Журналистика | Филологический аспект №7 (27) Июль, 2017

УДК 80

Дата публикации 31.07.2017

Информационное противоборство во время украинского конфликта

Ахмадиев Риф Бариевич
Профессор, д.ф.н. кафедры журналистики, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа
Тыщук Наталья Владимировна
Магистрант 1 года обучения кафедры журналистики, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

Аннотация: В статье затрагивается тема информационной войны, развернувшейся в ходе украинского конфликта. Большое внимание уделяется методам дезинформации, которые были использованы средствами массовой информации Украины, России и Западных стран.
Ключевые слова: информационная война, средства массовой информации, журналист

Information confrontation during the Ukrainian conflict

Ahmadiev Rif Barievich
Professor, doctor of Philology, Department of journalism, the Bashkir state University, Russia, Ufa
Tyshchuk Natalia Vladimirovna
Graduate student of the Department of the journalism, Bashkir State University, Russia, Ufa

Abstract: The article deals with the subject of the information work waged during the Ukrainian conflict. Much attention is given on techniques of disinformation, which was used by mass media Ukraine, Russia and western countries.
Keywords: information war, methods, disinformation, mass media

Война, развернувшаяся на востоке Украины, имеет очень тесную связь с информационной войной. Об этих событиях писали в газетах, посвящали целые выпуски теленовостей, уделяли огромное внимания на лентах информационных агентств, на радио, в интернете. Контролировать информационные потоки стало практически невозможной задачей, особенно, если говорить об интернете. На начальном этапе боевых столкновений сообщения украинских и российских СМИ отличались незначительно, и можно было понять, что журналисты разных стран рассказывают об одних и тех же событиях, но своими «нюансами». С течением времени, ситуация кардинально изменилась, создалось ощущение того, что репортеры находятся на разных концах земного шара, или же рассказывают о совершенно разных вещах. Найти что-то общее становилось все тяжелее, если вообще было возможным. Примеров здесь огромное множество.

Средства массовой информации Украины с самого начала военного конфликта в Киеве слились в едином мнении, оппозиции и критических идей не было замечено вообще. Причем это произошло даже в независимости от того, в каких бизнес-группах они находились и кому принадлежали. СМИ были настроены следующим образом: критика действий России, российского правительства в частности. Они уверяли народ в том, что на востоке страны присутствуют российские войска. Причем, отметим, что в качестве доказательств нет сюжетов, видео – ничего ровным счетом, только фотографии. А на них были изображены некие люди с оружием и в камуфляже. По словам журналистов, это русские военнослужащие, прибывшие для того, чтобы провоцировать беспорядки. Откуда стал известен тот факт, что это русские? Никто не знает. А версия о том, что это и вовсе не посланцы России, украинскими журналистами игнорируется. И неважно, что за время операций силовикам не удалось задержать ни одного российского военнослужащего. Те, кто в состоянии воспринимать подобного рода информацию, пожмут плечами. Однако, таких совершенно маленькое количество. В результате большая часть населения Украины уверены в том, что смерть и разрушения несут «российские агрессоры». Более того, украинские СМИ говорят о том, что в сложившейся ситуации виновны не только власти России, ее армия, но и все население страны, которое одобряет политику В.В.Путина.

Украинские средства массовой информации утверждают, что силы АТО активно поддерживается мирным населением Донбасса. Но, так ли это на самом деле? Если открыть интернет, группы в социальных сетях, то становится понятно, что не всем симпатизирует украинская власть, и далеко не все рады солдатам национальной гвардии.

Следующее событие, которое, безусловно, нашло отражение не только в украинских и российских средствах массовой информации, но и в зарубежных– подготовка к крымскому референдуму. Западные СМИ большое внимание уделяли событиям на Крымском полуострове, и сообщали о той массе людей, которые не захотели переходить на сторону российского правительства. В наших средствах массовой информации сложилась своя картина видения не схожая с тем, что транслируют и пишут в Украине.  Россия делала акцент на тех, кто перешел и активно поддерживает власть. В качестве примера взята газета «Ведомости» , и проанализировав ее материалы, можно сказать о следующем: около 65 процентов статей, касающихся темы референдума –  нейтральные, 35 положительные, отрицательных нет и вовсе. Напротив, Украина  описывает это событие под дулами автоматов. Если проанализировать материалы издания «Корреспондент» (газета входит в число 5 самых популярных и читаемых на Украине), то больше 60 процентов показывают негативное отношение к проводимому референдуму, оставшаяся часть выражает нейтральное отношение.

     Западные СМИ интерпретируют события в Крыму как оккупацию, аннексию полуострова. На этих примерах можно рассмотреть один из методов ведения информационной войны: одно и то же событие, казалось бы, на первый взгляд, описывается однобоко, делается акцент на том, что бы хотелось подчеркнуть, заострить внимание читателей, зрителей. Еще такой момент мы отметили: в украинских газетах говорится о головокружительных успехах, победах армии, в то время как в России все говорит об обратном – малоуспешные маневры с большим количеством жертв и потерь.

Хочется отметить следующий факт: если в печатных СМИ Украины и России можно найти альтернативные точки зрения на те, или иные события, то на телевидении, особенно на федеральных каналах об этом говорить не приходится. И поэтому, чтобы не ограничиваться газетами, мы также решили проанализировать пару новостных телевизионных сюжетов. Позиционирующий себя как первый по срочным новостям российский телеканал Life news, безусловно, обращал пристальное внимание к событиям на Украине. Просмотрев и проанализировав сюжеты, посвященные данному конфликту, нами было выявлено также употребление методов информационного воздействия на аудиторию. В выпусках очень встречается экстремистская лексика («хунта», «фашист», «нацист», «карательная операция»), благодаря которой,  у телезрителей формируются негативные представления.

Что касается украинского телевидения, нами также были рассмотрены сюжеты их телеканалов. Более конкретно мы решили их не разбирать, но, тем не менее, нами был проведен анализ, и выявлены наиболее используемые методы воздействия на общественное сознание. В первую очередь, конечно, это умолчание (при подготовке выпуска часть информации была опущена, при этом основной акцент делался на том, что требовалось подчеркнуть).  Перестановка (важная информация отодвигалась на последнее место, на первом часто оказывалась ненужная зрителям, но необходимая для политиков). Не обошлось и без привлечения авторитетных лиц, а также использование эмоциональных оборотов, когда ощущалась нехватка реальных фактов. Проанализированные телевизионные сюжеты лишний раз доказывают то, что, несмотря на искаженную информацию от украинских и западных средств массовой информации, мы не можем отрицать присутствие элементов информационного воздействия и в российских СМИ. При этом, методы, которыми оперируют средства массовой информации враждующих стран, отличаются, хотя среди них есть и схожие. Газеты и телевидение преследуют в первую очередь, интересы своего государства и им не всегда удается соблюдать объективность в освещении тех или иных событий, формируя при этом общественное мнение.

Вражда, которая ведется в СМИ, негативно влияет на отношения между людьми. Нередки ситуации, когда из-за информационных войн, связанных с геополитикой, страдал мирный народ. Брат ссорился с братом, мама с дочкой, мы имеем в виду случаи, когда одни проживают в России, другие на территории Украины. По причине того, что информация, преподносимая этими странами, настолько отличается, стало непонятно где правда, а где ложь. Проделана огромная работа для того, чтобы устранить эту пропасть. В частности, инициатива исходила от туристических клубов, которые призывали туристов всех стран с целью ограничить влияние СМИ, увеличив долю живого общения. Закончилась ли информационная война между Украиной и Россией сегодня, совсем неясно, но остается надеяться на следующее: рано или поздно наши страны договорятся и решат оставшиеся разногласия.


Список литературы

1. Почепцов Г.Г Информационно-психологическая война. М: СИНТЕГ, 2000. 180с.
2. Расторгуев С.П. Информационная война. М: Радио и связь, 1999. 416с.
3. Сороченко В.А. Энциклопедия методов пропаганды//электронная версия, 2002. C.32–41.
4. Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике. М: Академический, 2007. 335 с.
5. http://www.nytimes.com

Расскажите о нас своим друзьям: