Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (96) Июль 2024
УДК 372.882
Дата публикации 24.07.2024
Условия формирования читательской культуры в рамках курса «Литературное чтение»
Каширина Мария Владимировна
педагог-исследователь, учитель Школы 1601, РФ, г. Москва, kashirina-mariya@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования читательской культуры обучающихся на уроках по курсу «Литературное чтение». Целью статьи является анализ действующих программ данного курса и фондов школьных библиотек. Основное внимание в работе акцентировано на роли школьной библиотеки в формировании читательской культуры обучающихся. В процессе исследования выявлен круг произведений, которые входят в перечень обязательного изучения обучающимися и наличие их изданий в фондах школьных библиотек. Кроме того, установлен ряд текстов, представленных в учебниках полностью и в сокращении. На основании проведенного исследования в статья обусловлено преимущество работы с полным текстом литературного произведения и книжным изданием на уроках литературного чтения. Обозначен круг авторов, которые должны быть представлены в фондах школьных библиотек. Выявлен ряд условий, обеспечение которых благотворно влияет на формирование читательской культуры младших школьников.
Ключевые слова: читательская культура, литературное чтение, начальное образование, школьная библиотека, детские книги.
research teacher, teacher of School 1601, Russian, Moscow
Abstract: The article discusses the problem of the formation of a reading culture of students in the lessons of the course "Literary Reading." The purpose of the article is to analyze the current programs of this course and the funds of school libraries. The main focus of the work is focused on the role of the school library in the formation of the reading culture of students. In the course of the study, a range of works was identified that are included in the list of compulsory study by students and the presence of their publications in the funds of school libraries. In addition, a number of texts have been installed, presented in textbooks in full and in abbreviated form. Based on the research, the article is determined by the advantage of working with the full text of a literary work and a book edition in literary reading lessons. The circle of authors that should be represented in the funds of school libraries is indicated. A number of conditions have been identified, the provision of which has a beneficial effect on the formation of the reading culture of primary schoolchildren.
Keywords: reading culture, literary reading, primary education, school library, children's books.
Каширина М.В. Условия формирования читательской культуры в рамках курса «Литературное чтение» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/usloviya-formirovaniya-chitatelskoj-kultury-v-ramkakh-kursa-literaturnoe-chtenie.html (Дата обращения: 24.07.2024)
Формирование читательской культуры — неотъемлемая часть литературного образования, в частности начального, потому что именно в первые годы обучения закладываются навыки работы с книгой и информацией. Формируется круг чтения, читательский интерес и самостоятельность.
Данному вопросу посвящено большое количество работ современных исследователей. Например Е.А. Жесткова, освещая проблему формирования читательской культуры в образовательном процессе, основываются на необходимости повышения интереса обучающихся к качественной литературе [1]. А.С.В. Коняшкина придерживается мнения о том, что формирование читателя зависит от наличия книжной среды, совместного чтения детей и родителей [2]. В.Е. Мартынова и Р.М. Садыкова полагают, что для формирования квалифицированного читателя важно создание стимулирующей обстановки, в которой чтение воспринимается как нечто важное и ценное [3]. Ф.У. Отаханова и О.Т. Хожирахматова, в свою очередь, рассматривают формирование читательской культуры обучающихся как условие их интеллектуального и нравственного развития.
Приведенные выше положения свидетельствуют об актуальности исследования данной проблемы и констатируют, что формирование читательской культуры обучающихся зависит от многих факторов. Однако, по нашему мнению, для становления читателя необходимы определенные условия. Основным из них будет постановка чтения и работы с книгой в приоритетное направление уроков литературного чтения. Обусловлено это тем, что «Литературное чтение», как и все школьные предметы, сопровождается учебником с текстами (литературных произведений!) и, разумеется, с заданиями к ним. Согласно замечанию Е.А. Асоновой, специалиста по детскому чтению, в учебнике и хрестоматии «текст художественного произведения <...> превращается в подобие задачи по математике» [5, с. 26], что снижает интерес к чтению как к процессу в удовольствие и ограничивает круг чтения школьника. Однако обращение к ресурсам библиотеки может изменить эту ситуацию. Наличие в библиотеке книг, актуальных для детского чтения (художественной и научно-популярной, программной и современной литературы) и их использование в образовательном процессе помогут обеспечить взаимодействие учащихся непосредственно с книгой, а не с посредником в виде учебника. Это позволит достигнуть ряд планируемых результатов ФГОСа начального общего образования: формирование потребности в систематическом чтении, умений участвовать в обсуждении прочитанного, интерпретировать и преобразовывать тексты, самостоятельно выбирать интересующую литературу [7].
В достижении обозначенных результатов значимую роль играет школьная библиотека, функционал который пересматривается в последние годы. Нововведения говорят о переходе школьной библиотеки в формат информационно-библиотечного центра. Это означает, что библиотека должна быть обеспечена выходом в интернет, электронными ресурсами, учебниками или приложениями к ним [7]. Однако неизменным и более важным требованием было и остается наличие фонда актуальной художественной литературы для детей.
С какими произведениями детской литературы предположительно должны познакомиться учащиеся начальной школы? Какими книгами для этого должен быть укомплектован фонд школьных библиотек? На эти вопросы отвечает содержание действующих УМК. Поэтому нами были проанализированы УМК по литературному чтению для 1-4 классов начальной школы: «Родное слово» [8], УМК Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» [9], «Школа России» [10], «Школа 2100» [11].
Известно, что часть литературных произведений в учебниках дана в сокращенном варианте или с небольшой адаптацией текстов. При этом часть авторов представлена всего лишь одним-двумя произведениями. Объем литературных произведений по курсу «Литературное чтение» представлен в таблице 1.
Таблица 1. Объем литературных произведений, представленных в учебниках по курсу «Литературное чтение»
Программа\учебник | Класс | Представленные тексты | ||
Тексты в сокращении | Тексты одного автора | Сказки, былины | ||
Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» | 1 класс | 2 % | 0 % | 2 % |
2 класс | 27 % | 28 % | 16 % | |
3 класс | 25 % | 31 % | 21 % | |
4 класс | 44 % | 44 % | 0 % | |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» (Школа России) | 1 класс | 2 % | 21 % | 10 % |
2 класс | 0 % | 37 % | 10 % | |
3 класс | 9 % | 67 % | 8 % | |
4 класс | 18 % | 36 % | 5 % | |
Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. «Литературное чтение» (Школа 2100) | 1 класс | 3 % | 19 % | 0 % |
2 класс | 16 % | 33 % | 18 % | |
3 класс | 10 % | 25 % | 2 % | |
4 класс | 11 % | 12 % | 0 % | |
Грехнев Г.М., Корепова К.Е. «Литературное чтение» (Родное слово) | 1 класс | 17 % | 14 % | 17 % |
2 класс | 27 % | 34 % | 28% | |
3 класс | 40 % | 60 % | 22 % | |
4 класс | 25 % | 28 % | 28 % | |
Среднее |
| 17 % | 31 % | 12 % |
Согласно данным Таблицы 1 в учебниках, проанализированных нами, в сокращенном варианте дано 17% текстов детской литературы. Среди них произведения Б. Заходера, А. Гайдара, И. Сурикова, Г. Цыферова, М. Зощенко и других авторов. 31 % составляют тексты народных сказок и былин. И 12 % — это общее количество текстов (два-три текста) одного автора — В. Осеевой, В. Драгунского, Н. Носова, C. Михалкова, Дж. Родари, Т. Янссон, А. Лингренд и других.
Сокращенный текст или одно из широкого круга произведений автора не позволяют составить полноценного представления о творчестве автора, тем, затронутых им в произведениях. В таких случаях авторами учебника предполагается, что дети познакомятся с полной версией текста самостоятельно, найдут и другие произведения автора, что отвечает требованиям к основным результатам курса «Литературное чтение», которые мы обозначили выше.
В связи с этим библиотека должна быть укомплектована широким кругом книг, актуальных для детского чтения и развития их читательской самостоятельности — второе условие формирования читательской культуры. Однако ситуация с художественной литературой в школьных библиотеках сложная.
В процессе исследования нами была проведена беседа с сотрудниками школьных библиотек московских школ, которая показала, что фонды художественной литературы обновляются и пополняются крайне редко. Согласно ГОСТу Р 7.0.95-2015 «Библиотечный фонд. Технология формирования», актуализация библиотечных фондов должна осуществляться каждые 7 лет [12, с. 5]. Фонд каждой библиотеки, по словам респондентов, не обновлялся десятилетиями. При этом и новые поступления — это не столько художественная, сколько справочная литература – энциклопедии и словари. По мнению респондентов, в школьных библиотеках значительно не хватает и современной литературы. Однако произведения современных авторов, например, М. Бородицкой, В. Долиной (УМК «Школа 2100»), М. Аромштам, А. Жвалевского и Е. Пастернак (Примерная общеобразовательная программа), входят в программы по литературе и в списки дополнительного чтения. Безусловно, современная детская литература представлена наиболее актуальными текстами для современного школьника. Наравне с классикой она должна находиться в фондах школьных библиотек. На уроках литературного чтения нельзя игнорировать процессы, происходящие в мире современной детской литературы, поскольку они являются важным условием формирования читательской культуры младшего школьника.
Согласно действующим программам (Р.Н. Бунеева, Г.С. Меркина, Л.А. Ефросининой, Г.М. Грехнева, В.Г. Горецкого), учебники позволяют учащимся познакомиться с частью произведений авторов, представленных в таблице 2.
Таблица 2. Объем произведений каждого автора, представленных в учебниках курса «Литературное чтение»
Авторы | УМК «Литературное чтение» с 1 по 4 класс | |||
Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. «Литературное чтение» (Школа 2100) | Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» (Школа России) | Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» | Грехнев Г.М., Корепова К.Е. «Литературное чтение» | |
Аким Я. | 2 | 2 |
| 2 |
Барто А. | 7 | 3 |
| 5 |
Берестов В. | 5 |
| 2 | 4 |
Бианки В. | 2 | 2 | 2 | 3 |
Бирюков В. | 2 |
|
|
|
Бородицкая М. | 2 | 2 |
|
|
Граубин Г. | 3 |
|
|
|
Григорьев О. | 5 |
|
|
|
Демьянов И. | 3 |
|
|
|
Драгунский В. | 12 | 2 | 1 | 3 |
Заходер Б. | 10 | 2 |
| 3 |
Золотухина Т. | 3 |
|
|
|
Зощенко М. |
| 2 |
| 2 |
Ким Ю. | 2 |
|
|
|
Коваль Ю. | 2 |
| 1 |
|
Коршунов М. | 2 |
|
|
|
Крылов И. |
| 3 | 1 | 3 |
Майков А. | 2 |
|
|
|
Мамин-Сибиряк Д. |
| 3 |
|
|
Маршак С. | 6 |
|
| 8 |
Михалков С. | 1 |
|
| 4 |
Мориц Ю. | 7 | 3 |
|
|
Мошковская Э. | 2 |
|
|
|
Носов Н. | 2 | 2 |
| 5 |
Осеева В. |
|
| 6 | 4 |
Остер Г. |
| 2 |
|
|
Пермяк Е. |
|
| 2 |
|
Пришвин М. | 4 |
| 3 |
|
Пушкин А. | 8 | 8 |
| 6 |
Родари Дж. | 4 |
|
| 2 |
Сапгир Г | 5 |
|
|
|
Сладкое Н. | 4 | 3 |
|
|
Сутеев В. |
|
| 2 |
|
Тайц Я. |
|
| 2 |
|
Токмакова И. | 7 | 5 |
|
|
Толстой А. | 2 |
| 2 |
|
Толстой Л. | 1 | 5 |
|
|
Успенский Э. | 7 |
| 3 |
|
Хармс Д. | 2 |
|
|
|
Цыферов Г. | 7 | 5 |
|
|
Чарушин Е. | 3 | 3 | 3 |
|
Черный С. | 4 | 3 |
|
|
Чуковский К. |
|
| 2 |
|
Шибаев А. | 2 |
|
|
|
Шим Э. | 2 |
| 3 | 3 |
В таблице 2 представлены авторы, произведения которых вошли в учебники курса «Литературное чтение» с 1 по 4 класс. Многие из них обозначены методистами для самостоятельного чтения. В последнем случае предполагается, что ребёнок воспользуется библиотекой. К библиотеке отсылает и разное количество представленных текстов того или иного автора, объем произведений, данных в сокращении.
Согласно полученным данным, фонд библиотеки должен содержать:
— сказки русские, белорусские, татарские, корейские, японские, английские, американские, немецкие, латышские, эстонские и другие народные сказки;
— авторские сказки: Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Дж. Родари, Э. Шима, В. Даля, К. Ушинского, В. Одоевского, П. Бажова, П. Ершова, С. Маршака, А. Толстого, В. Хмельницкого, Г. Цыферова, Е. Пермяка, О. Резепкина.
— зарубежную детскую литературу: Т. Янссон, А. Линдгрен, Дж. Р. Р. Толкиен и А. де Сент-Экзюпери;
— стихотворения: В. Брюсова, А. Фета, С. Есенина, А. Толстого, А. Пушкина, В. Шергина, В. Даля, С. Баруздина, А. Прокофьева, А. Барто, И. Токмаковой, Н. Матвеевой, Ю. Мориц, О. Григорьева, Э. Успенского, М. Бородицкой, В. Осеевой, О. Григорьевой, С. Михалкова, Н. Рубцова, З. Александровой;
— рассказы и повести: В. Голявкина, А. Гайдара, В. Крапивина, Г. Куликова, В. Драгунского, Н. Носова, С. Михалкова, Е. Пермяка, Г. Сапгира, М. Зощенко, В. Сутеева, А. Митты, В. Чаплиной, В. Берестова, Г. Осетра, М. Москвиной.
Однако для того, чтобы дети обращались к ресурсам библиотеки, нужна мотивация — следующее условие формирования читательской культуры. Мотивацией могут послужить литературные задания, выполняя которые ребёнок может обратиться за помощью к школьному библиотекарю. Например, в конце тематических разделов каждого учебника дан небольшой список книг для самостоятельного чтения. Большая часть таких подборок состоит из произведений зарубежных авторов: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен, «Сказки по телефону» Дж. Родари, «Шляпа волшебника» и другие сказки Т. Янссон. Чтобы познакомиться с этими и другими текстами нужно время, располагающее к чтению место и, разумеется, книжное издание. Все это обострит восприятие текста, расширит представление о литературе.
Есть задания к конкретным текстам, которые обращают внимание учащихся на другие тексты этого же автора. Например, задание к рассказу Н. Носова «Федина задача»: «Найди в библиотеке сборник рассказов Н. Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список» [13, с. 81]. Данное задание развивает у учащихся навык работы с информацией. Обратиться к ресурсам библиотеки, найти нужную книгу, а в ней конкретную информацию – компетенция, которой учащийся должен владеть в процессе всего обучения, а затем и в течении всей жизни. В то же время такое задание развивает учащегося как читателя. Формирует умение пользоваться библиотекой, книгой как источником информации, расширяет круг чтения, позволяет сформировать целостное представление об авторе и его творчестве. И что особенно важно – позволяет увидеть связь коротких рассказов, понять, почему и чем они объединены.
В одном из вариантов подобного задания список заменяется написанием аннотации к тексту. Например, задание к сборнику русских народных сказок и «Аленушкиным сказкам» Д.Н. Мамина-Сибиряка в УМК «Гармония»: «Рассмотри обложки книг. Найди их в школьной библиотеке <…> Составь вопросы по содержанию одной из книг. Напиши на нее аннотацию» [8, с. 14].
Как и предыдущее задание, оно обращает учащихся к ресурсам библиотеки, формирует умение работать с текстом, искать информацию, задавать вопросы по содержанию. Безусловно, это важно в формировании навыка чтения как инструмента. В случае формирования читательской культуры ребенка очень продуктивно та часть задание, где требуется написать аннотацию к книге. Оно позволяет сконцентрироваться на индивидуальном восприятии текста, формирует умение высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного, кратко излагать свои мысли. Иными словами, рассказывать о книге в письменной форме.
Как устная форма рассказ о книге не реже встречается среди заданий в школьных учебниках. Отметим, что такое задание широко используется британским педагогом и автором книг для подростков Э. Чамберсом как отдельный метод «Расскажи».
«Умение хорошо говорить о книге, — пишет Э. Чамберс, — ценно само по себе; к тому же это лучшая подготовка на самые разные темы. Помогая детям рассуждать о книге, мы учим их рассуждать обо всем, что происходит в жизни» [6, с. 140]. Поэтому задание с рассказом о книге (в устной или письменной форме) очень актуально для развития читательской культуры. В процессе беседы ребенок узнает о других книгах, слышит разные мнения, не похожие на его индивидуальное восприятие, раскрывает новые смыслы прочитанного, у него формируется круг чтения.
С помощью ресурсов библиотеки могут быть выполнены и другие задания. Они носят интерактивный характер и не встречаются в учебниках курса. Одно из них — самостоятельно найти книгу того же автора, но другого издания — позволит поговорить с детьми об особенностях оформления книг, о роли иллюстратора. Обратит внимание на то, как по-разному могут выглядеть персонажи, какими могут быть переплет (твердым или мягкими) и шрифт книги. Такому заданию можно посвятить целый урок. Здесь мы вновь сталкиваемся с умением пользоваться библиотекой, взаимодействовать с ее пространством и ресурсами – искать нужные книги. Кроме того, формируется навык чтения-рассматривания иллюстраций, которые иногда несут информации больше, чем текст автора. Например, «Каштанка» А.П. Чехова с иллюстрациями Г. Спирина проиллюстрирована более детально и тонко, а в иллюстрациях Н. Челпановой будут преобладать графический стиль, более четкие геометрические формы. Обращение к иллюстрациям и оформлению книг концентрирует внимание на индивидуальном восприятии прочитанного. В то же время, это и тактильное восприятие книги, от которого в некоторой степени зависит удовольствие чтения – интерес к самому процессу выбора книги, рассматривания ее иллюстраций и к последующему процессу чтения.
Другой вариант интерактивного задания – поиск сказок современных авторов и сочинение собственных небольших фантастических историй. Работа со сказками С. Седова, И. Зартайской, Ю. Кузнецовой и других современных авторов позволит познакомить учащихся с современной литературой, по-иному взглянуть на жанр сказки. Одни из них – сказки И. Зартайской продолжают андерсеновскую традицию, позволяют играть с образами окружающих ребенка предметов, другие – сказки С. Седова сами по себе игра. Традиционные сказочные герои, помещенные в современный сюжет, превращают сказки автора в более фантастические тексты, которые близки современным детям. А учитывая то, что дети больше любят сочинять свое – такое задание пробудит не только фантазию ребенка, но и интерес к книгам.
В свете сказанного приоритетным фактором формирования читательской культуры является обращение к книжным изданиям детской литературы. В связи с этим в образовательном процессе должны быть учтены следующие условия:
— наличие актуальных для детского чтения книг в библиотеке,
— мотивация обращения к ресурсам библиотеки,
— использование детских книг на уроках литературного чтения.
Каждое обеспечит взаимодействие ребенка непосредственно с книгой, с текстом автора и с пространством библиотеки. Разнообразие литературных текстов и их изданий позволит расширить круг чтения школьника, развить интерес учащихся, их самостоятельность в чтении и сконцентрировать внимание на индивидуальном восприятии разных текстов.
Список литературы
1.Жесткова Е.А. Проблема формирования читательской культуры младших школьников в современной образовательной среде // Наука и школа. 2022. № 5. С. 204-214.
2.Коняшкина А. С. В. Чтение в жизни детей младшего школьного возраста 9-11 лет // Комплексные исследования детства. 2022. №3. С. 171-182.
3.Мартынова В. Е., Садыков Р.М. Начальная школа важный этап самоопределения юного читателя // SAI. 2023. № Special Issue 10. С. 664-666.
4.Отахонова Ф.У., Хожирахматова О.Т. Формирование читательской культуры современных детей // Теория и практика современной науки. 2022. №10 (88). С. 98-101.
5.Асонова Е.А. Читатьневредно. – М.: Совпадение, 2017. С. – 26.
6.Чамберс. Э. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем. – М.: Самокат, 2016. – 320 с.
Список источников
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // consultant.ru. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 10.01.2024).
8.УМК Литературное чтение. 1-4 класс. Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А. – М.: Русское слово, 2012. 128 с.
9.УМК «Литературное чтение». 1-4 класс. Ефрасинина Л.А. – Москва.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 176 с.
10. Литературное чтение: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы / О.В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 416 с.
11. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. «Литературное чтение» 1-4 класс (Школа 2100) // Учебная платформа «studylib.ru». URL: clck.ru/3BAwQn (дата обращения 17.03.2023).
12. ГОСТ Р 7.0.95-2015 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечный фонд. Технология формирования. М.: Стандартинформ, 2015. – 22 с.
13. Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2023. – 96 с.