Теория языка | Филологический аспект №11 (67) Ноябрь 2020

УДК 811.111’42

Дата публикации 30.11.2020

Эволюция жанра интервью: от моно к мультимодальности (на примере использования инфографики)

Блинова Ольга Александровна
канд. филол. н., доцент кафедры англ. яз. № 3 МГИМО МИД России, РФ, Москва
Крылова Кристина Константиновна
студентка 4 курса факультета Международной журналистики МГИМО МИД России, РФ, Москва
Иоффе Наталия Геннадьевна
студентка 4 курса факультета Международной журналистики МГИМО МИД России, РФ, Москва
Лысенко Виктория Сергеевна
студентка 4 курса факультета Международной журналистики МГИМО МИД России, РФ, Москва

Аннотация: Статья обращается к жанру интервью и его формам в журналистике, а именно — телеинтервью. Жанр рассматривается как мультимодальный текст. Приводится краткий обзор истории интервью как жанра в СМИ. На примере фрагментов экспертного телеинтервью на канале CBS News рассматривается применение инфографики как визуального компонента мульти-модального текста. Делается вывод о положительных и отрицательных сторонах использования подобных приемов. Среди первых отмечаются комплексное воздействие на целевую аудиторию, возможность более точного донесения информации и доступного представления статистических данных. Среди недостатков выделяются высокая концентрация различных видов представления информации, что может стать причиной информационного перегруза и сказаться на качестве восприятия новостей целевой аудиторией.
Ключевые слова: интервью, мультимодальность, инфографика, медиадискурс, тележурналистика

Evolution of interview as a genre: from mono to multimodality (the case of infographics use)

Blinova Olga
PhD in Philology, Associate Professor, English Language Department № 3, MGIMO-University, Moscow, Russia, o.blinova@my.mgimo.ru
Krylova Kristina
4th year student, Faculty of International Journalism, MGIMO-University, Moscow, Russia
Ioffe Natalia
4th year student, Faculty of International Journalism, MGIMO-University, Moscow, Russia
Lysenko Viktoria
4th year student, Faculty of International Journalism, MGIMO-University, Moscow, Russia

Abstract: The article looks into the interview as a media genre and its forms in media discourse with a focus on video (TV) interviews. We approach TV interviews as multimodal texts. The research includes an overview of the historical evolution of interviews as a genre. Samples of a CBS News expert interview are then used to uncover the use peculiarities of using infographics as the visual component of a multimodal text. We focus in the advantages and disadvantages of such use. The former include a comprehensive effect on the target audience as well as a better chance to bring the message home, e.g. in terms of visualising statistics. Among the latter, we identify the danger of information overload resulting from a higher concentration of the channels involved, which can negatively affect the audience’s ability to process information.
Keywords: interview, multimodality, infographics, media discourse, TV journalism

Правильная ссылка на статью
Блинова О.А. Эволюция жанра интервью: от моно к мультимодальности (на примере использования инфографики) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (67). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/evolyutsiya-zhanra-intervyu-ot-mono-k-multimodalnosti-na-primere-ispolzovaniya-infografiki.html (Дата обращения: 30.11.2020)

Статья подготовлена в рамках гранта МГИМО МИД России на выполнение научных работ молодыми исследователями под руководством докторов наук

1. Вводная часть.

Мультимодальный подход к изучению текстов предполагает рассмотрение коммуникации как комплексного влияния на все модальности восприятия, в частности, на зрение и слух. Применительно к журналистским жанрам, мультимодальность позволяет расширять аудиторию, потребляющую информацию в медиапространстве и, следовательно, значительно повысить заинтересованность в изучении материала, а также увеличить степень его восприятия [1; 2]. Адаптация журналистского материала под все типы восприятия определяется, в первую очередь, необходимостью точеного воздействия на представителей каждого из преобладающих сегментов восприятия: аудиалов и визуалов. Более того, существует тенденция к привлечению дискретнов путем добавления в материал вставок с цифровыми значениями и логическими доводами. В настоящем исследовании мы обращаемся к одному из журналистских жанров — интервью. Этот жанр берет свое начало в печатной прессе и изначально являлся мономодальным, однако, со временем сфера бытования его расширилась, и сегодня мультимодальные интервью — на радио, телевидении, онлайн-платформах — стали неотъемлемой частью современной журналистики. Все эти факторы определяют актуальность предлагаемого исследования.

В настоящее время изучению интервью посвящено множество работ. Интервью, например: исследуется на предмет выявления национальной [3] или гендерной [4] специфики коммуникативного поведения, с позиций транслатологии [5] или прагмалингвистики [6]. Целью настоящей статьи является проследить принципиальные различия между печатной и видеоформами интервью как журналистского жанра, с акцентом на преимущества и недостатки привлечения визуального воздействия на адресата. Материалом исследования выступили фрагменты применения инфографики в экспертном телеинтервью на американском канале CBS News в ходе выборов президента США в ноябре 2020 г.

2. Интервью как жанр журналистики.

Диалог — древнейшая форма человеческой коммуникации. Одной из его жанровых разновидностей выступает интервью. Сфера употребления этой диалогической формы широка: интервью также используется как метод сбора эмпирических данных в научных исследованиях (например, социологии или психологии). Настоящее же исследование обращается к интервью как журналистскому жанру.  Несмотря на то, что всякое интервью — разновидность диалогической, устной коммуникации, для журналистского интервью определяющим критерием оказывается публичность диалога, в то время как для научного интервью как метода сбора информации сохраняется персональный характер коммуникации [7]. Зародившись в печатной прессе, сегодня интервью заметно эволюционировало и занимает ведущее место среди жанров радио и телевизионной журналистики. И действительно, по мере развития средств массовой информации, жанры претерпевают изменения, адаптируясь к новой среде. Как отмечает Т. А. Киселева, наблюдается жанровый «инерционный трансфер» от печатной прессы к радио, телевидению и, наконец, Интернету [7].

Применительно к СМИ и публицистике, интервью представляется собой информационный журналистский жанр. Н.А. Купина относит его к объективным [8], С.Н. Ильченко выделяет протокольное, информационное, проблемное интервью, а также интервью-анкету и интервью-портрет [9, с. 19-22]. По определению Ильченко, интервью представляет собой «акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес» [9, с. 10]. Некоторые исследователи настаивают на разграничении жанров интервью и беседы. Как отмечают А.В. Пичугин и В.Б. Смирнов, беседа предполагает высокую степень компетентности в обсуждаемом вопросе обоих участников, в то время как в интервью в роли профессионала и эксперта выступает только гость, но не журналист [10].

Интервью как жанр впервые появляется в американской прессе в середине XIX в. Первым интервью в истории называют опубликованную в 1836 г. криминальную статью [15, с. 145]. Более широкое распространение интервью получили в период Гражданской войны в США 1861−1865, когда большой популярностью стали пользоваться беседы с политиками и военачальниками. Успех нового формата был обусловлен целым рядом факторов, среди которых главным исследователи называют достоверность материала (поскольку цитируется непосредственно сам автор высказываний). Читатели с восторгом приняли новый жанр: прямую речь известного лица или же непосредственного очевидца важных событий, не видоизмененную за счет интерпретации журналиста (иногда наряду с прямой речью использовался перифраз).

Несмотря на растущую популярность в США, интервью долго не признавалось в Западной Европе. Это было связано во многом со структурой западноевропейского общества: в отличие от США, расспрос высокопоставленного общественного деятеля простым журналистом воспринимался как недопустимая процедура, оскорбительная для обеих сторон.  Кроме того, сыграла роль разница в европейском и американском менталитетах: в отличие от культивируемом в США умении подать себя публике, европейские общественные деятели считали саморекламу (а интервью подразумевало именно это) недостойной. Отечественные исследователи Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшина также связывают успех интервью как жанра с историческими изменениями в поведенческих нормах: «интервью в современной прессе получило очень широкое распространение, т.к. люди стали раскованнее» [11, с. 125].

Единичные интервью в британской прессе стали появляться в 1880 гг., а полноценно как жанр оформилось лишь после Первой мировой войны. Во многом этому способствовала необходимость британских политических и военных деятелей регулярно взаимодействовать с американской публикой (посредством интервью) с целью заручиться поддержкой в войне. С этого момента началось быстрое распространение жанра по всем сферам журналистики.

3. Жанровые особенности видеоинтервью: пример инфорграфики.

Обратимся теперь к относительно новой (в историческом масштабе) сфере бытования интервью: визуальной коммуникации на телевидении или онлайн-платформе. По определению Т.А. Киселевой, телеинтервью представляет собой реализованный в аудитивно-визуальной форме акт коммуникации, «предполагающий диалогическое общение коммуниканта А (журналиста) с коммуникантом Б (респондентом) либо коммуникантами Б1, Б2 (двумя респондентами) в пределах первого коммуникационного круга, т.е. в ситуации последовательного использования вопросно-ответных единств, проецируемого на массового реципиента-телезрителя – коммуниканта Р второго коммуникационного круга. (…) Неизменным критериями остаются диалогичность и устность, которые трансформируются в соответствии с условиями коммуникативной ситуации телеинтервью и приобретают асинхронный, ‘технизированный’ характер. В роли коммуникантов здесь выступают интервьюер, интервьюируемый и реципиент-телезритель» [7, с. 106-107].

Тележурналистика вынуждена оперативно реагировать на  новейшие тенденции на рынке и отвечать на вызовы времени, чтобы сохранить релевантность в эпоху всеобщей информатизации. Именно поэтому комплексная адаптация под целевую аудиторию с помощью мультимодальных методов воздействия оказалась одним из наиболее актуальных направлений коммуникационной стратегии.

Безусловно, сочетание визуальных и аудиальных материалов призвано обеспечить эффективную коммуникацию с телезрителями. Так, использование фотографий или видеоряда позволяет максимально точно донести основную идею репортажа до аудитории. Аудиальный текст при этом дает возможность предоставить необходимую информацию о ситуации. Опору на визуальный компонент можно считать примером «дайджестового мышления», т.е. текст «сопровождается расширенным визуальным рядом», что «является своеобразным рычагом медиаиндустрии» [12, с. 137]. Этому есть простое объяснение, ведь «современному человеку важно сконцентрироваться на главной информации, на главном факте или событии, и укрепить в своем сознании словесный образ с помощью визуального изображения» [13, с. 22].

Новостные репортажи всё чаще включают в себя элементы инфографики (схемы и диаграммы), не ограничиваясь классическими приемами. Включение графических элементов — частая практика при необходимости наглядно продемонстрировать статистические данные. Данная стратегия отвечает за привлечение зрителей с дискретным типом восприятия [14]. Подобные тенденции не обошли стороной и видеоинтервью:

Рисунок 1

На рис. 1 мы видим использование инфографической вставки во время интервью с экспертом-политологом о выборах президента США 2020 г.  на американском канале CBS News. Инфографика призвана облегчить телезрителям понимание экспертной информации и обеспечить оптимальное качество коммуникации по ту сторону экрана. В данном случае, например, нижняя вставка обеспечивает неприрывное предоставление информации о подсчете голосов в режиме реального времени, что обеспечивает определенную долю независимости аудио и видео каналов информации. Ключевые цифры о процентах голосов, набранных кандидатами, будут доступны как тем, кто по той или иной причине не имеет доступа к аудиоканалу (например, просматривает новости в общественном месте — больнице, аэропорту и т.д. без звука), так и тем, кто подключился к просмотру не с начала трансляции.

Рисунок 2

Рисунок 2, на котором представлен фрагмент того же видеоинтервью, отличается еще более высокой степенью опоры на визуальный канал восприятия: текстовый компонент (фамилия кандидата) в случае с Дональдом Трампом практически сливается с фоном за счет выбранной цветовой гаммы. Вербальный компонент практически полностью уступает по информативности визуальному. Можно предположить, что это обусловлено вторичностью текстового компонента по отношению к визуальному: едва ли можно предположить, что кому-то из телезрителей не знакомо лицо действующего (на момент трансляции) президента США, а потому и необходимости сопровождать визуальный ряд четким текстовым нет необходимости.

Рисунок 3

Наконец, третий пример того, как инфографическая вставка может сопровождать телеинтервью эксперта, показан на Рисунке 3. Здесь колористические решения играют более важную роль для декодирования визуальной составляющей данного мультимодального текста, чем текстовые. Делается очевидный расчет на то, что телезритель знаком с символикой ведущих политических партий США (где красный — традиционный цвет Республиканцев, а синий — Демократов). Текстовые подсказки (DEM и REP соотвественно) относительно незаметны на общем фоне: доминирующее место на экране занимает красно-синяя заливка.

Такой формат экранной картинки значительно облегчает восприятие информации и дополняет аудиоканал. 

Отметим, однако, что графические материалы, используемые на современном телевидении, должны быть уместны, качественно оформлены и понятны каждому телезрителю. Принципиальным отличием видеоинтервью от печатной формы, однако, является отсутствие контроля зрителя над интенсивностью и скоростью подачи информации. Так, если при работе с печатным материалом читатель самостоятельно регулирует время, затраченное на обработку текстовой (вербальной) и визуальной информации (например, инфографической вставки), то в случае с видеоинтервью все эти параметры задаются журналистами. В результате из-за обилия инструментов воздействия наступает информационная перегрузка, что, в свою очередь, может становиться барьером на пути к адекватному восприятию информации. Особую важность в этом случае приобретает грамотное соотношение всех транслируемых элементов и унификация стиля подачи материала для снижения нагрузки на визуальные каналы восприятия.

4. Выводы и рекомендации.

Мультимодальный текст сегодня выступает неотъемлемой частью тележурналистских материалов. Широко используется сочетание аудиовизуальных способов донесения информации. Оно имеет ряд преимуществ - комплексное воздействие на целевую аудиторию, более точное донесение информации, возможность доступного представления статистических данных. Однако, стоит учитывать, что мультимодальность имеет также свои недостатки. Так, высокая концентрация различных видов представления информации может стать причиной информационного перегруза, что существенно влияет на качество восприятия новостей целевой аудиторией.

Мультимодальные инструменты являются актуальным ответом на кризис в телеиндустрии. Они способствуют удержанию целевой аудитории и позволяют привлечь новые сегменты. При этом стоит заметить, что преодоление барьера избыточности информации лежит не в отсутствии мультимодальности, а в ее грамотном использовании: лаконичности и точности формулировок.


Список литературы

1. Гаврилова М.В. Изучение визуальной коммуникации как средство повышения медийной грамотности // Материалы V Международной научной конференции «Mediaобразование: медиа как тотальная повседневность», Челябинск, 24-25 ноября 2020 г. Под ред. А.А. Морозовой. Челябинск, 2020. — С. 225-228.
2. Лебедева М.Ю., Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. — №4 (46). — 2020. — С. 74-98.
3. Стрельникова М.А. Национальная специфика коммуникативного поведения российских и американских тележурналистов в процессе интервью // Материалы II Международной научно-практической конференции «Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития», Минск, 01-02 марта 2018 г. — Минск, 2018. — С. 251-256.
4. Пронякина М.В. Гендерный аспект картины мира в тексте журнального интервью // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: лингвистика. — №1. — 2016. — С. 41-48.
5. Бозина Г. В. Транслатологическая специфика газетного интервью // Сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции «Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития», Махачкала, 13 марта 2016 г. — Махачкала, 2016. — С. 57-61.
6. Нешенко А. В. Стратегия самопрезентации в интервью (на материале интервью с Ангелой Меркель) // Когнитивные исследования языка. — № 29. — 2017. — С. 675-680.
7. Киселева Т. А. О феномене адресата в коммуникативной ситуации телевизионного интервью // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». — № 1 (11). — 2009. — С. 101-108.
8. Купина Н. А. Агитационный дискурс: в поисках жанров влияния. Культурно-речевая ситуация в современной России. – Екатеринбург, 2000. — 379 с.
9. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве. — СПб., 2003. — 93 с.
10. Пичугин А. В., Смирнов В.Б. Беседа: разновидность интервью или самостоятельный жанр? // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 4. — 2005. — С. 118-121.
11. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб., 2004. — 271 с.
12. Куницына Н. В. Журналистское расследование как разновидность поликодового текста // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : сборник статей. — 2019. — № 16. — С. 137-149.
13. Куницына Н. В. Факты и мнения в новостном дайджесте. Москва : факультет журналистики МГУ, 2011. — 42 с.
14. Быстрова Т. Ю. Инфографика как визуальный язык XXI века // Материалы международной научно-практической конференции «Культурологические чтения – 2018. Межкультурный плюрализм в поликультурном и полиязычном мире». Екатеринбург, 14-15 марта 2018 г. — Екатеринбург, 2018. — С. 71-76.
15. Broersma M. The Discursive Strategy of a Subversive Genre. The Introduction of the Interview in US and European Journalism. In: Vision in Text and Image. The Cultural Turn in the Study of Arts. M. Kemperink, H. Hoen (Eds). Leuven — Paris — Dudley, MA: Peeters, 2008. — 214 p.

Источник иллюстративного материала:
1. CBS news, 04/11/2020. — [Электронный ресурс] URL: http://www.youtube.com/watch?v=aj7ELbw8FxM (дата обращения: 10/11/2010).

Расскажите о нас своим друзьям: