Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023
УДК 376.37
Дата публикации 19.06.2023
Воздушная гимнастика как средство коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Левашова Анастасия Вадимовна
Магистрант, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, РФ, г. Москва, Avl1999@mail.ru
Аннотация: В статье раскрываются возможности коррекционного воздействия занятий по воздушной гимнастике на психические и двигательные нарушения детей с речевой патологией. Отмечается взаимосвязь развития общей и речевой моторики, что обуславливает актуальность выбранной темы. Описываются особенности занятия по воздушной гимнастике для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разработанные с учетом принципов специальной педагогики и психологии. Указывается на важность учета физических и психических особенностей детей с нарушениями речи. Раскрывается суть каждого структурного этапа тренировки, в результате реализации которых оказывается положительное влияние на двигательное и психическое развитие детей с речевой патологией.
Ключевые слова: нарушения речи, речевая патология, воздушная гимнастика, коррекционное воздействие, двигательная активность, развитие моторики.
Undergraduate The First Sechenov Moscow State Medical University, Russian Federation, Moscow
Abstract: The article reveals the possibilities of corrective impact of aerial gymnastics classes on mental and motor disorders of children with speech pathology. The relationship between the development of general and speech motor skills is noted, which determines the relevance of the chosen topic. The features of aerial gymnastics classes for children of senior preschool and primary school age, developed taking into account the principles of special pedagogy and psychology, are described. The importance of taking into account the physical and mental characteristics of children with speech disorders is indicated. The essence of each structural stage of training is revealed, as a result of the implementation of which there is a positive effect on the motor and mental development of children with speech pathology.
Keywords: speech disorders, speech pathology, aerial gymnastics, corrective action, physical activity, development of motor skills.
Левашова А.В. Воздушная гимнастика как средство коррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vozdushnaya-gimnastika-kak-sredstvo-korrektsionnoj-raboty-s-detmi-s-narusheniyami-rechi.html (Дата обращения: 19.06.2023)
Воздушная гимнастика – это своеобразный симбиоз спорта и циркового искусства, представляющий собой исполнение номеров на воздушно-спортивных снарядах, подвешенных на высоте над полом. В этом спортивно-цирковом направлении в равной степени важна гибкость, сила, выносливость, артистизм и владение своим телом. В современном мире занятия воздушной гимнастикой доступны большинству людей и для этого не нужно поступать в профильное учебное заведение: существует и ежегодно открывается большое количество любительских школ и студий, где освоить данное спортивное направление может каждый желающий. О специфике воздушной гимнастики, как новом, доступном каждому виде спорта и фитнеса, упоминается в работах Л. Г. Прокофьевой [5], Е. Д. Чупровой [6], Н. И. Заярной [2] и других.
Важной целью занятий по воздушной гимнастике является развитие основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости и ловкости, то есть, в совокупности, развитие навыков крупной моторики. Именно эти навыки с трудом формируются у детей с речевой патологией. Так у детей с речевыми нарушениями отмечаются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, характеризующиеся изменением мышечного тонуса, нарушением координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Движения отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.
Отечественные исследователи А. А. Леонтьев [3] и А. Р. Лурия [4] изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов.
По мнению Е. П. Прописновой [7] есть прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений в организме возрастает синтез биологических соединений, которые повышают умственную и физическую работоспособность, позволяют ребенку активно участвовать в образовательном процессе, реализовывать свои потенциальные возможности, личностные резервы. Физическое и психическое развитие взаимосвязаны между собой в общем процессе развития личности с самого периода рождения ребенка. При этом гармоничное развитие данных двух качеств достигается непосредственно двигательной активностью.
М. И. Блинда, В. В. Ефременкова и О. А. Яковлева [1] предположили, что использование средств воздушной гимнастики в рамках адаптивной физической культуры для лиц с нарушением слуха, будет способствовать развитию сенсомоторной координации при условии соблюдения техники безопасности и адаптации методики организации, и проведения занятий под особенности контингента. В свою же очередь, мы рассмотрим возможности коррекционного воздействия занятий по воздушной гимнастике на развитие детей, имеющих речевые нарушения.
Занятия по воздушной гимнастике от разминки, через основную часть и до расслабляющей «заминки» (завершающей части занятия, направленной на расслабление мышц) способствуют коррекции двигательных недостатков.
Организуя занятие для детей с особенностями развития, необходимо опираться принципы специальной педагогики и психологии. Важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей, выстраивать дозированную физическую и психологическую нагрузку; соблюдать последовательный и систематичный переход от простых элементов к более сложным; опираться на наглядность – тренеру необходимо демонстрировать все изучаемые в процессе занятий элементы.
Важно также руководствоваться знаниями из смежных дисциплин. Организация занятия требует определенных представлений из области анатомии, физиологии, биомеханики, возрастной и спортивной психологии и многих других. Без этих знаний невозможно организовать продуктивную и безопасную работу на тренировке.
Следует учитывать, что, как и в любом спорте, в воздушной гимнастике существует ряд противопоказаний к занятиям. Воздержаться от тренировок следует в случае:
- наличия серьезных травм;
- заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- нарушений работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, склонность к головокружениям).
Этапы занятия для детей с нарушениями речи, представленные ниже, реализуются при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Выбор данного возраста обусловлен особенностями анатомического и физиологического развития детей. 7 лет – это минимальный и одновременно с тем оптимальный возраст для начала занятий воздушной гимнастикой, когда мышцы ребенка готовы к физическим нагрузкам, сложность которых, согласно принципу систематичности и последовательности, будет постепенно возрастать. Однако после 7 лет начать заниматься воздушной гимнастикой можно в любом возрасте.
Занятие организуется в мини-группах по 3-4 человека. Одновременно на тренировке могут присутствовать как дети с особенностями развития, так и их нормотипичные сверстники. Таким образом, реализуется инклюзивный формат тренировок.
Структура занятия включает в себя разминку, специальную физическую подготовку на снаряде, основную часть работы в воздухе, подвижную игру и «заминку» (растяжку) в конце. До начала занятия учащихся необходимо ознакомить с техникой безопасности на тренировке: внимательно слушать тренера, использовать маты, не выполнять элементы без страховки, рассчитывать собственные силы, при необходимости отдыхать и т.д. После проверки соответствия формы одежды и причесок детей специфике спортивного направления, тренер приветствует учеников и начинает тренировку.
- Первым этапом проводится разминка, включающая в себя «предстрейч» (растяжение мышечных волокон, которые будут под нагрузкой) и общую физическую подготовку в партере (выполнение упражнений на полу, целью которых является подготовка и включение в работу мышц ног, рук, брюшного пресса: отжимания, скручивания на пресс и др.).
Разминка готовит мышцы и суставы к высокоинтенсивной физической нагрузке. Это обязательная часть занятия, которой уделяется от 20 до 30 минут. Хорошая разминка – залог безопасной и продуктивной тренировки. Уже в процессе разминки ребенок учится координировать работу рук и ног, ориентироваться в направлении право-лево, верх-низ, вперед-назад, ориентироваться в схеме собственного тела, контролировать положение тела в пространстве, держать равновесие.
- Следующим этапом занятия является специальная физическая подготовка (СФП) на воздушно-спортивном снаряде. Этот этап готовит мышцы к специфической работе на полотне, кольце, стропах, гамаке или ином снаряде. СФП включает в себя подтягивания, упражнения на пресс, кувырки или разножки в узле.
- Основная часть. На этом этапе происходит разучивание элементов, их связок в единую комбинацию, подъемов и круток (вращений) непосредственно на снаряде. Уже на первом занятии ребенок способен выполнить от одного до трех элементов в зависимости от уровня развития общей двигательной активности и своей физической подготовленности. Подход к каждому ребенку индивидуальный. На первых занятиях ребенком не осуществляется подъем на высоту более, чем на 0,5-1 метр. Рабочая высота набирается постепенно, вместе с возрастанием физических возможностей ребенка, а также с его психологической готовностью, преодолением собственных страхов и возрастанием мотивации. Подъем и выполнение элемента в воздухе всегда контролируется тренером.
Положения вниз головой также имеют свою специфику. Часто детям по началу страшно отпустить руки, довериться своему телу и поддержке тренера. Здесь необходима не только физическая, но и психологическая поддержка, учет личностных особенностей ребенка. Как показывает практика, до своего первого переворота вниз головой рано или поздно доходит каждый начинающий спортсмен. Перевернутые положения тела тренируют вестибулярный аппарат и способствуют улучшению координации.
Чередование напряжения и расслабления мышц в течение всей тренировки, в растяжке и силовых элементах, способствует нормализации тонуса мышц. Сенсорное взаимодействие с воздушным полотном, с разными видами ткани, различные варианты намоток и обмоток вокруг частей тела способствуют повышению кожной чувствительности.
Важно отметить, что для детей с речевыми нарушениями характерна сниженная работоспособность. Поэтому в процессе занятия целесообразно меняются различные виды деятельности. Работа на снаряде чередуется с растяжкой на полу, прыжками на скакалке, приемами самомассажа, отдыхом на гимнастических ковриках и матах.
В процессе занятия в работу включаются и психические функции. Разучивание последовательности замоток или перехватов включает в работу произвольную слухоречевую и слухозрительную память. Безопасная тренировка требует постоянной концентрации внимания. Определение направления последующего движения, выстраивание цепочки действий на снаряде способствуют развитию мышления и зрительно-пространственного ориентирования. Также на занятиях в качестве способа развития музыкальности и воображения применяется импровизация на полу и снаряде под различные музыкальные композиции.
Таким образом, весь тренировочный процесс подстраивается под возможности и потребности ребенка.
- Подвижная игра. Включение подвижной игры в конец занятия снимает психоэмоциональную и физическую нагрузку, а также повышает настроение детей. На этом этапе также может быть реализована коррекционная направленность занятия: например, игра «Хлопнет и прыгнет тот, в чьем имени есть звук Д, И, Р…» стимулирует развитие слухового внимания и фонематического анализа.
- Заминка, растяжка. Заключительная часть занятия, направленная на расслабление и растяжение мышц, снижение нервного возбуждения, восстановление организма и общий отдых. Мышцы мягко и не травматично растягиваются, что способствует снижению риска травм. В конце – обязательные аплодисменты себе за продуктивную работу и вручение наклеек в качестве поощрения.
Таким образом, занятия по воздушной гимнастике для детей с нарушениями речи могут нести в себе коррекционную направленность и способствовать развитию высших психических функций и двигательной активности. Тренировки в воздушно-спортивном зале не похожи на коррекционно-развивающую работу в кабинете специалиста и не являются ее полноценной заменой. Однако при правильной организации, занятия по воздушной гимнастике способны оказать дополнительное положительное влияние на двигательное и психическое развитие ребенка с речевой патологией.
Список литературы
1. Блинда, М. И. Коррекция сенсомоторной координации лиц с нарушением слуха посредством воздушной гимнастики / М. И. Блинда, В. В. Ефременкова, О. А. Яковлева // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы симпозиума XVI (XLVIII) Международной научно-практической конференции, приуроченной к 300-летию Кузбасса, Кемерово, 01–30 апреля 2021 года / науч. ред. Н.В. Минникаева. Том Выпуск 22. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – С. 17-19
2. Заярная, Н. И. Воздушная гимнастика – современное средство физического воспитания / Н. И. Заярная // Проблемы и приоритетные направления развития физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности в современном обществе: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 15–16 марта 2022 года. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2022. – С. 38-42.
3. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1969. – 214 с.
4. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. – Москва: МГУ, 1969. – 433 с.
5. Прокофьева, Л. Г. Особенности подготовки юных спортсменов воздушной гимнастики на снаряде "воздушные полотна" / Л. Г. Прокофьева, Е. Д. Чупрова // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 56-7. – С. 77-80.
6. Прокофьева, Л. Г. Специфика воздушной гимнастики как вида спорта / Л. Г. Прокофьева, Е. Д. Чупрова // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 56-14. – С. 23-25.
7. Прописнова, Е. П. Методика сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики для дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. П. Прописнова. – Волгоград: ВГАФК, 2002. – 25 с.