Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024

УДК 37.013

Дата публикации 29.02.2024

Современные вызовы к образованию: соотношение мегатрендов и реакций образовательных систем. Функциональная грамотность и универсальные компетенции

Паршина Алена Васильевна
аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация, sash_15.10.19@mail.ru

Аннотация: В статье предпринята попытка рассмотреть глобальные изменения и современные мегатренды, оказывающие существенное влияние на изменение большинства мировых образовательных систем. В комплексе влияние мегатрендов обусловлено непрерывными изменениями современного динамичного мира и движением вперед. Современные образовательные процессы подвергаются масштабным изменениям в соответствии с требованиями к подготовке и квалификации будущего специалиста. В рамках статьи представлены основные тренды и обозначены реакции образовательных моделей на требования изменяющегося мира. Рассмотрен подход к определению универсальных компетентностей, их структуре и различию базовых инструментальных и предметных составляющих функциональной грамотности.
Ключевые слова: мегатренды, образование, грамотность, функциональная грамотность, универсальные компетентности.

Modern challenges to education: the ratio of megatrends and reactions of educational systems. Functional literacy and universal competencies

Parshina Alyona Vasilyevna
Postgraduate, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russian Federation

Abstract: The article attempts to consider global changes and modern megatrends that have a significant impact on the change of most of the world's educational systems. In the complex, the influence of megatrends is due to the continuous changes in the modern dynamic world and the movement forward. Modern educational processes are undergoing large-scale changes in accordance with the requirements for the training and qualification of a future specialist. The article presents the main trends and outlines the reactions of educational models to the demands of a changing world. An approach to the definition of universal competencies, their structure and the difference between the basic instrumental and subject components of functional literacy is considered.
Keywords: megatrends, education, literacy, functional literacy, universal competencies.

Правильная ссылка на статью
Паршина А.В. Современные вызовы к образованию: соотношение мегатрендов и реакций образовательных систем. Функциональная грамотность и универсальные компетенции // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-vyzovy-k-obrazovaniyu-sootnoshenie-megatrendov-i-reaktsij-obrazovatelnykh-sistem-funktsionalnaya-gramotnost-i-universalnye-kompetentsii.html (Дата обращения: 29.02.2024)

Введение. Современный мир стремительно меняется и образование вынужденно отвечать на вызовы, формируя новые образовательные практики.

В XX в. массовое производство на основе действующих стандартов являлись основными генераторами экономики в индустриальную эпоху, тогда как новая «цифровая революция», воплощенная в персональных, мобильных и сетевых технологиях, заменила ручной и рутинный умственный труд идеями, инновациями и персонализированными услугами. Именно они сейчас считаются ключевыми товарами, которые стимулируют новый экономический рост и социальную мобильность [7].

Социально-экономические сдвиги на данном этапе развития оказывают существенное влияние на все институты дошкольного, школьного, дополнительного образования во всем мире, заставляя их развиваться и реагировать на новые потребности в человеческом капитале и, что более важно, на потребности в обучении и социальное будущее нынешних школьников.

Мегатренды, влияющие на изменение образовательных практик. Ключевые мегатренды мы рассматриваем как долгосрочные движущие силы, наблюдаемые нами в настоящем и способные оказать существенное влияние на будущее. Мегатренды оказывают значительное влияние на образование и напрямую связаны «с изменениями рынка труда и изменением условий развития детей и молодежи» [1, с. 23].

Анализируя современные мегатренды, М.С. Добрякова и И.Д. Фрумин, приводят данные форсайт-исследований, в которых помимо технологических рассматриваются социально-экономические, политические, экологические и др. изменения, где первые оказывают существенное влияние на темпы распространения новых явлений и практик [1].

В последнем обновлении форсайт-исследования «Центра мегатрендов» определено следующее:

1. Ускорение технологических изменений. Цифровая связь оказывает все большее влияние не только на сферу общения и взаимодействия между людьми, но и на работу, производство и организацию управления.

2. Усугубляющаяся нехватка ресурсов. Спрос на воду, энергию, землю и продовольствие существенно растет, что делает природные ресурсы все более дефицитными и дорогими.

3. Изменение характера работы и труда. Новые поколения меняют условия и стимулируют развитие новых подходов к организационно-управленческим и карьерным моделям.

4. Смена парадигмы безопасности. Диверсификация существующих в современном мире угроз порождает новые вызовы для общества.

5. Изменение климата наблюдается повсеместно, загрязнения и выбросы в окружающую среду ухудшают условия жизнедеятельности.

6. Продолжающаяся урбанизация. Люди стремятся в большие города, чтобы улучшить свое качество жизни и ищут новые возможности самореализации.

7. Растущее неравенство. Неизбежно увеличивается разрыв между людьми разных слоев.

8. Растущее потребление. Наблюдается рост потребительского потребления и покупательской способности.

9. Нарастание демографических дисбалансов. Самый больший рост населения будет наблюдаться в странах Африки, тогда как население развитых стран останется в будущем на прежнем уровне.

10. Растущее влияние новых управленческих систем. Глобальная сознательность, социальные сети и интернационализация процесса принятия решений формируют новые и многоуровневые системы управления.

11. Наконец, диверсификация образования и обучения обоснована тем, что растут новые поколения, не представляющие жизнь без технологий и динамичных изменений окружающей действительности. Растущее поколение меняет и образовательные потребности, и способы их предоставления.

Достижения в области наук, широкая доступность информации, новые педагогические подходы и акцент на обучении на протяжении всей жизни диверсифицируют интересы и способы обучения, а также доступ к образованию.

Эти и другие тренды заставляют современное образование существенно меняться, двигаться вперед, поскольку новые поколения должны уверенно отвечать на эти вызовы, жить и работать в постоянно изменяющемся мире, действовать, развиваться, ориентироваться и находить свое место, быть вовлеченными в новые социальные отношения и коллективные проекты.

Исторически сложившаяся связь между образованием и школьным обучением может ослабнуть в будущем, поскольку неформальное и неструктурированное обучение получает все большее признание. С одной стороны, это может иметь революционные последствия, однако нельзя исключать и разрушительные тенденции, которые неизбежно повлекут за собой глобальные изменения образовательного ландшафта и интеллекта будущих поколений.

Новое поколение, имеющее абсолютно новое мышление сталкивается с будущим, сформированным эскалацией изменений, экологическими и социальными проблемами, а также ускорением развития инновационных технологий [8].

Образовательные мегатренды. Движущие силы мегатрендов меняются с течением времени, так устоявшиеся образовательные тенденции сменяют новые и более перспективные технологии обучения.

Это обусловлено глобальными мегатрендами и новыми запросами к уровню образования. Однако, среди множества требований, которые выдвигает современный мир прослеживаются общие тенденции, связанные с развитием у будущих поколений креативного мышления и коммуникации; критического мышления и стремления к получению новых знаний; цифровой грамотности и навыков использования современных технологий; базовой читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности; навыков межкультурной коммуникации и взаимодействия, лидерских навыков, осознанности принятия решений; самостоятельности и ответственности, адаптивности и упорства в достижении целей; знания предметных наук и дисциплин [4].

Как указывается в отчете Европейской комиссии: «по мере того, как меняется социальный, технологический и политический контекст, для сегодняшней молодежи становится все более важным иметь возможность лучше понимать возможное будущее. Наряду с другими навыками, которые им понадобятся, им понадобятся навыки навигации, чтобы идти в ногу с темпом изменений в новом мире» [6].

Преломление образовательных практик наблюдается в контексте следующих изменений. Как подчеркивается в проекте «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности», массовое обучение с 60-х гг. прошлого века стало затрагивать все слои населения, это привело к повышению человеческого капитала, что было обусловлено средней продолжительностью образовательного процесса. Следующее из этого стремительное развитие индустриальной экономики породило и новые вызовы для образования. Если ранее в период обучения в массовой школе обучающийся должен был овладеть рядом предметных знаний, умений и навыков, уметь взаимодействовать с другими, критически мыслить и ответственно подходить к организации собственной деятельности, то на данный момент невозможно обойтись исключительно предметными знаниями.

Кроме того, бизнес-сообщества, включенные в процесс перехода к третьей промышленной революции, выдвигают и новые требования к будущим работникам, следовательно и к массовому образовательному процессу. Более 50% развитых стран на данный момент включают универсальные компетентности в спектр необходимых профессиональных компетентностей [4].

Продолжительность получения образования привело к тому, что многие выпускники могут выходить на работу практически сразу после окончания школы, что приводит к тому, что выпускник должен обладать только рядом базовых знаний, но и определенных навыков, связанных с применением их в реальной жизни.

Нельзя не отметить и тот факт, что в мире увеличивается тенденция, обусловленная неопределенностью будущего и связанная с тем, что новое поколение живет и будет жить в постоянно изменяющемся, динамичном мире, где крайне важно обладать умениями решать любые задачи в условиях резко меняющихся обстоятельств, эффективно использовать собственные когнитивные, эмоциональные и социальные ресурсы. Следовательно, навыки будущего будут постоянно нуждаться в обновлении и совершенствовании. Именно этому пониманию и должна учить современная школа и другие образовательные учреждения, в частности дополнительного образования.

Знания, что ранее составляли ядро образовательной модели – устарели, происходит масштабное расширение программ обучения. Однако, в свою очередь, это приводит к «загруженности» обучающихся, поскольку в образовательные стандарты включаются новые наименования функциональной грамотности, вплоть до глобальной.

В контексте данных тенденций педагогическое сообщество должно понимать буквально следующее, что расширение понимания функциональной грамотности и включение в ее структуру новых видов грамотности и универсальных компетентностей влечет за собой главное – важно помочь современному поколению приобрести и развить способность быстро обрабатывать информацию, анализировать ее и применять в реальной жизни. Развитие этой способности выступает как важнейшее требование к современному образовательному процессу и служит пропуском в неопределенное будущее.

Реакция современных образовательных систем на мегатренды. С этой целью на протяжении последних двух десятилетий национальные правительства и международные образовательные сообщества совместно работали над решением двух основных образовательных императивов, среди прочего: «Каковы необходимые «компетенции двадцать первого века?», которые нужны молодым людям, чтобы активно разрабатывать и вносить продуктивный вклад в местное и глобальное будущее – политическое, социальное, экономическое и культурное и «Как можно более эффективно преподавать, изучать и оценивать эти знания в формальном и неформальном образовательном контексте?» [7].

Так, отдельные штаты США, Канада, Сингапур, Корея, Финляндия, Австралия, начиная с начала XXI в. приняли решение о пересмотре существующих ранее образовательных моделей и разработали новые перечни предметных и универсальных компетентностей, индикаторы и критерии их оценки, методы и приемы их развития [2]. Позднее к данному тренду присоединились Китай, Япония, Нидерланды, страны Восточной Европы и Латинской Америки

Как указывают авторы проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность…», «единая общепризнанная модель образования на основе компетентностного подхода не сформирована. Однако, очевидно, что реформирование направлено на системную трансформацию педагогических практик и оценки результатов обучения, а не на пересмотр потерявших актуальность знаний или разработку новых учебных курсов» [2, с. 30].

Новые образовательные тенденции включают в себя ответы на следующие вызовы (рис. 1).

Рисунок 1. Общие тенденции в ответах разных образовательных систем на внешние вызовы [2]

 

На данный момент в России пересматривается образовательная модель, в частности, в рамках дополнительного образования, в новых государственных стандартах учитываются и тенденции изменяющегося мира, большее значение уделяется формированию универсальных компетентностей и развитию способности обучающихся к анализу и обработке информации, формируется такая образовательная среда, которая бы позволила «пестовать» таланты и продвигать их вперед.

Однако, нельзя не отметить и влияние негативных тенденций, связанных со слабой восприимчивостью российской образовательной системы к изменениям, недостаточной подготовкой большинства педагогов к формированию и развитию базовых и универсальных компетентностей, при подготовке обучающихся отмечается недостаточность знаний у большей части выпускников, при этом около 25% специалистов с дипломом высшего образования идут работать на должности, не соответствующие их образовательному уровню. Бизнес-сообществом отмечается отсутствие стремления и практики обучения на протяжении жизни, где повышение профессиональных компетенций и квалификации имеет преимущественно формальный характер [5].

Универсальные компетентности и функциональная грамотность. Уходя от множественности существующих терминов, обратимся к определению универсальных компетентностей, сформулированных в рамках проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность» – «это компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включенности и активной гражданственности. Они развиваются в процессе непрерывного обучения на протяжении всей жизни, в том числе с помощью формального, неформального обучения и спонтанного образования. Все универсальные компетентности одинаково ценны; каждая из них способствует полноценной и успешной жизни человека в обществе. Компетентности можно применять в разных контекстах и комбинациях, они пересекаются и переплетаются при решении конкретной задачи» [2, с. 37].

Ядром любой из компетентностей является набор необходимых знаний, умений и навыков, сюда же включены и установки на активацию той или иной компетенции в тех или иных обстоятельствах, реализация компетентности возможна исключительно в действии и предполагает ее постоянное развитие и совершенствование.

Рассмотрим каким образом знания, умения и установки складываются в компетентности (рис. 2).

Рисунок 2. Структура компетентности по И.Д. Фрумину и М.С. Добряковой

 

В свою очередь, определяются три основных универсальных компетентности: компетентность познания как способность понимать, анализировать, искать и выявлять закономерности и тенденции в массиве разнообразной информации, генерировать собственные идеи, переносить их в новые контексты действия, выбирать новые способы решения задач, в том числе предполагающих разные решения; социальная компетентность как способность взаимодействовать, поддерживать партнерские отношения, сотрудничать в рамках группы, обосновывать собственные принципы, уважать точку зрения других людей и разрешать конфликты; компетентность взаимодействия с собой как умение распознавать собственные эмоции, управлять ими, планировать цели и рационально распределять время для их достижения [3].

Вызов к образовательному процессу в рамках развития универсальных компетентностей обусловлен реальными возможностями проектирования таких учебных ситуаций, которые бы позволяли в полной мере задействовать каждую из компетентностей, включая знания, навыки и деятельностные установки, входящие в них. Стоит отметить, что ранее данные компетенции формировались вне школьного образования, в межличностном общении, семье, внеурочных занятиях.

Современная дискуссия относительно структуры грамотностей, входящих в понятие функциональной грамотности, расширяет существующий понятийный аппарат предметной грамотности. Владение базовыми навыками и умениями как содержательная основа понятийной грамотности включает в себя: читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую, креативную, экологическую, цифровую, культурную грамотность и т.д., грамотность в области здоровья, права и далее.

При этом инструментальная грамотность предполагает, что человек владеет способностью распознавать, интерпретировать, понимать разнообразные знаковые системы предоставления информации и включаться на их основе в процесс коммуникации в разнообразных сферах деятельности.

Все виды грамотности подразумевают в своей основе главное – умение работать с информацией, анализировать, интерпретировать ее, разделять и использовать в рамках решения конкретных задач. Однако, на данный момент практически не существует конкретных показателей максимального и минимального порога функциональной предметной грамотности.

Так каким образом универсальные компетентности и компоненты грамотности связаны и различаются между собой? Мы придерживаемся подхода, полно аргументированного в проекте «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности» (рис. 3).

Рисунок 3. Рамка компетенций

Таким образом, основные универсальные компетентности (познание; взаимодействие с собой и окружающими людьми), базовые предметная (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, креативная грамотность и т.д.) и инструментальная (как способность использовать знаковые системы и инструменты коммуникации в реальной жизни и разнообразных деятельностных сферах) грамотность составляют ядро рамки компетенций. Компетентность познания, социальная компетентность, компетентность взаимодействия с собой, базовая инструментальная и предметная грамотность имеют универсальное значение, ориентированы на решение сложных задач в разнообразных видах деятельности и жизненных сферах.

Предложенная авторами проекта рамка компетенций позволит конструировать разнообразные учебные ситуации, вовлекая в участие современных обучающихся, предлагая им нестандартизированные задачи и активируя новые способы и готовность к их решению. Все вышеобозначенные компетентности могут быть реализованы в рамках одной учебной ситуации и предложены для решения конкретных жизненных задач. На данной основе возможна разработка оценочных критериев, оценивающих способность решать простые и сложные задачи в комплексе предложенных компетентностей.

Однако, нельзя не отметить, устоявшееся стремление большинства образовательных моделей к декларации необходимости развития компетентностей и базовых компонентов функциональной грамотности, на деле демонстрируя банальную ретрансляцию образовательного материала, где главный образовательный фокус смещается на проверку знаний и их оценивание на основе стандартизированных показателей.

Одним из решений, позволяющим решить данную проблему на практике, а не в теории, выступает необходимость в подготовке будущих переподготовке настоящих педагогов, повышении их профессиональной компетентности в условиях современных глобальных вызовов и влияния мегатрендов на современные образовательные практики.

Выводы. Хотя окончательные ответы и особенности современных образовательных процессов остаются спорными, но похоже, среди мировых трендов в области образования, в бизнес-среде, политике и научных сообществах наблюдается сближение взглядов на то, что представляют собой универсальные компетентности и компоненты функциональной грамотности, и на педагогические подходы, которые, вероятно, будут способствовать их формированию и развитию у современного поколения. Большинство развитых стран с высоким уровнем человеческого капитала подключились к требованиям современного мира и пересматривают собственные образовательные модели на всех ступенях получения образования. Глобальный компетентностный подход к получению образования ориентирован, в первую очередь, на развитие способности к умению применять полученные знания и адаптировать информацию не только для решения жизненных, но и профессиональных задач.


Список литературы

1. Добрякова М.С. Меняется мир – меняется образование / М.С. Добрякова, И.Д. Фрумин // Универсальные компетентности и новая грамотность:
от лозунгов к реальности. – М.: ИД ВШЭ, 2020. – С. 23-31.
2. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки. – М.: ИД ВШЭ, 2020. – 472 c.
3. Фрумин И.Д. Из доклада: универсальные компетентности и новая грамотность // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 63-72.
4. Цели образования в интересах устойчивого развития. Задачи обучения. Образование-2030. Опубликовано в 2017 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. 7, Place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France – Режим доступа: https://clck.ru/38dU2i
5. BCG (2017). Россия 2025: от кадров к талантам (Russia 2025: Resetting the talent balance) / The Boston Consulting Group. – Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/perspectives/188095
6. Diversification of education and learning. Last updated: 15 FEB 2023. Diversification of education and learning | Knowledge for policy (europa.eu)
7. Tan, Jennifer & Choo, Suzanne & Kang, Trivina & Liem, Gregory Arief. (2017). Educating for twenty-first century competencies and future-ready learners: research perspectives from Singapore. Journal Asia Pacific Journal of Education. 37. 425-436. 10.1080/02188791.2017.1405475.
8. The Megatrends Hub. Last updated: 28 NOV 2022. The Megatrends Hub | Knowledge for policy (europa.eu)

Расскажите о нас своим друзьям: