Русская литература | Филологический аспект №11 (31) Ноябрь, 2017

УДК 372.882

Дата публикации 24.11.2017

Изучение в школе утопического контекста романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Балахонова Анастасия Александровна
студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Христова Татьяна Юрьевна
студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматривается утопический контекст в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Ключевые слова: Н.Г. Чернышевский, роман, утопия, будущее

School studying the utopian context of N.G. Chernyshevsky`s novel "What to do"

Balakhonova Anastasia Alexandrovna
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Khristova Tatyana Yurievna
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: The article deals with a utopian context in the novel N. G. Chernyshevsky "What to do".
Keywords: N.G. Chernyshevsky novel, utopia, the future

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» является одним из наиболее значимых произведений, изучаемых в школьной программе. Важное внимание стоит обращать не только на «традиционные» темы (любовь, революцию), но и на утопический контекст, который является актуальным и необходимым при понимании замысла произведения.

Так, данной теме можно посвятить один урок, выбрав соответствующее название «Прекрасное и светлое будущее» глазами Н.Г. Чернышевского» или «Черты утопии в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

В начале урока важно актуализировать знания учащихся о Н.Г. Чернышевском, истории создания романа, его композиционной структуре, проблематике, образной системе, чтобы плавно перейти к более узкой теме – к рассмотрению утопического контекста произведения [2, с. 122].

Далее можно провести лексическую работу со словами «утопия», «утопический», «контекст». Утопия – это жанр художественной литературы, который описывает модель идеального общества [1, с. 191].

Следует отметить, что данное произведение можно отнести к жанру философской утопии. Н.Г. Чернышевский ведет своих героев к «светлому и прекрасному будущему» [3, с. 117].

Очень полезно предоставить учащимся информацию об источниках, которые повлияли на создание данного философско-утопического романа. К ним относятся произведения Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона, Фурье. Их философские труды преподносили читателям модель «идеального» общественного строя (с точки зрения авторов), основой которого являлись равенство и справедливость [1, с. 194].

Примечательно, что в противовес утопии Н.Г. Чернышевского и его предшественников существует такой жанр как антиутопия. Учащимся можно посоветовать прочитать Е. Замятин «Мы», Дж. Оруэлл «1984», Хаксли «О дивный новый мир». В их произведениях-антиутопиях представлена «антиидеальная», пугающая модель общества. Авторы создавали данные произведения для того, чтобы люди задумались, к чему приводят многочисленные реформы, перемены в общественном строе… Интересно дать учащимся возможность сопоставить некоторые черты романа Н.Г. Чернышевского и данных авторов, сравнить систему персонажей, основные идейные постулаты и так далее.

Известно, что Н.Г. Чернышевский видел путь к созданию счастливого общества, лежащий через общественное преобразование с помощью революции. Модель идеальной жизни человечества, основанную на равенстве, свободном труде и любви, он представил в «Четвертом сне Веры Павловны» (анализу данного сна важно отвести на уроке не менее 5-7 минут с зачитыванием основных образов и цитат) [2, с. 140].

В процессе выделения утопических черт в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?», важно задавать сопутствующие вопросы, помогающие полнее раскрыть данную тему: «В чем смысл заглавия романа и как он отразился в утопической идее Н.Г. Чернышевского?», «Какова роль снов Веры Павловны?», «Хотели бы вы жить в мире, описанном в «Четвертом сне Веры Павловны» и почему?», «Какие черты утопии можно выделить в романе Н.Г. Чернышевского?», «Как понимает Н.Г. Чернышевский понятия «дружба», «любовь», «счастье»?» и тому подобные [1, с. 198].

Таким образом, изучение утопического контекста в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» является важной составляющей в понимании замысла и смысла самого произведения.


Список литературы

1. Галицких Е.О. Призвание учителя словесника в контексте философии гуманной педагогики // Концепт: Философские основы гуманной педагогики. – М.: 2015. – 279 с.
2. Миронова Н.А. Отражение концепции непрерывного литературного образования в современных программах по литературе для основной школы / Н.А. Миронова – М.: Родная школа. – 2013. – 117-141 с.
3. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях / Н.Г. Чернышевский – М.: Художественная литература. – [Текст]. – 1985. – 399 с.

Расскажите о нас своим друзьям: