Журналистика | Филологический аспект №06 (98) Июнь 2023

УДК 659

Дата публикации 30.06.2023

Госпаблик как элемент информационно-коммуникативного пространства организации социального обслуживания

Маркова Ксения Павловна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург, markova.xenia1806@yandex.ru
Хлебников Никита Сергеевич
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, khlebnikovnikita@yandex.ru

Аннотация: Данная статья посвящена анализу информационно коммуникативного пространства организации социального обслуживания. Особое внимание уделено госпаблику как элементу информационно-коммуникативного пространства. Проведен анализ текущего уровня удовлетворённости информационным наполнением госпабликов Центров социального обслуживания семьи и детей в Санкт-Петербурге. Сделан вывод о необходимости совершенствования их информационного наполнения с помощью инструментов SMM.
Ключевые слова: госпаблик, информационно-коммуникативное пространство, организация социального обслуживания, Интернет, социальные сети

The official page in social networks as an element of the information and communication space of the social service organization

Markova Xenia Pavlovna
student, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russia, Saint-Petersburg
Khlebnikov Nikita Sergeevich
student, Saint Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: This article is devoted to the analysis of the information and communication space of the organization of social services. Special attention is paid to the official pages in social networks as an element of the information and communication space. The analysis of the current level of satisfaction with the information content of the official pages of the Centers for Social Services for Families and Children in St. Petersburg was carried out. The conclusion is made about the need to improve their information content using SMM tools.
Keywords: state public, information space, communication space, organization of social services, Internet, social networks

Правильная ссылка на статью
Маркова К. П., Хлебников Н. С. Госпаблик как элемент информационно-коммуникативного пространства организации социального обслуживания // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/gospablik-kak-element-informatsionno-kommunikativnogo-prostranstva-organizatsii-sotsialnogo-obsluzhivaniya.html (Дата обращения: 30.06.2023)

Благодаря активному развитию информационно-коммуникационных технологий, увеличивающейся активной аудитории Интернета и социальных сетей, а также поддержке информатизации со стороны государства в организациях социального обслуживания происходит формирование особого информационно-коммуникативного пространства. На наш взгляд, оно является неотъемлемой частью деятельности учреждений социального обслуживания, поскольку способствует повышению информированности населения о предоставляемых социальных услугах, а также приводит к росту эффективности форм взаимодействия между клиентами и специалистами, включая обратную связь. Как отмечают Е. Б. Архипова и С. Н. Панкова, «функционирование и развитие социальной сферы в современных условиях невозможно без прямой и обратной связи с социумом, без обмена информацией» [1, с. 227], что делает информацию одним из важнейших в системе социального обслуживания.

На современном этапе развития информационного общества, за счет активных процессов информатизации и компьютеризации происходит процесс конвергенции информационного и коммуникативного пространств в единое информационно-коммуникативное пространство. По мнению Е. А. Балезиной, оно обладает едиными формами коммуникации и имеет информационный характер [2, с. 90]. В исследовании Л. К. Лободенко под «информационно-коммуникативным пространством» понимается «система взаимодействия социальных субъектов (индивидов, групп, организаций и т. д.), развивающаяся на основе сетевых информационно-коммуникационных технологий» [3, с. 21]. Экстраполируя это понимание информационно-коммуникативного пространства на организации социального обслуживания семей и детей, можно говорить о единой системе информационного взаимодействия между социальными работниками, клиентами и другими заинтересованными сторонами, основанной на современных сетевых информационно коммуникационных технологий.

Современное информационно-коммуникативное пространство организаций социального обслуживания семей и детей представляет собой сложную многомерную систему, включающую в себя различные элементы и процессы. В структуру информационно-коммуникативного пространства организации социального обслуживания входят:

  1. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии. Совокупность различных средств передачи и обработки информации, которая позволяет организации социального обслуживания населения эффективно обмениваться информацией с клиентами, партнерами, сотрудниками и общественностью в целом;
  2. Информационные ресурсы     . Данные, которые организация социального обслуживания собирает, хранит и обрабатывает, чтобы эффективно решать задачи своей деятельности;
  3. Участники информационного обмена.     Сотрудники организации социального обслуживания, клиенты, партнеры, волонтеры и общественность в целом, которые обмениваются информацией между собой и с организацией;
  4. Функциональные процессы. Процессы, которые связаны со сбором, обработкой, передачей и использованием информации организацией социального обслуживания населения;
  5. Культура коммуникации. Набор норм, ценностей и практик, которые организация социального обслуживания принимает в отношении обмена информацией;
  6. Организационная структура. Система управления, которая обеспечивает координацию информационных процессов и ресурсов;
  7. Правовая культура.      Соблюдение правовых норм законодательства РФ.

Возрастающая доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет (85,5% на 2022 год [4]), приводит к необходимости учитывать учреждениям социального обслуживания эту тенденцию, в связи с чем развивать эффективное информационно-коммуникативное пространство за счет использования информационно коммуникационных технологий.

На современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий в социальной работе как элемента, формирующего информационно-коммуникативное пространство организации социального обслуживания, ведущую роль в процессе информирования населения берут на себя цифровые платформы, такие как официальные сайты и страницы в социальных сетях. Они являются важным элементом маркетинга социальных услуг, а также способствуют формированию положительного имиджа учреждений.

В 2022 году был принят Федеральный закон от 14.07.2022 №270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и статью 10 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Согласно положениям этого закона, были разведены понятия «официальный сайт» и «официальная страница» [5].

Вместе с тем, 1 декабря 2022 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 г. № 2523-р, согласно которому социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» были определены в качестве «информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами <…> для создания официальных страниц» [7]. Под действие нормативного акта попадают учреждения социального обслуживания населения, поскольку они являются подведомственными организациями государственных органов и органов местного самоуправления.

В связи с этим мы видим целесообразным сосредоточить исследование на официальных страницах в социальных сетях учреждений социального обслуживания как элемента информационно-коммуникативного пространства, так как считаем, что они могут стать важным инструментом взаимодействия между клиентами и организациями социального обслуживания. Введем в исследование понятие «государственный паблик» (или «госпаблик»), под которым, согласно данным Портала государственных услуг Российской Федерации,  понимается «официальная страница государственных органов и организаций в соцсетях, где они публикуют информацию о своей деятельности» [6].

Необходимость развития и улучшения госпабликов организаций социального обслуживания мы в первую очередь видим в том, что в последнее время социальные сети становятся крупнейшей активностью в Интернете у россиян. По данным исследовательской компании Mediascope, время, проведенное россиянами в социальных сетях, составило 21% от общего времени использования Интернета в 2022 году [7].  Социальные сети в большей степени адаптированы к современным условиям медиапотребления и техническим особенностям устройств, чем официальные сайты, что делает их наиболее удобными для пользователей. Вместе с этим, на наш взгляд, повышается вероятность того, что информация, публикуемая на официальных страницах в социальных сетях, будет воспринята целевой аудиторией. Исходя из этих предположений, можно сделать вывод, что необходимость организации эффективной официальной страницы в социальных сетях обусловлена возрастающей Интернет-активностью клиентов (в том числе потенциальных) учреждений социального обслуживания.

В настоящее время учреждения социального обслуживания в Санкт-Петербурге развивают госпаблики в социальных сетях «ВКонтакте» и «Телеграм». Выбор социальной сети «ВКонтакте» как основной площадки для функционирования госпабликов организаций социального обслуживания обусловлен популярностью соцсети у пользователей. По данным исследовательской компании Mediascope «ВКонтакте» в январе 2023 стала самой популярной социальной сетью у россиян, месячный охват которой составил 71,8% от населения [8]. Кроме того, площадка предоставляет широкий инструментарий автору для создания контента. Как дополнительную информационную площадку ряд учреждений использует мессенджер Телеграм. Функционал позволяет создать публичные каналы, что может использоваться Центрами для размещения актуальных материалов и информирования населения за счет мгновенных сообщений. Текст для публикации трансформируется в небольшой пост-сообщение, который оформляется так, чтобы он был читабельным в рамках мессенджера [9, с. 245]. 

Основное внимание в исследовании было уделено Центрам социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД) районов Санкт-Петербурга (далее — Центры), поскольку, на наш взгляд, эти учреждения являются ключевыми в системе социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Исследование уровня удовлетворенности клиентов текущим информационным наполнением госпабликов Центров, как нам кажется, следует разделить на несколько этапов. Ниже представлены результаты констатирующего этапа исследования – опроса клиентов учреждений социального обслуживания о текущем уровне их удовлетворённости информационным наполнением госпабликов. Исследование проводилось в марте 2023 года методом заочного анкетирования в форме онлайн-опроса. В ходе анкетирования было опрошено 87 респондентов, среди которых 68 женщин и 19 мужчин. Отбор респондентов проходил стихийным образом, в исследовании приняли участие заинтересованные посетители госпабликов Центров в социальной сети «ВКонтакте». Каждое утверждение-критерий анкеты, предлагалось оценить по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 – самый низкий показатель, а 5 – самый высокий. На основании выставленных баллов был определен общий уровень удовлетворенности информационным наполнением госпабликов. Он вычислялся как среднеарифметическое значение всех баллов и соотносился со шкалой: низкий уровень (1,0–1,9 балла), уровень ниже среднего (2,0–2,9 балла), средний уровень (3,0–3,9), уровень выше среднего  (4,0–4,4), высокий уровень (4,5–5,0).

Все госпаблики Центров были  разделены по группам по уровню удовлетворенности:

  1. группа госпабликов «ниже среднего» (ЦСПСиД Кировского (2,5 балла), Колпинского (2,9), Центрального районов (3,0) Санкт-Петербурга). Для этих госпабликов, по мнению респондентов, характерна низкая активность  пользователей, низкое качество контента. Респонденты считают,  официальные страницы в социальных сетях не отражает миссии и ценности учреждения, не предоставляет полной информации об услугах и ресурсах, редко обновляется;
  2. группа госпабликов «средний» (ЦСПСиД Адмиралтейского (3,9 балла), Василеостровского (3,8), Выборгского (3,6), Красногвардейского (3,6), Московского (3,1), Петродворцового (3,4), Пушкинского (3,1) и Фрунзенского районов (3,1) Санкт-Петербурга).  По мнению респондентов, эти официальные страницы в социальных сетях предоставляют базовую информацию об услугах и ресурсах, периодически обновляются. Использование госпабликов довольно удобно, но может быть улучшено;
  3. группа госпабликов «выше среднего» (ЦСПСиД  Калининского (4,3 балла), Кронштадтского (4,0), Невского (4,3), Петроградского (4,0),  Приморского районов (4,1) Санкт-Петербурга).  Для этих госпабликов, мнению респондентов, характерно наличие активных пользователей и хорошее качество контента. Эти официальные страницы в социальных сетях предоставляют достаточно информации об услугах и ресурсах, регулярно  обновляются.

Полученные результаты исследования могут быть использованы Центрами для анализа мнения аудитории, а также для улучшения функционала официальных страниц Центров и разработки рекомендаций по оптимизации взаимодействия клиентов с организациями социального обслуживания.  Привлечение средствами SMM внимания населения к учреждениям социального обслуживания и к предоставляемым услугам, как нам кажется, является важной частью управления и маркетинга социальной работы. SMM может помочь установить связь между социальными учреждениями и населением. Это поможет определить потребности населения и улучшить качество предоставляемых услуг. Стоит отметить, необходимо проводить систематическую работу по улучшению качества контента на официальных страницах,  регулярно проводить мониторинг и анализ эффективности их ведения, а также обеспечивать своевременное и качественное взаимодействие с клиентами в социальных сетях, чтобы использование социальных сетей действительно оказало положительное влияние на работу учреждений социального обслуживания семей и детей.


Список литературы

1. Архипова Е. Б., Панкова С. Н. Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизационных процессов / Е. Б. Архипова, С. Н. Панкова // Вестник Омского университета. — 2015. — № 3. — С. 226–231. — (Экономика). — EDN UYWGYN.
2. Балезина Е. А. Понятие коммуникативного пространства в организации / Белезина Екатерина Андреевна // Вестник Пермского университета. — 2014. — №4(20). — С. 90–95.
3. Лободенко Л. К. Концептуальная модель регионального интернет-СМИ: кросс-коммуникативные аспекты : автореф. дис. ... д-р филологических наук : 10.01.10 / Лободенко Лидия Камиловна; [Место защиты: Акад. медиаиндустрии]. — Москва, 2015. — 46 с.
4. Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей // Федеральная служба государственной статистки. — URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt22/index.html (дата обращения: 22.06.2023). — Режим доступа: свободный.
5. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. — URL: https://base.garant.ru/404992163/ (дата обращения: 22.06.2023). — Режим доступа: свободный.
6. Что такое официальная страница в соцсетях // Госуслуги : официальный сайт. — URL: https://www.gosuslugi.ru/help/faq/state_status_of_communities/200907 (дата обращения 22.06.2023). — Режим доступа: свободный.
7. Медиапотребление в 2022 году // Mediascope. — URL: https://mediascope.net/library/presentations/ (дата обращения: 16.03.2023). — Режим доступа: свободный.
8. Интернет. Рейтинги // Mediascope. — URL: https://mediascope.net/data/ (дата обращения: 16.03.2023). — Режим доступа: свободный.
9. Сулаквелидзе Н. М. Особенности медиатекста в мессенджере Telegram / Н. М. Сулаквелидзе // Кризисный двадцатый век: парадоксы революционного кода и судьбы литературы : сб. науч. ст. / Отв. ред. Л. Г. Тютелова, Е. С. Шевченко. — Самара : Самарская гуманитарная академия, 2018. — С. 241–247.

Расскажите о нас своим друзьям: