Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024

УДК 159.99

Дата публикации 29.02.2024

Потенциал информального образования в формировании здоровьеориентированного мировоззрения педагогов в условиях цифровой среды

Пиянзина Алеся Васильевна
студент магистратуры Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ г. Новосибирск, pav.alesya@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования и развития компетенции «быть здоровым», здоровьеориентированного мировоззрения педагогов в условиях цифровой трансформации системы образования, подготовки квалифицированных кадров, нацеленных на образовательную и воспитательную профессиональную деятельность посредством ресурса информального образования. В статье рассматриваются характерные признаки и возможности информального образования в условиях непрерывного образования и повышения компетенций педагогов для формирования новой парадигмы «цифровое общество-здоровое общество», что подразумевает формирование здоровья, как ценности, ориентацию на здоровый образ жизни, воспитание принципов здоровьесбережения, обучение здоровью, повышение своей жизнеспособности, жизнестойкости уже посредством самой цифровой среды и ее возможностей.
Ключевые слова: Здоровьеориентированное мировоззрение, цифровая среда, информальное образование, трансформация образования, цифровое общество, непрерывное образование.

The potential of information education in the formation of a health-oriented worldview of teachers in a digital environment

Piyanzina Alesya Vasilyevna
is a graduate student at the Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University of the Russian Federation Novosibirsk

Abstract: This article examines the problem of formation and development of the competence "to be healthy", the health-oriented worldview of teachers in the context of digital transformation of the education system, training of qualified personnel aimed at educational and educational professional activities through the resource of informal education. The article examines the characteristic features and possibilities of information education in the context of continuing education and improving the competencies of teachers to form a new paradigm "digital society-a healthy society", which implies the formation of health as a value, orientation towards a healthy lifestyle, education of the principles of health conservation, health education, increasing one's vitality, resilience through the digital environment itself and its capabilities.
Keywords: Health-oriented worldview, digital environment, information education, transformation of education, digital society, continuing education.

Правильная ссылка на статью
Пиянзина А.В. Потенциал информального образования в формировании здоровьеориентированного мировоззрения педагогов в условиях цифровой среды // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/potentsial-informalnogo-obrazovaniya-v-formirovanii-zdoroveorientirovannogo-mirovozzreniya-pedagogov-v-usloviyakh-tsifrovoj-sredy.html (Дата обращения: 29.02.2024)

Цифровые трансформации определяют жизнь и деятельность человека, живущего в новых условиях современного мира. Ритм и темп жизни ускорился, цифровизация предполагает новый формат жизни, весь этот технический поток проник в быт и конечно профессиональную деятельность человека, поэтому необходимо   упорядочить ее влияние. Новые перспективы предполагают, как развитие, так и возникновение рисков.

Цель исследования- возможность формирования здоровьеориентированного мировоззрения педагогов дошкольной организации в условиях цифровой среды с использованием ресурсов информального образования. Методы исследования- наблюдение и анализ ситуации, сложившейся в условиях дошкольной организации.

Требования готовности педагогических кадров в дошкольных организациях к их профессиональной деятельности остаются высокими, они приобретают новые грани, ясно видна связь с изменениями, связанными с цифровыми нововведениями, безусловно, такие метаморфозы являются глобальным и носят инновационный характер. Поэтому задача подготовить и нацелить педагога на сохранение своего человеческого ресурса, позитивного здоровьеориентированного мировоззрения (А.Ю. Зверкова) как системы присущих индивиду ценностных ориентаций, идеалов, веры и убеждений, взглядов на здоровье, здоровый образ жизни. Какой мир вокруг нас - такие привычки и приоритеты в ведении здорового образа жизни мы будем применять с большей вероятностью в своей жизни. Очень важный этап в становлении здоровьеориентированного мировоззрения - личное осмысление причинно-следственных связей в понимании концепта здоровья/болезни, что становится актуальным в условиях цифровой среды.

Подготовка современных педагогов, в условиях цифровой реальности, должна основываться на ценностях, которые отвечают правилам морали, принятых в обществе. Принимать, совершенствоваться и активно откликаться на вызовы изменений в обществе, регулировать и понимать процесс как возможность познать мир с его лучшей стороны, посредством новых доступных цифровых технологий, является целью профессиональной готовности педагогов.  Эффект от профессиональной готовности педагогов раскрывается в установках, которые ставит перед ним цифровая трансформация образования. Процесс саморазвития незаменим в формировании профессиональной личности, смотрящей в будущее, ориентированной на самопознание, совершенствование здорового пространства и возможностей вокруг себя. Также важным в формировании личности, являются собственные мировоззрения, угол зрения, убеждения, интересы и стремления. В отношении профессионального роста большая задача ставится перед умением выделять среди множества информации ту, которая обеспечит устойчивую основу из ценностей и норм как в общественной, так и в профессиональной жизни. В условиях цифровых влияний на области жизни человека, преимущества и риски цифровой среды должны быть подвластны контролю человеком [1]. Современный педагог живет в условиях постоянных перемен и должен быть способен к решению сложных профессиональных задач, обладать адаптивностью, мобильностью, умением быстро принимать решения, быть способным ориентироваться в информационном потоке, замотивированным на сохранение своего жизненного ресурса.

Новая ситуация в образовании актуализирует потребность в системе непрерывного образования, которая представлена формальным и неформальным образованием. Современное образование ориентировано на создание условий для обогащения уже освоенных ранее компетенций, умение осмысливать происходящее, наращивать свой потенциал развития в процессе осуществления профессиональной деятельности. Формирование единого образовательного пространства способствовало возникновению информального образования как ответа на динамичные изменения в жизнедеятельности человека. Актуальность такого образования в новых условиях жизни и профессиональной деятельности связана с поиском стратегий к обеспечению качества профессиональной подготовки. Сегодня современные возможности цифровизации для педагога становятся преимуществом в постоянном повышение профессионального уровня в рамках профессии, а также приобретение собственных инноваций, которые необходимы для максимальной реализации своего потенциала. По мнению исследователей, (С.Г. Вершловский, В.В. Горшкова, А.В. Окерешко, О.В. Павлова), информальное образование способствует «формированию жизненных установок человека, восполняет дефицит профессиональной компетентности» [2]. Информальное образование рассматривается в совокупности с формальным и неформальным образованием, так как они составляют общую картину всего образовательного пространства.

Следствием развития новых сетевых, цифровых и информационно-коммуникационных технологий является информальное обучение, которое стирает пространственные и временные границы, раздвигает рамки возможного для деятельности человека. Оно обеспечивает мгновенный доступ к любой информации, расширяет представления о реальности повседневной жизни, которая теперь включает в себя и жизнь, которая происходит в пространстве интернета [3].

Информальное образование можно охарактеризовать как случайное, ситуативное образование, собственный выбор, при котором проявляются собственные очертания, линии образовательного поля, сопровождающие повседневную жизнь. Эта жизнь не обязательно носит целенаправленный характер, спонтанное образование, реализуется за счет собственной активности- это общение, чтение, посещения общественных и культурных учреждений, путешествия, средства массовой информации и т.п. Это возможность человека превратить имеющийся информационно-цифровой потенциал общества в условие своего развития. По сути не важно, где человек приобрел знания, необходимые для его жизнедеятельности, здесь главное, что они стали его новообразованием, источником его эффективной деятельности.

Важным аспектом всего, что человек приобретает в профессиональной деятельности, повседневной жизни, обучении должна стать его активная позиция сохранения себя, своего здоровья в этом цифровом потоке информации. Необходимо формировать новое мировоззрение, направленное на сохранение здоровья как физического, социального, эмоционального так и психического. Формировать компетенцию «быть здоровым», которая развивается в течение всей жизни и имеет личностный и профессиональный уровень реализации, проявляющийся как совокупность интеллектуальных и практических умений, базируясь на принятии индивидуального здоровья как значимой ценности, включая знания и навыки сохранения имеющегося потенциала здоровья и определяет поведение личности в ситуации выбора в здоровьеразрушающих и здоровьесохраняющих условиях [4]. Найти источник питания, направить вектор здоровьеориентированной профессиональной деятельности на   реализацию увеличения резервов здоровья, повышение адаптации педагогов к стрессовым факторам в ходе профессиональной обучающей и воспитательной деятельности в новой цифровой реальности всей системы образования. Основными направления формирования базовой личностной культуры здоровья в системе непрерывного образования являются: противодействие специфическим факторам риска нарушения здоровья, связанным с организацией воспитательной и образовательной деятельности; обеспечение конкурентоспособности здорового образа жизни (ЗОЖ) среди других способов время препровождения людей; обеспечение общей направленности всех социальных, педагогических воздействий и обеспечения за счет этого резонанса ЗОЖ; развитие творческих проявлений человека, его самообразование и самопознание в сфере культуры здоровья и ЗОЖ; включение в состав показателей оценки качества деятельности образовательных учреждений интегральных показателей здоровья и ЗОЖ всех участников педагогического процесса [5].

Возможности информального образования может стать источником формирования новой парадигмы «цифровое общество-здоровое общество», что подразумевает формирование здоровья, как ценности, ориентацию на здоровый образ жизни, воспитание принципов здоровьесбережения, обучение здоровью, повышение своей жизнеспособности, жизнестойкости уже посредством самой цифровой среды и ее возможностей. Формат информального обучения несет в себе мощный потенциал воздействия так как не имеет границ формальности, ограничения выбора ресурса и источника поступления информации.

Наблюдая и анализируя ситуацию, сложившуюся в дошкольном образовании, можно утверждать, что формальности зачастую не нравятся педагогам по причине своей четкости, структурированности, соответственно организованности, что ведет к ответственному отношению в выборе программ и ресурсов, загоняя в некие рамки.   Современное общество настроено на динамику, смену интересов, быстрому переключению, способности к многозадачности и обработки информации. Информальное обучение происходит в повседневной жизни, в кругу друзей, знакомых, семьи, коллег. Информация отличается своей спонтанностью, сменой динамических пауз, возможностью выбирать и свободно высказываться, отключаться и подключаться к ресурсам, менять, находить новые в любое время, отсутствием процедуры формальности, что безусловно, по вкусу современному продвинутому сообществу педагогов их психологическому комфорту.

Современное цифровое общество уже готово к получению, но также анализу качества получаемой информации. Новая ситуация развития ставит новые границы. Педагогу дается возможность повышать свои компетенции, расширять спектр своих личных и профессиональных интересов. Новое поколение, новый ресурс к освоению и созданию инновационных решений в условиях созданной цифровой среды с ее безграничными возможностями и открытостью к источникам информации, новых знаний, в анализе необходимости создавать вокруг себя определенные условия для сохранения своего здоровья и понимания актуальности этого процесса, минимизации возможных рисков, умении их прогнозировать и избегать. Новое поколение- это новое мировоззрение в сохранении себя, своего здоровья посредством   потенциала информального образования, которое приобрело большую актуальность и популярность благодаря новым цифровым технологиям и техническим средствам. На современном витке развития цифрового общества информальное образование психологически комфортно, доступно, актуально и поэтому более востребовано.

 


Список литературы

1. Тома Ж.В., Емелин В.Н., Наркевич-Йодко М.С. Задачи профессионального воспитания студентов-педагогов в условиях цифровой трансформации образования // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 5. С. 62-66. Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39618 (дата обращения: 29.02.2024).
2. Ляшевская Н.В. Информальное образование: подходы к определению понятия // Известия ВГПУ. 2019. №7 (140). С. 10-14.
3. Шагдарова Б.Б. Продвижение ВУЗа в электронной коммуникативной среде // Медиатехнологии в рекламе и связях с общественностью: от теории к практике: сборник трудов, посвященный 25-летию медийного образования в Ставропольском крае. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019. с. 163-167.
4. Кузнецова А.Я., Омельченко Е.А., Зверкова А.Ю., Абрамова В.В., Шмидт Т.А. Научный семинар как форма повышения методологической грамотности преподавателя ВУЗа // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 2. – С. 10-14. Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12074 (дата обращения: 28.02.2024).
5. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. – Новосибирск: OOO Агентство «Сибпринт», 2013. – 160 с.

Расскажите о нас своим друзьям: