Русский язык | Филологический аспект №2 (22) Февраль, 2017
УДК 10.02.01
Дата публикации 27.02.2017
Изучение изобразительно-выразительных средств на уроках по русскому языку в современной школе
Балахонова Анастасия Александровна
Белгородский государственный научного исследовательский университет, Россия, г. Белгород
Христова Татьяна Юрьевна
Белгородский государственный научного исследовательский университет, Россия, г. Белгород
Аннотация: В статье рассматривается проблема изучения изобразительных средств русского языка.
Ключевые слова: образование, изобразительные средства, русский язык
Belgorod state national research University, Russia, Belgorod
Belgorod state national research University, Russia, Belgorod
Abstract: The article discusses the problem of studying the expressive means of the Russian language.
Keywords: education, graphic arts, Russian language
В сфере российской образовательной политики обозначился ряд положительных преобразований в течение последних нескольких лет. В фокусе внимания оказалась деятельность людей, которая обеспечивает им осознание процессов внешнего мира и практическое освоение в социокультурной среде.
Интересен тот факт, что одной из ключевых целей, на достижение которой направлено освоение предмета «Русский язык» в школьной программе, является «совершенствование и развитие способностей к социальной адаптации и речевому взаимодействию; моделирование культурного речевого поведения в соответствии с коммуникационными задачами» [3, с. 14].
Актуальным аспектом обучения русскому языку в образовательной сфере, преимущественно в среднем звене, является формирование речевой образности учащихся. Ключевая роль в данном процессе отведена изучению изобразительно-выразительных средств речи, выступающих в качестве нового познания литературных реалий, а также форм восприятия и осмысления окружающего мира.
В словаре литературоведческих терминов С.П. Белокурова дает следующее определение данному понятию: «Изобразительные средства – это способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: тропы, стилистические фигуры, различные формы звуковой инструментовки текста, ритм и т. п., т. е. те элементы произведения, которые помогают создать «чувственно-предметные образы» [1, с. 57].
Изучением данной темы занимались такие отечественные ученые, как Г.А. Богданова, В.В. Виноградов, Е.Н. Зарецкая, В.П. Ковалев, М.Р. Львов, А.А. Потебня, Г.Н. Скляревская, Б.В. Томашевский, Л.П. Федоренко, Л.В. Чернец, С.Г. Ясинская и др.
Итак, изобразительно-выразительные средства речи имеют важное значение в курсе изучения современного русского языка. Они придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.
Примечательно, что средства речевой выразительности крайне многообразны. Условно их можно разделить на несколько групп: фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом-лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением), фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в непрямом значении) изобразительные средства [4, с. 18].
В связи с данным тематическим многообразием изобразительные средства русского языка функционируют в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и научной.
Неоспорим тот факт, что наиболее беден ими официально-деловой стиль речи.
Особую роль изобразительные средства играют в художественной речи, помогая автору произведения создать полноценный и лексически богатый художественный образ, а читателю «войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел» [4, с. 34].
Тропами именуются приемы изучения основной коннотации слова.
А.А. Потебня пишет в своей «Исторической поэтике»: «Троп есть выражение, перенесенное для красоты речи с его первичного естественного значения на другое, или, как чаще всего определяют грамматисты, выражение, перенесенное с места, где оно является подлинным, на место, где оно является неподлинным» [5, с. 96].
Основной функцией тропов является придание речи образности, эмоциональности, максимально достоверного и четкого выражения авторской позиции и понимания смыслообразующей основы художественного текста.
В связи с вышесказанным, можно сделать предположение, что тропы выполняют в русском языке несколько основных задач:
– познавательную;
– индивидуализирующую;
– субъективно-оценочную.
Итак, в образовательной сфере особое значение имеют следующие положения об изучении средств изобразительности русского языка:
1) троп – это употребление слова в переносном значении для характеристики каких-либо явлений при помощи вторичных смысловых оттенков;
2) троп – двухчастное сочетание слова с прямым и переносным значением;
3) троп обладает основными функциями: познавательной, индивидуализирующей (субъективно-оценочной) и эстетической;
4) соотнесение прямого и переносного значения слова основывается на сходстве, контрасте или смежности, исходя из чего возникают различные виды тропов: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и т. д. [3, с. 57].
Таким образом, изобразительные средства русского языка выполняют ряд важных функций: стилистическую, экспрессивную, смысловую, текстообразующую, коммуникативную.
Далее рассмотрим данные функции более подробнее.
Стилистическая функция примечательна тем, что средства изобразительности языка могут придавать тексту определённую стилистическую окраску (книжную, разговорную) и служат средством создания комического эффекта.
Экспрессивная функция изобразительных средств также очень значима, т.к. они могут выражать эмоциональность (отражение личностного взгляда человека, выражение его чувств, оценок); наглядность в отражении картин внешнего мира и внутреннего мира человека; своеобразие отражения действительности, новизна в подходе изображения предметов и явлений; красоту речи, её привлекательность.
Смысловая функция является не менее важной, потому что языковые средства могут нести и дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.
Изобразительные средства речи выполняют и текстообразующую функцию: создают ткань текста, участвуют в его построении.
Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата («ты» или «вы») форму общения, установить стилистически неокрашенную или, напротив, официальную тональность разговора, тем самым реализуя коммуникативную функцию [2, с. 114-115].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема изучения и функционирования изобразительных средств русского языка является актуальной в наше время и требует дальнейших научных исследований.
Список литературы
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. – СПб.: Академия. – 2005. – 378 с.
2. Виноградов В.В. Русский язык / В.В. Виноградов – М.: Наука. – 1986. – 640 с.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь – М.: Просвещение. – 2013. – 207 с.
4. Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы / В.П. Ковалев – Киев.: Изд-во Высшая школа. – 1981. – 341 с.
5. Потебня А.А. Историческая поэтика / А.А. Потебня – М.: Высшая школа. – 1990. – 380 с.
