Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 159.922.7

Дата публикации 31.10.2019

Взаимосвязь воображения и ситуативной тревожности в старшем дошкольном возрасте

Шаблевская Ирина Николаевна
воспитатель МАОУ «Школа №30» дошкольный уровень, г. Ростова-на-Дону, магистрант м.п. «Практическая психология образования», ФГАОУ ВО Южный Федеральный Университет, РФ г. Ростова-на-Дону, samael75@mail.ru
Научный руководитель Лебеденко Ольга Алексеевна
кандидат фил. наук, доцент кафедры психологии развития, ФГАОУ ВО Южный Федеральный Университет, РФ г. Ростова-на-Дону, olgaleb08@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу воображения как одного из возрастных новообразований в дошкольном возрасте и его взаимосвязи с ситуативной тревожностью. Выделены направления развития воображения дошкольников в соответствии с федеральном государственном стандарте дошкольного общеобразовательном образования. Результаты эмпирического исследования подтверждают наличие статистически значимой отрицательной корреляционной связи между тревожностью и воображением старших дошкольников, а также наличие статистически значимых различий между уровнем тревожности и уровнем вербального воображения старших дошкольников. Данная статья будет интересна педагогам и педагогам-психологам при организации работы по развитию воображения дошкольников и профилактике детской тревожности.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, образное воображение, вербальное воображение, ситуативная тревожность

The relationship of imagination and situational anxiety in older preschool age

Shablevskaya Irina Nikolaevna
caregiver MAOU «School №30» pre-school level, Rostov-on-don undergraduate M. p. «Practical psychology of education», FSAEI HE Southern Federal University, Russian Federation, Rostov-on-don
Scientific adviser Lebedenko Olga Alekseevna
Candidate Phil. associate Professor, Department of developmental psychology, FSAEI HE Southern Federal University, Russian Federation, Rostov-on-don

Abstract: The article is devoted to the analysis of imagination as one of the age-related formations in preschool age and its relationship with situational anxiety. The directions of the development of the imagination of preschoolers in accordance with the federal state standard of preschool general education are highlighted. The results of the empirical study confirm the statistically significant negative correlation between anxiety and the imagination of older preschoolers, as well as the statistically significant differences between the level of anxiety and level of verbal imagination of older preschoolers. This article will be interesting for teachers and teachers-psychologists in organizing work on the development of the imagination of preschoolers and prevention of childhood anxiety.
Keywords: senior preschool age, imaginative imagination, verbal imagination, situational anxiety

Проблема развития воображения привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов, поскольку является центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода и признается основой творческого потенциала личности человека. В федеральном государственном стандарте дошкольного общеобразовательном образования в качестве целевых ориентиров выделяются такие особенности дошкольника: обладание развитым воображением, реализующимся в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству; способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодоление сиюминутных побуждений и доведение начатого дела до конца. [1, с.5]

Проблема развития воображения у детей дошкольного возраста издавна интересовала психологов. Л.С. Выготский рассматривал его как сложную деятельность, зависящую от целого ряда самых различных факторов. Выдающийся психолог обосновывал отличия развития творческого воображения детей в различные эпохи детства, отмечая зависимость от опыта ребенка в каждый период детского развития.[2, с.10]

В целом, развитие воображения как психического процесса происходит по нескольким основным направлениям. Во-первых, расширяется круг замещаемых предметов и совершенствуются сами операции замещения, происходит соединение с логическим мышлением. Во-вторых, происходит развитие операций воссоздающего воображения. Созданные на основе услышанных текстов сказок, образы обогащаются и включают уже личное к ним отношение ребенка. В-третьих, интенсивно происходит развитие творческого воображения, использование в общении и деятельности метафор, гипербол и т.п. В-четвертых, воображение становится опосредованным и преднамеренным, дошкольник уже создает образы в соответствии с поставленной целью, требованиями и плану. [3,с. 261]

В период дошкольного возраста происходит развитие эмоционального и познавательного видов воображения.  Этот факт Т.Н. Комарова связывает с кризисом трех и семи лет, когда у детей отмечается повышенная эмоциональная и личностная перестройка. В трехлетнем возрасте идет процесс интенсивного осознания своего «Я», противопоставление себя миру взрослых. А ребенок семи лет осваивает (в основном в игре) нормы, правила, ценности жизни взрослых, но не имеет возможности действовать, как они. [4,с.45]  Таким образом, значимым достижением к концу дошкольного возраста является готовность ребенка к школьному обучению. Развитое воображение и творческое мышление ребенка будет способствовать успешному освоению учебной деятельности.[5, с.170]

Однако, одним из внешних социальных факторов, препятствующих развитию творческой активности и фантазированию старших дошкольников, можно назвать особенности детско-родительских отношений, ситуацию фрустрации потребности в защищенности со стороны ближайшего окружения на этапе подготовки ребенка к школьному обучению. [6, с. 158]

Кроме позитивного влияния воображения на развитие личности дошкольников, в психологии рассматривают воображение как катализатор тревожности и страхов ребенка. В исследовании С.В. Чернобровкиной и В.В. Гусаровой подчеркивается роль воображения как катализатора тревожности и страхов ребенка и использование ребенком воображения в качестве защитной функции. Психологи приходят к выводам: чем выше уровень развития воображения у дошкольников, тем выше уровень тревожности и страхов; уровень развития воображения оказывает влияние не только на проявление страхов у дошкольников, но и на тревожность.[7, c. 43] 

Все выше сказанное подчеркивает актуальность проблемы развития воображения дошкольников и выявления его взаимосвязи с тревожностью дошкольников, что определяет потребность в ее дальнейшем исследовании. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи воображения и ситуативной тревожности старших дошкольников. Были сформулированы следующие гипотезы: существует взаимосвязь воображения и тревожности старших дошкольников; существуют различия в уровнях развития вербального и образного воображения старших дошкольников с разным уровнем тревожности.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень) г. Ростова-на-Дону. Общая выборка респондентов составила 62 человека. Эмпирическое исследование по доказательству вышеуказанных предположений включало в себя нескольких этапов.

На первом этапе работы диагностировался уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена, который позволил определить уровень ситуативной тревожности дошкольников в типичных для них жизненных ситуациях, с учетом эмоционального опыта ребенка. Количественный и качественный анализ показал, что половина дошкольников имеют средний уровень тревожности (50%), второй по численности оказалась группа респондентов с высоким уровнем тревожности (38%) и группа детей с низким уровнем тревожности составила всего 12% от общего числа детей. Таким образом, у старших дошкольников преобладает средний уровень тревожности, проявляющийся в торможении активности ребенка по достижению успехов в деятельности и поведении. Уровень тревожности у мальчиков несколько выше, чем у девочек, то есть можно предположить, что у мальчиков было больше отрицательного эмоционального опыта в предложенных ситуациях. Наибольшую тревогу среди респондентов вызывают ситуации, моделирующие систему отношений со сверстниками (ребенок-ребенок), это может быть объяснено неразвитостью межличностных отношений старших дошкольников. Значительная часть дошкольников продемонстрировали отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях «выговор» (96%); «игнорирование», «объект агрессии», «агрессивное нападение» (87%); «изоляция» (83%), что подтверждает повышенный уровень тревожности старших дошкольников в ситуациях, моделирующих отношения ребенок- ребенок и ребенок - взрослый.

На втором этапе исследования выявлялись уровни образного и вербального воображения старших дошкольников.  С помощью методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко мы определили уровень образного воображения дошкольников. Самой многочисленной оказалась группа детей, имеющих средний уровень воображения (58% от общего числа исследуемых). Средний уровень характеризуется работами детей, у которых коэффициент оригинальности средний по группе. Вторую по численности группу составили дети с низким уровнем воображения (23% от общего числа респондентов). В нее вошли дошкольники, коэффициент оригинальности которых меньше среднего по группе на 2 балла. В третью группу попали дети с высоким уровнем воображения (10% от общего числа респондентов), коэффициент оригинальности которых выше среднего по группе.

Далее мы определили уровень вербального воображения старших дошкольников с помощью методики «Придумай рассказ» Р.С. Немова. Более половины дошкольников (61%), имеют средний уровень развития вербального воображения. Третья часть респондентов (28%) имеют низкий уровень развития вербального воображения. Им оказалось сложно придумать полноценный рассказ за установленное время, не наблюдалось оригинальности сюжета (только пересказ ранее услышанного). Самой малочисленной группой респондентов (11%) оказались дошкольники с высоким уровнем развития вербального воображения. Большинству детей этой группы удалось быстро (не более 30 секунд) придумать оригинальный рассказ (сказку), включая в повествование четыре или более различных персонажа, что вызывало эмоциональный отклик у слушателей.

В целом, результаты анализа развития воображения оказались следующие. Большинство детей имеют средний уровень воображения, т.е.  их рисунки и рассказы не являются новыми, но несут в себе элементы творческой фантазии и могут оказывать на зрите­лей определенное эмоциональное впечатление. У девочек уровень развития воображения выше, чем у мальчиков. Мальчикам сложнее было самим придумать сюжет и нарисовать его или эмоционально представить. У девочек, напротив, рисунки достаточно оригинальные и красочные, а рассказы более необычные и эмоционально окрашенные.

На третьем этапе работы для выявления наличия взаимосвязи между воображением и тревожностью старших дошкольников проведен корреляционный анализ в программе SPSS Statistics 17.0 с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Корреляционный анализ выявил отрицательную корреляционную связь воображения и тревожности. Коэффициент корреляции r=-0,431 при p=0,01. Отрицательная корреляционная связь обозначает обратную зависимость. Следовательно, высокие показатели воображения связаны с низким значением тревожности, и наоборот. Можно сделать вывод, что старшие дошкольники с высоким уровнем тревожности обладают низким воображением.

Для выявления различий в уровнях вербального и образного воображения старших дошкольников с разным уровнем тревожности использовался Н-критерий Краскела-Уоллеса. Были выявлены статистически значимые различия между уровнем тревожности и уровнем вербального воображения старших дошкольников, поскольку асимптотическое значение равняется 0,003. Однако, статистически значимых различий между уровнем тревожности и уровнем образного воображения старших дошкольников не выявлено. Это означает, что в большей степени для тревожных детей, в сравнении вербального и образного воображения, проблематичным является именно вербальное воображение, то есть описание своих фантазий, страх выражения своих мыслей.

Таким образом, результаты эмпирического исследования показали: наличие статистически значимой отрицательной корреляционной связи между тревожностью и воображением старших дошкольников; наличие статистически значимых различий между уровнем тревожности и уровнем вербального воображения старших дошкольников. Полученные выводы подтверждаются результатами проведенного ранее исследования С.В. Чернобровкиной и В.В. Гусаровой, анализирующих воображение как фактор тревожности ребенка.  

В заключении отметим, результаты исследования могут быть интересны педагогам-психологам и педагогам при организации работы по развитию воображения старшего дошкольного возраста с учетом проявлений ситуативной тревожности в дошкольном возрасте.


Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 10.09.2019).
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 224с.
5. Лебеденко О.А. Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе. Гуманитарные науки (г.Ялта). 2019. № 1 (45). С. 168-173.
6. Лебеденко О.А. Взаимосвязь уровня готовности к школьному обучению дошкольников и стиля родительского воспитания. Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2018. № 6. С. 157-160.
7. Чернобровкина С.В., Гусарова В.В. Воображение как фактор проявлений тревожности и страхов у дошкольников// ОмГУ. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-kak-faktor-proyavleniy-trevozhnosti-i-strahov-u-doshkolnikov (дата обращения: 10.09.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: