Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 37.015.3

Дата публикации 31.10.2020

Участие в олимпиадах как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Зилотова Наталья Николаевна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье раскрыты сущность и важность развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, показана роль олимпиад в развитии познавательной активности детей данной возрастной группы. На основе изучения данного вопроса разработаны критерии и показатели познавательной активности детей младшего школьного возраста. В статье приведен анализ уровня развития познавательной активности детей младшего школьного возраста – обучающихся муниципального бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 24 станицы Суворовская Ставропольского края и пример олимпиадных задний по математике для третьего класса.
Ключевые слова: Общеобразовательные учреждения, дети младшего школьного возраста, познавательная активность, олимпиада, критерии и показатели развития познавательной активности младших школьников.

Participation in Olympiads as a means of developing the cognitive activity of primary school students

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki
Zilotova Natalia Nikolaevna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: The article reveals the essence and importance of the development of the cognitive activity of children of primary school age, shows the role of Olympiads in the development of the cognitive activity of children of this age group. Based on the study of this issue, criteria and indicators of the development of cognitive activity in primary school children have been developed. The article provides an analysis of the level of development of the cognitive activity of children of primary school age - students of the municipal budgetary institution, secondary school № 24 of the village of Suvorovskaya, Stavropol Territory, and an example of the Olympiad in mathematics for the third grade.
Keywords: General educational institutions, children of primary school age, cognitive activity, Olympiad, criteria and indicators of the development of cognitive activity of younger students.

Правильная ссылка на статью
Декман И.Е., Зилотова Н.Н. Участие в олимпиадах как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/uchastie-v-olimpiadakh-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-obuchayushhikhsya-nachalnoj-shkoly.html (Дата обращения: 31.10.2020)

В настоящее время современные дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни. От ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение самостоятельно добывать их, оперировать ими, творчески мыслить. Изменились требования к обучающимся не только старшей, но и начальной школы. Именно им, для того, чтобы усвоить современные учебные программы, наряду с  необходимостью развития общеучебных умений и навыков, необходима еще и способность к самостоятельной учебной деятельности, саморегуляции, рефлексии. Поэтому в деятельности учителя начальных классов на первый план выходит задача развития познавательных способностей, познавательной активности детей.

В связи с тем, что пытливость ума является одним из основополагающих свойств личности, поиск новых, эффективных форм и методов развития познавательной активности младших школьников становится все более актуальной задачей. В исследованиях Б.Б. Коссова [1], Н.Д. Левшиной [2], Е.М. Савиной [3], О.В. Соловьевой [4] и др. подчеркивается мысль о том, что самореализация активной деятельности обучающихся происходит в ситуациях, которые побуждают их к самостоятельным решениям и действиям, свободному выбору заданий, творческой деятельности. Одной из таких средств развития познавательной активности детей  являются олимпиады, которые активизируют познавательные психические процессы, вызывают интерес к познанию,  воспитывают умственную активность детей.

Теоретической основой выявления возможностей и особенностей проведения олимпиад в начальной школе, а также их влияния на развитие познавательной активности младших школьников являются труды Н.Н. Аменицкого [5], Н.К. Антоновича [6], М.М. Казбек-Казиевой [7], Г.И. Щукиной [8 ].

Исследования вышеуказанных ученых показывают, что что младший школьный возраст является весьма благоприятным для развития учебно-познавательной деятельности. Однако, в настоящее время не многими педагогами  начальных классов используются возможности олимпиад для развития познавательной активности обучающихся. Это объясняется тем, что  организация и выстраивание процесса олимпиад ставит педагогов перед необходимостью решения таких вопросов: какие формы должна иметь данная самостоятельная работа, какого типа задания необходимо и целесообразно включать в предметные олимпиады, какова последовательность этих заданий и др. Олимпиады являются всегда нестандартной ситуацией, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить - все это создает определенные трудности, которые необходимо учитывать педагогу [1, с.32].

В рамках настоящего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая имела своей целью обосновать  возможности развития познавательной активности детей младшего школьного возраста посредством участия в олимпиадах.

Эмпирической базой исследования выступило муниципальное бюджетное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 станицы Суворовская Ставропольского края. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста 9-10 лет (3 «А» класс) в количестве 20 человек.

Наша работа состояла из трех основных этапов:

- на первом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательной активности младших школьников;

- на втором этапе разработан комплекс олимпиадных заданий для младших школьников;

- на третьем этапе проведена повторная диагностика и сравнительный анализ показателей.

Чтобы оценить уровень развития познавательной активности младших школьников, нами были разработаны критерии и показатели развития познавательной активности детей данной возрастной группы, что отображено в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели развития познавательной активности младших школьников

Критерии развития познавательной активности

Показатели развития познавательной активности

Мотивационно-ценностный

- стремление к интеллектуальному саморазвитию;

- принятие интеллектуального саморазвития как ценности;

Когнитивный

- представления о том, как осуществлять направленный поиск и использование информации;

- представления о том, как дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных;

- представления о том, как определять оснований и критериев для классификации объектов;

- представления о том, как устанавливать причинно-следственные связи;

- представления о способах знаковосимволического моделирования;

- представления о том, как обеспечивать контроль процесса и результатов деятельности;

- представления о том, как формулировать проблему проекта и находить способы ее решения.

Деятельностный

- умение младших школьников работать с понятиями, суждениями, умозаключениями;

- умение оценивать умения у других;

- умение самостоятельно приобретать необходимые знания.

Исходя из выделенных критериев и показателей развития познавательной активности младших школьников, нами был подобран диагностический инструментарий:

- методика исследования словесно-логического мышления  (Э.Ф. Замбацявичене);

- методика «Таинственное письмо» (Гуткина Н.И.);

- методика «Сформированность логичных универсальных действий у обучающихся» (Л.В. Моисеева).

Выбранные нами методики изучения уровня развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в полной мере соответствуют проведению диагностического психолого-педагогического обследования детей данной возрастной группы.

На констатирующем этапе эксперимента нами получены результаты по уровню развития познавательной активности младших школьников, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень развития познавательной активности младших школьников

Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, нами был разработан комплекс олимпиадных заданий для младших школьников. Мы предполагали, что развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста будет более успешным, если дети будут вовлечены к участию в олимпиадах.

Комплекс олимпиадных заданий нами был разработан для таких предметов как русский язык, математика и ознакомление с окружающим миром.

Цель проведения олимпиад: развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Задачи проведения олимпиад:

- всестороннее развитие личности младшего школьника через привлечение интереса к предмету;

- развитие умения и желания детей самостоятельно получать знания и применять их в учебе;

- развитие умения правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;

- развитие умения преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке;

- выявление одаренных детей для дальнейшего раскрытия их способностей [3, с.56].

При разработке олимпиадных заданий, нами тщательно продумывались сами задания. Мы исходили из того, что задания  для младшего школьника не должны быть столь многообразны, как в старших классах.

Характер заданий нами определялся, прежде всего, оптимальным объемом умений и навыков по соответствующим предметам. Эти задания не дублировали материал учебника. Наша задача состояла в том, чтобы разработать такие задания, которые бы вызвали интерес учащихся. В задачах мы прибегали к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам. Все задания делились на три группы: репродуктивные, частично-поисковые и творческие. При составлении заданий мы придерживались следующих требований к ним:

- несколько заданий должно быть посильно всем участникам;

- часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;

- обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;

- все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);

- участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;

- объем самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа.

Пример олимпиадных заданий по математике представлен в таблице 2.

Таблица 2. Пример олимпиадных заданий по математике для третьего класса

За неделю до проведения олимпиады мы  предупреждали младших школьников о событии, знакомили детей с примерными заданиями по предметам, системой оценивания, правилами оформления ответов, а также регламентом проведения олимпиады.

Одним из важнейших этапов олимпиады был итоговый разбор и пояснение заданий сразу после сдачи работ всеми детьми. Это было сделано для того, чтобы младшие школьники смогли оценить возможный уровень своих ответов и удовлетворить любопытство «по горячим следам».

В рамках настоящего исследования нами были разработаны и критерии оценки олимпиадных заданий. Критериями оценки олимпиадных заданий  стали следующие:

- оценка знаний детей осуществлялась путем суммирования баллов за каждое задание и соответствовала количеству верных ответов (безупречный ответ – 2 балла, неточный – 1, неверный – 0);

- оценка творческих заданий происходила в соответствии с содержанием ответа, форма выражения ответа, оригинальностью ответа (от 0 до 2 баллов).

По итогам проверки заданий все проставленные баллы суммировались и выставлялся итоговый балл непосредственно за каждую работу. После чего определялись победители.

Подведение итогов и награждение нами было проведено в праздничной, торжественной обстановке, где детям вручались грамоты и памятные призы.

По результатам проведения внутриклассных олимпиад по трем вышеуказанным предметам,  были сформированы группы детей-победителей для подготовки к участию в общешкольных олимпиадах.

После проведения внутриклассных олимпиад, нами было проведено контрольное обследование детей с целью изучения уровня их познавательной активности. Результаты повторного обследования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительные данные по уровню развития познавательной активности младших школьников по итогам эксперимента

        

Как видно из рисунка 2 мы имеем положительную динамику в развитии познавательной активности младших школьников:

- на 41,7% увеличился показатель по высокому уровню развития познавательной активности детей;

- на 20,7% снизился показатель по среднему уровню развития познавательной активности детей;

- на 21% снизился показатель по низкому уровню развития познавательной активности младших школьников.

Таким образом, обобщив результаты контрольного этапа эксперимента мы приходим к выводу о том, что участие младших школьников в олимпиадах дало положительный эффект в части развития их познавательной активности.    Подводя итог, проведенному эксперименту, можно отметить, что поставленная в работе цель исследования: обосновать возможность развития познавательной активности детей младшего школьного возраста посредством участия в олимпиадах, достигнута.


Список литературы

1. Аменицкий Н.Н. Подготовка к олимпиаде. Хрестоматия для развития сообразительности детей в семье и в школе / Н.Н. Аменицкий. – М., 2017. - 96 с.
2. Антонович Н.К. Как научиться решать олимпиадные задачи: 180 занимательных задач / Н.К.Антонович. – Новосибирск: РИПЭЛ, 2008. - 65 с.
3. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады 1-4 классы. - М.: Айрис – пресс, 2016. - 202 с.
4. Коссов Б.Б. Познавательные процессы и способности в обучении / Б.Б.Коссов. - М., 2015. - 154 с.
5. Левшина Н.Д. Познавательная деятельность учащихся во внеучебноевремя и ее познавательные функции / Н.Д. Левшина // Автореф. дис….канд. пед. наук. - М., 1999. - 23 с.
6. Савина Е.М. Внеурочная познавательная деятельность в воспитательной системе образовательного учреждения / Е.М. Савина. – М., 2016. – 221 с.
7. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников. - М.: ИЛЕКСА, 2002. - 314 с
8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса школьников / Г.И.Щукина. - М., 2002. - 144 с.

Расскажите о нас своим друзьям: