Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 376.37

Дата публикации 31.03.2020

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ в условиях группы комбинированного вида для детей с нарушениями речи

Данилова Марина Николаевна
учитель-логопед, МБОУ «Центр Образования № 21», РФ, г. Тула, danilova_marina_76@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Основная мысль статьи о необходимости взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в дошкольном образовательном учреждении при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми. Описаны характерные нарушения, имеющиеся у детей с общим недоразвитием речи, определены направления деятельности специалистов ДОУ для достижения положительных результатов в коррекции речевых нарушений. Цель данной статьи познакомить с направлениями и особенностями содержания работы каждого из специалистов ДОУ в условиях группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи.
Ключевые слова: учитель-логопед, нарушение речи, взаимодействие, нарушение речи, коррекционно-развивающая работа, общее недоразвитие речи

Interaction of speech therapist with specialists of pre-school educational institution in conditions of unified group for children with speech disorders

Danilova Marina Nikolaevna
teacher speech therapist, MBOU " Center of Education № 21", Russian Federation, Tula

Abstract: The article discusses the problem of correction of speech disorders in preschool children. The main idea of the article about the need for interaction between a speech therapist and specialists in a preschool educational institution when carrying out remedial development work with children. The characteristic impairments that are present in children with general speech underdevelopment are described, the directions of the activities of DOU specialists to achieve positive results in the correction of speech disorders are determined. The purpose of this article is to introduce the directions and features of the content of the work of each of the DOU specialists in a group of combined orientation for children with speech impairments.
Keywords: speech teacher, interaction, speech disorder, corrective-developmental work, general speech underdevelopment, speech correction

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих системные речевые нарушения. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является очень актуальной, так как процент дошкольников с нарушениями речи ежегодно остается стабильно высоким. Поэтому говоря о работе с детьми, имеющими нарушения речи, невозможно рассматривать только работу учителя-логопеда. Для то чтобы устранить имеющиеся у ребенка речевые нарушения и сформировать правильную речевую базу необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Как показывает практика при систематической коррекционно-развивающей работе всех специалистов ДОУ с ребенком, нарушения речи возможно исправить. Поэтому поиски эффективных методов и приемов по коррекции речи в совместной работе специалистов не теряют своей актуальности.

Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения) [2].

Огромное значение для общего психического развития ребёнка имеет своевременное преодоление речевых нарушений, что объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их коррекции.

Проблемой изучения общего недоразвития речи (ОНР) различного генеза занимались такие ведущие ученые как Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др.

В своих работах Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева обращают внимание на то, что при ОНР у детей отмечается замедленный, неравномерный процесс овладения средствами родного языка.

Основной состав детей в группе комбинированной направленности составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). При этом нарушении помимо звукопроизносительной стороны речи у детей данной категории отмечаются также нарушения всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. У многих детей данной категории по результатам диагностики выявляется нарушение психических функций (внимания, памяти, мышления), недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Встает вопрос о необходимости взаимодействия учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) при организации коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями речи.

Особенности коррекционно-развивающей работы при ОНР описаны в работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В.Тумановой и др.

Комплексная диагностика, помогает выявить у детей с речевой патологией реальный уровень развития и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает при составлении индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка. Полученные данные диагностики являются основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционно-развивающей работы для детей, имеющих речевые нарушения.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина и др.) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников [4].

Направления деятельности коррекционно-развивающей работы специалистов в группе комбинированной направленности:

  • систематическое проведение занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
  • создание предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
  • взаимодействие специалистов ДОУ: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога;
  • использование в работе эффективных методов и приёмов, направленных на развитие и активизацию речевой деятельности детей с нарушением речи.

Значительный вклад в теорию взаимодействия субъектов образовательной системы внесли З.И. Васильева, В.В. Давы­дов, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, В.В. Рубцов и др. [1].

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения в группе комбинированной направленности направлены на:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • постановку и автоматизацию звуков;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • формирование самостоятельной связной речи в соответствии с возрастной нормой [3].

1. Взаимодействие учителя –логопеда с воспитателями.

Особенность работы воспитателя в группе комбинированной направленности заключается в том, что он проводит во второй половине занятия (индивидуальные или подгрупповые) по заданию учителя-логопеда. В ходе этих занятий воспитателем отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Выполняются следующие виды упражнений: артикуляционная и пальчиковая гимнастика; закрепление поставленных звуков; составление и пересказ рассказов; упражнения на развитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, навыков звукового анализа и синтеза; активизация связной речи в беседе по лексическим темам. Все задания знакомы детям и проводятся в игровой форме.

2. Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем.

Работа музыкального руководителя в группе комбинированной направленности направлена на развитие артикуляционной и мелкой моторики, активизацию внимания, развитие музыкального ритма, на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голоса к определенному музыкальному звуку. Используя в распевках слоговые цепочки, развивает фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. Одним из эффективных средств в коррекции речи и движений детей является логоритмическое занятия. В ходе проведения этих занятий идет развитие речи детей с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движения помогают детям осмыслить и запомнить значения слов. На этих занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики, улучшается координация движений, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса). Слова в сочетании с музыкой организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную активность, эмоциональную сферу, помогает развитию речи детей дошкольного возраста [6].

3. Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре.

Совместная работа данных специалистов ориентирована на решение таких задач, как: развитие речевого дыхания (регуляция физического и речевого дыхания, плавности и длительности выдоха), развитие различных видов моторики (общей, пальчиковой, артикуляционной, мимической), развития чувства ритма (регуляция ритма и темпа движений, речи).

Инструктор по физической культуре осуществляет коррекционно-развивающую работу путем включения в занятия упражнений на развитие общей моторики, пальчиковой и дыхательной гимнастики, координации движений. В процессе физического воспитания развиваются умения детей: выполнения словесной инструкции действий, активизация внимания путем выполнения упражнений, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, закрепляется умение детей ориентироваться в пространстве [5]. Особенности планирования коррекционно-развивающей работы с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ОНР. Инструктор вносит изменения в раздел «Подвижные игры», они планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий в группе комбинированной направленности. Также подбирает упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей.

4. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога направлена на развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, а также снятие эмоционального напряжения детей. Специалист на занятиях осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку, активизирует речевую активность и коммуникативные навыки у дошкольников с нарушениями речи, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения и изучаемых лексических тем, контролирует речь детей. Положительный результат совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога проявляется не только в четкой организации коррекционно-развивающей работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции.

Делая вывод стоит отметить, что только при условии тесного взаимодействия и профессионального сотрудничества учителя-логопеда, и специалистов ДОУ возможно добиться положительных результатов в коррекции речевых нарушений дошкольников. Каждый из специалистов должен принимать участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторных навыков, высших психических функций, а также в укреплении здоровья. Таким образом совместная коррекционно-развивающая работа специалистов в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями речи не теряет своей актуальности и дает результаты положительной динамики речевого развития.

Выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия всех для всех специалистов ДОУ.


Список литературы

1. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / Под ред. О.А. Денисовой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с.
2. Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2015. - 256 c.
3. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
5. Фомина, Н. А. Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников / Н. А. Фомина, С. Ю. Максимова, Е. П. Прописнова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 238 с.
6. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 215 с.

Расскажите о нас своим друзьям: