Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 1174

Дата публикации 18.12.2020

Воспитательный потенциал историко-краеведческих квестов в работе с детьми на площадках досуга и отдыха в летний период

Ляшенко Мария Игоревна
ассистент кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск, РФ mariya852@mail.ru
Марданова Эсбет Мурадалиевна
студентка 4 курса отделения очного обучения, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск, РФ esbet.mardanova@mail.ru

Аннотация: Статья представляет собой обобщение практического опыта разработки и организации студентами-волонтерами историко-краеведческих квестов для разновозрастных объединений детей в рамках проекта «Ребята с нашего двора» (г. Соликамск). Результатом данного исследования является определение ряда организационно-педагогических условий, которые позволяют реализовать воспитательный потенциал историко-краеведческих квестов на площадках досуга и отдыха в летний период. Материалы статьи могут быть полезны для педагогов дополнительного образования, волонтерским центрам, студенческим педагогическим отрядам для организации патриотического воспитания детей и молодежи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дети и молодежь, историческое и культурное наследие, педагогическое волонтерство, историко-краеведческий квест, площадки досуга и отдыха, летний период.

Educational potential of historical and local lore quests in working with children at leisure and recreation areas in the summer

Lyashenko Maria Igorevna
postgraduate at the Department of pedagogy and psychology Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch), Solikamsk, Russia
Mardanova Esbet Muradalievna
4th year student of the full-time study department, Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch), Solikamsk, Russia

Abstract: The article is a communication of practical experience in the development and organization of historical and local history quests for children of different ages within the framework of the project "Guys from our yard" (Solikamsk) by volunteer students. The result of this study is the identification of a number of organizational and pedagogical conditions that allow realizing the educational potential of historical and local history quests at leisure and recreation sites in the summer. The materials of the article can be useful for teachers of additional education, volunteer centers, student pedagogical teams for organizing the patriotic education of children and adolescents.
Keywords: patriotic education, children and youth, historical and cultural heritage, pedagogical volunteering, historical and local history quest, leisure and recreation sites, summer period.

Правильная ссылка на статью
Ляшенко М.И., Марданова Э.М. Воспитательный потенциал историко-краеведческих квестов в работе с детьми на площадках досуга и отдыха в летний период // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vospitatelnyj-potentsial-istoriko-kraevedcheskikh-kvestov-v-rabote-s-detmi-na-ploshhadkakh-dosuga-i-otdykha-v-letnij-period.html (Дата обращения: 18.12.2020)

В основных нормативных документах, регламентирующих процесс воспитания детей и молодежи в России (Федеральный закон «Об образовании в РФ»[1], «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»[2], «Концепция духовно-нравственного  развития и воспитания  личности гражданина России»[3]),  дается описание идеального результата, желаемого образа воспитанника - высоконравственная личность, которая разделяет традиционные  ценности российского общества, уважает память защитников Отечества и подвиги его героев, бережно относится к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде[1].

 Анализ научной литературы и педагогического опыта авторов статьи по исследуемой проблеме показал, что у детей  не достаточно развит интерес к прошлому своей семьи,  региона, страны, к культурным ценностям и традициям; наблюдается некоторое равнодушие к судьбе культурных,  исторических и природных памятников своей территории; многие предпочитают покинуть малую родину (в том числе, иммигрировать в другую страну), считая ее незначимой и неперспективной. Данные факты свидетельствуют о кризисе национально-культурной идентичности  в детско-молодежной среде. К сожалению, для исправления ситуации стараний только образовательных организаций и  отдельных педагогов-энтузиастов не достаточно. Необходим поиск актуальных для современных детей и молодежи форм патриотического воспитания, изучения историко-культурного наследия своей территории.

А.В. Барженакова [4], С.Е. Кан [5], О.Л. Князева[6], С.М. Курганский [7], также говорят о важности включения детей в деятельность по изучению историко-культурного наследия. Большинство из них солидарны в том, что воспитание любви к родному краю возможно при организации процесса воспитания с учетом применения привлекательных для детей форм и видов деятельности. По мнению Г.Н. Филонова [8], А.А. Юрченко [9], наиболее эффективными следует считать интегрированные формы воспитательной деятельности, нестандартные и интересные по своему содержанию, побуждающие к активному познанию окружающей действительности, развитию логики и мышления, коммуникативных навыков. К таким формам относят квест игры.

 Квест (от англ. quest – «поиск») – разновидность интеллектуально логических активных игр, форма группового выполнения заданий [10]; сочетание игры, как важнейшего вида деятельности ребенка, несущего в себе огромный воспитательный потенциал, и популярной механики захватывающего действия, наиболее распространенной в компьютерных играх. Реальная действительность превращается в увлекательное приключение, решение общей задачи, которая требует коллективного взаимодействия, нестандартного мышления, инициативы и смекалки в условиях игрового сюжета. К достоинствам данной формы работы с детьми можно отнести универсальность конструктора квеста.  Его можно адаптировать под любое содержание и игровой сюжет, игровое пространство (помещение образовательной организации, территория исторического комплекса или музея, двор, интернет пространство); детскую аудиторию и ее особенности (возраст, количество, состав); использовать различные по характеру игровые задания (коммуникативные, интеллектуальные, творческие и др.). 

Формой, инструментом патриотического воспитания детей и молодежи квест становится благодаря соответствующему содержательному наполнению, которое включает в себя специально отобранные факты об истории и культуре территории, сведения о памятниках прошлого, предания и легенды, народные обычаи, фольклор и др.

Исторические, историко-краеведческие квесты активно используют в своей деятельности музеи и учреждения культуры. Имеется успешный опыт использования данной формы работы с детьми и молодежью у  Всероссийского общественного движения «Волонтеры победы».

С 2016 года студенты Соликамского государственного педагогического института (филиала) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский институт» реализуют проект «Ребята с нашего двора»[11], который предполагает организацию воспитательной деятельности в разновозрастных детских объединениях на площадках досуга и отдыха в летний период. Одно из основных направлений работы студентов-волонтеров с детьми – изучение историко-культурного наследия территории через включение их в игровую, экскурсионную,  исследовательскую деятельность. У воспитанников площадки есть возможность выбора формы и способов участия в данной деятельности. Безусловно, наибольшим спросом пользуются именно историко-краеведческие квесты.

При разработке квестов  волонтеры учитывали ряд ограничений.

Во-первых, работа ведется в летний период, когда дети в большей степени настроены на развлекательный досуг и отдых, а не на исследовательскую деятельность и длительное погружение в сложный исторический материал.

 Во-вторых, на площадке формируется разновозрастное и разносоставное объединение детей, поэтому необходимо тщательно подбирать игровые задания и  историко-краеведческий материал, которые будут интересны, доступны для понимания и осмысления, как младшим, так и старшим членам отряда.

В-третьих, перед разработкой игры важно изучить территорию, место площадки, где она будет проводиться на факт наличия объектов исторического и культурного значения. То есть необходимо максимально использовать потенциал социокультурной среды, чтобы дети увидели, что история это не абстракция, а реальность;  мы живем и, возможно, каждый день видим уникальные предметы прошлого. Кроме того, волонтерам рекомендовано использовать опубликованный, проверенный историко-краеведческий материал, избегать искажения исторических фактов, при необходимости консультироваться со специалистами (учителями истории, географии, работниками музеев, краеведами). 

Длительность одной смены на площадках проекта составляет 15 дней, поэтому проводится три историко-краеведческих квеста (1 игра в неделю). Все игры объединены сюжетом загадочного, полного приключений и тайн путешествия искателей в прошлое, выстраиваются в логике от «простого к сложному». Каждый последующий квест усложняется: увеличивается объем используемой историко-краеведческой информации, содержание, игровые и исследовательские задания требуют более слаженной командной работы, больших интеллектуальных усилий.

В первую неделю, когда отряд находится на стадии знакомства, предлагается игра «Искатели. Загадочный Пермский край». Задача команды (отряда) совершить игровое путешествие по региону, добыть информацию об уникальных природных и историко-культурных объектах Пермского края, отметить их на карте для путешественников. Игровые задания подобраны таким образом, чтобы в процессе совместной деятельности происходила коммуникация и сплочение коллектива. Историко-краеведческое содержание игры предполагает  изучение легенд и преданий о загадочных и популярных среди историков, краеведов и туристов мест Пермского края: «Легенда о Бабиновской дороге» (г. Соликамск), «Легенда о богатырях Полюд и Ветлан» (г. Красновишерск),  «Легенда о каменном городе» (Гремяченский  район), «Легенда о ледяной пещере» (г. Кунгур), «Мифы и легенды о р. Каме» (г. Пермь). После прохождения каждой игровой площадки участники получают необходимые материалы (карты, фотографии, рисунки, вырезки из газет, открытки и др.) для оформления карты загадочных мест региона, которые должен посетить каждый. В дальнейшем отряд сам принимает решение, что сделать с этой картой: поместить в уголок отряда, подарить музею, волонтерам, другому отряду.

На второй  неделе проводится квест  «Искатели.  7 чудес Соликамска».  В данной игре делается акцент на историко-культурное наследие территории проживания детей (Соликамский городской округ). Согласно легенде игры отряд искателей собирает материалы для оформления открытки-приглашения в город 7 чудес.  В данном случае «чудеса» - исторические факты о городе, которые доказывают его уникальность. Таким образом, историко-краеведческое содержание квеста составляют данные о Мемориальном ботаническом саде им. Г.А. Демидова, о центральном архитектурном ансамбле г. Соликамска (Троицкий собор, Богоявленская церковь, Крестовоздвиженский собор, Соборная колокольня, Дом воеводы), о музее-заповеднике «Сользавод» (Музей истории соли), о градообразующих предприятиях, имеющих богатую историю  (Соликамский целлюлозно-бумажный комбинат, Соликамский завод «Урал»). Игровые задания подобраны с учетом того, что отряд уже умеет выстраивать коммуникацию, договариваться, распределять сферы ответственности.  Одни задания берут на себя ребята постарше, другие – доверяют младшим. При этом исход всей игры зависит от стараний каждого.

Заключительный квест «Искатели. Все для фронта, все для Победы!» проводится на третьей неделе смены. По эмоциональному напряжению, содержательной насыщенности и формам презентации исторических материалов это самая сложная игра. В основу игры положены результаты исследований  Н.М. Савенковой[12] «Забытые лица прошедшей войны. Соликамцы в Великой Отечественной».

  Согласно сюжету квеста дети отправляются  в прошлое г. Соликамска времен Великой Отечественной войны. В процессе игры участники узнают,  что в городе не велось активных боевых действий, однако,  жители пожертвовали многим ради приближения Победы. На игровых площадках используются данные, информация о солдатах-героях Соликамска, о детях, которые из города ушли на фронт; о самоотверженном труде педагогов, врачей и медсестер в эвакуационных госпиталях; о работе заводов города;  о  том, как жители оберегали архивы и запасники эвакуированных в Соликамск музеев г. Москвы и Санкт-Петербурга. По итогу игры команды оформляют послание для поколений будущего «Цена победы».

Все квесты по конструкции состоят из трех частей: игровая (прохождение испытаний, получение материалов, содержащих информацию об истории и культуре территории); обработка историко-краеведческих материалов и создание  исследовательского продукта (карты, открытки-приглашения, послания в будущее); презентация результата коллективной работы и взаимооценка.

 Оценка результатов  деятельности  отряда осуществлялась  по следующим критериям: скорость и качество выполнения заданий игры, объем полученной информации, качество обработки материалов (наличие своих выводов, оценки значимости, полученных знаний для себя лично), творческая презентация итогов коллективной поисковой работы. Кроме того, по окончании игр дети отвечали на вопросы: что я узнал нового, какой исторический факт удивил больше всего, поделитесь ли вы интересной информацией о прошлом города со своими родными и близкими/ поблагодарите ли вы при встрече ветеранов Великой Отечественной войны за Победу?   Содержание ответов  более 400 детей (за период работы площадок с 2016 по 2020 гг.) позволило сделать выводы об эффективности данной формы работы. Все воспитанники называют факты, которые их удивили,  82  % - готовы поделиться информацией с родителями, братьями, сестрами, друзьями;  60 % - изъявили желание сказать спасибо ветеранам Войны; 35 % - отметили, что продолжат изучение истории города, посетят музеи.

Подводя итог исследования, следует отметить, что воспитательный потенциал историко-краеведческих квестов  отражается в их содержании и ценностном наполнении (непременно гуманистическом), позволяющем  каждому участнику увидеть, осмыслить исторический и культурный контекст, в котором он живет; почувствовать сопричастность семьи и самого себя к событиям прошлого своей территории; определиться в своем отношении  к историческому и культурному наследию.

Для разработки и организации историко-краеведческих квестов в условиях площадки досуга и отдыха в летний период необходима специальная методическая и историко-краеведческая  подготовка волонтеров. Они должны знать основные факты об истории и культуре, традициях, обычаях и фольклоре народов, проживающих на данной территории; знать элементы игрового конструктора квеста и способы их преобразования с учетом возрастных особенностей участников, специфики социокультурной пространства, где проводится игра;  уметь выстраивать партнерские отношения со специалистами (историками, краеведами, музейными работниками и т.д.), которые могут оказать помощь в разработке и проведении квеста.

При соблюдении обозначенных организационно-педагогических условий историко-краеведческий квест может стать эффективным средством патриотического воспитания детей и молодежи.


Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 13.11.2020)
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 13.11.2020)
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Режим доступа: http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf (дата обращения 13.11.2020)
4. Барженакова А. В. Преданья старины забывать мы не должны / А. В. Барженакова // Начальная школа. – 2018. – № 8. – С. 9-10;
5. Кан С. Е. Патриотическое воспитание детей начальных классов путем приобщения к истокам русской народной культуры / С. Е. Кан, М. В. Варонская // Образование в современной школе. – 2016. – № 9/10. – С. 52-54
6. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа; учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: ДетствоПресс, 2010. 304 с.
7. Курганский С. М. Формы и методы патриотического воспитания обучающихся / С. М. Курганский // Справочник классного руководителя. 2015. № 9. С. 4-19
8. Филонов Г.Н. Междисциплинарные основы интегративных исследований процессов воспитания и социализации личности / Г.Н. Филонов // Педагогика. 2016. № 10. С. 24-29
9. Юрченко, А. А. Инновационные подходы к системе дополнительного образования детей / А. А. Юрченко // Методист. 2014. № 3. С. 29-35
10. Серых Л. В. Квест – творческая интеллектуально-логическая игра / Л. В. Серых // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал – 2016. 363. № 5. Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3171. (Дата обращения: 13.11.2020)
11. Ляшенко М. И. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков на досуговых площадках по месту жительства в летний период: методические материалы для работы на летней досуговой площадке / М.И. Ляшенко, составление. – Соликамск: СГПИ. 2017. С. 80-87
12. Савенкова Н.М. Забытые лица прошедшей войны / Н.М. Савенкова // Издательство “Соликамск.ги” – Соликамск. 2010. 164 с.

Расскажите о нас своим друзьям: