Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 159.922.6

Дата публикации 30.06.2023

Тревожность у старших подростков с ненадёжной привязанностью к матери

Довгая Наталья Александровна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский Государственный Медицинский Университет» Минздрава России, г. Владивосток, Email: natali_d@mail.ru
Малых Анна Евгеньевна
Студентка, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский Государственный Медицинский Университет» Минздрава России, г. Владивосток, Email: anian_bbb@mail.ru

Аннотация: В данной статье приводится исследование выраженности тревожности у старших подростков в связи с их типами привязанности. Актуальность данной темы связана с тем, что подростковый возраст является ключевым онтогенетическим этапом в формировании тревожности; а особенности детско-родительских отношений являются одним из основных факторов проявления повышенного уровня тревожности у ребёнка. На основе данных методики «Шкала тревожности» (Р. Кондаша) были проанализированы показатели общей, школьной, самооценочной и межличностной тревожности. Результаты показали, что подростков с ненадёжной привязанностью отличает более высокий уровень тревожности, чем подростков с надёжной привязанностью.
Ключевые слова: тревожность, привязанность, старшие подростки, школьная тревожность, межличностная тревожность, самооценочная тревожность.

Anxiety in adolescence with insecure attachment to mother

Dovgaya Natalya Alexandrovna
PhD in Psychology, Associate Professor at the Department of Clinical Psychology, Pacific State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Vladivostok
Malykh Anna Evgenievna
Student, Pacific State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Vladivostok

Abstract: This article presents a study of the severity of anxiety in adolescents in connection with their types of attachment. The relevance of this topic is related to the fact that adolescence is a key ontogenetic stage in the formation of anxiety; and the peculiarities of child-parent relations are one of the main factors in the manifestation of an increased level of anxiety in a child. Based on the data of the "Anxiety Scale" methodology (R. Kondasha), the indicators of general, school, self-assessment and interpersonal anxiety were analyzed. The results showed that adolescents with insecure attachment have a higher level of anxiety than adolescents with reliable attachment.
Keywords: anxiety, attachment, adolescents, school anxiety, interpersonal anxiety, self-assessment anxiety.

Правильная ссылка на статью
Довгая Н.А., Малых А.Е. Тревожность у старших подростков с ненадёжной привязанностью к матери // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/trevozhnost-u-starshikh-podrostkov-s-nenadyozhnoj-privyazannostyu-k-materi.html (Дата обращения: 30.06.2023)

Актуальность изучения тревожности в подростковом возрасте определяется тем, что в данный период её проявление нарастает, достигая своего пика к 15 годам [3, 4, 10]. Проявление тревожности в подростковом возрасте связано также с характерными для данного периода психологическими особенностями: противоречивость ожиданий, неадекватность самооценки, острое реагирование на предъявляемые требования и т.д., так как ключевыми новообразованиями в подростковом возрасте являются формирования самосознания и идентичности [10].

На развитие тревожности и страхов у подростков оказывает влияние множество факторов. Одним из них является нарушение детско-родительских отношений [1, 5, 9, 13, 14] и, как следствие, трудности в формировании надёжной привязанности к близким людям. Привязанность – это эволюционно значимое поведение младенца, связанное с потребностью во взаимодействии со значимым человеком. Степень надёжности привязанности определяет то, насколько в индивиде присутствует базовая уверенность в надёжности объекта привязанности, его готовности защитить от разного рода внешних и внутренних угроз, в связи с чем строится представление о степени безопасности окружающего мира. Сформированная в раннем детстве привязанность обычно сохраняется на всю жизнь и определяет взаимосвязь индивида со значимыми окружающими людьми в будущем [2].

Многие авторы показывают, что у детей с ненадёжной привязанностью чаще встречается высокий уровень общей тревожности [6, 7, 8]. Однако среди современных отечественных исследований существует дефицит в описании различных видов тревожности у старших подростков в связи с их типом привязанности, что также определяет актуальность исследования.

Цель исследования – описать содержание и выраженность тревожности у старших подростков с ненадёжной привязанностью.

Для данного исследования были использованы следующие методики: Шкала тревожности (Р. Кондаш); Опросник на привязанность к родителям для старших подростков (М.В. Яремчук); социально-демографическая анкета. Также использовались методы статистической обработки данных. Анализ проводился с использованием пакета SPSS Statistic v. 23.

В исследовании приняло участие 89 человек в возрасте от 15 до 17 лет (M=16,1 лет, SD=0,85 лет). Из них 51 девушка и 38 юношей. Исследование проводилось очно в МБОУ Лицей №1 г. Комсомольск-на-Амуре среди учащихся 9-11 классов и в онлайн формате в группе «Hikikomori» в социальной сети «Вконтакте». Выборка была разделена на две подгруппы: экспериментальная группа, включающая 44 старших подростка с ненадёжными типами привязанности; контрольная группа, включающая 45 старших подростков с надёжным типом привязанности. В основе разделения на подгруппы лежит опросник на привязанность к родителям для старших подростков М.В. Яремчук, с помощью которого были определены типы привязанности у респондентов: надёжный и ненадёжный, к которому относятся тревожно-амбивалентный и избегающий типы. Респондент был отнесён к той или иной подгруппе на основе частоты встречающихся у него ответов в рамках того или иного типа привязанности.

Результаты. В табл. 1 представлены результаты основных статистических параметров методики «Шкала тревожности», полученных в процессе описания двух подгрупп. Исходя из анализируемых данных, видно, что показатели общей тревожности и трёх основных видов тревожности у исследуемых из контрольной группы находятся в рамках нормального уровня тревожности, однако в экспериментальной группе данные показатели относятся к несколько повышенному уровню.

Таблица 1. Описательная статистика по «Шкале тревожности» (Р. Кондаша)

Подгруппа

Виды тревожности

Показатели средних значений

M

Me

SD

Экспериментальная

Общая

59,02

62,00

23,83

Школьная

17,43

17,5

7,89

Самооценочная

21,57

22,00

9,80

Межличностная

20,02

21,00

7,92

Контрольная

Общая

38,71

36,00

21,16

Школьная

12,20

11,00

7,53

Самооценочная

13,58

13,00

7,70

Межличностная

12,93

12,00

7,87

В результате статистической обработки данных с помощью U-критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия по показателям общей (U=519,0; p=0,000), школьной (U=613,0; p=0,002), самооценочной (U=527,5; p=0,000) и межличностной (U=491,0; p=0,000) тревожности среди выделенных подгрупп на уровне достоверности <0,01.

Было выявлено, что старшие подростки с ненадёжной привязанностью отличаются более повышенным уровнем тревожности, чем подростки с надёжной привязанностью. Так, подростки, имеющие надёжный тип привязанности, имеют средний уровень тревожности, который проявляется в различных сферах: при межличностном общении, во взаимодействии со школьной средой и в представлениях о самом себе. Наличие тёплых и поддерживающих отношений с матерью, чувство опоры в ней позволяют ощущать поддержку и в других значимых людях [11]. Это, в свою очередь, позволяет подростку чувствовать себя увереннее в окружающем мире, когда чувство приближения безобъектной опасности проявляется преимущественно в ситуациях объективной угрозы. Вероятно, уверенность в готовности значимых близких оказать эмоциональную поддержку при возникновении стрессовых ситуаций позволяет подростку в меньшей степени испытывать тревогу, чем если бы такой уверенности не было, как в случае с ненадёжными типами привязанности.

Подростки с ненадёжной привязанностью склонны испытывать повышенную тревогу в ситуациях общения, школьных взаимоотношений и в отношении оценки самого себя. Такой уровень тревожности может вызывать конфликтность самооценки и трудности при взаимодействии с социальной средой, что может проявляться в противоречии между высокими притязаниями и неуверенностью в себе. Это ведет к психическому перенапряжению, повышенной утомляемости и т.д. [12] Такие подростки не ощущают, что близкие люди будут готовы помочь им справиться с возникающими жизненными трудностями, из-за чего уровень их тревоги и опасений относительно угроз окружающего мира является повышенным, что может приводить к избеганию различных ситуаций, в том числе тех, которые могут не нести реальной угрозы.

В нашем исследовании было продемонстрировано, что, несмотря на данные ряда исследователей, указывающие на повышение тревожности в подростковом возрасте как онтогенетическую норму, повышенный уровень тревожности скорее встречается у тех подростков, которые имеют ненадёжную привязанность к матери. Это подтверждает роль детско-родительских отношений в проявлениях состояния тревоги.

Заключение. На основе изученных теоретических источников была выдвинута гипотеза о том, что у старших подростков с ненадёжной привязанностью уровень общей тревожности и её специфических форм выше, чем у старших подростков с надёжной привязанностью.

Выдвинутая гипотеза была статистически подтверждена на данной выборке. Из чего можно заключить, что старшие подростки, не ощущающие защиты и эмоциональной связи с матерью, склонны испытывать повышенную тревожность в большинстве жизненных ситуаций, в том числе в ситуациях межличностного общения, школьных взаимоотношений и в отношении самих себя. Им свойственно во многих ситуациях ожидать неопределенную угрозу, даже в тех ситуациях, которые объективно не являются опасными. Вероятно, отсутствие с раннего детства первичной уверенности в том, что при возникновении трудностей кто-то из значимого окружения защитит, окажет помощь и эмоциональную поддержку, порождает у подростка представление об окружающем мире как о небезопасном месте, где повсюду ожидается угроза. Это наиболее неблагоприятно для подростка, так как основной задачей его развития является формирование собственной идентичности через взаимодействие со сверстниками и другими окружающими людьми, а проявление тревоги в различных социальных ситуациях может привести к ограничению межличностных взаимоотношений.


Список литературы

1. Астапов В. М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства : учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 273 с.
2. Боулби Д. Привязанность. Пер. с англ. Под ред. Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 462 с.
3. Гаранина Ж.Г., Русяйкина Н.С. Психологические особенности школьной тревожности подростков // Огарёв-Online. 2020. №11 (148).
4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. 448 с.
5. Корабельникова Е.А. Тревожные расстройства у подростков // МС. 2018. №18.
6. Куклина К.В. Влияние типа привязанности к матери на психологическое здоровье детей дошкольного возраста // Психология и педагогика образования будущего: Материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 2017. С. 110-112.
7. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика и типы привязанности у взрослых (на основе обзора зарубежных исследований) // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Т. 27. № 1. С. 8-18.
8. Моисеева М.В. Связь привязанности к матери и формирования доверия к другим в дошкольном возрасте // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 26-1. С. 121-133.
9. Понкратова Е.Е. Исследование взаимосвязи восприятия детско-родительских отношений со школьной тревожностью у подростков // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2019. №1-2 (5-6).
10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2000. 304 c.
11. Пронина К.В. Особенности привязанности в подростковом возрасте // Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. № 4. С. 73-76.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 384 с.
13. Сергуничева Н.А. Возрастно-половые и семейные факторы страхов и тревожности у старших дошкольников // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 4. С. 561-574.
14. Черемискина, И.И., Андреева О.В. Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности у подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11, № 4(41). С. 44-49.

Расскажите о нас своим друзьям: