Русская литература | Филологический аспект №6 (14) Июнь, 2016

Дата публикации 08.06.2016

Д.Л. Быков- феномен современной литературы

Адиятуллина Динара Гумаровна
Московский государственный педагогический университет

Аннотация: В статье определяются основные черты Д.Л. Быкова и его место в литературе как феномена современной русской литературы. Делается вывод и определяется место творчества и выявление главных направлений современной литературной критики в отношении художественно-публицистического творчества Д.Л. Быкова.
Ключевые слова: Эпатаж, экспрессия, медийная персона, орнаментарность изложения, эффект Варгафтика, «бытописатель», «блудословие», «вездесущность», экзистенциальная ситуация, система замещения

D.L. Bykov- phenomenon of contemporary literature

Adiyatullina Dinara Gumarovna
Moscow State Pedagogical University

Abstract: The article identifies the main features of the DL Bykov and his place in literature as a phenomenon of modern Russian literature. The conclusion and determined by the place of creativity and identification of the main trends in modern literary criticism in relation to artistic and journalistic creativity DL Bykov.
Keywords: Shocking, expression, media person, ornamentarnost presentation, the effect Vargaftik, "chronicler", "bludoslovie", "ubiquity", existential situation, the replacement system

Кто же он – Д.Л. Быков? Прозаик, поэт, драматург, публицист, медийная персона, которая  появляется на радио и телевидении, журналист, который умеет интересно построить диалог с людьми, он – знаток современной литературы, любитель оперы и острых ощущений, розыгрышей и литературных мистификаций. Также он учитель литературы в одной из московских школ. Человек, сказавший (о себе): «Всё мне видно, и так мне это обидно, что злые слёзы промыли зренье моё». В наше время, которое, увы, можно назвать эпохой «компромисса с читателем» (зрителем, слушателем и т. д.), он являет собой фигуру, безусловно, неоднозначную и всё-таки стремящуюся избежать этого компромисса. Он предлагает  читателю свой способ отражения жизни, некую игру по своим правилам. Интересно, что в компромиссах с властью он тоже замечен не был (а ведь этого не избежали многие). Вот такой «медийный век, медийные сердца».

Нынешнее время  требуют появления нового типа писателя, не только пишущего, но постоянно являющего себя в качестве медийной же персоны. Для Д.Л. Быкова такие фигуры, как Горький, Пастернак и Окуджавы играли роль «медийных». По этой причине они и оказались ключевыми в его творчестве, помогли ответить всё на тот же проклятый вопрос «что» есть русская интеллигенция и «в чём» смысл её служения. И вообще было ли оно? Ведь не просто с «был ли» начинается книга о Горьком. Возможно, заслуга Д.Л. Быкова как раз и состоит в том, что он показывает нам истинное право писателя быть «медийным»- читай, народным, неравнодушным к происходящему, откликающимся на всё. Одним словом, такой эпатажный и экспрессивный писатель  как Д.Л. Быков заставляет слушать, тем самым он может быть и  вызывает  раздражение, но убеждает нас в том, что ему есть что сказать.

Дмитрий Быков сам по себе человек быстрый, спонтанный. Он всегда быстро говорит, моментально придумывает, быстро пишет не просто статьи, стихи, очерки, но и романы.

Что же удивляет и восхищает в Д.Л. Быкове? Что запоминается в нем?

Широта охвата, свободное владение материалом, способность держать в уме и сводить воедино великую массу разнообразной информации, мыслей, фактов, ссылок, оценок.   Своеобразная плодовитость: тридцать томов прозы – это не просто одна полка в отсеке шкафа, а целое собрание в «Буквоеде». Его отличает поразительная необыкновенная работоспособность: проза, критика, художественная литература, биографическая, стихи…

Но оборотной стороной такого прекрасного таланта  является  поверхностность суждений, мелкотемье и также орнаментарность изложения. Это можно назвать еще эффектом Варгафтика. Этот эффект заключается в том, что речь или текст воспринимается слушателем либо читателем как бесконечный орнамент, у которого сложные витиеватые  рисунки, с полными аллюзиями и отсылками к  истории и жизни. Рассматривая ленту данного орнамента, неумышленно восхищаешься подбором рисунков, фигур, линий, также неожиданными ракурсами знакомых вещей. Но самое интересное, что остановиться можно в любом месте, и с любого места начать. К примеру, такой орнамент можно сопоставить с «лентой друзей» в ЖЖ или с телевизионным сериалом или даже с системой пищеварения. Производится такой продукт для немедленного потребления и утилизации. Он никак не предназначен для накопления в организме, то есть его необходимо  производить и потреблять непрерывно. Получается некая форма двустороннего рабства, которая проявляется в следующем:  «раб» Быков не дает нам – «рабам» расслабиться, выпуская одну публикацию за другой. Его  критические продукции в массе своей высокого качества.

Дмитрий Быков – беллетрист, созерцатель и одновременно «бытописатель» с записанной книжкой, для него жизнь – это бесконечная творческая экспедиция. Он в первую очередь стремится к объективности, рассудительному толкованию, и после уже не может удержаться, все время пишет и вставляет слово в каждый разговор, так как для него важно, чтобы его слово было первым и последнем одновременно. Д.Л. Быков неравнодушен к происходящему вокруг, он даже пристрастен к пониманию глубинных движений и скрытых пружин событий, поступков. Автор понимает все: взаимоотношения Ленина с Горьким, отношения Пастернака с властью и власти с ним, Владимира Путина с приближенными и с охлосом,  Захара Прилепила с призраком Иосифа Сталина, Ксении Собчак с непримиримой оппозицией, всех со всеми.

Д.Л. Быкова тревожит в большой мере действительность, она не дает ему спокойно спать, царапает, заставляет смеяться или  злиться, бывает, что и  плакать. Но это не ранит его. Автор всегда в своем окопе, поэтому он не падает оземь и не кричит «сестра-сестра», он – сильная личность, который не скрежещет зубами и не рвет чеку последней гранаты. В этом и заключается некая особенность и  разница между ним и его любимыми героями. Такие гении и его любимые талантливые писатели, как Корней Чуковский, Максим Горький, Борис Пастернак, Булат Окуджава – все они – раненые люди, кровью пишут произведения. Только чем они ранены – любовью или  врагом на поле боя, истеблишментом или трамвайным быдлом…Раненый, а не оцарапанный. В этом разница самого Д.Л. Быкова как эпатажного писателя.

Д.Л. Быков первостепенно – журналист, и только потом литератор.  Ядром его творчества является – журналистика: «Журналист, в силу его специфики, в силу его работы в основном выполняет задание. Он зависит от газетного начальства, он может написать только то, что влезает в формат его газеты или в формат его статьи… В журналистской статье я не могу написать, что все катится в бездну, потому что у меня спросят: «А где факты?» А на факты, как известно, всегда можно найти двадцать контрфактов и доказать, что все, наоборот, безумно укрепляется и растет. А в прозе, и тем более в стихах, можешь выразить каким-то образом то, что носится в воздухе… Потому что журналистика со своим буквализмом на каждом шагу врет, а проза со своими фантазиями на каждом шагу попадает в точку. Так было всегда в русской литературе». Противоположная сторона русской литературы заключается как раз в не принятии правду факта.

Д.Л. Быков – журналист в критике, обладающей сверхсозидательной динамичной энергией и характеризующийся следующими словами: «блудословие», «вездесущность». Он в своих критических работах использует   интерпретационную стратегию, в которой есть система замещений, неких   «уходов» от литературного явления. Он направляет свои усилия описательных приемов на создание образа в тексте.

Большинство его критические тексты опубликованы в журналах в рубрики «Рецензии. Обзоры». Жанр рецензии выбран им не просто. Это характеризует его самоидентичность как критика, который не претендует на обширную аналитику материалов, тем, обобщений.

Быков-критик, рецензент, который ориентирован на «быстрое реагирование». Для него важно заинтересовать читателя в первую очередь методом «самоузнавания». Все тексты критика – это описание впечатления, которое возникло после прочтения произведения. Также присутствует эмоциональный резонанс, он выявляется автором как апробация актуальности рецензируемого явления, предмета. На творчество Д.Л. Быкова как рецензента, так и как публициста влияет публицистический дискурс.

Интерес Быкова заключается в его экзистенциальной ситуации, поиска уникальности, типичности или идентичности в сопоставлении с «моим» или с читательским опытом. Выбор Д.Л. Быкова в написании произведений, – это автобиографическое начало. Он сам заявляет о своих предпочтениях: «Мне и большинству моих друзей сегодня интереснее всего автобиографии, дневники, частная переписка, сплетни».

Для журналиста-критика важны такие жанры, которые привлекают своей возможностью «открыть» автора, при этом, не преодолевая художественной условности.

Основным материалом для работ Быкова являются  тексты с социальной экзистенциальной проблематикой. В них обязательно встречаются такие темы: преодоления духовных моральных кризисов и опыт выживания.

Одним из быковских «уходов»: сосредоточение внимания на читателе, на его потребностях.  Другие формы «уходов», – это обращение к личности автора, его метафоризация, мировоззрения и преодоление границы художественного текста, в частности, реальности, к определенным выходам к металитературным  осмыслениям, размышлениям, ментальных  социальных обстоятельств, которые породили литературное явление.

Основным материалом для работ Быкова являются  тексты с социальной экзистенциальной проблематикой. В них обязательно встречаются такие темы: преодоления духовных моральных кризисов и опыт выживания.

Кроме текстов, автор также использует  затексты, которые связаны с авторским быковским восприятием действительности и сопереживанием героям, с личностью самого автора, его спецификой мировосприятия, реальностью, обстоятельствами творческого процесса.  Художественный текст в быковских критических опытах являются формальным центром. В его рецензиях присутствует подмена заявленного в названии объекта интерпретации автором-художником и ситуацией его творчества.  Они  уникальны тем, что в них имеется кроме ее устойчивой структуры , еще и децентрированный вариант, а объектом интерпретации является подменный, а понимание всего текста – это уход от него, вместо присутствия последнего – отсутствие. В его текстах читателю передается не только знание, а целый образ, комплекс ассоциативны, эмоциональных  составляющих, опосредованных характеристик.

Следующий прием быковской стратегии создается, благодаря системы замещения. К примеру, это представление личных ощущений , эмоций от прочтения текста. Данное замещение отличается своей информативностью, потому что чужая эмоциональная реакция, которая вызвана  художественным текстом может быть осознана в обратном направлении: от эмоции к тексту, которые порождают ее.

Таким образом, можно утверждать, что все же Д.Л. Быков в современной литературной критике занимает неустойчивое неуязвимое положение. Он может не великий поэт, но как персонаж и великий критик мастер быстрослова однозначно. Д.Л. Быков- писатель современности, у которого основной целью является,- устоять на ногах несмотря ни на что, идти вперед, ведь любая остановка означает падение.


Список литературы

1. Балакин А. Дмитрий Быков. Блуд труда., - СПб.; М.: Лимбус Пресс, 2002. 409 с. (Серия «Инстанция вкуса»)
2. Говорухина Ю.А. Литературно-критическая стратегия Д. Быкова: от текста к образу текста», [Электронный ресурс] Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2003/10/mark.html, (дата обращения: 28.02.16 г.
3. Интервью с Д.Л. Быковым «Я всегда нахожусь в черных списках. И этому я очень рад»// [Электронный
ресурс]. -Режим доступа: http://glavcom.ua/publications/130943-dmitrij-bykov-ja-vsegda-nahozhus-v-chernyh-spiskah.-i-ochen-etomu-rad.html (дата обращения: 18.02.2016 г.)
4. Маркова Д. Интервью с Д. Быковым //«Книжная витрина», № 14 (59), 24 -30.04. 2003г.
5. Маленькое слово о Д.Л. Быкове [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.folomade.ru/page-melenkoe-slovo-o-dmitrii-bykove, (дата обращения: 14.05.16)

Расскажите о нас своим друзьям: