Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016

УДК 378.1

Дата публикации 24.10.2016

Влияние рекламной кампании образовательных услуг на конкурентоспособность образовательной организации

Сидельникова Татьяна Витальевна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г.Челябинск

Аннотация: В статье раскрывается проблема реализации рекламной кампании образовательных услуг образовательных организаций, проанализировано понятие конкурентоспособности образовательной организации, выявлены группы маркетинговых инструментов и влияние ведущего инструмента на положение конкурентоспособности современных образовательных организаций и нехватку кадров на рынке труда сегодня, разработан и раскрыт комплекс мероприятий, направленных на решение освещенной в данной статье проблемы.
Ключевые слова: образовательная организация, конкурентоспособность образовательной организации, реклама, маркетинговые инструменты, рынок труда, ФЗ «Об образовании в РФ»

Influence of the advertising campaign of educational services for the competitiveness of educational organization

Sidelnikovа Tatyana Vitalevna
South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk

Abstract: In article the problem of realization of an advertizing campaign of educational services reveals, the concept of competitiveness of the educational organization is analysed, groups of marketing tools and influence of the leading tool on position of competitiveness of modern educational organization and shortage of shots in labor market are revealed today, the complex of the actions directed on the solution of the problem covered in this article is developed and opened.
Keywords: educational organization, competitiveness of the educational organization, advertizing, marketing tools, labor market, Federal Law "About Education in the Russian Federation"

Обеспечение конкурентоспособности организации всегда являлось и является предметом постоянных трудовых усилий маркетологов. Затронув понятие конкурентоспособности образовательной организации (далее ОО), выявляется ряд несоответствий и особенностей конкуренции образовательной организации от конкуренции организаций других сфер деятельности. Какие маркетинговые инструменты, и каким образом они оказывают свое влияние на обеспечение конкурентоспособности современной ОО на рынке туда образовательных услуг сегодня, являются проблемными вопросами современного социума.

Рассмотрим определение, предложенное Н.И.Перцовским: «Конкурентоспособность образовательного учреждения – это возможность эффективной научно-образовательной деятельности и ее эффективной практической реализации в условиях конкурентного рынка; это обобщающий показатель жизнестойкости образовательной организации, ее умения эффективно использовать свой кадровый, научно-методический, финансовый, материально-технический, информационный потенциалы» [1].Таким  образом, в эффективном использовании перечисленного ряда потенциалов ОО и заключается функционирование и проявление различных групп маркетинговых инструментов. Проанализировав различные подходы к классификации маркетинговых инструментов, наиболее общие можно выделить следующие:

  1. Торговая марка, финансовая отчетность, публикации, рейтинги, печатная продукция, сувенирная продукция, оформление помещений.
  2. Клиентские мероприятия, корпоративные мероприятия, социально-культурные события, отношения с прессой, персонал.
  3. Миссия и ценности компании.
  4. Реклама [2].

Реклама выступает как элемент всех маркетинговых инструментов и является наиболее эффективным орудием формирования имиджа организации и обеспечения ее конкурентоспособности. Ниже мы представим самые актуальные проблемы, связанные с реализацией данного маркетингового инструмента образовательными организациями.

В первую очередь, это вступивший в силу 1 сентября 2013 года Федеральный закон «Об образовании в РФ», повлекший реорганизацию образовательных учреждений начального профессионального образования в колледжи, а также закрытие ряда таких учреждений; разделяющий высшее профессиональное образование на новые ступени, в частности бакалавриат и магистратуру.

К сожалению, работодатели не осведомлены в полной мере о программах бакалавриата и магистратуры, преимуществах и отличиях их от традиционной программы специалитета. Это приводит к недоверию работодателя к соискателям вакансий в силу недостаточности понимания уровня образования, компетентности и практических навыков и умений. Не было достаточного разъяснения компонентов и нюансов данной системы профессионального образования в период ее разработки и на начальных этапах внедрения ФЗ в силу.  Эта проблема является скрытой, вызывающей безработицу среди молодёжи, имеющей степени бакалавра или магистра и вызывает нехватку кадров. В свою очередь работодатели отдают предпочтение соискателю, который обучался по программе специалитета. Из данной ситуации вытекают дальнейшие проблемы, сказывающиеся не только на конкурентоспособности ОО, но и на состоянии рынка труда выпускников. Выпускники, их достижения и профессиональный рост наилучшим образом создают картину качества подготовки и обучения образовательной организацией своих студентов. А это в свою очередь оказывает влияние на конкурентоспособность той или иной образовательной организации [7].

По версии электронного журнала «Современные проблемы науки и образования», реклама оказывает влияние на выбор абитуриентом той или иной специальности, равное 2% (рис. 1), так как информированность абитуриента снижена ввиду проблем, выявленных нами выше [4]. Безусловно, затрагивается и влияет на данную статистику качество проведения социальными педагогами в школах профориентационной работы и личностные особенности абитуриентов. Однако эти факторы оказывают лишь небольшую погрешность при составлении статистики.

 

Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор специальности

Еще одной проблемой является острая востребованность кадров с профессионально-техническим образованием, возникшей из-за реорганизации образовательных учреждений НПО. Это приводит к росту заработной платы у мастеров, плотников, электриков, техников и др. и к спаду спроса на такие профессии, как экономист, бухгалтер, расчетчик и др. Результаты исследования «Эксперта РА» показали, что наиболее дефицитной категорией сотрудников остается производственно-технический персонал: доля компаний, где наблюдается нехватка таких работников, составляет 50% [9]. Данная проблема является следствием пропаганды гуманитарных профессий на протяжении двух последних десятилетий и отсутствием должной рекламной кампании технических и рабочих профессий. Одной из причин может являться недостаточная работа аналитиков, которые не спрогнозировали рост востребованности рабочих профессий в перспективе. Однако и на сегодняшний день практически отсутствует хорошо разработанная система мероприятий по рекламе тех или иных профессий.

Третьим компонентом проблемы реализации рекламной кампании ОО, связанным с образовательным аспектом является недоработка системы подготовки выпускника. Наиболее востребованными профессиями среди выпускников сейчас являются менеджеры по продажам и IT-специалисты. Как бы банально это не выглядело, ведь огромное количество вузов по России выпускает менеджеров среднего и высшего звена. И здесь встает вопрос о профессионально-квалификационном аспекте. Дело в том, что большинству выпускников-менеджеров без опыта работы сложно сориентироваться и разработать эффективную стратегию управления организацией, отделом или др. Это показывает недостаточность квалификации работника. В России уже давно стоит проблема самореализации выпускников в выбранной профессии, из-за неразработанности системы взаимодействия прямого работодателя и студента вузов и учреждений СПО, возникает неполная осведомленность о непосредственных обязанностях будущего выпускника и работника в последующей трудовой деятельности.

Решением данных проблем нам видится проведение следующих мероприятий.

  1. Осведомление работодателей об особенностях современных программ бакалавриата и магистратуры, по которым обучаются потенциальные соискатели работы, посредством рекламы данных программ, проведением ознакомительных семинаров, инструктажей с работодателями и абитуриентами.
  2. Создание и проведение масштабной рекламной кампании технических и рабочих профессий ПОО СПО с приведенной статистикой и элементами предварительного ознакомления абитуриентов с профессиями.
  3. Модернизация современной системы образования в аспекте прямого взаимодействия работодателя со студентом на период его обучения. Разработка и внедрение методистами программ по взаимодействию работодателя со студентом на базе вузов и учреждений СПО.

Такие действия позволят повысить спрос на образовательные услуги образовательных организаций, реализующей данные мероприятия, а также повысят ее конкурентоспособность. Таким образом, реклама является эффективным маркетинговым инструментом обеспечения конкурентоспособности образовательных организаций и стоит уделять должное внимание разработке и внедрению рекламных кампаний образовательных услуг с учетом тенденций современного рынка труда.


Список литературы

1. Гнатышина Е.А. Технология формирования информационной культуры в подготовке педагогов профессионального обучения / Гнатышина Е.В.// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №1. – С. 97-100.
2. Гнатышина Е.В. Технология формирования информационной культуры будущего специалиста в процессе самостоятельной работы // автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08/Гнатышина Екатерина Викторовна. –2005. – С. 12.
3. Дефицит кадров: текущий момент [электронный ресурс], режим доступа: http://raexpert.ru/researches/shortage/part2/.
4. Конкурентоспособность образовательных учреждений: ключевые факторы успеха[электронный ресурс], режим доступа: http://www.rae.ru/use/?article_id=7781209&op=show_article§ion=content.
5. Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета № 12 2013. – С.35 – 46.
6. Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность к использованию дистанционных образовательных технологий как условие социально-профессиональной мобильности будущих педагогов // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. материалов и докдадов Международной конф. 29-30 мая 2014г. – Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2014. – С. 70 – 74.
7. Коняева Е.А., Коняев А.С. Модульные интегрированные программы начального, среднего и высшего профессионального образования // Материалы IX Междунар. науч.-практ.конф. «Вузовское преподавание: стратегия инновационного развития в условиях модернизации ВПО» г.Челябинск 27-28 октября 2009 г. – Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед. ун-та, 2009. – С. 173 – 175.
8. Коняева Е.А., Коняев А.С. Некоторые средства электронного обучения // Проблемы педагогической теории и практики. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во БПА, 2014. – С.81-84.
9. Маркетинговые инструменты[электронный ресурс], режим доступа: http://managment-study.ru/marketingovye-instrumenty.html.
10. Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.

Расскажите о нас своим друзьям: