Русский язык | Филологический аспект №01 (69) Январь 2021

УДК 81’27

Дата публикации 29.01.2021

К вопросу о коммуникативной культуре российских курсантов

Родина Надежда Андреевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Россия, esperance84@mail.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению проблем развития коммуникативной культуры курсантов. Автор рассматривает понятие коммуникативной культуры личности, обращается к истории искусства красноречия. Владение мастерством публичного выступления необходимо любому специалисту, однако представителю военного социума, являющемуся командиром и воспитателем, особенно важно умение убеждать, вдохновлять словом. Материалом настоящего исследования стали данные, полученные в ходе опроса курсантов военного вуза методом анкетирования. Ответы на 10 вопросов позволили выявить типичные трудности, возникающие у обучающихся военного вуза на различных этапах подготовки публичной речи. Результаты исследования могут быть использованы в курсе культуры речи как в военных, так и гражданских учебных заведениях.
Ключевые слова: коммуникативная культура, российский военнослужащий, курсант, публичное выступление, трудности.

On the issue of the communicative culture of Russian cadets

Rodina Nadezhda Andreevna
Cand. Sc. (Philology), Associate Professor of the Department of Russian Language, Military Institute of Physical Culture, Saint Petersburg, Russia

Abstract: This article is devoted to the consideration of the problems of development of communicative culture of the cadets. The author considers the concept of a communicative culture of personality, turns to the history of the art of eloquence. Mastery of public speaking skills is necessary for any specialist, however, the representative of military society, who is the commander and educator, is especially important in the ability to convince, inspire with the word. The material of this study was the data obtained in a survey of cadets of a military university by a survey method. Answers to 10 questions made it possible to identify typical difficulties encountered by students of military institute at various stages of preparing a public speech. The results of the study can be used in the course of speech culture in both military and civilian educational institutions.
Keywords: communicative culture, Russian serviceman, cadet, public speaking, difficulties.

Правильная ссылка на статью
Родина Н.А. К вопросу о коммуникативной культуре российских курсантов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 01 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/k-voprosu-o-kommunikativnoj-kulture-rossijskikh-kursantov.html (Дата обращения: 29.01.2021)

Коммуникативная культура – совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Она является частью базовой культуры личности, обеспечивающей ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя, инструментом создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, а также средством решения возникающих проблем [1, 2, 3, 4].

Навык публичного выступления является неотъемлемой составляющей коммуникативной культуры человека [5, 6].

Как известно, под риторикой понимается теория и искусство красноречия. Родиной этой науки считается Древняя Греция. Именно в Элладе появились первые работы по теории риторики. В городе-полисе, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию, любой гражданин мог принимать участие в решении общественно важных проблем. В подобной ситуации тот, кто мог привлечь народ на свою сторону, пользуясь мастерством убеждения словом, находился в более выгодном положении [7].

Целью нашего исследования является выявление трудностей, возникающих у военнослужащих при публичных выступлениях. Для достижения цели мы использовали метод анкетирования – провели опрос среди курсантов Военного института физической культуры.

На основании полученных результатов опроса мы провели статистический анализ. Результаты представлены в диаграммах.

Диаграмма № 1. Приходилось ли Вам публично выступать перед аудиторией?

Как видно из диаграммы, большинство опрошенных имеет опыт публичного выступления, лишь каждый пятый из ста курсантов никогда не принимал участие в подобных мероприятиях. Это свидетельствует о значительной заинтересованности военнослужащих в тренировке ораторского мастерства и готовности активно практиковаться.

Диаграмма № 2. С каким из утверждений о внешнем виде выступающего Вы согласны?

Отвечая на второй вопрос анкеты, военнослужащие разделились на три группы: большинство полагает, что оратор должен выглядеть неброско, треть – что, наоборот, оратору следует выглядеть ярко, около 20% считает, что внешний вид не имеет значения. Таким образом, большинство опрошенных демонстрирует осведомленность в важности внешности выступающего. При этом необходимо отметить, что более половины респондентов придерживается мнения о том, что оратор должен привлекать внимание не только своей речью, но и всем своим видом. Это говорит о всецелой направленности военнослужащих на достижение успеха в публичном выступлении.

Диаграмма № 3. Испытываете ли Вы волнение перед выступлением?

Из диаграммы видно, что перед выступлением практически все курсанты в той или иной степени испытывают беспокойство. При этом более половины волнуется ситуативно либо пытается контролировать свои эмоции, порядка четверти респондентов всегда сильно переживает, а менее десятой части опрошенных – уверены и непоколебимы. Ответы курсантов показывают эмоциональную вовлеченность военнослужащих в процесс подготовки публичного выступления, подтверждающую ответственность за качество его представления.

Диаграмма № 4. Что является целью Вашего выступления при ответе на занятиях?

Небезынтересны ответы курсантов на четвертый вопрос анкеты. Согласно полученным результатам, более половины респондентов целью своих выступлений на занятиях считает лишь получение оценки. Остальные ответы практически в равных долях принадлежат курсантам, которые целью своего выступления считают произведение впечатления на аудиторию, а также тем, кто желает ее проинформировать. Подобная мотивация неверна, поскольку, преследуя лишь корыстные цели, невозможно добиться максимального успеха в овладении ораторским мастерством. Данные ответы вскрывают принципиальные, внутренние причины частых неудач военнослужащих в публичных выступлениях.

Диаграмма № 5. С какой скоростью Вы читаете сообщение или доклад?

По ответам на пятый вопрос видно, что курсанты предпочитают читать текст с расстановкой соответствующих пауз, без какой-либо излишней спешки. Однако порядка трети респондентов читает, напротив, очень быстро, а десятая часть испытывает трудности при воспроизведении текста выступления: они запинаются, медленно читают. Полученные данные помогают сделать вывод о том, что военнослужащие в своем большинстве стараются максимально верно донести до аудитории информацию сообщения или доклада, соблюдая для этого рекомендуемый темп и интонацию. Отсутствие опыта, неуверенность в себе или неподготовленность приводит к замедленному прочтению текста, а излишняя уверенность в своих способностях – к ускоренному, что затрудняет восприятие выступления слушателями.

Диаграмма № 6. Как Вы относитесь к использованию мимики во время выступления?

Продолжая рассказывать о качестве представления информации во время публичного выступления, курсанты отметили, что для большей эффективности сознательно используют мимику. Согласно данным опроса, две трети делает это иногда, порядка четверти – активно. Только 10% респондентов ответили, что не используют мимику вовсе. Вероятно, они действительно не считают нужным применение возможностей выражения лица, поскольку выступление достаточно подготовлено, чтобы стать успешным. Также нельзя исключать и элементарную сосредоточенность на изложении текста, которая не позволяет развивать эмоциональность выступления и вовлекать в него мимику. Однако подобный вариант может касаться менее опытных военнослужащих, которых, напомним, судя по ответам на первый вопрос анкеты, насчитывается 5%.

Диаграмма № 7. Как Вы относитесь к жестикуляции при выступлении?

Схожую с предыдущей ситуацию мы наблюдаем и среди ответов на седьмой вопрос: все курсанты в той или иной степени прибегают к использованию языка тела. Так, более половины применяет жесты автоматически, десятая часть опрошенных специально активно использует жесты, вероятно, с целью привлечения внимания аудитории, а треть сознательно меньше жестикулирует, поскольку полагает, что это может привести к раздражению слушателей. Таким образом, следуя правилам и используя язык тела либо делая это на интуитивном уровне, большинство военнослужащих старается положительно повлиять на реакцию публики, в то время как их товарищи нецелесообразно стараются не жестикулировать.

Диаграмма № 8. Как Вы готовите свою речь?

Как известно, главным условием хорошего публичного выступления является знание текста. Согласно данным опроса иностранных курсантов, треть из них делает только план выступления или запоминают только ключевые моменты, 8% работает над речью, уже непосредственно выступая. Следовательно, около половины респондентов полагает, что свободно владеют речью и не считают нужным детально прорабатывать текст. Остальные курсанты менее уверены в себе и готовятся старательнее. Так, более 40% опрошенных, чтобы лучше запомнить информацию, несколько раз прочитывает текст перед выступлением, в то время как 16% курсантов заучивает весь текст наизусть. Таким образом, мы видим разносторонние подходы обучающихся к запоминанию информации, что объясняется излишней неуверенностью в себе одних респондентов и опытностью вкупе с самоуверенностью – других.

Диаграмма № 9. Какие невербальные сигналы аудитории мешают выступлению?

Поддерживая контакт с аудиторией, оратор, безусловно, обращает внимание на знаки ответной реакции, в том числе на жесты. По мнению практически половины курсантов, наиболее отвлекающими для выступающего являются жесты нежелания слушать, в два раза меньше раздражают жесты готовности к уходу и жесты проявления внешнего недовольства. Очевидно, респонденты не готовы принять нежелание публики соглашаться с мнением оратора либо не слушать вовсе, поскольку вложили в выступление свой труд. Что касается жестов размышления и оценки, то они считаются наименее значимыми. Из ответов военнослужащих следует, что они активно наблюдают за проявлением обратной связи с публикой, отмечая наиболее важные, в зависимости от индивидуальных личностных особенностей, отвлекающие жесты слушателей.

Диаграмма № 10. Оцените эффективность своих публичных выступлений по 10 балльной шкале (10 баллов – высшая оценка, 1 балл – низшая)

Мы попросили курсантов оценить успешность их опыта в публичных выступлениях. Ответы распределились так, что подавляющее большинство респондентов оказались вполне довольны, поставив себе оценки 7-10 баллов из 10 возможных. Ответов «чуть менее успешных» курсантов насчитывается около пятой части всех анкет, а недовольство опытом (1-3 балла) выразило меньшинство.

По итогам исследования необходимо сделать следующие выводы.

Практически все курсанты на момент проведения опроса уже имели какой-либо ораторский опыт. Такие выступления не только помогают научиться правильно говорить, но и не бояться публики, взаимодействовать с ней, воздействовать на людей с помощью своих слов. Приобретенный опыт позволит сформировать коммуникативную культуру военнослужащего и способствует более успешной военно-профессиональной деятельности.

Далее стоит отметить, что курсанты достаточно ответственно относятся к подготовке текста, своему внешнему виду и манере поведения перед публикой, поскольку помнят, что все детали имеют большое значение при выступлении.

Зачастую курсанты испытывают беспокойство не только перед выступлением, но и в процессе изложения информации, следят за реакцией аудитории и замечают специфические жесты, отражающие настроение публики. Несогласие с мнением оратора, нежелание его слушать и желание покинуть помещение, вызывают у военнослужащих максимальный дискомфорт.

К сожалению, подавляющее большинство курсантов рассматривает выступление с прагматической точки зрения, однако такой опыт, имеющий не качественную, а только количественную характеристику, априори не способен оказать на развитие коммуникативной личности положительное влияние.

Также беспокойство вызывает тот факт, что респонденты, будучи лишь обучающимися вуза, высоко оценивают свой опыт публичных выступлений, это свидетельствует о недостаточно критичном отношении к достоинствам и недостаткам мастерства владения словом.

Для устранения трудностей публичного выступления военнослужащим необходимо серьезно относиться к любому виду выступления и как можно чаще принимать участие в таких мероприятиях. Безусловно, для овладения ораторским искусством не только курсанту, но и офицеру следует повышать уровень своей речевой культуры, читать разнообразную литературу, саморазвиваться, работать над мотивацией. Также немаловажно обращать внимание на оценку своих ораторских навыков окружающими: допускаемые ошибки постепенно устранятся, а самокритика приобретет объективный характер.


Список литературы

1. Гусевская О.В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности // Ценности и смыслы 2009. С. 131-141.
2. Гаспарян Д.О., Чурсинова О.В. Культура личности: профессиональная и коммуникативная культуры личности, их взаимосвязь // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 12 (54). С. 67-69.
3. Ратнер Ф.Л., Жукова О.Г. Культурологический аспект воспитания студента как человека культуры // Филология и культура. 2016. № 1 (43). С. 302-307.
4. Варламова Е.Ю., Марина А.Н. Социокультурное развитие личности в процессе её подготовки к межкультурной коммуникации // ЦИТИСЭ. 2019. № 1 (18). С. 8.
5. Узнецова Е.А., Зеленина А.В. К вопросу о развитии коммуникативной культуры как составляющей профессионального самосовершенствования студентов // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2016. Т. 2 № 1. С. 150-154.
6. Тахохов Б.А. Развитие коммуникативной компетентности студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 4. С. 43-49.
7. Абрамова Н.А., Никулина И.А. Основы риторики: учебное пособие для специалитета. Москва: Проспект, 2020. 368 с.

Расскажите о нас своим друзьям: