Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №01 (69) Январь 2021

УДК 821.111

Дата публикации 31.01.2021

Художественное воплощение оппозиции «духовное – бездуховное» в романе Дж. Фаулза «Коллекционер»

Гауч Оксана Николаевна
канд. фил. наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии, Тюменский государственный институт культуры, РФ, Тюмень

Аннотация: В статье рассматриваются особенности европейской постмодернистской литературы на примере анализа произведения Дж. Фаулза «Коллекционер». В произведении автор обозначил одну из главных тем, актуальных для современного общества – тему «кризиса духовности», и как следствие этого деградации современного поколения. По мнению Дж. Фаулза, отсутствие моральных и этических ценностей, равнодушие к окружающему мира формирует безнравственную и эгоистическую личность, личность «с мертвой душой». Таким образом, центральной проблемой произведения становится соотношение дилемм «духовность-бездуховность». Дж. Фаулз обращает внимание на то, что безнравственные, бездуховные личности паразитируют в современном обществе.
Ключевые слова: этика, мораль, постмодернизм, модернизм, безысходность, хаос, интертекстуальность.

The artistic embodiment of the opposition «spiritual – nonspiritual» in the novel by J. Faulza «Collector»

Gauch O.N.
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities, Cultural Studies and Sociology, Tyumen state institute of culture, Tyumen, Russia

Abstract: The article examines the features of European postmodern literature on the example of the analysis of the work of J. Fowles «The Collector». In the work, the author outlined one of the main topics relevant to modern society – the theme of the «crisis of spirituality», and as a consequence of this degradation of the modern generation. According to J. Fowles, the absence of moral and ethical values, indifference to the world around them forms an immoral and egoistic personality, a personality «with a dead soul». Thus, the «spirituality-spiritlessness» dilemma becomes the central problem of the work. J. Fowles draws attention to the fact that immoral, spiritless individuals parasitize in modern society.
Keywords: ethics, morality, postmodernism, modernism, hopelessness, chaos, intertextuality.

Правильная ссылка на статью
Гауч О.Н. Художественное воплощение оппозиции «духовное – бездуховное» в романе Дж. Фаулза «Коллекционер» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 01 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/khudozhestvennoe-voploshhenie-oppozitsii-dukhovnoe-bezdukhovnoe-v-romane-dzh-faulza-kollektsioner.html (Дата обращения: 31.01.2021)

В культуре ХХ века происходит смена культурных парадигм: на смену реалистического отражения мира приходит модернистское и постмодернистское восприятие окружающей действительности. В человеческом сознании происходит переосмысление ценностей и истинных суждений. Мир, в сознании современного человека, воспринимается как некое хаотическое, неструктурированное, фрагментарное явление, лишенное целостной и ясной системы. Постмодернизм запрещает искусству выражать абсолютную истину. Мир становится воплощением бессмысленного и непознаваемого хаоса, который порождает кризис ранее существовавших ценностей. В литературе формируется необычная форма восприятия мира, восприятие мира по средствам чувствительности, переосмысление или даже отрицание таких человеческих ценностей и приоритетов как человеческая свобода, любовь, нравственно-эстетические и этические нормы поведения. Одним из ярких писателей-постмодернистов второй половины XX века является Джон Фаулз, который одним из первых по иному стал интерпретировать вечные темы: тему человеческой свободы, понимание любви, самопознания и свободы выбора. Его книги является неисчерпаемым источником вдохновения для людей, анализирующих литературное произведение через призму психологии и изучающих особенности создания литературных образов с точки зрения метода психологического анализа.

Одним из популярных произведений творчества писателя является роман «Коллекционер». Анализу стилистических, художественно-языковых и структурно-композиционных особенностей романа посвящены многие теоретические работы исследователей: К.Б. Акопяна [1], А.Е. Вайнеровской [2], Е. Жагориной [3], В. Якимчук [3], А.С. Черняевой [3], З.А.Г. Сафаровой [4], С.С. Ситжалиловой [4], А.В. Степановой [5] и других. Наше исследование направлено на выявление художественных приемов, способствующих

интерпретации темы «бездуховности» в постмодернистской литературе, на примере художественного анализа романа Дж. Файлза «Коллекционер».

Основу методологии исследования составили традиционные литературоведческие методы: художественно-сопоставительный анализ помог противопоставить героев антиподов в романе (Клегга и Миранду), структурный и интертекстуальный методы – выявить художественные приемы построения текста и определить их роль в раскрытии главной одной из главных тем произведения.

В романе «Коллекционер» автор рассматривает одну из главных тем современного общества – тему «деградации человека». Автор поднимает такие проблемы как «понимание морально-этических ценностей», «соотношение понятий духовности и антидуховности». Понятие духовности Дж. Фаулз рассматривает через описание жизни Фредерика Клегга и Миранды. Образ Фредерика Клегга олицетворяет тип «разрушенной личности», «личности, не имеющей души». В романе автор не дает целостного описания личности, характеристика представлена «хаотично», «отдельными выдержками», несвязанными системностью. Его можно назвать антигероем, так как в нем воплощены все отрицательные черты характера: жестокость, обида, надменность, эгоизм. Он одинок и подавлен, находится всегда наедине со своими мыслями, что подчеркивается монотонностью повествования: «Иногда выдавалась минутка, я отрывался от своих гроссбухов и папок, подходил к окну и смотрел тута, на их дом, поверх матовых стекол, ну, бывало, и увижу ее. А вечером занесу это в дневник наблюдений» [11]. Автор изображает героя как постороннего наблюдателя, ведущего беседу самим с собой. Клегг не стремиться к общению с окружающими его людьми, его раздражает даже тот факт, что с Мирандой может кто-то находиться рядом: «Когда она приезжала из частной школы домой на каникулы, я мог видеть ее чуть не каждый день…. Она то и дело мчалась куда-то, одна или вместе с сестренкой, а то и с какими-нибудь молодыми людьми. Вот это мне было вовсе не по вкусу» [11].

Ф. Клегга отличает поверхностность, легкомысленность, он даже не противится своим преступным мыслям, он не задумывается о том, насколько

можно потерять все свои положительные качества и заменить их отрицательными? В разговорах с Мирандой он соглашается с тем, что девушка для него является редким экземпляром, дополняющим его коллекцию:

«– Я – энтомолог. Коллекционирую бабочек.

– Ну конечно же, – говорит. – <…> теперь вы включили в свою коллекцию меня.

Я подумал, ей это кажется забавным, и ответил, что, мол, фигурально выражаясь, можно и так сказать.

– Нет, не фигурально, – говорит, – а буквально. Держите меня в этой комнатушке, словно на булавку накололи, приходите любоваться, как на редкий экземпляр» [11]. Действительно, для Клегга человеческая жизнь ничего не значит, он относится к человеку как к неживому предмету, способному пополнить его коллекцию. И эта мысль подтверждается в финале романа.

Клеггу все равно, что есть хорошо и что есть плохо. Ф. Клегг не принимает понятия «ценность», «мораль», не способен расставлять приоритеты в жизни. Фаулз создает некий нейтральный образ человека, живущего по течению жизни, и не желающего что-то изменять и, даже, что-то понимать в этой жизни. Для Калибана, как назвала его Миранда, многие ценности утеряны, точнее, они у него не были сформированы с детства: с детства он не был подготовлен к счастливой жизни в согласии с обществом. Его взгляды на жизнь, отношение к жизни характеризуются эстетической направленностью. Ценностные ориентации жизни направлены на «лже-красоту», он стремится приукрасить свою жизнь ложью, ложь наполняет его жизнь смыслом. Достаточно вспомнить его коллекцию мертвых бабочек. «Искусство вообще несколько аморально. Он знает, что великие произведения искусства – велики, но «великое» – значит запертое в музеях и рассуждает о нем только ради показухи. Живое искусство, современные художники и их картины его шокируют <…> само слово «искусство» явно вызывает в его мозгу целую череду греховных помыслов» [11].

Антиподом Ф. Клегга в романе является Миранда, которая олицетворяет собой образ истинно-духовного и морального человека с правильными

взглядами на жизни, имеющего свои ценностные ориентиры. Она способна бороться на свою жизнь: она делает все возможное, чтобы не потерять себя в мире равнодушных и разобщенных людей, она ценит свою жизнь, любовь к искусству и свободу. От других персонажей романа ее отличает свободный полет мыслей, широта взгляда на жизнь. Своими поступками и образами мысли Миранда стремится к успеху, к самопознанию и совершенству, к реализации своей творческой натуры. По сути, Миранда – это авантюрный персонаж, которому свойственна героичность.

Постмодернистская литература строится по принципу «интертекстуальности». Под «интертекстуальностью» понимается пространственно-композиционное построение произведения, при котором в структуру текста включен один или несколько текстов: «существование текста в другом тексте, функционирование текста в сложном дискурсе, связи и отношения текста с другими текстами в той или иной культуре» [6, с. 86]. Излюбленным художественным приемом писателей-постмодернистов является «игра» или «игровое построение текста» [7]. «Игровое построение текста» – это такой художественный прием, в «котором проявляет себя условность художественного мира, построенного на парадоксе» [8, 9]. Для раскрытия образа главного героя Дж. Фаулз использует элемент «игры» – игра как форма взаимоотношения Клегга и Миранды. Прием игры Фаулз используется для обострения сложившейся ситуацию, ситуации абсурда и умопомешательства со стороны главного героя. Миранда, чтобы спастись, пытается играть на чувствах Клегга. В процессе игры раскрывается полная противоположность характеров, их понимание прекрасного, понимая ценностей жизни: любви, искусства, соотношение понятий «жизнь» и «смерть».

Особое место в постмодернизме отводится понятию «интермедиальность». В теории литературы «интермедиальность» рассматривается как структурный элемент художественного произведения, заключающий в себе информацию о других видах искусства (живописи, музыке, скульптуре и других) [10]. Данная информация не просто организует художественное пространство текста, но и помогает раскрыть проблематику

произведения. Дж Фаулз использует прием интермедиальности с целью раскрытия смысла произведения «Коллекционер» и определения сквозных мотивов»: мотива одиночества, мотива побега, мотива ненависти, пустоты и жестокости.

Особое место в постмодернистском произведении отводится проблеме взаимоотношения «пространства и времени». Пространство, нежели время, предопределяет тематику и проблематику романа. С одной стороны, возникает ощущение ограниченности пространства: основное действие произведения развивается в доме, где живет главный герой. С другой стороны, описывая разные части дома, автор раскрывает внутренний мир главного героя. Герои передвигаются в пределах одного помещения, что помогает показать смену «оттенков» пространства: от светлого к темному. Темный мир – это мир подвала, в котором в заточении находилась Миранда, это мир плотских и эгоистичных, доходящих до абсурда, желаний Клегга. Светлый мир – это мир за окнами дома Клегга. Сам дом является своеобразным проводником между указанными мирами. С развитием действий в романе темный мир подвала распространяется на весь дом: серостью и мраком заполняются комнаты дома, а главный герой становится все более одержимым в желании достигнуть своей цели. Перемещения цвета помогает раскрыть деградацию образа Клегга. Постепенно Клеггом начинают овладевать маниакальные ощущения. Финальным для понимания образа является высказывание главного героя: «Я ещё не решил окончательно насчёт Мэриэн (ещё одно М! Я слышал, как завотделом называл её по имени). Только на этот раз тут уже не будет любви, это будет интерес к делу, чтобы их сравнить, и для того, другого, чем я хотел бы заняться, скажем, более детально, и я сам буду её учить, как это надо делать. И одёжки все подойдут. Ну, конечно, этой я сразу растолкую, кто здесь хозяин и чего от неё ждут» [11]. До смерти Миранды, поступками Клегга двигала любовь, после – чистое чувство «любви» герой называет «интересом к делу». Последние слова героя приводят читателя в ужас: «заняться … более детально». Смерть Миранды и безответная любовь девушки покадили в сознании Клегга маниакальное чувство творить зло.

Символично название романа. Слово «коллекционер» характеризует человека, который занимается сбором определенных вещей или предметов, не обязательно дорогих, главное, чтобы они имели какую-нибудь ценность для собирателя. Клегга можно назвать коллекционером, сначала он собирает коллекцию мертвых бабочек. Автор не случайно употребляет слово «мертвый», «мертвый» значит лишенный чувств, неживой, не имеющий души. Душа Клегга мертва, не способна понять и принять интересы и мнения другого человека. Клегг – человек, не имеющий души, преступивший нормы морали и этики. Достаточно вспомнить, как он поступает с телом умершей Миранды: закапывает, как не нужный предмет, в саду рядом с домом. В конце романа автор предопределяет судьбу героя: он станет настоящим коллекционером. Но его коллекция не будет нести обществу морального и эстетического наслаждения, она способна вызывать только ужас и страх окружающих.

Роман Дж. Фаулза обнажает этические и общественные ценности современного общества, писатель иронизирует, размышляя над законами морали и этики, осуждает безнравственность и эгоизм современного поколения. Прибегая к приемам интертекстуальности, игрового построения текста и интермедиальности, автор проводит оппозицию «духовное-бездуховное», обнажает проблему кризиса «духовности» как отдельной личности, так и целого поколения. Представителем духовного начала в романе является образ Миранды, буздуховного – Клегг. Они по-разному оценивают мир, воспринимают ценности мира: жизнь, свободу, искусство, мораль. Это не просто антиподы, а представители разных начал в культуре и обществе: мужского и женского начала. Полагаем, что можно в этом аспекте продолжить дальнейшее исследование романа Дж. Фаулза «Коллекционер».


Список литературы

1. Акопян К.Б. Составляющие постмодернистской концепции романа Джона Фаулза «Коллекционер» [Электронный ресурс] / К.Б. Акопян / Наука и инновации XXI века: Материалы открытой окружной конференции молодых ученых, 27-28 ноября 2003 г.: в 2 т. / В.П. Стариков. – Сургут: Полиграфический отдел Издательство центра СурГУ, 2004. – С.274–278. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26208548, ограниченный (дата обращения 04.02.2021)

2. Вайнеровская А.Е. Своеобразие постмодернистского героя в романе Джона Фаулза «Коллекционер» [Электронный ресурс] // Филологический аспект. – 2016. – № 5. – С.14–21. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26189717, свободный (дата обращения 04.02.2021)

3. Жагорина Е., Якимчук В., Черняева А.С. Две модели человека в романе Дж. Фаулза «Коллекционер» [Электронный ресурс] / Актуальные проблемы философии и социологии: XVI Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, 2015. С.27–31. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25544237 свободный (дата обращения 04.02.2021)

4. Сафарова З.А.Г., Ситжалилова С.С. Философско-психологическая и социально-реалистическая эстетика романа Джона Фаулза «Коллекционер» [Электронный ресурс] / Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли. – Казань: ООО «СитИвент», 2018. – С.310–312. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35280469, свободный (дата обращения 04.02.2021)

5. Степанова А.В. Особенности аксиологической автопрезентации персонажей в системе «жертва-палач» (на материале произведения Дж. Фаулза «Коллекционер») [Электронный ресурс] // Филологический аспект. 2019. № 4. (48) С.103–110. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38242182, свободный (дата обращения 04.02.2021)

6. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

7. Ефимов А.А. К пониманию игрового начала в литературоведении [Электронный ресурс] / А.А. Ефимов // Научная мысль Кавказа, – 2008. – № 2. – С. 87. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-ponimaniyu-igrovogo-nachala-v-literaturovedenii/viewer, свободный (дата обращения 04.02.2021)

8. Гридина Т.А., Кубасова А.В. Игровой текст как форма авторского художественного миромоделирования (первая статья)/ Т.А. Гридина, А.В. Кубасова // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2017. – №14. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-tekst-kak-forma-avtorskogo-hudozhestvennogo-miromodelirovaniya-statya-pervaya/viewer, свободный (дата обращения 04.02.2021)

9. Гридина Т.А. Смысловая перспектива слова как поле креатива / Т.А. Гридина / Лингвистика креатива 4: коллективная монография / под ред. Т.А. Гридиной. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. – С. 270–281. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35117937_15545022.pdf, свободный (дата обращения 04.02.2021)

10. Сидорова А.Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы : Литература, живопись, музыка : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Алт. гос. ун-т. – Барнаул, 2006. – 24 с. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003270363, свободный (дата обращения 04.02.2021)

Список источников:

11. Фаулз Дж. Коллекционер [Электронный ресурс] / Дж. Фаулз. – Режим доступа: https://libbox.club/book/kollekcioner, свободный (дата обращения 01.12.2021)

Расскажите о нас своим друзьям: