Теория языка | Филологический аспект №9 (41) Сентябрь, 2018

УДК 81’42

Дата публикации 21.09.2018

Ассоциативное поле слова «школа» в языковой картине мира школьника

Сальникова Вера Владимировна
д-р филол. наук, профессор кафедры филологии, Бирский филиал Башкирского государственного университета, РФ, Башкортостан, г. Бирск, salnikova.v.v@gmail.com
Ахматьянова Земфира Саитовна
канд. филол. наук, доцент кафедры филологии, Бирский филиал, Башкирского государственного университета, РФ, Башкортостан, г. Бирск, zim_ahmat@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается ассоциативное поле слова «школа» в языковой картине мира учащихся начальных и старших классов в сопоставительном аспекте, поскольку именно в детстве и отрочестве закладывается фундамент мировоззренческих взглядов на окружающую действительность. Цель – рассмотреть ассоциативное поле слова «школа» в картине мира детей, живущих в начале XXI века, в лингвокогнитивном аспекте. Предлагаются вниманию интерпретация термина «языковая картина мира», анализ материала по результатам свободных ассоциативных экспериментов посредством сопоставительного анализа, статистической обработки данных, наблюдения и описания. Отмечено, что языковая картина мира ребёнка (подростка) отражает при помощи единиц языка определенный способ восприятия, постижения, осмысления им окружающего мира в соответствии с его возрастом и опытом. Экспериментальное изучение языковой картины мира позволяет лучше понять изменения в представлениях школьников об окружающем мире, мотивирующие их поведение.
Ключевые слова: ассоциативное поле слова «школа», младший школьник, учащиеся старших классов, свободный ассоциативный эксперимент, языковая картина мира

The associative field of the word "school" in the student'slanguage picture of the world

Salnikova Vera Vladimirovna
Doctor of Philology, Professor ofthe Department of Philology, Birsk branchof the Bashkir State University, Russia, Bashkortostan, Birsk
Akhmatyanova Zemfira Saitovna
Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Philology, Birsk branchof the Bashkir State University, Russia, Bashkortostan, Birsk

Abstract: The article deals with the associative field of the word "school" in the language picture of the world of primary and high school students in a comparative aspect, since it is in childhood and adolescence that the foundation of the worldviews on the surrounding reality is laid. The aim is to consider the associative field of the word "school" in the picture of the world of thechildren living in the early XXI century, in the linguocognitive aspect. The interpretation of the term "language picture of the world", the analysis of the material on the results of free associative experiments by means of comparative analysis, statistical data processing, observation and description are offered. It is noted that the language picture of the world of the child (teenager) reflects with the help of language units a certain way of perception, comprehension, understanding of the world around him/her in accordance with his/her age and experience. Experimental study of the language picture of the world leads us to better understanding of the changes in students ' ideas about the world, motivating their behaviour.
Keywords: associative field of the word "school", junior schoolboy, high school students, free associative experiment, language picture of the world

Исследование языковой картины мира ребенка (далее – ЯКМ) является актуальным не только для онтолингвистики, но и для когнитивной лингвистики, поскольку анализ специфики формирования детской картины мира позволяет проследить направление развития его языка и мировидения. Вопросам изучения ЯКМ ребёнка, подростка посвящены  труды  В.В. Абраменковой, М.Я. Добря, М.Л. Кусовой, Е. Ю. Никитиной, Э.А. Салиховой, В.В. Сальниковой, Е.В. Тарасенко и др., однако данный феномен на сегодняшний день остается малоизученным. Отметим, что для его обозначения лингвисты используют различные термины: «детская языковая картина мира», «детское мировосприятие», «детское мировидение» и другие. Для нас же наиболее приемлемым является термин «языковая картина мира ребёнка», при этом мы понимаем слово ребёнок в обобщенном смысле и употребляем его как синоним слова дети. На наш взгляд, ЯКМ ребёнка «отражает при помощи единиц языка определенный способ восприятия, постижения, осмысления им реалий окружающего мира, в соответствии с его возрастом и опытом» [8, с. 24].

В настоящей статье мы обращаемся к изучению ЯКМ младшего школьника и обучающихся старших классов посредством анализа результатов свободного ассоциативного эксперимента (далее – САЭ) в сопоставительном аспекте, что и определяет новизну  исследования.  Этот метод получил широкое применение в психолингвистике, когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, социолингвистике, о чем свидетельствует появление большого количества работ, посвящённых, например, составлению ассоциативных словарей [3], описанию специфики использования метода САЭ в различных областях лингвистики [4; 6], изучению образа матери в ЯКМ ребёнка [7], исследованию концепта «лицей» к картине мира младших школьников [8] и др.  На наш взгляд, ассоциативный эксперимент, в котором принимает участие большое количество информантов, помогает выявить типичные для определенной группы людей ассоциации. Данный метод является одним из способов определения ассоциативных полей образов, репрезентированных в ЯКМ школьников [8].

Цель – рассмотреть ассоциативное поле слова «школа» в картине мира детей, живущих в начале XXI века, в лингвокогнитивном аспекте. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть значение этого слова в аспекте различных гуманитарных наук. Так, в педагогике под школой понимают «социальный институт, общественно-государственную сис­тему, призванную удовлетворять образовательные запросы обще­ства, личности и государства» [5, с. 131]. В психологии данный термин трактуется следующим образом: «школа – 1. Выучка, опыт, достигнутый в чем-либо, а также то, что эту выучку и этот опыт обеспечивает. 2. Направление в области науки, искусства и пр.» [2, с. 842]. В рамках социологической науки школа рассматривается как «1. Учебно-воспитательное заведение для обучения, образования и воспитания детей, молодежи и взрослых. 2. Система просвещения, совокупность заведений для обучения, существующих в данном обществе. 3. Направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и т. п.» [9, с. 567]. В  лингвистической науке данная лексема интерпретируется так:  «школа (от греч. schole') – 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения; здание, в котором помещается это заведение. 2. Система общего образования, совокупность соответствующих учреждений и учебных заведений. 3. Учебное заведение, училище, курсы и т.п., где даются специальные знания, профессиональные навыки. 4. Система приёмов, обязательных упражнений, видов работ при изучении чего-л., при овладении каким-л. мастерством, искусством» [1, с. 1500].

Таким образом, слово «школа» является многозначным, однако в настоящей статье мы понимаем под школой – учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения; здание, в котором помещается это заведение.

Организация и проведение эксперимента. Нам было важно проследить за тем, как относится современный ребенок к школе при первом знакомстве с ней (в начальной школе) и в конце обучения (в выпускных классах); при этом интересно выяснить то, какое место занимает школа в жизни школьника, в его картине мира. Для объективности и достоверности результатов  эксперимента нами было задействовано 3 школы города Бирска и Бирского района Республики Башкортостан. Участниками эксперимента стали 200 информантов: 100 школьников – обучающиеся 3, 4 классов и 100  школьников – обучающиеся 9, 10, 11 классов. Таким образом, в эксперименте приняли  участие две  разновозрастные группы детей, являющиеся носителями русского языка.

Процедура эксперимента.  В ходе САЭ каждому респонденту предлагался чистый лист бумаги, на котором было записано  слово-стимул (далее – S) «школа». Этот метод исследования предполагает ответ-реакцию (далее – R) на заданное слово- S любым словом, которое пришло в голову информанту, при этом ничем не ограничиваются ни формальные, ни семантические особенности слов- R. Инструкция к заполнению давалась устно: «Перед вами лист бумаги, Вам необходимо написать как можно больше слов, связанных со словом школа». Время эксперимента ограничено – 5 минут.

Результаты эксперимента. После проведения САЭ была осуществлена количественная и качественная обработка данных: на слово-S  школа получено от информантов, обучающихся начальных классов 290 R, а от обучающихся старших классов – 379 R, что составило 11 тематических групп (далее – ТГ) (табл.1).

Таблица 1. Ассоциативное поле слова «школа» в ЯКМ  младших школьников и обучающихся старших классов

Тематические группы

Частота встречаемости R (%)

3-4 кл.

9-11 кл.

1

Учебный процесс, дисциплины

96

                                  98

2

Помещение, предметы интерьера

74

                                 57

3

Сотрудники и учащиеся учебного учреждения

72

                                 86

4

Школьные принадлежности

68

                                 45

5

Школьная одежда 

28

                                 22

6

Досуг, спорт, отдых 

23

                                 43

7

Абстрактные понятия

21

                                 60

8

Положительная оценка школы

11

                                 7

9

Информационная среда

9

                                 18

10

Бытовые предметы

9

                                 2

11

Негативная оценка школы

5

                                 21

Итак, рассмотрим содержание некоторых ТГ более подробно.

Самой частотной по количеству R в обеих возрастных группах стала ТГ «Учебный процесс, дисциплины» (96 % / 98 %)[1]. Она включает следующие слова и словосочетания: диктант (78), учебник (70), доска (58), предметы (54), уроки (44), русский язык (42), математике (40), задания (40), физкультура (29), мел (28), перемена (26), английский язык (24), домашняя работа (22), контрольная работа (20), литературное чтение (21), книга (16), звонок (15), башкирский язык (15), оценки (15), ГДЗ (готовое домашнее задание) (14), знание (14), учеба (14), учиться (12), ИЗО (изобразительное искусство) (12), окружающий мир (10), указка (9), читать (8), музыка (7), писать (7), двойки (6), буквы (6), информатика (5), бегать (5), родной язык (5), учение (5), самостоятельная работа (5), цифры (4), технология (4), словарь (4), примеры (4), диагностика (4), букварь (4), журнал (4), пятерки (4), четверки (4), дежурство (4), алфавит (4), тройки (3), собрание (3), поделки (3), считать  (3), учить (3), рисовать (3), черновик (3), 1 сентября (3), сообщение (3), правила (3), физика (3), умножение (2), рисование (2), принтер (2), сочинение  (2), образование (2), слушаться (2), ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) (2), изучение (2), числа (2), химия (1), выпуск (1), деление (1), счет (1), орфограмма (1), морфологический разбор (1), вычитание (1), прыгать (1), познание (1), отвечать (1), разминка (1), ЕГЭ (единый государственный экзамен) (1), Кубок Гагарина (1), тесты (1), грамотность (1), инструктаж (1), объяснение (1), узнавать (1), сложение (1), лекция (1), поведение (1), тема (1),  биология (1), таблица (1), подсказка (1), экзамен (1), информация (1), обсуждение (1), чистописание (1), проверка (1),  решать (1), геометрия (1), списывание (1), изложение (1), французский (1), расписание (1), немецкий (1), диплом (1), доклад (1), подготовка (1), ошибки (1), письмо (1), география (1) // уроки (54), оценка (41), домашняя работа (37), учеба (37), перемена (32), книги (31), доска (30), ГИА (ОГЭ) (Государственная итоговая аттестация, Основной государственный экзамен) (30), экзамен (28), контрольная работа (25), учебник (24), химия (22), выпускной (22), звонок (19), мел (17), ЕГЭ (Единый государственный экзамен) (16), физкультура (15), диктант (15), образование (13), русский язык (13), математика (12), задания (12),собрание (11), двойки (11), 1 сентября (9), пятерки (9), физика (9), Последний звонок (8), биология (8), предмет (8), сочинение (8), тесты (8), прогул (8), литература (7), консультация (6),труд (6), общение (6), обучение (6), дежурство (5), олимпиада (5), география (5), история (5), занятие (5), алгебра (5), музыка (5), упражнение (5), аттестат (5), тройки (4), Первый звонок (4), дисциплина (4), журнал (4), самостоятельная работа (4), четверть (4), геометрия (4), изложение (4), указка (4), рисование (4), теорема (4), объяснительная (3), четверки (3), списывание (3), учебный год (3),проверочная работа (3), классный час (3), учить (3), новости (3), писать (3),работа (3), бегать (3), родной язык (3),общество (3), опыты (3),географическая карта (3), глобус (3), ИЗО (изобразительное искусство) (2), синус (2), косинус (2), ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) (2), факультатив (2), учиться (2), башкирский язык (2), правила (2), стихи (2), уравнение (2),  пробирки (2), трудовая практика (2), учение (2), золотая медаль (2), проверка (2), расписание (2), тема (2), шпаргалка (2), пересдача (1), Ломоносов (1), лабораторная работа (1), грамоты (1), тангенс (1), котангенс (1), тригонометрия (1), полугодие (1), практическая работа (1), экология (1), параграф (1), решебник (1), диспансеризация (1), ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) (1), колонна на физкультуре (1), отличник (1), гуманитарий (1), педсовет (1), совещание (1), рабочие программы (1), дидактические пособия (1), продленка (1), уборка (1), опоздание (1), аппликация (1), диплом (1), ошибки (1), выбор (1), доклад (1), выступление (1), поведение (1), наука (1), произведение (1), английский язык (1), астрономия (1), мыслительная деятельность, устав (1), природоведение (1).

В ТГ «Школьные принадлежности» (68 % / 45 %)  вошли такие слова- R, как тетрадь (64), ручка (64), портфель (62), пенал (57), карандаш (54), линейка (40), ластик (37), дневник (20), альбом (16), циркуль (15), краски (13), точилка (12), фломастеры (11), папка (10), ножницы (10), бумага (10), клей (6), кисточки (6), учебные принадлежности (5), картон (4), штрих (3), транспортир (2), треугольник (2), непроливайка (2), блокнот (1), палитра (1), пастель (1), значки (1),  магнит (2) // тетрадь (37), ручка (24), линейка (23), дневник (21), портфель (19), пенал (14), карандаш (13), штрих (12), ластик (9), канцелярия (5), циркуль (4),  школьные принадлежности (3), транспортир (1), фломастеры (1), клей (1).

ТГ  «Досуг, спорт, отдых»  (23 %/ 43 %)  включает следующие R: игровая комната (6), каникулы (3), играть (3), елка (3), праздники (2), музей (2), стадион (2), игра (2), Новый год (1), песни (1), мероприятия (1),экскурсии (1), соревнования (1), конкурсы (1) // каникулы (25), праздники (9), волейбол (6), мероприятие (5), соревнование (4), Новый год (4), Осенний бал (3), тренировка (3), спорт (3), КВН (клуб веселых и находчивых) (2), товарищеские матчи (2), баскетбол (2), футбол (2), 23 февраля (1), 8 марта (1), качалка (1), секция (1), репетиция (1).

ТГ «Информационная среда» (9 %/18%) представлена такими словами и словосочетаниями, как электронный дневник (5),  компьютер (6), ноутбук (3), колонки (1), презентация (1) // VK (5), Wi-fi (4), презентация (3), ноутбук (3), телефон (3), айфон (2), компьютер (2), проектор (1), экран (1), мышка (1), клавиатура (1), интернет (1), флэшка (1).

ТГ «Негативная оценка учебного учреждения» (5 %/ 21 %) включает следующие R: рано вставать (4), драка (2), крик учителя (1), злой учитель (1), вызов к директору (1), разочарование (1), недосып (1), длинные уроки (1) // боль (8), страх (7), скука (6), ад (6), слёзы (5), недосып (5),  тюрьма (4), проблемы (4), стресс (4), нервы (3), скандалы (3), споры (3), крик учителя (3), страдание (3), интриги (3), грусть (3), отчаяние (2), вызов родителей (2), каторга (2), очень не вкусная еда (2), зло (2), печаль (2), волнение (1), беспокойство (1), уныние (1), беспредел (1), обида (1), депрессия (1), ссора (1), провал (1), неудача (1), злой директор (1), сбитый режим (1), тихий ужас (1), драка (1), смерть (1), клетка (1), зоопарк (1), голод (1), давление (1), поздно ложиться (1), выживание (1), запара (1), надоело (1), некомфортно  (1), холод (1), беспредел (1), психушка (1), сонливость (1).

Итак, в результате анализа ассоциативного поля слова «школа» мы пришли к следующим выводам:

1. Ассоциативное поле, составленное на основе R респондентов младшего школьного возраста,  представлено так: ядерной и предсказуемой R является диктант  (78); ближнюю  периферию составляют слова-R учебник (70), учитель (65), ручка (64), тетрадь (64), портфель (62), парта (60),  дальняя периферия включает слова-R уроки, русский язык, столовая, линейка, задания; крайнюю периферию образуют  различные  ассоциации,  встретившиеся от 1 до 3 раз  – это орфограмма, воспитание, учительская, историк и др. Однако  ассоциативное  поле  у учащихся старших классов представлено несколько иначе: ядерной R является учитель (66); ближнюю  периферию составляют R уроки (52), друзья (52), оценки (41); дальняя периферия представлена  словами  учеба, столовая, ГИА, книги, перемена, домашняя работа, доска; крайнюю периферию образуют  единичные  ассоциации – аккуратность, отличник, огнетушитель, качалка и т. д. Как мы видим, самой частотной R среди информантов младшего школьного возраста является диктант. Возможно, это обусловлено тем, что ученики  систематически пишут диктанты, так как они изучают много языковых предметов (русский язык, башкирский язык, английский язык и дополнительный иностранный язык – французский или немецкий) и им необходимо заучивать новые слова. Однако в R респондентов старших классах самой частотной стала лексема учитель. На наш взгляд,  это говорит о том, что учитель является ключевой, значимой фигурой в жизни обучающихся, он  – пример для подражания, наставник.

2. ТГ «Школьные принадлежности» в ЯКМ младших школьников представлена более объемно, широко. Обилие различных канцелярских принадлежностей говорит о большом интересе детей к учебному процессу, о заинтересованности в учебной деятельности. Можно предположить, что учащиеся в этом возрасте более ответственные, прилежные, аккуратные, их портфель полон всеми атрибутами учебного процесса. Но в R респондентов  старших классов данная группа гораздо беднее, что, по-нашему мнению,  закономерно: многие ученики  «избавляются» от лишнего груза, а вместо портфелей носят сумки, пакеты; пенал они заменяют карандашом и ручкой, у старшеклассников наблюдается упрощенное отношение к содержанию своего «портфеля».

3. ТГ «Досуг, спорт, отдых» представлена гораздо разнообразнее в ЯКМ учащихся старших классов, это говорит об их  умении распределять время, о приоритетах, о желании заниматься своим здоровьем.

4. ТГ «Информационная среда» занимает важное место в ЯКМ обучающихся старших классов, что также закономерно, поскольку обучающиеся являются активными пользователями социальных сетей, интерактивных технологий; это так называемое «интерактивное поколение современных детей».

5. ТГ «Негативная оценка учебного учреждения» в R информантов младшего школьного возраста представлена очень слабо, в то время как в ЯКМ старшеклассников она занимает достаточно большое место, что очень настораживает. Возможно, этому способствуют конфликты с учителями и одноклассниками: подавленное состояние, стресс, беспокойство может быть связано с предстоящими экзаменами. Мы считаем, что социальным педагогам, психологам, учителям-предметникам, родителям необходимо обратить внимание на эмоциональное, психическое состояние детей, на те проблемы, вопросы, которые их беспокоят, чтобы избежать нежелательных последствий.

6. В ЯКМ учащихся начальных и старших классов преобладает нейтральная (межстилевая) и разговорная лексики (тетрадка, качалка и др.), имеют место аббревиатуры (ОВЗ, ЕГЭ и др.). Между языковыми единицами в составе ТГ наблюдаются деривационные (например, школа – школьник, учитель – учеба – учение и др.), синонимические (радость, веселье и др.), антонимические отношения (успех – провал и др.). В большей степени среди R представлены субстантивные и глагольные наименования, адъективная лексика встречается редко.

Таким образом, результаты САЭ показали, что школа занимает важное место в ЯКМ школьников, однако ассоциативное поле слова школа имеет в ЯКМ учащихся 3-4 классов и учащихся 9-11 классов разные доминанты, что находит отражение в соответствующих ТГ. Результаты проведённого САЭ и выводы, сформулированные на их основе, так или иначе, отражают изменения в современном обществе и могут быть использованы в лингводидактике, психолингвистике, социолингвистике.

 

[1]Сначала указывается число реакций, полученных от респондентов младшего школьного возраста, а затем  − от респондентов старших классов (//).


Список литературы

1.Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: Норинт, 1998. – 1536 с.
2.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. − Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
3.Гольдин В.Е., Сдобнова А.П. Русская ассоциативная лексикография: учеб. пособие для студентов вузов. – Саратов: Научная книга, 2008. – 77 с.
4.Горошко Е.И. Проблема проведения свободного ассоциативного эксперимента // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2005. – № 3. – С. 53– 60.
5.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − 176 с.
6.Мягкова Е.Ю. «Русский ассоциативный словарь» и проблемы исследования эмоциональной лексики // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сб. статей. – М.: РАН Ин-т языкознания, 1996. – С. 176 – 180.
7. Сальникова В.В. Репрезентация ассоциативного поля лексемы «мать» в языковой картине мира ребёнка: динамический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. – 2016. – № 7(61). Ч.1. – С.130-133.
8.Сальникова В.В., Асанбаева С.А. Языковая картина мира ребёнка: экспериментальное исследование // Filologicke vedomosti. – 2017. – № 3. – С. 23–27.
9.Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; уч. секр. О.Е. Чернощек.− М.: Норма, 2008. − 608 с.

Расскажите о нас своим друзьям: