7. Баранов А. Г. Когниотипичность текстовой деятельности / А. Г. Баранов // Языковое сознание и образ мира. - М., 1997. – С. 20–21.
8. Болдырев Н. Н. Принципы и методы когнитивных исследований языка /Н.Н. Болдырев// Сб. науч. тр. Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. – Тамбов, 2008. – С. 11–29.
9. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. З. Демьянков // Вопр. языкознания. – 1994. – № 4. – С. 17–33.
10. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
11. Кубрякова Е. С. [и др.]. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М. : Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с.
12. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. – 248 с.
13. Мамонова Е.Ю., Крон А.С. Специфика современного англоязычного экологического дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – №4-2 (82). – С.371–374.
14. Орешкина Т.А., Коняшкин В.А. Экологическое сознание и экологические дискурсы цивилизации // Ойкумена. – Регионоведческие исследования. – 2018. – №4 (47). – С. 133–144.
15. Иванова Е.В. Когнитивное моделирование образа природы в медийном экологическом дискурсе // Вестник ЧелГУ. – 2010. – №7. – С. 65–72.
16. Яркин П. А. Изучение экологического дискурса в контексте исследования экологического сознания // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. – 2020. – №6. – С.89–93.
17. Иванова Е. В. Лингвокогнитивное моделирование экологического дискурса / Е. В. Иванова // Монография кан. фил. наук. – М.: ФЛИНТА. М.: Наука. – 2015. – C. 84–85.
18. Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (Обзор) / Е. С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты : сб. обзоров. – М. : ИНИОН РАН, 2000. – С. 7–25.

Расскажите о нас своим друзьям: