Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №11 (55) Ноябрь 2019

УДК 821(73)"19".09

Дата публикации 29.11.2019

Художественный мир американской литературы ХХ века

Пирожкова Алёна Олеговна
канд. пед.наук, доцент кафедры иностранной филологии и методики преподавания, ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, alyona.pirozhkov@mail.ru
Цепенко Анастасия Романовна
магистрант, ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, tsepenko.n@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена исследованию общих тенденций в становлении американской литературы в целом и в ХХ веке в частности. Обращается внимание на наиболее значимых писателей американской литературы ХХ века и эпохи, которые они представляли. В статье описываются факторы, оказавшие влияние на становление американской литературы от её зарождения и в период становления (колонизация, рабовладение, гражданская война, поликультурность). В обзоре рассматривается литература реализма, «потерянного поколения», «золотого» и «серебряного» века американской фантастики, постмодернизма, художественный мир отдельных произведений ХХ века. Отдельный пласт представляет литература мигрантов. Делается вывод о многообразии и самобытности американской литературы, о её особенностях по сравнению с европейской литературой того же периода.
Ключевые слова: американская литература; факторы, сформировавшие американскую литературу; многообразие жанров; художественный мир

The Artistic World of American Literature of the Twentieth Century

Pirozhkova Alyona Olegovna
Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate professor of the Department of Foreign Philology and Methods Academy for the Humanities and Pedagogical sciences (branch) of V. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, Russia, Yalta
Tsepenko Anastasia Romanovna
Magister, Academy for the Humanities and Pedagogical sciences (branch) of V. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, Russia, Yalta

Abstract: The article is devoted to the study of general trends in the formation of American literature in general and in the twentieth century in particular. Attention is drawn to the most significant writers of American literature of the twentieth century and the era they represented. The article describes the factors that influenced the formation of American literature from its inception and during its formation (colonization, slavery, civil war, multiculturalism). The review examines the literature of realism, the jazz era, the lost generation, the “Golden” and “silver” age of American fiction, postmodernism, the artistic world of individual works of the twentieth century. A separate layer is the literature of migrants. The conclusion is made about the diversity and originality of American literature, about its features in comparison with European literature of the same period.
Keywords: American literature; factors that shaped American literature; variety of genres; artistic world

Художественная литература несет в себе эстетическую память народа, нравственные установки и помогает читателю познать другой мир через интерпретацию писателем – представителем той или иной эпохи и литературного направления. Согласно А. Есину, «художественное произведение – это единство объективного и субъективного как соотношение восприятия реальной действительности и авторского понимания воспринимаемого» [1, с. 27]. Изучение литературы позволяет расширить мировоззрение личности, наполнить духовный мир человека, формировать его нравственность и способствует эмоциональному и творческому развитию. Американская литература отличается многообразием тем и образов, её представляют гениальные писатели и посредственные. Образ Америки также представляет отдельный спектр вопросов для изучения [5].

Создавая литературное произведение, автор создаёт художественный мир, в котором описываются события, разворачивается действие, взаимодействуют герои. Понятие художественного мира стало предметом исследования таких учёных, как А. Анисова, Н. Богомолова, Д. Лихачёв, Р. Ткачева, Л. Чернец, однако в комплексе художественный мир произведений американской литературы определённого периода – недостаточно изученный аспект.

Американская литература ХХ века такая же разнообразная и противоречивая, как и эпоха, в которую она создавалась. Она имеет свою специфику [2] и подарила миру сотни ярких имен и тысячи великолепно написанных романов. Фолкнер, Фицджеральд, Хемингуэй, Апдайк, Воннегут –фамилии авторов стали своего рода репрезантом определенного стиля и тематики произведений. Проблемы, поднимавшиеся в том или ином романе, не были единичными. Читая американскую литературу ХХ века, мы можем оказываемся то в южных штатах  времён Гражданской войны, то на вечеринке в Нью-Йорке эпохи джаза, то с хиппи Калифорнии 60-х годов. Однако упомянутые авторы – это единицы, имеющие успех в литературном творчестве. Огромное количество американских писателей не позволяет досконально изучить творчество каждого автора, но можно проследить общие тенденции, наметившиеся в развитии американской литературы.

Условно можно разделить историю американской литературы на четыре эпохи [3]:

1. Начало XVII века – 1865 год. Просвещение. Романтизм.

2. 1865 – 1918 годы. «Рубеж веков». Реализм.

3. 1918 – 1940 годы.

4. 1940 – по сегодняшний день.

Каждая из эпох имела свои знаковые произведения и помогала раскрыть сущность американцев и их взглядов на мир.

Двадцатый век имеет свои логические этапы в развитии литературы Северной Америки. Историческое развитие капиталистической страны дало миру эпоху реализма (Т. Драйзер), эпоху потерянного поколения (Ф. С. Фицджеральд, Э. Хемингуэй), литературу постмодернизма (начиная с 60-х гг. ХХ века) и эпоху постпостмодернизма (конец ХХ в. – ХХI век).

Конечно, данные этапы есть и в европейской литературе, но в американской литературе можно выделить ряд факторов, повлиявших на её национальную самобытность.

Первым важным фактором является колонизация Америки. Колонизаторы, спасаясь от религиозных преследований, покинули Европу в поисках более счастливой, а, главное, свободной жизни. Творчество В. Ирвинга прекрасно отражает этот исторический аспект. Однако он больше отразился на ранней американской литературе, со временем вопрос колонизации отошёл в сторону по ряду причин, в частности, потому, что этот факт привёл к ряду негативных последствий (рекреации индейцев, массовое истребление бизонов и др.).

Ещё одним фактором, влияющим на литературу Америки, является богатый и многообразный полиэтнический состав, поскольку он формировался не только европейцами, но и представителями Азии, а потом и выходцами из стран постсоветского пространства. Представители этих стран принесли с собой различные культурные традиции и культурные ценности. Наиболее ощутимо влияние выходцев из Азии, поскольку корейская и китайская культура очень отличаются от американской жизни. В наше время данный фактор способствует созданию целого пласта иммигрантской литературы.

Рабство – позорное явление, оставшееся в памяти человечества навсегда, поскольку оно отражено не только в литературе, но и живописи и любой области культуры. Массовое сознание населения Америки несколько сотен лет формировалось на мысли о том, что есть рабы и белые. «Хижина дяди Тома» (англ. Uncle Tom's Cabin) – роман Гарриет Бичер-Стоу 1852 года, направленный против рабовладения в Америке, по мнению некоторых исследователей, настолько обострил данную проблему, что книга привела к гражданской войне Севера и Юга. Творчество Марка Твена показывает рабство как естественное явление в американском обществе, в то время как в ХХ веке писатели или не упоминают в своем творчестве об этом явлении, или уже говорят со стыдом об этом прошлом их демократической страны (представительница постмодернизма Ф. О’Коннор раскрывает борьбу поколений с их взглядами на рабство).

Более того, культура африканского народа с её песнопениями и танцами, стилем одежды тоже вошла в американскую культуру, что, безусловно, отразилось в литературе (в том числе движения растаманов и хиппи), а в ХХ веке афроамериканская литература вышла на общепризнанный мировой уровень.

Согласно истории колонизации Америки, вплоть до XIX века на территории Северной Америки существовал своего рода раздел (фронтир) между завоёванными и незавоёванными территориями, сдвигающийся постепенно на Запад до Тихого Океана.

В связи с тем, что Америка заселялась неравномерно, социально-культурное и экономическое развитие страны также было неравномерным. Именно поэтому учёные выделяют в рамках отдельных регионов литературу отдельных школ. Таким образом, регионализм вплоть до наших дней является характерной чертой американской литературы. Так, до середины ХХ века существовали выраженные литературные школы: литература Новой Англии (бостонская школа), Среднего Запада, Дальнего Запада, «южная школа» и пр.

На раннем этапе развития американской литературы пуританизм оказывал большое влияние на все сферы жизни, в том числе и на зарождающуюся литературу.

Одним из самобытных феноменов Америки является так называемая «американская мечта» – вера в то, что на этом континенте может произойти чудо. Это идеологическое понятие, представляющее собой сложный комплекс надежд и убеждений, основанных на идеалах свободы и равных возможностей. Именно равные возможности для достижения успеха являются системообразующим принципом функционирования человека в Америке. Суть американской мечты заключается в том, что человек на землях Америки может достигнуть огромного успеха, при этом у всех есть такая возможность, ничьи права не будут ущемлены и каждый найдёт здесь своё «место под солнцем». Надо сказать, что к началу ХХ века становится очевидным иллюзорность идеи об американской мечте, поэтому появляются произведения («Американская трагедия», «Великий Гэтсби»), которые демонстрирует тщетность борьбы индивида за богатство, успех, любовь.

И, наконец, литературе Америки ХХ века свойственен синтез художественного и документального, поскольку американцам характерен прагматизм, а, значит, и в литературе они пишут преимущественно с точки зрения натурализма, поэтому жанр non-fiction прочно вошёл в американскую литературу ХХ века.

Безусловно, писатель стремится отразить в своих произведениях то, что его наиболее волнует. Если в начале ХХ века проблематика произведений была связана с экономической регрессией, вызванной рядом факторов, в том числе первой мировой войной, то во второй трети ХХ века проблематику произведений сформировало течение писателей, объединённых эпохой «потерянного поколения». В этих произведениях отражалась бесцельность существования молодого человека, ощущение его ненужности в обществе и бессмысленность жизни для человека вообще. Эта эпоха охватила три войны: первую мировую, вторую мировую и военное присутствие американцев во Вьетнаме. И пусть эта война была позже, суть не менялась: в чём смысл жертвования собой и своего здоровья, если ты воюешь не на своей земле и не за свою Родину. Ради чего умирать? Эти мысли отражены в произведениях Э. Хемингуэя (в первую очередь, «Прощай, оружие!»). Бессмысленность войны во Вьетнаме продемонстрирована в романе Уинстона Грума «Форрест Гамп», и здесь же мы видим протест против политики государства в виде движений хиппи и пацифистов.

Художественный мир произведений Фицджеральда целостен и един, поскольку он пишет об американцах, таких понятных читателю и самому Фицджеральду, но при этом имеющих какие-то особенности, живущих в эпоху джаза. И большинство его героев похожи на современников Фицджеральда, поскольку с них он и писал своих героев.

То же самое можно сказать о произведениях другого американского романиста, Теодора Драйзера, романы которого тоже имеют целостный художественный мир, мир простых людей, достигших своего счастья путём усердного труда. Его герои похожи на окружающих нас людей: провинциалов и рабочих, банкиров и шофёров. Только Драйзер показывает своеобразие героя в каждом отдельном случае: его трагедию и трудности, с которыми герой встречается. Ознакомившись с рядом его произведений, понимаешь, что его героев можно поселить в одном городе и наблюдать за тем, как они будут сосуществовать. При этом, мы не поселим героев Фицджеральда в этом же городе, поскольку они из разных миров.

Ещё одна ветвь американской литературы – фантастика. Фантастика, особенно научная фантастика, занимает в американской литературе особое место. Это направление в начале ХХ века стало формироваться как космическая фантастика. Такая литература нередко имела примерно один сюжет, направленный на наведение ужаса на читателя: Земля захватывалась космическими цивилизациями или разрушалась в процессе космических войн.

Надо сказать, что до 50-х годов американская фантастика носила научный характер и вошла в историю литературы как «золотой век» американской фантастики. Такой расцвет данного жанра литературы был обеспечен работой Джона Кэмпбла, главного редактора журнала Street and Smith с 1937 г., который был переименован в «Astounding Science Fiction» в 1939 г. Кэмпбл смог организовать костяк наиболее деятельностных и талантливых авторов, среди которых были К. Саймак, А. Азимов, Т. Старджон и пр. выдающиеся писатели данного жанра литературы.

«Золотой век» сменился серебряным с приходом сильных конкурентов – журналов «The Magazine of Fantazy and Science Fiction», «Galaxy» и «If». Такая конкуренция возникла как в связи с востребованностью фантастики как жанра литературы, так и в связи с переориентированием текстов с чисто научной фантастики на фантастику с лирическим сюжетом. Именно лирические отступления в золотой век были нещадно отброшены как ненужные.

Новый виток развития фантастики пришёл с окончанием второй мировой войны и был назван «серебряным веком». Произведения «серебряного века» американской фантастики имели совсем иной художественный мир, и их восприятие основывается на том, что герои в большинстве своём не зависят от страны, в которой они живут, более того, они могут даже жить на другой планете, даже без её упоминания в книге. Такие миры мастерски создавал Рей Бредбери. Художественный мир его произведений также взаимопроникаем и понятен за счёт постижения художественного мира другого произведения. Среди самых известных произведений этого типа: «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, «Конец детства» Артура Кларка, «Дело совести» Джеймса Блиша и «Страсти по Лейбовицу» Уолтера Миллера. Другие писатели-фантасты американской литературы, такие, как Курт Воннегут, Пол Андерсон, Роберт Шекли создали не менее интересные и особенные миры, блистательные сюжеты и героев. При этом ряд антиутопий (Джордж Оруэлл «1984», Рей Бредбери «451° по Фаренгейту») позволили авторам критиковать современный устрой жизни и обращаться к политическому устою.

Третий этап развития американской фантастики – приход в реальную жизнь того, о чём писали несколько десятков лет фантасты и  журналисты «Analog».

Немаловажной в американской литературе ХХ века становится тема человека, отличающегося от серой массы, не такого, как все. Тогда вокруг этого человека создаётся свой уникальный, понятный только ему, художественный мир. Такими произведениями можно назвать книги Уинстона Грума «Форрест Гамп», Дэниела Кизи «Цветы для Элджернона», Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», Уильям Фолкнер «Свет в августе».

Литература эмигрантов, раскрывающая особенности жизни на чужбине, показывающая тоску по родине и произведения, сюжет которых не связан с темой смены места жительства, но написаны эмигрантами, получила название «литература изгнания». В ХХ веке процессы миграции возобновились в связи с войнами, по политическим вопросам (несколько волн миграции из СССР и из ряда тоталитарных и социалистических стран, в т. ч. из Германии, Италии, Северной Кореи, Китая, Вьетнама, стран Африки), религиозные и расовые мотивы также сыграли свою роль. Бедность стран Латинской Америки и африканского континента также пополнили ряды мигрантов в США. В наши дни данная тенденция обрела форму глобализации и наднациональный характер, поскольку в чистом виде культуры в Америке не сохраняются (недаром США носит название «Melting Pot» – плавильный котёл).

Вторая половина ХХ века в литературе США ознаменовалась постмодернизмом – литературой, насыщенной иронией, интертекстуальностью, магическим реализмом и другими не свойственными литературе середины ХХ века характеристикам.

Конец ХХ века в американской литературе можно охарактеризовать как переход от постмодернизма к постпостмодернизму.

Таким образом, в ХХ веке американская литература характеризуется экспериментаторским подходом и нетрадиционными сюжетами. Романы о несправедливости общества, о классовой и экономической борьбе в условиях рецессии (например, фермеры и деловые круги в романе «Спрут» Ф. Норриса, 1901 г., творчество Теодора Драйзера), юмористические рассказы (мастер жанра О. Генри), произведения о стремлении к быстрому обогащению (например, добыча золота на Аляске) – здесь мы не можем не вспомнить о многоплановом творчестве Дж. Лондона, пусть и написанные на заре ХХ века, они понятны и сто лет спустя. Именно в его трудах показано противостояние человека и природы и стремление человека вопреки всему выжить и добиться успеха. Психологические романы также были популярны и востребованы (творчество Г. Джеймса, А. Шервуда, У. Кэсер), фантастика и постмодернистские эксперименты привели к широкому разнообразию тематики и художественных миров произведений литературы США ХХ века. Творческое наследие Фицджеральда, хоть и создавалось в течение первой трети ХХ века, остаётся актуальным, поскольку короткие рассказы и романы писателя затрагивают многие сферы жизни простого человека, а также приоткрывают специфику роскошной жизни, куда дано попасть далеко не каждому. В романах эпохи постмодернизма поднимаются проблемы гендерного и расового неравенства [4].

Таким образом, можем сделать вывод, что американская литература отличается самобытностью художественного мира, созданного под влиянием мировосприятия авторов. Богатая американская история способствует тому разнообразию жанров и тематик, каким представлена американская литература ХХ века. Основной целью литературного произведения является приобщение читателя к художественному миру писателя, его мыслям и переживаниям и стремление передать свои чувства опосредованно через текст произведения. Понимание произведения становится доступнее, если читатель знает не только текст, но и историю его создания, биографию автора и его творчество в целом, тогда у читателя создаётся понимание художественного мира произведения через понимание художественного мира творчества самого писателя. Эпоха, в которую создано то или иное произведение, также оказывает большое влияние на то значение текста, которое закладывается автором, пусть даже и на бессознательном уровне.

Анализируя процесс развития американской литературы ХХ века, мы выделили своеобразие художественных миров произведений американских писателей данного периода и пришли к выводу, что за этот период американская литература значительно трансформировалась. Литература Америки, несмотря на то, что в ХХ веке развивалась параллельно с европейской, имеет свои особенности, обусловленные такими факторами, как колонизация, рабовладельческий строй и поликультурность, в том числе взаимодействие с культурами народов Африки, Азии и Европы.


Список литературы

1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М. : Флинта, Наука, 2000. – 248 с.
2. Жалилова Л. Ж. Специфика американской литературы // Теория и практика современной науки. 2018. № 3. С. 198-203.
3. Несмелова О.О., Карасик О.Б. История американской литературы: учебное пособие. – Казань : Казан. ун-т, 2017. – 80 с.
4. Мельникова М. Ю. Мотив «Гендерное неравенство» в романе Х. Ли «Убить пересмешника» // Молодой учёный. 2017. № 15 (149). С. 709–712.
5. Олешко К. С., Солопина Г. А. Образ Америки 1920-х гг. в творчестве Ф. С. Фицджеральда // EuroasiaScience. Сборник статей XIV международной научно-практической конференции. 2018. С. 32–33.

Расскажите о нас своим друзьям: