Русская литература | Филологический аспект №8 (16) Август, 2016

УДК 821.161.1

Дата публикации 27.08.2016

Использование интеграционных связей на уроках литературы

Клименко Игорь Григорьевич
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета

Аннотация: В статье идет речь об интеграционных связях литературы, живописи и скульптуры на уроке литературы.
Ключевые слова: интегрирование, урок, литература, скульптура, живопись

Using integration ties at the lessons of literature

Klimenko Igor Grigoryevich
Borisoglebskiy branch of Voronezh state University

Abstract: The article deals with the integration relations of literature, painting and sculpture at the lesson of literature.
Keywords: integration, lesson, literature, painting, sculpture

Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют от современного образования переноса акцента с усвоения знаний на развитие ключевых компетентностей, предполагающих способность решать комплексные, жизненно ориентированные проблемы.

Интеграция учебных предметов – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих переходу к компетентностным моделям образования, обновлению его структуры и содержания. Интеграция – результат высокого уровня межпредметных связей, предполагающих не просто контакты между учебными предметами, но и установление связи глубинной, поскольку она основывается на глобальных идеях и концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.

Интеграция способствует устранению противоречий между быстро растущим объемом знаний и возможностью их усвоения, преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, комплексом универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

«Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего с предметами гуманитарного цикла, с разработкой интегративных курсов, со взаимопроникновение всех школьных дисциплин, с внедрением в практику всех учебных заведений интегративного подхода» [1, с. 32].

Для совершенствования филологического образования учащихся, их художественно-эстетического развития, большое значение имеет проведении интегрированных уроков словесности, на которых соединяются сведения из исторических, литературоведческих наук, искусствознания, философии, лингвистики. Это способствует формированию личности, хорошо ориентирующейся в культурном окружении. Философский, исторический, искусствоведческий материал вводится на уроке литературы не только для объяснения и комментирования тех или иных литературных явлений, но и в целях углубленного восприятия школьниками единой картины мира, формирование понятия о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в разных сферах художественного творчества.

С.А. Леонов подчеркивает, что «на интегрированном уроке сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определённый сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом» [2, с. 41].

По утверждению С.А. Леонова «возможны два основных способа построения интегрированного урока: многослойное структурирование и центрический способ» [2, с. 43].

Система интегрированных уроков позволяет учителю формировать комплексное гуманитарно-эстетическое мышление, такие уроки стимулируют познавательную активность учащихся.

Как это происходит, покажем на конкретном примере такого урока, связанного с изучением темы «Образ Екатерины II в литературе и художественной культуре» в 9 классе.

Целесообразно выбрать способ многослойного структурирования урока и поделить класс на группы, каждая из которых выбирает свой учебный проект. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта, он предлагает примерный план темы, даёт рекомендации в ходе её разработки и совместно с работником библиотеки подбирает источники. Каждый из участников проекта готовится к исполнению определённой роли на уроке: биографа, литературоведа, искусствоведа, скульптора. Остальные учащиеся, не привлечённые к проекту, самостоятельно читают литературу по данной теме, а затем принимают участие в беседе и анализе содержательной и процессуальной стороны урока.

Урок проходит с использованием презентаций проектов, репродукций картин, показа кинофрагментов.

Во вступительном слове учитель говорит, что императрица Екатерина II сыграла большую роль в развитии русского государства. В литературе и живописи XVIII века мечта об идеальном правителе воплотилась в образе реального правителя-императрицы Екатерине II. Необходимо выяснить: каким должен быть правитель мощной державы? Мудрым и сильным, отважным и гордым? А может быть скромным, не чуждым человеческим слабостям? Эти два взгляда на государственного деятеля существовали тогда в творчестве поэтов и художников, и в сознании современников. На этот вопрос попытаемся ответить на уроке, опираясь на произведение литературы, живописи, скульптуры.

Группа биографов представляет проект «Линия жизни Екатерины II», в котором делает вывод, что императрица осуществила программу преобразования экономической жизни страны, при ней в России появились выборные суды. Главной заслугой Екатерины II в области просвещения и культуры было создание в России системы начального образования для детей из всех сословий кроме крепостных. Врачебная помощь стала делом государства, каждый город должен был иметь аптеку и больницу. Екатерина II проводила активную внешнюю политику.

При ней России отошли Крымский полуостров и территория северного Причерноморья. Россия получила выход к Чёрному морю и ей больше не угрожали набеги крымских татар.

Императрица покровительствовала развитию науки и искусства.

Группа искусствоведов демонстрирует картины художников, писавших портрет Екатерины II, рассказывая их историю. В XVIII веке сложились две тенденции изображения Екатерины II.

Первая – идеализация и возвеличивание императрицы, официальный портрет мудрого монарха. Вторая – изображение Екатерины II, как обыкновенной земной женщины, не чуждой человеческих чувств и настроений.

Картина Д.Г. Левицкого «Портрет Екатерины II законодательница в храме Богини Правосудия» создан на основе аллегории. Художник представил Екатерину жрицей богини правосудия Фемиды. Это парадный портрет Екатерины II, воплощающий идеальную правительницу, просвещённую государыню, служительницу правосудия и закона.

Роскошь красок, пышная парадная обстановка также подчёркивают “парадность” императрицы.

Рокотов Ф.С., считавшийся лучшим портретистом монаршего двора, был в Москве на коронации Екатерины II, где написал несколько изображений императрицы, в том числе и «Портрет Екатерины II». Величественная особа изображена в профиль на фоне тёмной стены и мраморной колонны. Царица с достоинством восседает в массивном кресле, целеустремлённо глядя прямо перед собой и вытянув вперёд правую руку, в которой сжимает скипетр. Богато вышитое шёлком парчовое платье и горностаевая мантия выписаны материально и с большим мастерством.

В отличие от картин Д.Г. Левицкого и Ф.С. Рокотова, где Екатерина предстает во всём величии, с атрибутами царской власти, полотно В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» – совершенно иное. Оно являет собой нечто революционное в искусстве того времени: императрица изображена как частное лицо – гуляющей в своём любимом Царскосельском парке. Никаких атрибутов царской власти в портрете нет; более того, облачение Екатерины подчеркнуто домашнее. Она представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», какой любила казаться в последние годы жизни, без официальности и торжественности. Императрица запечатлена в салопе и чепце.

Это полотно позже вдохновило А.С. Пушкина на создание образа «матушки Екатерины» в «Капитанской дочке». При встрече с Машей Мироновой, главной героиней повести, царица выглядит простой «казанской помещицей», как на портрете Боровиковского.

Группа скульпторов представляет памятник Екатерине II в Петербурге, сооруженный при участии художника М. Микешина, скульпторов М. Чижова, А. Опекушина. Бронзовая фигура Екатерине II держит в руке скипетр и лавровый венок, остроконечные ветви которого напоминают о славе Екатерининского царствования; с плеч ниспадает горностаева мантия, у ног возлагает корона Российской Империи.

Императрица изображена с осанкой величественной особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице, на груди виден орден святого Андрея Первозванного. Вокруг пьедестала расположение фигуры видных деятелей екатерининской эпохи.

Шубин Ф.И. создал скульптуру «Екатерина II – законодательница» для праздника, устроенного Г.А. Потёмкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. В облике императрицы, изображённой в диадеме с лавровым венком на голове, орденской цепью на груди, царским скипетром, торжественная парадность сочетается с индивидуальными чертами конкретной личности. Создавая парадный облик императрицы, Шубин остался верен реалистической трактовке образа.

Группа литературоведов представляет проект «Образ Екатерины II в русской литературе».

XVIII век – это век русского просвещения, это век Екатерины, век разума людей, ищущих пути к справедливости и гармонии для себя и для мира. Поэтому для поэтов-классицистов образ просвещенного монарха воплотился в образе Екатерины II.

А.П. Сумароков посвятил императрице две оды, в которых называет Екатерину премудрой, «красой держав, красой корон». Поэт показал Екатерину II, как идеального монарха, сравнивая её с богинями щедрости и справедливости.

Совсем другой показана Екатерину II в оде Г.Р. Державина «Фелица». Нарушая традиции жанра хвалебной оды, поэт рисует не парадный портрет императрицы, а изображает её человеческий облик. «Богоподобная» Фелица, как и другие персонажи в его оде показана обытовлённо. Вместе с тем это не снижают её образ, а делает реальным, человечным.

В отличие от парадного описания царицы, поэт открывает внутренние черты Екатерины: мудрость власти, проницательность, чувство долга, снисхождение к человеческим слабостям. Но даже императрице Державин осмеливается дать совет: следовать закону, которому подвластны как цари, так и их подданные.

Совсем другой изображена Екатерина II в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Исследователи отмечают тесную связь императрицы с портретом В.А. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». В романе А. Пушкина, как и на портрете Боровиковского, перед нами дама средних лет в белом утреннем платье и душегрейке, гуляющая по саду с собачкой. Екатерина II у Пушкина отзывчивая, милосердная, умеющая быть благодарной, помогающая бедной сироте.

Подобное изображение императрицы связано с мировоззрением позднего Пушкина, который считал важнейшим качеством монарха быть милостивым. В основе изображения Пушкиным образа Екатерины II лежит мечта гениального русского писателя о таком государственном строе, который был бы основан на человеческих отношениях.

Данный вид урока требует от учащихся серьёзной самостоятельной подготовки, поэтому в практике преподавания подобных уроков немного: 1-2 в полугодие.

Эффективность этого урока влияет на мотивацию обучения, формирует умение работать со специальной литературой, составлять текст сообщения, коллективно выстраивать текст урока как театральное действие.

Таким образом, интеграционные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного фактора активизации познавательной деятельности учащихся и служат формированию системно-ценностного взгляда на литературное произведение.


Список литературы

1. Гогиберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования.
- М., 2013.- 247 с.
2. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. – М.: МПГУ, 2004.- 154 с.

Расскажите о нас своим друзьям: