Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 159.9

Дата публикации 27.03.2020

Способы развития памяти дошкольников

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Черва Анастасия Валериковна
студентка 4 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье раскрыта сущность понятия «память», даны ее основные характеристики, приведены критерии выделения памяти на виды (по характеру психической активности, преобладающей деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности), ее виды, а также раскрыты особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. В рамках изучения данного вопроса проанализированы методы (разучивание стихотворений, воспроизведение рассказа, описание увиденного, запоминание важной информации) развития памяти дошкольников. В статье анализируется роль разучивания стихотворений в процессе развития памяти детей дошкольного возраста. Приведены методы заучивания стихотворений, применяемые педагогами в ДОУ (визуализация, двигательный, слуховой, логический, постепенное увеличение объема заучиваемого материала, пересказ стихов своими словами), а также правила заучивания стихотворений.
Ключевые слова: Память, произвольное и непроизвольное запоминание, мнемоника, мнемотехника, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения, разучивание стихотворений

Ways to develop the memory of preschoolers

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki,
Cherva Anastasia Valerikovna
4 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: The essence of the concept of «memory» is disclosed in the article, its main characteristics are given, the criteria for allocating memory into types (by the nature of mental activity, the prevailing activity, by the nature of the goals of the activity, by duration), its types are described, and the features of the development of memory in preschool children are disclosed age. As part of the study of this issue, the methods (learning poems, playing a story, describing what was seen, remembering important information) of the development of memory of preschoolers are analyzed. The article analyzes the role of learning poems in the development of the memory of preschool children. The methods of memorizing poems used by teachers in preschool educational institutions (visualization, motor, auditory, logical, gradual increase in the volume of memorized material, retelling of verses in their own words), as well as the rules for memorizing poems are given.
Keywords: Memory, voluntary and involuntary memorization, mnemonics, mnemonics, preschool children, preschool educational institutions, learning poems

На протяжении всей жизни человека память имеет огромное значение. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей его умственной деятельности. Содержание памяти используется людьми в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без нее не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития многих психических процессов, в том числе и для становления форм произвольного запоминания. Игровая деятельность, являющаяся основной на данном возрастном этапе, неминуемо актуализирует проблему запоминания материала, без чего невозможно успешное развитие ребенка. Поэтому овладение ребенком мнемической функцией является в этот возрастной период наиболее эффективной и важной в развитии детей.

Вопросы развития памяти вызывают большие споры в психологической науке. При всей бесспорности и очевидной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Проблема развития памяти детей дошкольного возраста раскрывается в работах таких известных психологов и педагогов, как П.П. Блонский, Л.М. Житникова, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.А. Смирнов и других.

П.И. Зинченко первым начал систематическое изучение непроизвольного запоминания, показывая его главенствующее значение в жизни и в обучении  [1, с.102]. С.Л. Рубинштейн ставил перед собой задачи изучения психики и сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются [2, с.89]. П.П. Блонский развивая идею эволюции памяти, показал, что четыре вида памяти – моторная, аффективная, образная и вербальная – представляют собой последовательные стадии психического развития человека (с момента рождения примерно до школьного возраста), причем дошкольный возраст является возрастом кульминационного развития вербальной памяти [3, с.57].

Изучением специфики памяти детей дошкольного возраста в различные периоды занимались ученые Т.Ю. Аскоченская, Ю.А. Афонькина, Т.Ф. Беляев, П.И. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Е.И. Ковальская, Н.А. Корниенко, А.Д. Кошелева, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, А.А. Смирнов, Г.А. Урунтаева, А.В. Усова, Э.А. Фарапонова, М.И. Чистякова.

Психический мир людей многообразен и разносторонен.Все, что человек узнает, переживает,оставляет след в памяти, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов [4, с.247].

Ученые, разделяя память на виды,  основываются, прежде всего, на особенностях деятельности, в которой и выполняются процессы воспроизведения и запоминания материала. В качестве наиболее общего основания для обозначения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от специфики деятельности человека.

Отдельные виды памяти выделяются, опираясь на три основные критерии (рисунок 1).

По характеру психической активности, преобладающей деятельности  память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности можно говорить о непроизвольной и произвольной памяти.  По продолжительности – кратковременная, долговременная и оперативная, промежуточная и генетическая.

Рисунок 1. Критерии выделения видов памяти (по А.Г. Маклакову) [4, с.255]

Являясь основной характеристикой любых психических процессов, память напрямую влияет на формирование целостности и единства человеческой личности. В дошкольном возрасте, когда активно развивается психика, проблема развития памяти – одна из важнейших задач работы педагога, так как память во многом определяет успешность протекания личностного развития ребенка [5, с.25].  Стремительное овладение знаниями, умениями и навыками, постоянное расширение кругозора, говорит о количественных изменениях памяти детей: память заключается в узнавании, запоминании,а также воспроизведении необходимого материала. Ребенок может без труда рассказать выученное стихотворение, пользоваться изученными правилами в ходе игры. Однако бывает и так, что ребенку не удается вспомнить то или иное название или, стихотворение, описать объект, но с легкостью узнает эти предметы, когда в очередной раз их воспринимает. В этом случае воспроизведение материала отсутствует, но имеет место узнавание, которому предшествовало запоминание.

Главной задачей обучения является создание таких условий в усвоении знаний, при которых ребенок с легкостью сможет воспользоваться ими. Точность, легкость и полнота воспроизведения в большинстве случаев зависит от того, как устанавливается запоминание и как проводится обучение запоминанию.

Совершенствование памяти в дошкольном возрасте происходит через игровую деятельность, в  которой   ребенок приобретает различные  способы и стратегии запоминания. Однако,без специальной работы педагогов, процесс развития памяти происходит стихийно, поэтому и необходимы специальные практические занятия по развитию памяти дошкольников.

Как показывает практика, детям дошкольного возраста намного проще запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?»,ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

В связи с изучением особенностей памяти у детей мы, вслед за Л.В. Черемушкиной понимаем, что «Наиболее важным для оценки уровня развития способностей памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Наиболее низкое качество запоминания отмечается у детей,которые пассивно, механически пытаются запомнить и воспроизвести материал» [6, с.148]. Поэтому главным направлением, по которому должен идти педагог, развивая память детей – это учить детей осмысленному запоминанию.

По мере усложнения заданий дети неизбежно оказываются перед необходимостью искать приемы запоминания.Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы приемы, приведенные на рисунке 2.

Рисунок 2. Мыслительные приемы запоминания (по Л.В. Черемошкиной) [6, с.28 ]

Исследования, направленные на изучение возможностей формирования вышеуказанных приемов у детей дошкольного возраста, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:

  • формирование самого умственного действия;
  • использование его как средства запоминания [7, с.470].

Под влиянием разнообразных видов деятельности, требований, которые предъявляются дошкольнику взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – уметь сосредотачиваться и концентрировать внимание, запоминать и воспроизводить материал.Основной проблемой, связанной с развитием памяти дошкольников является приобщение детей к художественной литературе, которая оказывает большое влияние на развитие речи и памяти ребенка.В этой связи встает вопрос о методах, применяемых педагогами для развития памяти детей. На рисунке 3 приведены основные методы развития памяти, среди которых метод разучивания стихотворений является одним из самых эффективных. Поэзия, являющаяся одним из жанров литературы, представляет собой источник и средство обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.С раннего детства должна закладываться любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму,мелодию и ритм родного языка.

Рисунок 3. Методы развития памяти дошкольников [8, с.56]

Поэзия вызывает у дошкольников эмоциональные переживания. Читая и заучивая стихи, дети улавливают мелодию речи, у них формируется звуковая культура речи, дети овладевают средствами звуковой выразительности, вырабатывается четкая дикция и память. Самым главным условием в развитии памяти детей является учет педагогами особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.  

Исследования детской памяти А.А. Люблинской и А.А. Смирнова показали, что продуктивность произвольного (волевого) запоминания зависит прежде всего от тех методов, к которым прибегает педагог по научению ребенка заучивать стихотворения [8, с.198].

Анализируя практику работы педагогов дошкольных образовательных учреждений с уверенностью можно сказать, что для лучшего запоминания детьми стихотворений используются различные методы, среди которых:  визуальный, логический, двигательный, слуховой, логический, постепенное увеличение объема заучиваемого материала, пересказ стихов своими словами (рисунок 4).

Рисунок 4. Методы заучивания стихотворений в ДОУ [8, с.103]

Визуальный метод часто путают с показом книжных иллюстраций. Однако это не так. Картинка необходима каждому дошкольнику в связи с характерным для них наглядно-образным мышлением. Этот метод заключается в том, что педагог читая стихотворение, построчно зарисовывает (возможно и схематично) то, о чем говорится в строчке, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Затем, по «картинному плану» педагога дети несколько раз воспроизводят стихотворение и опора убирается.

Двигательный метод заключается на наматывании нити в клубок одновременно с проговариванием стихотворения. Педагог вместе с ребенком ритмично наматывает каждую строчку стихотворения, а затем – разматывает и т.д. несколько раз. Затем руки ребенка прячутся вместе с клубочком за спину и стихотворение наматывается понарошку. Здесь основным принципом является необходимость не только посмотреть, послушать, но и потрогать, что для детей-кинестетиков является чрезвычайно важным: ребенку дается необходимая для запоминания опора и запоминание подкрепляется двигательным актом.

Слуховой метод является самым распространенным. Сначала стихотворение прочитывается педагогом, ребенок – слушает. Затем стихотворение повторяется ребенком и педагогом вместе. Потом ребенок повторяет, а за ним снова педагог. Здесь непременно необходимо обратить внимание на то, что в данном методе педагог опирается не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой – происходит слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти.

Логический метод опирается на логическую память ребенка. При прочтении стихотворения педагог останавливается и предлагает ребенку  своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читается строка произведения, а потом снова предлагается ребенку рассказать, что было дальше. Этот метод побуждает детей опираться на смысловые связи: во второй раз, после прочтения педагогом  четверостишия, ребенок должен вспомнить, как точно автор говорит, какими словами, о том или ином явлении.

Метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Педагог изначально предлагает детям такие стихотворения, которые априори дети заучивают наизусть «с первого предъявления». В последствии,объем поэтических произведений увеличивается. В данном методе важен пример педагога на интонацию, акцент на определенных словах, эмоциональный фон произведения.

Пересказ стихотворения своими словами предполагает прочтение произведения педагогом и последующий его пересказ детьми. Основной целью пересказа является понимание того, о чем говорится в стихотворении, а также

установление смысловых связей между отдельными элементами текста,  что  значительно облегчает процесс запоминания.

В работе с дошкольниками по развитию памяти, педагогу необходимо научить ребенка всем методам заучивания стихотворений, чтобы, в последствии, он мог использовать их одновременно. Лучше соблюдать такой алгоритм запоминания:

- чтение стихотворения педагогом;

- пересказ произведения детьми;

- заучивание стихотворения по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

Правильно подобранные методы работы по заучиванию стихотворений  в дошкольных учреждениях будут способствовать развитию памяти детей.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста данных методов повышает эффективность заучивания стихов:  значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление и способности к замещению, а так же активизируется речь детей в целом: пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас.

Однако, педагогу еще необходимо соблюдать и правила заучивания стихотворений. Правила и их содержание представлены в таблице 1.

Таблица 1. Правила заучивания стихотворений детьми в ДОУ

Таким образом, проведя итог вышесказанному, следует отметить, что память является важной чертой психической жизни человека, а также важной характеристикой любых психических процессов, которая напрямую влияет на формирование целостности и единства человеческой личности.

Дошкольное детство является сензитивным периодом развития памяти детей. Без памяти невозможно усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность. Большое значение в запоминании имеют устойчивое внимание к предмету запоминания, положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к материалу. Поэтому для развития памяти детей важны такие факторы, как развитие положительного отношения к занятиям, формирование устойчивых познавательных интересов.

Заучивание стихотворений совершенствует устную речь, расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихотворений способствует развитию памяти дошкольников.


Список литературы

1. Зинченко П.И. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М., 1979. – 243с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2000.– 344с.
3. Блонский П.П. Психология и педагогика. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 184 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001 – 592 с.
5. Боднар А.М. Психология памяти: учебное пособие для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 97 с.
6. Черемошкина Л.В. Как развивать внимание и память ребенка. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 277 с.
7. Малинкина А.В. Формирование мнемических приемов запоминания у детей // Молодой ученый. – 2017. - № 16. – С. 470-471.
8. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. – 304 с.

Расскажите о нас своим друзьям: