Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 316.012

Дата публикации 16.10.2018

Условия профилактики алкоголизма в вузе

Прялухина Алла Вадимовна
док. психол. наук, доцент, проф. каф. психол., психолого-педагогического института Мурманского арктического государственного университета (МАГУ), РФ, г.Мурманск, prialuchina@mail.ru
Храпенко Инна Борисовна
канд.психол.наук, доцент каф.психол.психолого-педагогического института Мурманского арктического государственного университета (МАГУ), РФ, г.Мурманск, hrapenko@mail.ru

Аннотация: Данное исследование посвящено проблеме зависимого поведения и условиям, определяющим эффективность программ профилактики алкоголизма. Авторами выделены психологические особенности проявления алкогольной зависимости студентов вуза с помощью методики самооценки психических состояний Г.Айзенка и методики определения мотивации потребления алкоголя В.Ю. Завьялова. На основе проведенного исследования была сформирована рабочая группа и разработана адаптивная программа профилактики.При разработке профилактической программыиспользовался когнитивно-поведенческий подход. Проведенное исследование показало необходимость реализации индивидуально ориентированных профилактических программ, адаптированных под конкретные ситуации.
Ключевые слова: алкогольная зависимость, программа профилактики алкоголизма

Conditions for the effectiveness of alcoholism prevention in the university

PrjaluhinaAlla V.
Doctor of Philology, Sci., Professor of the Department of Psychology, of the FSBEI HE «Murmansk Arctic State University», Murmansk, Russia
Khrapenko Inna B.
PhD in Philology, associate Professor of the Department of Psychology, of the FSBEI HE «Murmansk Arctic State University», Murmansk, Russia

Abstract: This study is devoted to the problem of addictive behavior and the conditions that determine the effectiveness of prophylactic programs for alcoholism. The authors highlighted the psychological characteristics of the manifestation of alcohol dependence of high school students using the methods of self-assessment of mental conditions of H.J. Eysenk and methods of determining the motivation of alcohol consumption V.Y. Zavyalov. Based on the study, a working group was formed and an adaptive prevention program was developed. When developing a preventive program, a cognitive-behavioral approach was used. The study showed the need for individualized prevention programs adapted to specific situations.
Keywords: alcohol dependence, prophylactic program

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Мурманской области
в рамках научного проекта № 17-16 – 51002.

Рассматривая возможности образовательной среды вуза в вопросе первичной профилактики алкогольной зависимости, необходимо отметить ряд специфических особенностей, которые ограничивают сферу влияния педагогов на обучающихся. В первую очередь это касается декларируемых прав на самостоятельный выбор поведения. Естественно, что выбор алкоголя в сложных ситуациях в качестве решения проблемы не самое эффективное средство, но молодые люди, как правило, не обращаются по данному вопросу за консультацией, имея собственное мнение. Можно по-разному объяснять подобное поведение. С одной стороны, есть объективные обстоятельства жизни, которые сопровождаются ростом эмоционального напряжения. Увеличивается скорость жизни. Многие жалуются, что жить стало просто некогда. Информационные перегрузки, соблазны, прессинг –это не полный перечень характеристик современного мира.

Общая напряженность приводит к развитию неуверенности и страху несоответствия ожиданиям окружающих, близких людей, что провоцирует желание уйти от реальности. Молодежь в ситуации невозможности традиционным способом удовлетворить потребности в заботе, любви, признании и принятии со стороны окружающих взрослых начинают приобщаться к алкоголю.

В процессе реализации профилактики алкоголизма в вузе, мы периодически сталкиваемся с ситуацией, когда нужна уже не первичная профилактика, а предотвращение рецидива. В этом случае возникает ряд вопросов индивидуального плана, хотя групповые формы работы не исключаются, но отдельные студенты нуждаются в индивидуальном психологическом сопровождения и поддержки.

Решая задачи индивидуального сопровождения, необходимо так выбирать стратегию профилактической работы, чтобы она соответствовала возможностям и потребностям образовательной среды и самих студентов.

Разрабатывая программы индивидуально ориентированной профилактики, мы исходили из предположения, что ее эффективность возможна при условии актуализации и активизации положительного личного опыта в решении собственных проблем, а также адекватной оценки своих ресурсов и барьеров в реализации целей.

Исследование проводились на базе МАГУ в 2017-2018 гг. Выборка составила 39 первокурсников, в возрасте от 19 до 20 лет. Для проверки нашего предположения были выбраны методики, которые позволяют наиболее полно и подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы:

1. Методика самооценки психических состояний Айзенка. С помощью теста можно в первом приближении определить уровни таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

2. Методика определения мотивации потребления алкоголя (МПА). Автор: В.Ю. Завьялов Методика позволяет не только определить уровень выраженности склонности к потреблению спиртного, но и определить структуру мотивации потребления.

При разработке индивидуально ориентированной программы профилактики мы ориентировались на работы Б.С. Братуся, Ю.В. Валентика, А.М. Гайфутдиновой, Б.М. Гузикова, В.М. Гуртовенко, В.Ю. Завьялова, Ц.П. Короленко, Е.А. Кошкина, Н.И. Леонова, В.В. Лозовой, И.Д. Паронян, Е.С. Скворцовой, К.Г. Сурнова А.В. Чаклина, А.З. Шамота, В.А. Таболина, и др. Условиями успешной профилактической работы авторы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

А.М. Гайфутдинова выделяет следующие основные направления общей профилактики злоупотребления алкоголем:

  1. Совершенствование административного контроля и правового регулирования потребления алкоголя, снижение его доступности;
  2. Правовая регламентация вопросов, связанная с реализацией противоалкогольных действий, включая информационные, образовательные и иные предупредительные меры;
  3. Осуществление мер, направленных на улучшение психического здоровья населения и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение сферы культурных, воспитательных и духовных организаций и мероприятий, противодействующих распространению злоупотребления алкоголя;
  5. Формирование в обществе негативного отношения к злоупотреблению алкоголя [4].

А.Е. Бобров считает, что основными направлениями избирательной профилактики злоупотребления алкоголем являются:

  1. Разработка и осуществление специфических образовательных и профилактических программ для уязвимых групп населения, направленных на снижение интереса к алкоголю;
  2. Мероприятия, повышающие информированность лиц из групп риска о вероятности формирования зависимости, а также о негативных юридических, социальных, психологических и медицинских последствиях злоупотребления алкоголем;
  3. Адресное предоставление психосоциальной помощи лицам из групп повышенного риска;
  4. Активизация государственной политики в области психического здоровья, разработка и реализация комплексных государственных программ, направленных на профилактику, лечение, профессиональное образование и научные исследования в области расстройств личности, аддикций, аффективных и тревожных расстройств; разработка новых лечебно-профилактических методов и организация помощи больным с расстройствами поведения, а также совершенствование действующего законодательства [5].

Профилактика злоупотребления алкоголем должна осуществляться с учётом той категорий населения, на которую нацелено её воздействие. По мнению А.Е. Боброва, основой эффективной профилактической работы может стать «концепция психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса» [2], т.е. психологическое сопровождение процесса взросления. В соответствии с данной концепцией, психопрофилактическая работа является частью широкого спектра психолого-педагогических мероприятий.

В основе концепции психологического сопровождения взросления, описанной А.Е. Бобровым[2] лежат представления о том, что успешность индивидуального развития личности определяется своевременностью решения ряда конкретных психологических задач, являющихся ключевыми для различных возрастных периодов. Так перед молодыми людьми стоят задачи формирования ряда аспектов идентичности (национально-культурной, возрастной, полоролевой). Многие из этих задач могут быть взаимосвязаны и обусловлены особенностями созревания нервной системы, становления подсознательных механизмов, сферы потребностей и эмоций. На каждом этапе психосоциального взросления деятельность молодого человека должна быть направлена на решение тех задач, которые являются ключевыми именно для данного этапа. Исходя из данного положения, злоупотребление алкоголем среди молодежи может рассматриваться как результат неполного и неадекватного решения психологических задач взросления. Попытка компенсировать эти неудачи и найти «обходные пути» взросления нередко приводит к употреблению алкоголя. Отсюда следует, что профилактическая деятельность должна опираться на всесторонний и динамический анализ развития личности [5].

В.В. Лозовой отмечает важность соблюдения важных принципов реализации программ профилактики, без которых невозможна их эффективность: должны усиливаться защитные факторы и уменьшено влияние факторов риска; раннее вмешательство; учет возраста, пола, этнической и культурной принадлежности личности; соответствие факторам риска конкретной популяции или аудитории; периодичность повторных циклов реализации программы профилактики для подкрепления результатов [7].

Проанализировав современное представление о профилактике алкоголизма, нами была разработана и апробирована программа профилактики алкоголизма в вузе. Ведущими аспектами при проведении профилактической работы были:

  1. развитие социальных навыков для овладения новыми социально-психологическими умениями; данная задача важна прежде всего тем, что профилактическая работа проводится в форме коммуникативного тренинга;
  2. формирование потребности быть здоровым, навыков самоконтроля и саморегуляции;
  3. развитие умения брать на себя ответственность[9].

На первом этапе исследования нами была проведена методика В.Ю. Завьялова, для определения целевого контингента. Результаты представлены на рисунке 1. На основе полученных результатов, была сформирована рабочая группа из 4 человек, результаты которых попадали под категорию «злоупотребления алкоголем» и «наличие болезненной зависимости от алкоголя». Дальнейшая реализация программы была сфокусирована на данной группе. Контроль работы с группой проводился с помощью обратной связи и методик В.Ю. Завьялова и Г. Айзенка.

Рисунок 1. Распределение результатов по методике В.Ю. Завьялова МПА

Распределение результатов рабочей группы по выявлению значимых мотивов потребления алкоголя представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Значимые мотивы потребления алкоголя у студентов рабочей группы

Полученные в ходе исследования результаты показали, что у студентов рабочей группы ведущими мотивами употребления алкоголя являются:

  • атарактический тип мотивов, связанный с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания;
  • псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» социальной микросреды, в которой он функционирует;
  • традиционный тип мотивов, свидетельствующий о принятой в современном обществе «культуры употребления алкоголя», которая, несомненно, навязывается молодым людям со стороны окружающих.

Полученные результаты не позволяют выделить каких-либо закономерностей между психическими состояниями и склонностью к зависимому поведению. Слишком большой разброс индивидуальных различий. Можно только выделить сочетанность между агрессией (несдержанность в общении с людьми) и псевдокультурными мотивами (0,21 по критерию φ-Фишера).

После проведения входного тестирования была реализована профилактическая программа.

Программа реализовывалась в комбинированной форме: чередовались индивидуальные и групповые формы работы. В групповых занятиях принимали участие все первокурсники (включая участников рабочей группы), которые проявили интерес к тренингам. Было реализовано 10 групповых занятий (30 часов) и 5 занятий проведено в индивидуальной форме (с каждым из четырех респондентов). Программа профилактики была разработана в рамках когнитивно-поведенческого подхода в соответствии с технологией саморазвития личности [1], коммуникативной компетентности [10], с учетом материалов специальных тренинговых групп по психологическим условиям развития саморегуляции [8], внутренней мотивации [6], решением конфликтов [3] и др. Психологическую основу профилактической программы составили: тренинг ассертивности, креативности, личностного роста, самоэффективности и самомотивации. Тренинговые упражнения были направлены на самопознание, стимулирующие процессы рефлексии. В зависимости от уровня самосознания, человек в состоянии модифицировать свое поведение, в соответствии с требованиями среды. Большое внимание уделялось формированию установок на здоровый образ жизни. Использовались методы: дискуссия, круглый стол, беседа, творческое задание, психогимнастические упражнения, ролевые игры, деловые игры, инсценировка, «Психологический театр».

Содержание индивидуальной работы в рабочей группе строилось в зависимости от конкретной ситуации развития. В первую очередь, в процессе индивидуальной работы ориентировались на нерешенные задачи возраста (формирование идентичности, самостоятельности, жизнестойкости и т.д.). После определения актуальной ситуации, определялась цель, к которой стремится студент и разрабатывалась реалистичная программа по ее достижению.

При определении эффективности результатов данной программы методы математической статистики не использовались в связи с маленькой выборкой студентов, которые показали зависимость от алкоголя (точнее честно признались в этом в процессе диагностики и, что не маловажно, согласились принять участие в профилактической программе).

После окончания занятий с рабочей группой в рамках коррекционно-развивающей программы было проведено повторное тестирование по методикам определения мотивации потребления алкоголя (МПА) Завьялова и самооценки психических состояний по методике Айзенка. Полученные результаты представлены в таблицах ниже:

Таблица 1. Результаты тестирования по методике самооценки психических состояний Айзенка до и после реализации профилактической программы

 

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

 

до

после

до

после

до

после

до

после

1 респондент

7

2

2

1

9

4

7

2

2 респондент

11

3

12

3

5

3

13

5

3 респондент

13

3

15

3

5

5

13

7

4 респондент

5

2

7

0

10

3

9

5

На начальном этапе диагностики у двух респондентов (2 и 3) наблюдался средний уровень тревожности и фрустрации. Еще у двух (1 и 4) респондентов, были выявлены средние показатели агрессии. У всех респондентов показатели ригидности были на среднем уровне. После реализации программы профилактики, показатели студентов по всем шкалам стабилизировались на уровне нормы, кроме 3 респондента, у которого показатель ригидности снизился, но остался на уровне средней степени выраженности. Необходимо отметить, что показатели по шкалам на начальном этапе профилактической работы не вполне отражают реальное положение дел. По внешним проявлениям, во время тренинговых занятий, студенты рабочей группы демонстрировали куда более серьезные проявления тревожности, фрустрации и ригидности, чем показал тест. Однако, после проведенной работы, по данным обратной связи, ситуация значительно улучшилась.

Рисунок 3. Сравнительный анализ значимых мотивов употребления алкоголя в рабочей группе (до и после проведения профилактической работы)

Ниже представлен общий показатель употребления алкоголя в рабочей группе.

Таблица 2. Результаты тестирования по методике определения мотивации потребления алкоголя В.Ю. Завьялова до и после реализации профилактической программы
(общий показатель)

Испытуемый

1 замер

2 замер

Респондент 1

43

7

Респондент 2

46

9

Респондент 3

36

15

Респондент 4

71

4

Как можно заметить, после проведения профилактической работы общий показатель употребления алкоголя существенно уменьшился. Средний показатель употребления алкоголя не превышает значения 10 баллов (нормой считается показатель до 35 баллов), а ведущие мотивы после проведения профилактической работы утратили своё влияние. Положительную динамику показали абсолютно все респонденты – уровень употребления алкоголя студентами снизился до показателей нормы.

Выводы:

  1. Наше исследование показало, что выделение нерешенных задач возраста в качестве основного фокуса индивидуально ориентированных профилактических программ, является важным условием в решении проблемы предотвращения рецидива.
  2. Психическое состояние оказывает влияние на потребление алкоголя. В связи с этим, индивидуально ориентированную программу профилактики необходимо выстраивать с учетом данного фактора.

Полученные результаты свидетельствует об эффективности влияния проведенной работы на формирование антиалкогольных установок у молодых людей.


Список литературы

1. Бишоп Сью. Тренинг ассертивности. Серия «Эффективный тренинг». - СПб., Питер, 2001. — 208 с.
2. Бобров А.Е. Профилактика алкоголизма и наркомании в семье и школе: практические рекомендации. 2-изд., доп. - М.: Психотерапия, 2016. 190 с.
3. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. -СПб.: Речь, 2007. – 174с.
4. Гайфутдинова А.М., Красильников В.И., Зиннуров Ф.К. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков // Вестник Казанского Юридического института МВД России. 2014. №2. С. 6-13.
5. Завьялов В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и у здоровых // Психологический журнал. 1986. № 5. C.102-111.
6. Климчук В. А. Тренинг внутренней мотивации. — СПб.: Речь, 2005. — 76 с.
7. Лозовой В.В., Кремлева О.В., Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. М. :АльянсПринт, 2011. 448 c.
8. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». -СПб.: Речь, 2009. — 250 с.
9. Самохвалова Е.В. Организация работы по профилактике студенческой среде // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11, с.34-39.
10. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. - Изд. 2-е. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. — 111с.

Расскажите о нас своим друзьям: