Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №09 (98) Сентябрь 2024
УДК 376.37
Дата публикации 19.09.2024
Теоретические аспекты использования информационно-компьютерных технологий в обучении пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Чеснокова Тамара Владимировна
Студентка 2 курса ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), РФ, город Москва, факультет - центр магистерских программ, специальность - специальное дефектологическое образование, специализация - логопедия, E-mail: tomaches@mail.ru
Аннотация: Материал содержит теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме понятия, значения навыка пересказа для детей старшего дошкольного возраста. Уделяется внимание проблемам использования информационно-компьютерных технологий в логопедической работе по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: речевая деятельность, связная речь, монологическая речь, пересказ, дошкольники с общим недоразвитием речи, логопедическая коррекция, коррекционно-формирующая работа, информационно-компьютерные технологии, электронные презентации, интерактивные игры, средства наглядности
2nd year student of the Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Sechenov University), Russian Federation, Moscow
Abstract: The material contains a theoretical review of scientific and methodological literature on the problem of the concept, the meaning of the retelling skill for older preschool children. Attention is paid to the problems of using information and computer technologies in speech therapy work on teaching retelling to older preschool children with general speech underdevelopment.
Keywords: speech activity, coherent speech, monologue speech, retelling, preschoolers with general speech underdevelopment, speech therapy correction, correctional and formative work, information and computer technologies, electronic presentations, interactive games, visual aids
Чеснокова Т.В. Теоретические аспекты использования информационно-компьютерных технологий в обучении пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-aspekty-ispolzovaniya-informatsionno-kompyuternykh-tekhnologij-v-obuchenii-pereskazu-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi.html (Дата обращения: 19.09.2024)
Одной из важных задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у них связной речи. Посредством овладения навыком рассказывания и ведения беседы совершенствуется коммуникативное развитие детей, осуществляется более эффективная подготовка к обучению в школе. Особенного внимания требуют дети с различными патологиями развития, в частности, с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). Нарушения фонетико-фонематической, лексико-грамматической, просодической сторон речи негативно отражаются на процессе овладения детьми связной речью. В системе преодоления данных нарушений в логопедической работе значимую роль играет обучение детей пересказу, как одному из наиболее легких видов монологического высказывания. Тем не менее, без использования стимулирующей помощи педагога, наглядных опор дошкольникам с общим недоразвитием речи сложно овладеть данным навыком, что требует особенного подхода и длительности коррекционно-формирующего воздействия, о чем писали В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева и другие авторы [7; 1; 2].
Несмотря на внимание исследователей к проблеме обучения дошкольников с общим недоразвитием речи требует дальнейших исследований эффективность использования новых, инновационных, технологий, в частности, включения интерактивных компьютерных игр, электронных презентаций, анимационного наглядного материала. При всем многообразии теоретически обоснованных методик по развитию навыка пересказа и активного процесса внедрения в дошкольное образование цифровых технологий, к настоящему времени не разработаны единые комплексы коррекционно-методических приемов по обучению пересказу средствами компьютерных технологий для дошкольников с общим недоразвитием речи.
Пересказ – это изложение содержания чего-нибудь своими словами. Основой для пересказа может являться как реальная ситуация, так и текст [3]. Т.А. Ладыженская отмечает, что пересказ строится на основе отражения реальной ситуации или текста. При этом сам текст характеризуется смысловой цельностью и связностью. Связность смысловых частей текста обеспечивается внешним планированием и отражает линейную организацию предложений в микротемы и темы, объединенные различными способами с целью логичной и последовательной передачи мысли говорящего [8].
О.А. Шорохова отмечает, что навык пересказывания дети осваивают уже в среднем дошкольном возрасте. Психологическими механизмами данного навыка выступают системообразующие действия, которые направлены на осмысление детьми общей концепции произведения, проникновение в смысл взаимодействия героев, осознание структурного и стилистического оформления текста, навыки составления модели изложения. Важным являются навыки, при которых ребенок согласованно с авторскими использовал собственные синтаксические конструкции, использовал собственные языковые средства [4].
Значительные трудности овладения навыком пересказа отмечаются у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Согласно классификации Р.Е. Левиной, общее недоразвитие речи у ребенка с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом следует понимать как форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, связанных как со звуковой, так и со смысловой сторонами речи [5].
О.В. Шорохова указывает, что дети с общим недоразвитием речи имеют различные возможности обучения пересказу, что связано с особенностями их связной монологической речи. Различия связаны с наличием ситуативности и структурированности пересказов с точки зрения лексико-грамматических аспектов. В целом, развитие связной речи, в том числе и навыка пересказа, у детей с ОНР не всегда возможно из-за высокой трудоемкости, сложности речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия) и недостаточной мотивации детей к совершенствованию речи. Также нарушения навыка пересказа связаны с недостатками познавательного развития старших дошкольников с ОНР: они в меньшей степени, чем их сверстники, не имеющие нарушений речевого развития, интересуются объектами окружающей среды, задают взрослым меньше вопросов, поэтому их жизненный опыт несколько уже. Дети характеризуются недостатками развития внимания, памяти, воображения, поэтому овладение значениями слов им дается с большим трудом, а словарь состоит из слов бытового значения. Поэтому, прослушивая текст произведения, дети часто не могут удержать программу передачи событий, слабо понимают значение некоторых слов, даже, если перед прочтением была проведена дополнительная разъясняющая работа [4].
Т.Б. Филичева обращает внимание на то, что старшие дошкольники с ОНР не могут четко и внятно передать свои мысли, особенно, если их пересказ содержит смену каких-то событий. В пересказах они нарушают последовательность событий, допускают особенно значимые для развития сюжета фрагменты, уделяют слишком много внимания незначительным элементам, используют простые предложения или малоинформативные фразы [2].
В целом, нарушения овладения старшими дошкольниками с ОНР навыком пересказа связаны с трудностями овладения психологическими, лингвистическими предпосылками. Нарушения психологических предпосылок выражаются в низкой эмоционально-волевой установке детей к овладению данным навыком. Дети не испытывают значительного интереса к внимательному прослушиванию текста, его осмыслению и дальнейшей передачи его содержания. Произвольное внимание у детей низкое, отмечается недостаточный объем кратковременной и долговременной памяти, низкая концентрация детей на задании. Детям сложно выполнить операции анализа, синтеза, сравнения, быстро обработать информацию и распланировать собственное речевое высказывание. Отмечаются недостатки самоконтроля – у детей практически не выявляется мотивация к максимально возможной передаче текста, исправлению возможных неточностей в пересказе.
На сегодняшний момент информационно-коммуникативные технологии и электронные средства обучения играют важную роль в системе педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в том числе, при обучении их навыкам пересказа. Использование электронных средств обучения постепенно становится неотъемлемой частью образования, способной существенно повысить его качество и сделать процесс обучения более интересным и многогранным [9].
Информационно-коммуникативные технологии в образовании представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники, применяемых в учебном процессе, а также формы и методы их использования для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, специалистов) и для образования, развития, диагностики и коррекции детей [10, с. 30].
Применение различных упражнений и игр, направленных на обучение дошкольников с ОНР пересказу, осуществляемых с помощью компьютера, ноутбука или интерактивной доски. Компьютерные игры и упражнения используются для решения различных задач, связанных с развитием у дошкольников навыков понимания структуры текстов, запоминания текста-оригинала по частям, формирования навыков ответов на вопросы по прочитанному тексту. Кроме того, ИКТ используется в системе расширения словаря дошкольников, развития выразительности речи, умений передавать чувства и эмоции при пересказывании, что важно для формирования ребенка, как рассказчика.
Посредством проведения различных типов игр у логопеда есть возможность обогащать и активизировать словарь дошкольников с ОНР, обучать детей правильно выбирать речевые средства для составления пересказа. Традиционные логопедические игры могут быть оформлены не с помощью игрушек, карточек и схем, а с помощью демонстрации средств наглядности на экране компьютера, например, с помощью электронных презентаций Power Point. Анимированные картинки являются наглядными опорами для пересказа и вызывают интерес дошкольников.
Первое преимущество электронных презентаций – это визуальное обогащение материала. Для дошкольников с ОНР визуальные образы играют ключевую роль в процессе понимания и запоминания информации. Второе преимущество – интерактивность. Современные электронные презентации могут быть интерактивными, то есть дети могут взаимодействовать с содержимым, перемещаться по слайдам, отвечать на вопросы, решать задания и участвовать в различных активностях. Третье преимущество – возможность адаптации. Логопеды могут легко настраивать презентации под потребности и возможности каждого ребенка [9].
Традиционные логопедические игры могут быть модифицированы логопедом и представлены в виде слайда электронной презентации Power Point. Такие слайды могут содержать наглядный материал, вопрос-загадку, изображение сказочного героя, которому нужно «помочь» или ответить на его «вопросы» . Также могут использоваться уже готовые упражнения, представляемые в интерактивных играх, например, в комплексе «Мерсибо», «Logointeres», «Игры для Тигры». В сети интернет существуют платные и бесплатные платформы и сервисы для создания обучающих игр и упражнений, например, «LearningApps», «Flippity», «ProProfs» и другие [6, с. 28].
Таким образом, можно сделать вывод, что информационно-компьютерные технологии являются эффективным средством обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу. Интерактивные игры и электронные презентации способствуют обучать детей планированию высказывания, выбирать нужные речевые средства, формировать связанность, точность передачи услышанного. Анимационные и статичные средства наглядности, музыкальный и видеоматериал также способствуют обогащению и расширению словаря дошкольников, просодическому оформлению высказывания.
Список литературы
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. – 166 с.
2. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева // Диссертация ... доктора педагогических наук в форме науч. докл.: 13.00.03. – Москва, 2000. – 148 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2015. – 715 с.
4. Шорохова О.А. Зависимость развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию / О.А. Шорохова: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Комсомольск-на-Амуре, 2001. – 94 c.
5. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 31 с.
6. Двуреченская О.Н., Фролова Е.Н. Использование метода компьютерной презентации в коррекции пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.Н. Двуреченская Е.Н. Фролова // Педагогический вестник. – 2018. – № 1. – с. 28-31.
Список источников
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 [2] с. - (Высшая школа).
8. Ладыженская Т.А. Речевые Речевые уроки / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2004. – 159 c.
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г. Захарова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с. — (Сер. Бакалавриат).
10. Ластовыря И.А. Ресурсы ИКТ как средство коррекции речи детей дошкольного возраста/ И.А. Ластовыря // Современный образовательный процесс. – 2018. – С. 30-32.