Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 159.9

Дата публикации 30.04.2020

Взаимосвязь социометрического статуса и социализированности детей младшего школьного возраста

Доможакова Екатерина Сергеевна
магистрант, Институт непрерывного педагогического образования, «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова», Абакан, Россия, arina.rinber@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена изучению взаимосвязи социометрического статуса и социализированности детей младшего школьного возраста. Обращается внимание на характер корреляции между положением школьников в классном коллективе и показателями их социализированности и воспитанности. В работе ставится цель – изучить и выявить взаимосвязь социометрического статуса и социализированности детей младшего школьного возраста. Объектом исследования выступает социометрический статус как положение, занимаемое субъектом в системе межличностных отношений к конкретной малой группе. Описаны результаты исследования по установлению взаимосвязи между высоким положением в группе сверстников учеников начальных классов и уровнями их социализированности, а также любознательностью, трудолюбием, отношением к школе как факторами воспитанности, что позволяет сделать вывод о высокой значимости в этом возрасте положительных личностных качеств, соблюдения правил поведения и высокой социальной активности.
Ключевые слова: социометрический статус, социализация, социализированность, воспитанность, личностные качества, младший школьный возраст.

Relationship of sociometric status and socialization of primary school children

Domozhakova Ekaterina Sergeyevna
undergraduate, Institute of continuing teacher education, «Khakass state University named after N. F. Katanov», Abakan, Russia

Abstract: The article is devoted to the study of the relationship between the sociometric status and socialization of primary school children. Attention is drawn to the nature of the correlation between the position of students in the classroom and the indicators of their socialization and upbringing. The aim of this paper is to study and identify the relationship between the sociometric status and socialization of primary school children. The object of the research is the sociometric status as the position occupied by the subject in the system of interpersonal relations to a specific small group. The article describes the results of a study to establish the relationship between the high position in the group of peers of primary school students and their levels of socialization, as well as curiosity, hard work, attitude to school as factors of upbringing, which allows us to conclude that positive personal qualities, compliance with the rules of behavior and high social activity are highly important at this age.
Keywords: sociometric status, socialization, socialization, upbringing, personal qualities, primary school age

Правильная ссылка на статью
Доможакова Е. С. Взаимосвязь социометрического статуса и социализированности детей младшего школьного возраста / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-sotsiometricheskogo-statusa-i-sotsializirovannosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: ... 2020)

Вопросы межличностных отношений и социометрического статуса личности изучались в зарубежной психологии прежде всего в работах Дж. Морено, а в отечественной – в работах Я. Л. Коломинского, Н. П. Фетискина, Е. Ю. Смирнова,М. Битяновой и др.

Проблемы социализации личности в психологии рассматривались в трудах Г. М. Андреевой, И. С. Кона, В. Г. Бочаровой, А.В.Мудрика, А.А. Реана, Е.Н. Землянской и др. Сущность социализации состоит в приспособлении человека к обществу и проявлению активности в нем, самореализации. Результатом социализации является социализированность.

Многие исследователи, занимающиеся вопросами возрастной психологии, отмечают тот факт, что развитие современных детей происходит совершенно в иных условиях, чем несколько десятилетий до этого, что обусловлено изменением самого пространства Детства и новых условий его функционирования. В частности, известный исследователь Д. И. Фельдштейн выделял ряд проблем, непосредственно связанных с проблемой социализированности младших школьников, в частности – недостаток социальной компетентности, беспомощность в отношениях со сверстниками, неумение решать конфликтные ситуации, усиление тенденции детей к агрессии, негативная динамика культурных и общественно-ценностных ориентаций школьников, когда эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии [12]. Для ребенка первичное формирование личностных качеств и ценностных ориентаций проходят сначала в детском саду, а затем – в образовательном пространстве школы, и от того, каким образом сложатся отношения ребенка со сверстниками, будет зависеть во многом его психологическое благополучие на протяжении всего времени обучения в школе. Таким образом, очевидно, что вопросы социализированности детей младшего школьного возраста являются на сегодняшний день актуальными и значимыми. Слабо разработанной в психологии является проблема изучения взаимосвязи социометрического статуса и социализированности в младшем школьном возрасте, что обусловило новизну подхода к этому вопросу.

Межличностные отношения формируются на базе определенных чувств, которые появляются у людей по отношению друг к другу: конъюнктивные чувства (положительные чувства, сближающие людей: готовность к сотрудничеству, совместным действиям) и дизъюнктивные чувства (чувства неприязни, отсутствие желания сотрудничать). Главная особенность межличностных отношений, по словам Г. М. Андреевой, их эмоциональная основа [1].

Я. Л. Коломинский понимает личные отношения как личностно значимое, образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, представляющее собой внутреннее состояние. В системе отношений со взрослыми и сверстниками у ребенка появляется и развивается гамма чувств, характеризующая его как уже социализированного человека – самолюбие, стремление к самоутверждению и соперничеству с другими людьми  [4].

Социометрический статус – это занимаемое субъектом положение в системе межличностных отношений в конкретной малой социальной группе. Он отражает привлекательность/непривлекательности личности для членов социальной группы.

Наиболее популярным методом определения межличностных отношений является социометрическая методика Дж. Морено, основанная на учете эмоциональной стороны межличностных отношений. Данная методика построена на предпочтениях исследуемых лиц, которые выбирают (или отвергают) партнеров для совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте. По количеству полученных выборов возможно судить о популярности, эмоциональной притягательности индивида в группе. Дж. Морено называет такие социометрические статусы, как «социометрические звезды», «предпочитаемые», «отвергаемые» и «изолированные» [2].

Исследователь Я. Л. Коломинский полагает, что социометрический статус субъекта является устойчивой величиной и сохраняется не только в конкретной группе, но и «переходит» в другую группу вместе с человеком. Переходя в другую группу, человек подчас неосознанно продолжает играть привычную для него роль [4].

Вопросы социализации личности достаточно подробно рассмотрены в гуманитарных науках – прежде всего в социологии и психологии.

И. С. Кон определяет социализацию как влияния среды в целом, приобщающие индивида к участию в общественной жизни, обучающие его пониманию культуры, поведению в группах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей [5].

Г.М. Андреева понимает социализацию как усвоение социального опыта индивидом и в то же время процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом, его активностью в выполнении действий и включении в социальную среду [1].

Согласно А. Мудрику, социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийным, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [8].

Исследователь О. С. Сидорова определяет понятие социализации как процесс развития человека, включающий усвоение социального опыта путем активного вхождения в среду и систему социальных связей, умение соотнести свои собственные ценности, нормы и способы деятельности и стать компетентным членом общества. Социализированность трактуется автором как способность осуществлять различные социальные роли в соответствии с требованиями общества на основе уже имеющихся навыков и умений индивида, поддерживать баланс приспособления и обособления в связи с изменяющимися жизненными условиями, быть уверенным, самостоятельным, инициативным членом общества [11]. Таким образом, социализированность можно рассматривать как позитивный результат социализации.

Ведущая потребность детей младшего школьного возраста – это потребность в общении, во взаимопонимании и сопереживании. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Если для дошкольника выбор друзей обусловлен внешними причинами, для него друзья – это в первую очередь те, кто живет по соседству и кого он видит чаще других, то младший школьник начинает обращать внимание на качества личности своих сверстников и считать друзьями тех, кто отзывается на его просьбы и разделяет его интересы. Особенность социализации в младшем школьном возрасте представляет собой процесс, где главная роль отводится уже не семье, а школьному окружению. Социализизированность школьника можно обнаружить в его поведении с ближайшим школьным окружением, умением вести себя в обществе и выявления его ценностных установок [2].

О. Н. Матвеевой был разработан портрет современного младшего школьника как модель предвосхищаемых результатов социализации. Этот портрет должен складываться из следующих интегральных характеристик личности: когнитивные, креативные, морально-нравственные, эстетические, эмоционально-волевые, коммуникативные, практические [7].

В числе факторов социализированности М. И. Рожков отмечает социальную адаптивность, автономность, социальную активность и гуманистические нормы жизнедеятельности, нравственности, что положено в основу его методики.

Также социализированность в младшем школьном возрасте можно рассматривать через понятие воспитанности, которое включает в себя следующие виды установок школьников: отношение к учебе (любознательность), отношение к труду, бережное отношение к природе, отношение к школе, отношение к красоте (эстетические установки), отношение к себе. Эти установки как поддающиеся количественной оценке представлены в методике Н. П. Капустина.

База эмпирического исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шушенская СОШ № 3 п. Шушенское. В исследовании приняли участие 64 ребенка (3-и классы): 34 мальчика и 30 девочек в возрасте 9–10 лет.

Методики, применяемые в исследовании: 1) Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено, 2) Методика для изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова, 3) Методика «Уровень воспитанности учащихся» Н. П. Капустина. Математическая обработка результатов исследования осуществлялась при помощи ранговой корреляции Спирмена.

Первой задачей эмпирического исследования было выявление социометрических статусов учеников начальной школы. Для этого нами была использована методика «Социометрия» Дж. Морено (табл. 1)

Таблица 1. Показатели социометрических статусов учеников начальных классов по методике Дж. Морено «Социометрия

Социометрические статусы

Кол-во

%

«Звезды»

5

8

«Предпочитаемые»

40

62

«Изолированные»

12

19

«Отвергаемые»

7

11

Из таблицы видно, что преобладающее число учеников имеют социометрический статус «предпочитаемых» – таких 62%.

«Изолированные» – это те ученики, которые не были выбраны своими одноклассниками ни с положительной, ни с отрицательной стороны. У них ноль выборов. Таких 19% среди опрошенных. Такие дети для коллектива класса словно не существуют, одноклассники к ним никак не относятся. Как правило, это замкнутые, стеснительные мальчики и девочки, не проявляющие активности в жизни класса и во взаимодействии с другими.

«Социометрических звезд» мало – всего 8 % (5 человек на 3 класса). «Звезды» – это те дети, с которыми желает дружить подавляющее большинство опрошенных одноклассников.

«Отвергаемые» – ученики с преобладающими отрицательными выборами над положительными. Таких учеников 11%. Среди отвергаемых могут быть не только заядлые хулиганы и неблагополучные дети, но и вполне «приличные» с точки зрения учебных результатов и поведения школьники. Состав детей, которые попадают в эту категорию, неоднороден.

Рассмотрим показатели корреляции между социометрическим статусом учеников начальной школы и показателями социализированности по методике М. И. Рожкова (табл. 2).

Таблица 2. Взаимосвязь социометрического статуса и социализированностипо методике М. И. Рожкова у младших школьников

Критерии социализированности

Корреляция

Уровень значимости

Социальная адаптивность

rs = 0,796*

р≤ 0,01

Автономность

rs = 0,157

 

-

Социальная активность

rs = 0,472*

р≤ 0,01

Гуманистические нормы жизнедеятельности, нравственности

rs = 0,596*

 

р≤ 0,01

 

Социальная адаптивность предполагает ориентацию на нормы и правила поведения, принятие этих норм. У младших школьников с такими социометрическими статусами, как «звезды» и «предпочитаемые» более высокие показатели социальной адаптивности в отличие от школьников с социометрическими статусами «изолированные» и «отвергаемые».

Автономность – это ориентация на собственные интересы, обособление личности. Как видим, этот фактор не коррелирует с социометрическим статусом личности, поскольку автономность, в отличие от социальной активности, по нашему мнению, может пониматься синонимично личностной черте – интровертированности и не оказывать влияния на положение в группе сверстников.

Социальная активность – это наличие внутренней потребности в социальной деятельности. Установлена корреляция между социометрическим статусом и показателями социальной активности, что позволяет утверждать: статус школьника в коллективе сверстников напрямую связан с его социальной активностью. Социальная активность предполагает высокую коммуникабельность, широкий круг интересов, в том числе и социальных, лидерские черты, что подразумевает популярность школьника в кругу сверстников.

Критерий «гуманистические нормы жизнедеятельности и нравственность» подразумевает ориентацию на установление добрых  взаимоотношений с людьми, сотрудничество. Была установлена корреляция между социометрическим статусом учащихся младших классов и проявлением их нравственных качеств в коллективной деятельности. У школьников с социометрическим статусом «звезда» преобладающие высокие показатели по этому фактору, у «изолированных» и «отвергаемых» школьников – соответственно – показатели ниже.

По методике Н. П. Капустина, исследующей уровень воспитанности учащихся, нами были получены результаты, представленные в (табл. 3).

Таблица 3. Взаимосвязь социометрического статуса и уровней воспитанности по методике Н. П. Капустина у младших школьников

Факторы воспитанности

Корреляция

Уровень значимости

Любознательность

rs = 0,262*

р≤ 0,05

Трудолюбие

rs = 0,284*

р≤ 0,05

Бережное отношение к природе

rs = 0,120

-

Отношение к школе

rs = 0,464*

р≤ 0,01

Красивое в жизни школьника

rs = 0,134

-

Отношение к себе

rs = 0,146

-

Общий уровень воспитанности

rs = 0,596*

р≤ 0,01

Установлена корреляция между социометрическим статусом школьников и такими факторами воспитанности, как «любознательность», «трудолюбие», «отношение к школе» и общим уровнем воспитанности. У младших школьников, чей социометрический статус высок – у «звезд» и «предпочитаемых» эти факторы развиты в большей степени, чем у школьников, имеющих социометрический статус «изолированных» и «отвергаемых». По факторам «бережное отношение к природе», «эстетические установки» («красивое в жизни школьника»), «отношение к себе» не было установлено устойчивой взаимосвязи с социометрическим статусом.

На основании показателей можно сделать вывод о взаимосвязи между социометрическим статусом в коллективе сверстников и уровнем воспитанности: у школьников, имеющих высокий уровень воспитанности, высокий социометрический статус. Полагаем, что высокое положение в коллективе сверстников во многом обусловлено наличием социально значимых  качеств, значимых у учеников начальной школы.

Была установлена статистически значимая корреляция между социометрическим статусом младших школьников и такими факторами социализированности, как социальная адаптивность, социальная активность и гуманистические нормы жизнедеятельности, нравственность. Ученики с высокими показателями социальной активности, развитым просоциальным поведением, развитой этической культурой, умением строить отношения, основанные на прочном нравственном фундаменте, имеют высокий социометрический статус в коллективе сверстников.

Установлена корреляция между социометрическими статусами и уровнями воспитанности по факторам: «любознательность», «трудолюбие», «отношение к школе» и общим уровнем воспитанности. Высокая позиция в коллективе сверстников, безусловно, объяснима наличием у младших школьников ценностного внутреннего потенциала, выраженностью гуманистического начала и развитой внешней культурой поведения.

В настоящее время при изучении проблемы социометрического  статуса младших cшкольников исследователи выделяют различные предикторы: высокая академическая успеваемость, школьные оценки [13], учебная мотивация [6], самооценка [9] и др. Результаты нашего исследования показали взаимосвязь социализированности и воспитанности младших школьников с их социометрическим статусом, что позволяет судить о традиционных представлениях современных детей о значимости просоциального поведения, правил поведения в обществе и о важности таких личностных черт, как любознательность, трудолюбие и старание в учебе.


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений. 5-е изд., испр. и доп. Москвв.: Аспект Пресс, 2014. 362 с.
2. Битянова М. Как измерить отношения в классе. Социометрический метод в школьной практике. Москва: Чистые пруды, 2005.
3. Иванова Т. Н., Просветова О. К. Социализации личности в различных теоретических перспективах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 38. С. 131-139.
4. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов Минск: ООО «ФУА информ», 2003. 312 с.
5. Кон И.С. Социология личности. Москва.: Академический проект, 2003. C. 360.
6. Коротаева А. И., Мезнева С. С. Взаимосвязь социометрического статуса и учебной мотивации у младших школьников. // Сб. Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы достижения и тенденции развития. Сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. Под ред. Г. Ю. Гуляева. 2017. С. 167-169.
7. Матвеева, О. Н. О социализированности младших школьников в современных условиях // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 151-157.
8. Мудрик В. А. Социальная педагогика. Учебник для пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. Москва.: Академия, 2000. 200 с.
9. Пирожкова Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 51. С. 221-225.
10. Подольская И.А.. Роль невербальной коммуникации в учебном процессе // Военный инженер.2017. №2.
11. Сидорова О.С. Социализация как важный процесс развития детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] Перспективы развития науки и образования. Педагогический и психологический сборник научных трудов по итогам конференций. URL: http://izron.ru/articles/perspektivy-razvitiya-nauki-v-oblasti-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-me/sektsiya-1-obshchaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-spetsialnost /(дата обращения 17.08.2019).
12. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. СПб.: СПбГУП, 2011 36 с (Избранные лекции Университета ; Вып. 119).
13. Хлыбова Е. В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика.2009. Т. 15, № 1. С. 166-169.

Расскажите о нас своим друзьям: