Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 378.146:81

Дата публикации 30.06.2019

Тестирование как метод диагностики уровня сформированности стратегической компетенции у студентов неязыковых специальностей в вузе

Михайлина Оксана Николаевна
старший преподаватель кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти, kardas81@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования у выпускников вузов готовности и способности к межкультурной коммуникации. В рамках данного вопроса в статье рассматривается вопрос о возможностях метода тестирования как одного из способов педагогического измерения уровня владения стратегической компетенцией. Раскрывается содержание понятия стратегического компонента, обосновывается идея о его роли в процессе овладения иноязычной коммуникативной компетенцией в целом, а также выделяются основные элементы рассматриваемого понятия – коммуникативные стратегии – уровень владения которыми может дать представление об общем уровне сформированности стратегической компетенции обучающихся. Обобщая практический опыт, автор предлагает варианты тестовых заданий как для проверки исходного уровня сформированности стратегической компетенции, так и для завершающего этапа обучения.
Ключевые слова: стратегическая компетенция, коммуникативная стратегия, коммуникативная компетенция, иноязычная подготовка, тестирование

Testing as a diagnostic method of non-linguistic students’ strategic competency level at high school

Mikhailina Oksana Nikolaevna
senior lecturer of the department, Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages and Cultures, Togliatti State University, Russia, Togliatti

Abstract: The article is devoted to the problem of graduates’ formation of readiness and ability for intercultural communication, which is extremely important nowadays. In this context the question about the potential of the testing method as one of the possible ways of pedagogical measurement of the strategic skills level is considered in the article. The article touches upon the issues of the concept of strategic competency, gives valuable information about its role in mastering in foreign communicative competence as a whole and emphasizes the main components of the concept considered – the communicative strategies – the skill level of them can represent the general level of students’ strategic competency. Summarizing the practical experience, the author gives several tests for testing starting level as well as the tasks for testing strategic competency at final stage of training.
Keywords: strategic competency, communicative strategy, communicative competency, foreign language training, testing method

Современный специалист должен обладать не только суммой лингвистических, страноведческих и этикетных знаний об изучаемом языке, но и уметь выбирать адекватные для той иной ситуации языковые формулы, уметь реагировать на неожиданные повороты, которые могут возникнуть в процессе диалога, быть в состоянии выбрать правильную линию речевого поведения и избежать ряда проблем, затрудняющих эффективное взаимодействие партнеров по коммуникации. В соответствии с этим, формирование стратегической компетенции, играющей важнейшую роль в обеспечении готовности обучающихся к иноязычной коммуникативной деятельности является одним из значимых условий эффективной иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза к успешной межкультурной коммуникации [1].

Современные исследователи (Р.П. Мильруд, В.А. Матиенко, Н.Г. Галоян и др.) считают, что, исходя из требований государственных стандартов, в соответствии с которыми овладение коммуникативной компетенцией и всеми ее компонентами является целью иноязычной подготовки, необходимо также разработать способы альтернативного тестирования всех компонентов коммуникативной компетенции в ситуациях педагогических измерений. [2;4] Особо в структуре коммуникативной компетенции выделяется ее стратегический компонент, который непосредственно связан с успешным преодолением коммуникативных затруднений, а также разработкой цели, плана, средств и хода общения, чтобы избежать коммуникативной неудачи. Р.П. Мильруд подчеркивает, что тестирование стратегического компонента коммуникативной компетенции позволяет оценить способность обучающихся проектировать процесс коммуникации, действовать для достижения коммуникативной цели, и преодолевать возможные коммуникативные затруднения. [3;8] При этом необходимо отметить, что коммуникативные стратегии являются основными методически значимыми элементами стратегической компетенции, которым можно и нужно обучать. [4;318] В научной литературе стратегии определяются как «система способов, приемов; набор осознаваемых действий, шагов; комплекс знаний и умений, способствующий достижению учебных целей и улучшению процесса иноязычного обучения». [5;193]

Таким образом, для оценки уровня сформированности стратегической компетенции необходимо выяснить, какими коммуникативными стратегиями владеют испытуемые, и на каком уровне. Для реализации этой задачи мы также предлагаем использовать метод тестирования. При этом мы считаем, что прибегнуть к этому методу можно как до начала обучения студентов иностранному языку в целях диагностики исходного уровня сформированности стратегической компетенции, так и на завершающем этапе с целью контроля [6;31].

Остановимся более подробно на тестировании исходного уровня стратегической компетенции.

Для этого нами было выделено 2 группы стратегий: стратегии инициирования общения и стратегии реагирования на сообщение. Каждая из этих групп включала следующие 16 стратегий: стратегия приветствия, стратегия завязывания разговора, стратегия представления, стратегия завершения разговора, стратегия уточнения информации, стратегия выражения мнения, стратегия запрашивания мнения, стратегия выражения согласия с точкой зрения, стратегия предложения, стратегия согласия на предложение, стратегия выражения положительного отношения, стратегия выражения отрицательного отношения, стратегия выражения нейтрального отношения, стратегия обращения с просьбой, стратегия отказа от предложения, стратегия ответа на просьбу.

В соответствии с выделенными группами стратегий студентам были  предложены 2 теста.

Тест 1 включал 16 заданий, каждое из которых предназначалось для определения уровня владения обучающимися определенной коммуникативной стратегией, относящейся к группе стратегий инициирования общения. В качестве заданий в данном тесте предлагались ситуации. К каждой ситуации были даны три варианта ответа, из которых необходимо было выбрать единственно правильную в предложенной ситуации коммуникативную стратегию. Для более корректной обработки результатов в скобках приводилось название диагностируемой коммуникативной стратегии на русском языке. Тест предварялся единым заданием: Что вы скажете в следующих ситуациях? / What do you say in the following situations?

В качестве примера приводим фрагмент тестовых заданий, которые можно использовать для проверки владения студентами коммуникативными стратегиями инициирования общения:

1. It’s 3 p.m. now and you meet your colleague. (коммуникативная стратегия приветствия)

A) Good morning! B) How do you do? C) Good afternoon!

2. You have a new colleague in your office. Introduce him / her to the other employees. (коммуникативная стратегия представления)

A) Hello! This is Mr. Jackson, our new colleague.

B) Hi! Nice to meet you.

C) Let me introduce myself to you.

3. Your colleague asks you something, but you don’t understand the question. (коммуникативная стратегия уточнения информации)

A) What? B) Repeat, please. C) I’m sorry?

4. You want to invite a friend to the cinema. (коммуникативная стратегия предложения)

A) Go to the cinema. B) How about going to the cinema? C) I want to go to the cinema.

5. Your friend invites you to have dinner at a restaurant, but you can’t go. (коммуникативная стратегия отказа от предложения)

A) Oh, Id love to. B) No, I don’t want. C) Sorry, I’m afraid I can’t.

На начальном этапе работы с коммуникативными стратегиями нам представляется целесообразным приводить для каждой предлагаемой ситуации название требуемой коммуникативной стратегии. На наш взгляд, это способствует возникновению в сознании обучающихся четкой связи: ситуация общения – коммуникативное намерение – коммуникативная стратегия. На последующих этапах работы от указания коммуникативных стратегий можно и нужно отказаться, так как на продвинутом этапе обучающимся необходимо уметь соотносить коммуникативную ситуацию с коммуникативной стратегией самостоятельно.

Для проверки уровня сформированности коммуникативных стратегий группы реагирования на сообщение студентам также были предложены тесты. Задания данной группы представляли собой реплику собеседника, на которую обучающиеся должны были ответить, применив необходимую в данной ситуации коммуникативную стратегию. Все задания также сопровождались вариантами ответа, а также названием проверяемой коммуникативной стратегии на русском языке. Тест предварялся единым заданием: Ответьте своему собеседнику. / Give the correct respond.

Приводим фрагмент тестовых заданий, использованных для проверки владения студентами коммуникативными стратегиями реагирования на сообщение:

1. – Oh, hi! I haven’t seen you for ages. How are you? (коммуникативная стратегия завязывания разговора).

- A) Oh, not very good. I have a lot of problems.

- B) Fine, thanks. And you?

2. – Let me introduce myself. My name’s John Palmer. (коммуникативная стратегия представления)

 - A) It’s nice to meet you. - B) Oh, how’s life going on?

3. – Would you like to eat out tonight? (коммуникативная стратегия согласия на предложение)

 - A) I love it. - B) I’d love to.

4. – How can I help you? (коммуникативная стратегия обращения с просьбой)

- A) Can I have the menu, please? - B) I need the menu.

5. – Would you like anything to drink? (коммуникативная стратегия отказа от предложения)

- A) I don’t want to drink. - B) No, thank you.

На этапе контроля мы предлагаем использовать тесты повышенного уровня сложности. Цель тестовых заданий подобного типа – выяснить, могут ли студенты самостоятельно, то есть без опоры на варианты ответов для каждой ситуации, а также на подсказки в виде названий стратегий, использовать весь комплекс коммуникативных стратегий и, следовательно, решать стоящие перед ними коммуникативные задачи. Для выяснения этого вопроса мы предложили обучающимся 2 теста повышенного уровня сложности. Особо отметим, что из тестов были исключены подсказки в виде вариантов ответов.

Подобный тест также предваряется единым заданием, например: Что Вы скажете в следующих ситуациях? Подберите к каждой ситуации подходящую реплику. / What do you say in the following situations? Match the situations to the correct phrase. Обучающиеся должны подобрать к ситуациям, описанным в колонке 1, уместную в данном случае коммуникативную стратегию из колонки 2. При этом важно, чтобы тестовые задания были составлены таким образом, что для каждой ситуации из приведенного перечня стратегий правильной являлась только одна. Дополнительная сложность подобного задания может заключаться в том, что в набор предложенных коммуникативных стратегий включаются лишние стратегии, не подходящие ни к одной из предложенных ситуаций.

Приведем в качестве примера один из возможных вариантов вышеописанного задания:

What do you say in the following situations? Match the situations to the correct phrase.

1. It’s 9 a.m. now and you meet your friend.

2. Your colleague has just returned from holiday.

3. It’s your first day at a new job.

4. Your party guests are leaving.

5. Your colleague told something, but you didn’t hear him well.

6. You think that the new project of your company is really good.

7. You want to ask your friend what he thinks about the film you have just seen.

8. You have the same opinion as your friend.

9. You are going to eat out tonight and you want your friend to go with you.

10. Your friend suggests you going shopping after work and you really want to go.

11. You want to tell your new friend what you like doing in your free time.

12. You want to say that you don’t like football.

13. Your friend asks you for your opinion about cooking and you want to tell him that cooking is OK for you.

14. You are in a café and you want to pay for your order.

15. You are in a restaurant and the waiter recommends you the special dish, but you don’t want it.

16. Your friend asks you to pass him the menu.

a) I’m sorry?

b) Can I have the bill, please?

c) What about eating out tonight?

d) Hello! I’m glad to see you. How are you?

e) What do you think of the film?

f) I don’t mind it.

g) Oh, hello! I haven’t seen you for ages. How’s your holiday?

h) Good afternoon!

i) In my opinion it is great!

j) Hello. Let me introduce myself.

k) I’m really happy.

l) Here you are.

m) Bye! Keep in touch.

n) I’m fine, thank you.

o) I absolutely agree with you.

p) I really like going to the cinema to watch new films.

q) Let’s pay for the order.

r) I hate it.

s) Do you like to watch the film?

t) I’d rather have fish.

u) Oh, I’d love to.

v) What do you want

Таким образом, использование тестов при формировании стратегической компетенции и обучении владению коммуникативными стратегиями позволяет решить следующие задачи:

1) установить, смогут ли студенты, принимая во внимание заданную ситуацию и условия общения, выбрать адекватную коммуникативную стратегию;

2) определить, способны ли обучающиеся применить нужную коммуникативную стратегию для того, чтобы отреагировать на реплику коммуникативного партнера соответственно ситуации общения и предмету разговора;

3) составить представление о том, какие коммуникативные стратегии сформированы у большинства испытуемых в достаточной степени, а какими из предложенных коммуникативных стратегий рассматриваемой группы студенты не владеют.

Всё вышеперечисленное является актуальным для практики иноязычной подготовки в вузе, а также для формирования у будущих бакалавров способности и готовности к межкультурной коммуникации. [1]


Список литературы

1. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (Дата обращения: 15.06.2019)
2. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Альтернативное тестирование коммуникативной компетенции учащихся. // Английский язык в школе. 2006. № 4 (16). С. 4-8. Режим доступа: http://www.titul.ru/uploads/journal/19/Journal_17_4_12.pdf (Дата обращения 15.06.2019)
3. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Альтернативное тестирование коммуникативной компетенции учащихся. // Английский язык в школе. 2007.№ 1 (17). С. 4-12. Режим доступа: http://www.titul.ru/uploads/journal/19/Journal_17_4_12.pdf (Дата обращения: 15.06.2019)
4. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. / Российский государственный гуманитарный университет, 1999. – 349 с.
5. Лебединская О.В., Цыганова Л.В. Стратегии самостоятельной работы студентов как компонент содержания самостоятельной деятельности по иностранному языку. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 3. C. 193-196
6. Галоян Н.Г., Китаева М.В. Тест как инструмент проверки уровня сформированности коммуникативной компетенции. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4 (216). С. 31-36. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2018_4/4.pdf (Дата обращения: 29.05.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: