Теория языка | Филологический аспект №6 (26) Июнь, 2017

УДК 81.42

Дата публикации 15.06.2017

Архитектоника художественного дуального концепта (на материале романа Ф. С. Фитцджеральда «The Great Gatsby”)

Даниленко Илья Александрович
Аспирант, ассистент кафедры иностранных языков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет РФ, г. Белгород
Даниленко Анжела Павловна
К.п.н, доц. Белгородский государственный национальный исследовательский университет РФ, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматривается концептосфера романа Ф. С. Фитцджеральда «The Great Gatsby”. Выявляется специфика архитектоники дуального художественного концепта, а именно дуального концепта «любовь и одиночество»: обязательное наличие двух ядeр и «общих» лексических единиц.
Ключевые слова: концептосфера текста, архитектоника, художественный концепт, дуальный концепт

Literal dual concept architectonics based on the novel by F. S. Fitszgerald “The Great Gatsby”

Danilenko Ilia Alexandrovich
Postgraduate, assistant lecturer, Belgorod State National Research University RF, Belgorod
Danilenko Angela Pavlovna
PhD in Pedagogic, Assistant professor, Belgorod State National Research University RF, Belgorod

Abstract: The article deals with the literal dual concept architectonics based on the dual concept “love and loneliness” in F. S. Fitzgerald’s “The Great Gatsby”. Its architectonics is revealed: the presence of two cores and of “common” lexical units.
Keywords: literary concept sphere, architectonics, dual concept, literal concept

В настоящее время понятие концепта является одним из центральных понятий в сфере гуманитарных наук. Оно фигурирует в философии, логике, психологии, лингвистике и культурологии. Интересным является тот факт, что сам «концепт» явление не физического мира, а некая абстрактная мыслительная категория, что и ведёт за собой огромное количество взглядов и подходов к его изучению. Поскольку наша статья носит лингвистическую направленность, то мы будем рассматривать понятие концепта с точки зрения лингвистики.

Впервые в отечественной науке понятие концепта было дано С. А. Аскольдовым-Алексеевым. Он определял концепт как «мыслительное образование, замещающее в процессе мысли неопределённое множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода». [Попова 2007: 30].

Если лингвокультурные концепты в современной лингвистике разработаны достаточно широко и имеют сложившуюся методологию исследования, то вопрос о художественном концепте на данном этапе, остаётся дискуссионным. Впервые понятия лингвокультурного и художественного концептов разграничил С. А. Аскольдов. В различных источниках можно встретить и  другие варианты терминологии: наряду с лингвокультурными, те же самые концепты называют познавательными или первичными, а художественные – индивидуальными. Мы будем придерживаться терминов лингвокультрный и художественный концепт.

Вопрос о взаимоотношения двух видов концептов, до конца не решён, однако  учёные сходятся на том, что художественный концепт это некое ментальное образование самого автора художественного текста. Это переосмысления автором лингвокультурных концептов и придание им дополнительных значений. «В отличие от обобщенных познавательных концептов художественные концепты индивидуальны, личностны, размыты и психологически более сложны; это комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений, возникающий на основе художественной ассоциативности. Чем богаче культурный и эмоцио­нальный опыт поэта, тем глубже и обширнее его концепты» [1, с. 34–35]. Далее в своей работе мы будем вести речь именно о художественных концептах.

Писатель, работая над художественным произведением, воспользовавшись своими знаниями о реальном мире, перерабатывает концепты в своём сознании, придавая им новые лёгкие оттенки значений, которые в свою очередь под влиянием контекста слились в дуальный концепт. Этот процесс создания образов в литературе сравним с творческим процессом работы художника. Являясь субъектом объективной действительности, художник воспринимает все окружающие его объекты ровно так же, как и все окружающие: так же видит форму, цвет и объём. Однако в работах различных художников одни и те же объекты, виденные всеми много раз, предстают по-разному. Говоря языком искусства, художник подвергает объекты стилизации или упрощению. В зависимости от преследуемой цели художник применяет различные приёмы стилизации и её степень, но при этом сам предмет не теряет связи со своим реальным прототипом. То же происходит и с концептами: писатель, создавая образы, виденные им в реальном мире, воспользуется лингвокультурными концептами, придав им дополнительные значения. Именно поэтому художественные концепты так же называют индивидуально-авторскими.

Среди всего многообразия художественных концептов, рассматриваемых различными учёными, к настоящему моменту выделилась группа художественных концептов с двумя ядрами или двухъядерные конструкты, среди которых находятся и дуальные концепты.

В данной статье мы рассмотрим именно дуальный тип концептов и их архитектонику. Определение дуального концепта, данное Е. А. Огневой, наиболее точно коррелирует с нашим исследованием: дуальный концепт – это «концепт, архитектоника которого представляет собой смысловую тематическую диаду, составные части которой актуальны, дополняя друг друга, и только в диаде формируют целостный концептуальный контекстуальный образ, тогда как, не будучи объединены контекстом, они входят в состав отдельных номинативных полей двух различных концептов» [2, 103]. Его мы и будем придерживаться. В виду того, что два «обычных концепта могут объединяться в один дуальный лишь в контексте, то мы определим для себя произведение Ф. С. Фитцджеральда “The Great Gatsby” как фактический материал, на безе которого мы и будем проводить исследование.

Для рассмотрения возьмём два художественных концепта: «любовь» и «одиночество». Они не являются ни синонимичными, ни антонимичными и находятся в нейтральных отношениях  друг к другу. Их выбор не случаен, а обусловлен содержанием самого романа, в котором они, подчиняясь контексту, сливаются в один дуальный концепт: человек, зачастую, может быть влюблен и одинок одновременно. Такие оппозиционные состояния могут использоваться автором в корреляции, постоянно оказывая на героя воздействие с двух различных полюсов, для более глубокого раскрытия характера.

Как было сказано выше, два независимых художественных концепта «сливаются» в один дуальный. Исходя из предлагаемой З. Д. Поповой и И. А. Стерниным полевой модели концепта [4], где его структура получает описание в виде ядра и периферии, представим структуру  дуального концепта как двухъядерную. Будучи составленным из двух полноценных дуальный концепт лишь привносит новое не только в семантику, но и в структуру самого концепта.

Таким образом, в архитектонике дуального концепта центральное место занимают два ядра, разделяющие все лексические единицы концепта на два сегмента: сегмент «любовь» и сегмент «одиночество».

Как и любой художественный концепт дуальный так же имеет в своей архитектонике периферию, но она так же подвергается значительным изменениям в отличие от просто художественного концепта. По аналогии с ядрами, периферийные языковые единицы в дуальном концепте тоже так же разделены на два сегмента: одни относятся к одному из ядер, другие – к другому, при этом два поля обязательно пересекаются между собой, что, собственно, и обуславливает контекстуальное объединение двух концептов.

“He left, feeling that if he had searched harder, he might have found her – that he was leaving her behind.” [6].  – Он уезжал, чувствуя, что если бы он поискал получше, то нашёл бы её, чувствуя, что оставлял её. (Здесь и далее перевод автора Д.И.) Номинант «leaving» – проксема, относящаяся к сегменту дуального концепта репрезентирующего одиночество.

“On the last afternoon before he went abroad, he sat with Daisy in his arms for a long, silent time” [6].  – В последний день перед его отъездом за границу, Дейзи долго сидела в его объятьях, долго и в тишине. Номинант «he sat with Daisy inhis arms» репрезентирует кинемно-такемное единство, где «he sat» – кинема, а «with Daisy in his arms» – такема. Выявлена пролонгированная хронема «for a longsilent time». И кинемно-такемное единство и хронема относятся к сегменту дуального концепта, репрезентирующего любовь. Вне контекста, конечно,  эти номинанты, вряд ли бы вошли в номинативные поля вышеозначенного концепта, но в рамках контекста, концепты приобретают дополнительные оттенки, как мы указывали выше, и в номинативные поля входят дополнительные единицы не характерные для них вне контекста.

Приведём пример номинанта, входящего сразу в оба сегмента дуального концепта.

“If it wasn’t for the mist we could see your home across the bay,” said Gatsby. “You always have a green light that burns all night at the end of your dock.” [6].  – «Если бы не туман, то мы могли бы видеть твой дом на другой стороне пролива» –  сказал Гэтсби – «У тебя всегда горит зелёный фонарь на причале» – двухъядерный сенсемно-проксемный номинант, выражающий одновременно и любовь и одиночество в обоих ядрах. Сенсемное ядро: «we could see your home», проксемное ядро: «across the bay». Грусть и одиночество главного героя обусловлены именно его чувством любви, следовательно оба компонента мы обнаружим и в номинативном поле сегмента «любовь и в номинативном поле сегмента «одиночество».

Художественные время и пространство — важнейшие характеристики для художественного образа, организующие композицию художественного произведения и обеспечивающие его восприятие как целостной и художественной действительности [5]. Такая сложная структура как дуальный концепт, объединяющая в себе сразу два художественных концепта, так же не может существовать изолированно от времени и пространства. Поэтому, на наш взгляд, в структуру дуального концепта, с большой долей вероятности должны входить и лексические единицы описывающие время – хронемы.

Насколько близко или далеко находятся ядра дуального концепта или, иными словами, сколько лексических единиц являются общими (находятся на пересечении периферий) зависит от конкретно рассматриваемого контекста, однако, мы можем выделить основные положения касательно архитектоники дуального концепта. Художественный дуальный концепт имеет следующие отличительные черты в структуре:

  1. Обязательно наличие двух ядер
  2. Обязательно наличие общих, для двух ядер, лексических единиц.

Список литературы

1. Маслова В. А. Поэт и культура: Концептосфера Марины Цветаевой: учеб. пособие – М. : Флинта, 2004. – 256 с.
2. Огнева Е. А. Антропоцентризм дуального концепта в когнитивно-дискурсивном спектре текста (на материале романа А. С. Иванова «Вечный зов») Текст. Язык. Человек: сборник научных трудов 8 международной научной конференции посвящённой 70-летию победы в Великой Отечественной войне в двух частях. – Часть 2.; отв. ред. С. Б. Кураш. – Мозырь: МГПУ им. И. П. Шамякина, 2015. – С. 102-104
3. Попова З. Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М., АСТ: Восток – Запад, 2007. – 314 с.
4. Попова З.Д., Стернин И.А. Интерпретационное поле национального концепта и методы его изучения // Культура общения и ее формирование. Вып. 8. – Воронеж, 2001. – С. 27-30
5. Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти тт. Т.9. – М.: Советская Энциклопедия, 1978. – С. 772-780
6. Fitzgerald F. S. The Great Gatsby. US: Charles Scribner’s Sons, 1925.

Расскажите о нас своим друзьям: