Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 376

Дата публикации 30.04.2019

Сравнительная характеристика признаков благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка дошкольного возраста

Меженцева Галина Николаевна
кандитат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, galmezh@mail.ru
Бокач Ульяна Игоревна
Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, bokay27@mail.ru

Аннотация: Авторами дается сравнительная характеристика признаков благополучного и неблагополучного развития речи ребенка дошкольного возраста. Описываются две группы факторов, которые приводят к отставанию в темпах формирования речи. Рассматривается «задержка развития» как синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (таких как: моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), а также замедленный темп реализации свойств самого организма ребенка. Авторы статьи обращают внимание на то, что успешность развития ребенка оказывает огромное влияние позиция самих родителей, насколько они сами понимают проблему, вставшую перед ними, насколько они готовы помочь ребенку, сколько времени способны ему выделить для общения, насколько они доверяют специалистам.
Ключевые слова: задержка речевого развития; признаки благополучного, признаки неблагополучного развития речи; дошкольный возраст

Comparative characteristics of signs of successful and dysfunctional development of speech in a child of preschool age

Mezhentceva Galina Nikolaevna
PhD in Pedagogy, Docent Associate professor at the Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Bokach Ulyana Igorevna
student, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: The authors give a comparative characteristic of the signs of successful and unsuccessful speech development of a child of preschool age. Two groups of factors that lead to a lag in the rate of speech formation are described. "Developmental delay" is considered as a syndrome of time lag in the development of the psyche as a whole or its individual functions (such as motor, sensory, speech, emotional-volitional), as well as a slow rate of realization of the properties of the child's body. The authors of the article draw attention to the fact that the success of the child's development has a huge impact on the position of the parents themselves, as far as they understand the problem facing them, how much they are willing to help the child, how much time they are able to allocate for communication, how much they trust specialists.
Keywords: delayed speech development; signs of well-being, signs of poor speech development; preschool age

Когда младенец рождается, он не обладает, не владеет никаким врожденным лексиконом, никаким знанием законов языка, на котором он будет разговаривать, никаким багажом знаний. Он обладает способностью в определенный период своего развития, формирования себя как личности освоить нормы и правила языка, которым пользуются при разговоре окружающие его люди. Это именуется языковой способностью. Она обретает свою собственную реализацию в процессе общения со взрослыми посредством имитации ребенком слышимой им речи взрослых. При этом значительная роль отводится речемыслительной деятельности ребенка, которая способствует формированию, содействует развитию неосознанных языковых обобщений. Большинство отечественных психологов и лингвистов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую в виде целого акта деятельности  или в виде речевых действий , включенных в

какую-нибудь неречевую деятельность ( Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин). В конечном итоге он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Однако, речь малыша  не сводится только лишь к простому повторению образцов, эталонов, которые он слышит от взрослых, а является, несомненно, творческим процессом. [1, с. 11]. И речь в этом творчестве проявляется как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей собственной и окружающих людей.

Однако следует обратить внимание на такой факт: если из-за различных причин имитационная или речемыслительная деятельности не формируются вовремя, в положенный срок, то в дальнейшем проявляется недоразвитие речи той или иной степени тяжести.

Дадим характеристику благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика признаков благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка

Признаки благополучного развития речи у ребенка

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

Ребенок имеет задержку в развитии.

Ребенок не имеет никаких неврологических заболеваний

Ребенком были перенесены тяжелые заболевания.

У ребенка присутствуют неврологические заболевания.

Ребенок активно и с удовольствием общается со знакомыми и родными и испытывает стеснение в разговоре с незнакомыми людьми.

Ребенок одинаково активен в общении со знакомыми и незнакомыми людьми.

Ребенок охотно повторяет за взрослым все, что слышит.

Ребенок неохотно повторяет за взрослым слова и предложения, которые он слышит.

На просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз» он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто взрослого не слышал.

Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи (он не боится, не стесняется просить, спрашивать и т.п.).

Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, без помощи взрослого (так называемый «самостоятельный» ребенок).

Ребенок вслушивается в свою речь и старается сам исправить собственные ошибки.

Ребенку безразличен к факту, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не проявляет реакцию.

 

Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников [2, с. 36].

В настоящее время современная логопедия выделяет две группы факторов, которые приводят к отставанию в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

Первую группу составляют неправильные, ошибочные методы воспитания в семье или детском учреждении, проявляющиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, или, наоборот, проявляющиеся в гиперопеке. В данных вариантах у малыша практически отсутствует формирование желания говорить, общаться. В первом варианте попросту не с кем общаться, не с кем разговаривать, во втором – незачем, не имеет смысла, потому что все и так будет выполнено своевременно. Согласно клинической классификации это и есть задержка темпов речевого развития функционального характера. Следует отметить, что зачастую на имеющие место проявления недоразвития сказываются и индивидуальными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерике. Необходимо отметить, что задержка темпов речевого развития, в основе которой лежит снижение мотивации общения, при вовремя начатой корректирующей работе и при изменении условий воспитания быстро и полностью поддается устранению.

При условии, что ребенку свойственна несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или имеют место неврологические заболевания, то при таком недоразвитии необходимо не только изменить сами условия воспитания, но и привлечь специалиста для консультаций или даже регулярных занятий. Такая форма речевой патологии требует гораздо большего времени для коррекции, взрослым придется приложить больше сил и внимания.

В любом случае, при задержке речевого развития наибольший эффект оказывает ранняя коррекция (до трех лет).

Следует обратить внимание, что на успешность развития оказывает огромное влияние позиция самих родителей, насколько они сами понимают проблему, вставшую перед ними, насколько они готовы помочь ребенку, сколько времени способны ему выделить для общения, насколько они доверяют специалистам.

Если ребенку свойственны проблемы с развитием речи, а родители постоянно требуют от него что-то сказать, повторить, то само недоразвитие речи еще и способствует проявлению речевого негативизма, т.е. абсолютного нежелания разговаривать. Малыш может отказываться разговаривать активно или пассивно абсолютно в разных ситуациях независимо от того, кто пытается с ним беседовать: родители или совсем другие люди. Родители часто рассказывают о том, что ребенок только лишь один раз произносит какое-либо слово, а потом вообще в своей речи не использует его достаточно долго. И родители совершают ошибку: они вначале просто просят повторить слово, потом начинают умолять, затем уже настоятельно просят, а в итоге прибегают к наказанию ребенка. Но все это приводит только к негативному исходу. Ребенок в дальнейшем будет отвергать все просьбы, на которые потребуется его словесная реакция. Ему будет свойственно молчание или игнорирование просьб, Ребенок будет мычать или показывать пальцем на предмет, который ему нужен. Но скорее всего сам попытается реализовать свои желания, без помощи взрослого. Все это говорит о несформированности навыков речевой коммуникации, а также об имеющемся речевом негативизме [5, с. 200].

Таким образом, мы рассматриваем «задержку развития» как синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (таких как: моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), а также замедленный темп реализации свойств самого организма ребенка [3, с. 40].  По нашему мнению, у задержки темпа обратимый характер, т.е. она корректируется.


Список литературы

1. Аксарына Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. 11 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2015. 36 с.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2014.
4. Волосова Е.А. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) М.: Линка-Пресс, 1999.
5. Грибова О.Е. Что делать, если Ваш ребенок не говорит? М.: АРКТИ, 2016. 200 с.

Расскажите о нас своим друзьям: