Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №05 (97) Май 2023

УДК 821

Дата публикации 17.05.2023

Анализ маргинального мира Жана Жене в романе «Богоматерь цветов»

Таразанова Юлия Сергеевна
Магистрант II курса направления «Франко-русская компаративистика», Северный Арктический Федеральный университет, РФ г. Архангельск, tarazanovayulia@yandex.ru

Аннотация: В данной статье предпринята попытка охарактеризовать образ маргинала в романе «Богоматерь цветов». В статье исследуются черты образа маргинала, воплощенные в фигуре рассказчика и героях романа. На основании анализа устанавливается, что маргинальный образ рассказчика характеризуется желанием превратить в ритуал, жест и обряд действия героев, придать их поступкам религиозный оттенок и мифологический смысл. В статье выделяются и описываются характерные особенности образа преступников, состоящие в стремлении к нарушению норм, пренебрежении патриотическими ценностями, использовании особого языка, стремлении к роскоши. Кроме того, анализируются символы, связанные с образом маргинала и их функция в романе. Ключевыми символами, значимыми для понимания образа маргинала являются символ лестницы и зеркала.
Ключевые слова: маргинальное сознание, ритуал, жест, язык, арго, символика, зеркало, лестница.

Analysis of the the marginal world in the novel by Jean Genet "Our Lady of Flowers"

Tarazanova Yulia Sergeevna
Master of the II course of the direction "French-Russian comparative studies" Northern Arctic Federal University The Russian Federation, Arkhangelsk

Abstract: This article attempts to characterize the image of a marginal in the novel "Our Lady of the Flowers". The article examines the features of the image of the marginal, embodied in the figure of the narrator and the heroes of the novel. Based on the analysis, it is established that the marginal image of the narrator is characterized by the desire to turn the actions of the heroes into a ritual, gesture and ritual, to give their actions a religious connotation and mythological meaning. The article highlights and describes the characteristic features of the image of criminals, consisting in the desire to violate the norms, the neglect of patriotic values, the use of a special language, the desire for wealth. In addition, the characters associated with the image of the marginal and their function in the novel are analyzed. The key symbols that are significant for understanding the image of the marginal are the symbol of stairs and mirrors.
Keywords: marginal consciousness, ritual, gesture, language, slang, symbolism, mirror, ladder.

Правильная ссылка на статью
Таразанова Ю.С. Анализ маргинального мира Жана Жене в романе «Богоматерь цветов» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/analiz-marginalnogo-mira-zhana-zhene-v-romane-bogomater-tsvetov.html (Дата обращения: 17.05.2023)

Тема маргинальности занимает значительное место в западноевропейской литературе. В XX веке интерес к этому феномену обострился в связи с развитием постмодернистской эстетики. Одной из ярких и самобытных фигур этого периода, воплотившей образ маргинального мира в своих произведениях, становится Жан Жене. Объектом исследования в статье является роман «Богоматерь цветов». Цель работы состоит в описании и осмыслении особенностей героя-маргинала в романе. В выявлении типологических черт маргинального героя романа Ж. Жене мы видим обоснование новизны нашего исследования.

 

При написании статьи были использованы биографический, хронототипический и мифологический  методы литературоведческого анализа. В работе были актуализированы принцип всесторонности, принцип соединения анализа с синтезом. При работе с художественным текстом был осуществлен поиск фрагментов, в которых актуализированы особенности маргинального восприятия мира рассказчиком и эпизоды, в которых описаны особенности поведения, внешности и речи парижских преступников.

 

Теоретическая значимость статьи заключается в выстраивании подхода к изучению явления маргинальности в литературе на материале романа Ж. Жене «Богоматерь цветов». Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов для более глубокого изучения общих закономерностей и принципов изображения образа маргинала в литературе.

 

На сегодняшний день понятие «маргинальность» как в литературоведческом, так и в социологическом дискурсах используется для обозначения промежуточности и пограничности положения человека по отношению к социальным и нравственным нормам [1, c. 33]. В статье М. Н. Муратова представлен обзор развития образа маргинального героя на примере западноевропейской литературы. Так, впервые он обнаруживает себя в романе римского писателя Г. Петрония «Сатирикон», в котором герои  предаются чувственным наслаждениям. Пример маргинального героя воплощен и в образе Ф. Вийона, демонстрирующего симпатию «к подонкам общества, ко всему подозрительному и преступному <…>» [4], в образе героя плутовского романа немецкого писателя Г. Гриммельсгаузена Симплициссума. Его принадлежность к маргинальному сообществу обусловлена аморальным образом жизни и причастностью к грабежам. С феноменом маргинальности М. Н. Муратов соотносит и образ Гулливера. Внешний вид героя и его представления об общественном устройстве не соответствуют взглядам местных жителей. С маргинальным статусом соотносится и фигура Маркиза де Сада, писателя, пропагандирующего снятие всех ограничений, преимущественно сексуального характера, эстетизацию жестокости и насилия и А. Рембо, нивелирующего моральные ценности и вводящего в собственное творчество табуированные темы [4].

 

Скандальной фигурой в этом отношении является и Жан Жене – писатель, которую значительную часть своей жизни провел в заключении. Роман «Богоматерь цветов» Жан Жене написал в тюрьме Фонтевро в 1942 году. Пребывание в месте заключения побудило Ж. Жене на рассказ о маргинальном мире, частью которого он сам являлся. Роман состоит из воспоминаний и фантазий рассказчика. Несмотря на то, что пространственно-временные координаты ограничены, они представляют собой замкнутое «пространство зловонного воздуха» [9, с. 38], «смесь запахов мочи формалина и краски» [9, с. 91], Ж. Жене, восстанавливая в сознании мир, от которого отделен и к которому он бы хотел приблизиться, расширяет рамки повествования. В романе «Богоматерь цветов» тесно переплетаются прошлое и настоящее, реальное и воображаемое.

 

Героями фантазий рассказчика становятся умирающая от чахотки проститутка Дивина, убийца Нотр-Дам-де Флер и сутенер Миньон. Все эти герои маргинальны, прежде всего, по отношению к закону и нормам морали, принятым в обществе. Рассказчик восхищается их бесчеловечностью, ловкостью и способностью к предательству:  «Ему нравилось предавать других, потому что это доказывало его бесчувственность. Сделать себя бесчувственным и бесчеловечным – это и мое подспудное желание» [9, c. 56].

 

Рассказчик также обладает болезненным маргинальным сознанием, его не интересуют события и диалоги, в его маргинальном мире действия – это жест, ситуация – это ритуал. Так, жесты героев романа нередко напоминают ему жесты королей, ему интересна тема царственности и величия. В этом отношении показателен эпизод, произошедший в кабаке: Дивина, уронив корону из стеклянных бусин на пол, надевает на свою голову вставную челюсть и заявляет: «Чёрт возьми, дамы, я всё-таки буду королевой» [9, с. 235].

 

О ритуалах Жене говорит следующее: «Я верю в мир тюрем, в его проклятые ритуалы. Я не был так уж поражен, столкнувшись с ритуалами заключенных, теми, что делают из них людей вне мира живых: разрезать спички вдоль, мастерить зажигалки, прикуривать вдесятером одну сигарету, наматывать круги по камере» [9, 277]. Сам рассказчик превращает в ритуал процесс употребления наркотиков, надевая собственный  на палец кольцо, Эрнестина перед убийством надевает на себя все свои украшения, Миньон особенно бережно относится к своим белым перчаткам, предназначенным для совершения краж.

 

Большое значение рассказчик придает и обрядам, связанным со смертью. Так, роман начинается с траурного шествия в честь смерти Дивины, завернутой в белую кружевную простыню, а заканчивается казнью Нотр-Дам-де-Флер, который скорее напоминает обряд искупления: «Когда Нотр-Дам-де-Флёр вновь оказался в руках охранников, им показалось, будто на нем лежит печать сакрального, как в былые времена – на искупительных жертвах, будь то козел, бык или ребенок <…>» [9, с. 390].

 

Важно, что всем действиям своих героев Жене придает религиозный смысл.  А.В. Гасилин, исследуя эту склонность, ссылаясь на концепцию Сартра, отмечает: «В понимании Жене, глубокая религиозность преступника проявляется в суровой аскезе сидельца и затворника, но в отличие от аскетических практик анахоретов, эта аскеза направлена не на укрощение плоти ради познания трансцендентного Бога, а на исследование собственной телесности ради открытия имманентного Бога в самом себе» [2, с. 101]. Так, в романе Миньон и Дивина своим внешним видом напоминает рассказчику Иисуса Христа, Эрнестина – образы святых, на протяжении всего повествования рассказчик видит ангелов. Введение рассказчиком таких имен как Богоматерь цветов, Первопричастница также отсылают нас к религиозным текстам. Исключительное положение преступника, соотносящееся с представлением о святом, демонстрируется в эпизоде перед казнью Нотр-дама-де Флер, когда девочка задает вопрос матери: «Скажи, мама, это чудо?» [5, с. 27], в отношении посетителей суда, читающих в образе Богоматери выражение: «Я – Непорочное Зачатие» [9, с. 356].

 

Стоит также отметить, что рассказчик превращает героев в своем сознании в древнегреческих богов. Движения Габриэля напоминают Ж. Жене движения кентавра, описание Миньона отсылает нас к представлениям об обитателях Олимпа: «Миньон это великан, его кривые ступни занимают половину земного шара, когда он стоит, расставив ноги, в шелковых, небесного цвета штанах с напуском» [9, с. 95]. Он воплощает мифологический смысл и в образе Эрнестины, совершающей попытку убить собственного ребенка, что можно соотнести с мифологическими представлениями об архетипе матери: «Она и лоно и могила: свинья, пожирающая своих детей» [3, c. 136].

 

Маргинальность героев романа заключается в пренебрежительном отношении к патриотическим ценностям. Так, рассказчик намеренно подчеркивает это в эпизоде, когда Дивина не придает особенного значения знаменательной для французов дате, связанной с объединением нации: «Повсюду сине-белое-красное. Дивина же одевается в другие цвета» [8, с. 11]. В другом эпизоде это пренебрежение демонстрирует Габриэль, который после того, как занялся с Дивиной любовью, стал исполнять гимн Франции [8, с. 11].

 

Язык героев романа также отличается от того, который используется французами. Мужчины говорят на языке арго, а мужчины-трансвеститы шепотом используют в речи слово «toute» (вся) перед тем, как сказать какую-либо фразу [8, с. 21].

 

Преступники, которых описывает рассказчик, обладают стремлением к изобилию и роскоши. Так, Богоматерь цветов и Миньон часто пребывают в дорогих гостиницах, Дивина несколько раз в день садилась на поезд и просила отвезти ее в отель, чтобы на время в нем остановиться.

 

Значимую роль в создании образа маргинала играет символ. В романе «Богоматерь цветов» таким символом становится зеркало или стеклянная и водная поверхность, которые имеют отражающие свойства. Как правило, в романе зеркало показывает искаженное изображение,  не совпадающее с реальным. Например, смотрящий в зеркало Миньон на своем лице находит след от пули, Кюлафруа обнаруживает в зеркале ребенка, а Эрнестина – королеву пик. Опираясь на трактовку Сартром некоторых фактов биографии Ж. Жене, заключающуюся в стремлении смотреть на себя глазами других, Р. Коу объясняет такое частое появление зеркала в романе желанием Жене обнаружить себя настоящего [7, с. 11]. К. Бонфуа предлагает рассматривать данный символ как перевернутое представление о зле. Грехопадение превратится в добродетель, если посмотреть на него через отражающую поверхность [6, с. 19].

 

В романе «Богоматерь цветов» часто встречается описание лестниц. По ней с торжественным видом поднимается Богоматерь цветов перед тем, как совершит убийство, Дивина слышит, как на ней плачут сирены, Жене придает ей особенное значение, встречая ее в тюремной реальности, называя «тайной сообщницей» [9, c. 7]. Р. Коу разъясняет введение этого символа необходимостью подчеркнуть двойственную природу своих героев и их положения – они принадлежат и к мужскому, и женскому миру и  пребывают одновременно в двух планах существования - на небе и на земле [7, с. 47].

 

Таким образом, все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы. Прежде всего, стоит отметить, что целью Ж. Жене являлось воссоздание в своем болезненном воображении мира парижских преступников. Стремление Ж. Жене возвести в ранг исключительного образ мышления героев и выразить восхищение степенью их нечувствительности находит выражение в превращении в ритуал, жест и обряд любого действия героев, придании их поступкам религиозного оттенка. Автор вводит мифологические смыслы и символы, подчеркивающие искаженное восприятие представлений о добре и зле и их двойственную природу.

К типологическим чертам образа преступников, представленных в романе, мы можем отнести стремление к нарушению норм, как установленных законом, так и нравственных, склонность к предательству, пренебрежение патриотическими и общественными ценностями, использование языка арго и введения собственных выражений с недоступным для других смыслом. Также их отличает внимание к собственной внешности, стремление к окружению себя предметами роскоши.

 


Список литературы


Список литературы
1. Воробьева, Е. С. Маргинальный герой в русской прозе последней трети XX – начала XXI вв. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : 10.01.01. Архангельск, 2015. 180 с.
2. Гасилин А. В. Этика зла и святость преступления в сартровской биографии Жана Жене // Международный журнал исследований культуры, №2 (39). Москва. 2020. С. 90-103.
3. Кэмпбелл Дж Тысячеликий герой. СПб.: Питер, 2018. 480 с.
4. Муратов М.Н. Образ маргинального героя в западно-европейской литературе / М.Н. Муратов Студенческий научный форум: III Общерос. студенческая электрон. науч. конф. 2011. URL:http://www.rae.ru/forum2011/pdf/1944.pdf (дата обращения 14.05.2023).
5. Beaty, E. B. Jean Genet et Notre-Dame-Des-Fleurs. Texas, 1982. 101 p.
6. Bonnefoy C. Jean Genet. Paris: Éd. Univ, 1965.128 p.
7. Coe R. N. The vision of Jean Genet. New York: Grove press, сop. 1986. 343 p.
8. Kayhan E. Notre-Dame-des-Fleurs: La glorification de l’Abject. Sorbonne-Nouvelle Paris University, 2019. 51 p.
Список источников
9. Жене Ж. Богоматерь цветов. Москва: Издательство АСТ, 2015. 416 с.

Расскажите о нас своим друзьям: