Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 31.05.2019

Современные методы обучения английскому языку в высшей школе

Ревякина Анастасия Игоревна
Старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский Государственный Университет, г. Севастополь, РФ, fiorita@bk.ru

Аннотация: В статье освещаются актуальные проблемы модернизации и повышения качества преподавания английского языка. Особое внимание уделено характеристике наиболее эффективных методов преподавания английского языка в высшей школе. Реализация этой идеи невозможна без разработки и внедрения соответствующих технологий обучения. Высшая школа должна быть не подготовкой к жизни, высшая школа должна быть жизнью. Достичь этого можно за счет инновационного подхода, создавая интерактивную среду. В работе рассматриваются особенности применения интерактивных методов обучения на занятиях по английскому языку, приводятся их примеры и анализируются способы их проведения. Особое внимание уделяется применению этих технологий при иноязычной речевой деятельности студентов.
Ключевые слова: английский язык, интерактивное обучение, современные методы, мультимедийные средства, мозговой штурм, работа в группе, метод проектов

Modern methods of teaching English language in higher school

Revyakina Anastasiya Igorevna
Senior teacher of Foreign languages department, Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, fiorita@bk.ru

Abstract: The article highlights the urgent problems of modernization and improvement of the quality of teaching English. Particular attention is paid to the characteristics of the most effective methods of teaching English in higher education. The implementation of this idea is impossible without development and introduction of appropriate learning technologies. Higher education should not be preparation for life, higher education should be life itself. This can be achieved through an innovative approach, creating an interactive environment. The paper discusses the features of the interactive teaching methods use in the English language classroom, provides their examples and analyzes the methods of their implementation. Special attention is paid to the use of these technologies in students' foreign language speech activity.
Keywords: interactive learning, modern methods, multimedia, brainstorming, group work, project method

Главным направлением развития современного гуманитарного образования в России являются повышение уровня отечественного обучения до европейских стандартов и вхождение в общеевропейское учебное пространство.

Одним из приоритетных направлений реформирования образования, определенных Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [1], необходимость «достижения качественно нового уровня в изучении иностранных языков». В отличие от других предметов, иностранный язык - это целая отрасль знаний, поскольку раскрывает перед человеком казну иноязычной культуры, новые стили жизни. Интеграция России в мировое сообщество требует совершенного владения иностранными языками.

Цель нашей статьи - раскрыть роль и значение инновационных методик преподавания дисциплин гуманитарного цикла, в частности английского языка, определить наиболее эффективные методы и формы учебной работы.

Оптимизация (от лат. оptimus - «лучший») в общем виде означает выбор наилучшего, наиболее благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных затратах времени и сил преподавателя и студентов при определенных условиях.

На оптимизацию учебного процесса, влияют комфортное физиологическое существование (жилье, еда, одежда), благоприятные условия обучения (помещение, аппаратура, учебники), доброжелательный морально-психологический климат (студент-студент, студент-преподаватель), эстетика окружающего пространства (дизайн, духовные интересы), психолого-педагогические векторы обучения (формы, методы, сложность), сознательное и подсознательное понимание жизненной перспективы от обучения.

В дидактике и методике по-разному определяются методы обучения. Так, Г.А. Никитина считает, что методы обучения составляют систему взаимосвязанных видов деятельности преподавателя и студентов и приемы преподавания и обучения, а каждый прием систему действий и операций преподавателя и студентов, определяющиеся рациональной последовательностью и целеустремленностью. По мнению Е.В. Калугиной, методы обучения - это объединенная в одно целое деятельность преподавателя и студентов, направленная на усвоение языковых знаний, умений и навыков, на организацию познавательной деятельности студентов.

Наиболее приемлемой для обучения английскому языку представляется классификация методов по способу взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях, обоснованная М.А. Адамко. Способы такого взаимодействия могут быть разными [2]:

1. Преподаватель излагает языковой материал - студенты слушают (рассказ, объяснение).

2. Студенты и преподаватель обмениваются мнениями по вопросам, которые изучались на занятиях по английскому языку, благодаря чему приходят к нужным выводам, обобщениям, формулируют определения, правила.

3. Преподаватель организует наблюдение студентов над изучаемыми фактами, и явлениями языка с последующим коллективным обсуждением его результатов.

4. Студенты под руководством преподавателя самостоятельно изучают учебник.

5. Студенты путем выполнения практических задач и упражнений приобретают необходимые знания. Исходя из этого, выделяют соответствующие методы обучения иностранному языку в высшей школе.

Для создания эмоциональной ситуации на занятиях важны удачно подобранные примеры из литературы, художественных фильмов, личных переживаний преподавателя. Яркость повествования, эмоциональная оценка преподавателя возбуждают интерес студентов, как к отдельным вопросам темы, так и к материалу в общем. Наиболее распространенными среди методов данной группы, целесообразно, по нашему мнению, использовать на занятиях по английскому языку:

- метод создания ситуации новизны учебного материала. Предусматривает определение новых знаний в процессе преподавания, создание атмосферы морального удовлетворения от интеллектуального труда. Ощущение обогащения знаниями побуждает студентов к самосовершенствованию.

- метод познавательных игр. Способствует созданию эмоционально-возвышенной атмосферы, усвоению материала с помощью эмоционально насыщенной формы его воспроизведения. Познавательные игры (деловые, ролевые, ситуативные) моделируют жизненные ситуации, отношения людей, взаимодействие вещей, явлений. Они могут быть основной или вспомогательной формой учебного процесса. Развивающий эффект достигается за счет импровизации, природного проявления свободных творческих сил студентов. В воспитательном значении игра помогает студентам преодолеть неуверенность, способствует самоутверждению, выявлению своих сил и возможностей.

Игра - наиболее доступный для студентов вид деятельности, способ переработки полученных из внешнего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает уровень активности студента, и он может решить более сложную задачу, чем на обычном занятии. Но это не говорит о том что все занятия должны проходить в форме игры.

Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: аудирование, беседами, чтением и другими.

Слово интерактив (пер. с английского іnter - «взаимный», асt - «действовать») означает взаимодействие. Интерактивный метод - это способ взаимодействия со студентами с помощью беседы, диалога [2].

В научных исследованиях педагогов и методистов обоснована необходимость использования электронных средств обучения иностранным языкам.

Г.А. Никитина исследует применение информационных технологий, которые способствуют реальной целевой активности и высокой мотивации студентов. Среди требований, предъявляемых к современному преподавателю иностранных языков Н. Майер рассматривает использование интерактивных технологий, технических - и медиа – средств [6].

А.А. Курбанов освещает интерактивные методики и системы обучения.

По его мнению, интерактивными можно считать технологии, осуществляемые путем активного взаимодействия во время занятия. Они помогают получить новые знания и организовать групповую деятельность, начиная от взаимодействия двух – трех лиц между собой и к широкому сотрудничеству многих [4].

Основы современной методики преподавания иностранных языков исследует М.А. Адамко. Она раскрывает цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы обучения студентов в ходе предстоящей иноязычной деятельности [2].

Обучение английскому языку - это сложный, многогранный процесс, который требует регулярной и творческой деятельности. Он рассматривается специалистами как один из основных направлений внедрения иностранного языка в общественную среду, направленное на повышение уровня владения, которое осуществляется с учетом состояния его владения и развития [3].

Современному преподавателю важно знать новейшие методы преподавания английского языка, специальные учебные техники и приемы, чтобы оптимально подобрать тот или иной метод преподавания в соответствии с уровнем знаний, потребностей и интересов студентов. Методы обучения не простые алгоритмизированные единицы, их рациональное и мотивированное использование на занятиях по английскому языку требует креативного подхода со стороны преподавателя [4].

Современная коммуникативная методика предлагает широкое внедрение в учебный процесс активных нестандартных методов и форм работы для лучшего сознательного усвоения материала. На практике достаточно эффективными оказались такие формы работы: индивидуальная, парная, групповая и работа в команде.

Поэтому все упражнения и задачи должны быть коммуникативно-оправданными дефицитом информации, выбором и реакцией (Information gap, choice, feedback). Для их выполнения студентам потребуется дополнительная информация, они будут прилагать определенные усилия для ее усвоения и таким образом смогут лучше и эффективнее организовать свою деятельность [6].

Наиболее эффективны такие формы парной и групповой работы:

- внутренние (внешние) круги (inside / outside circles);

- мозговой штурм (brain storm);

- чтение зигзагом (jigsaw reading);

- обмен мнениями (think-pair-share);

- парные интервью (pair-interviews) и другие.

Одним из методов, который обеспечивает обучение английскому языку, является метод проектов как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению английского языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу.

Проектное обучение актуально тем, что учит студентов сотрудничеству, воспитывает такие этические ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует студентов.

Метод проектов реализует дифференцированный, индивидуально-творческий и активно-действенный подходы в обучении. Проект может иметь исследовательский, поисковый, творческий (креативный), прогностический, аналитический и игровой характер. Основу проектного метода составляет ориентация на интересы и пожелания участников. Автором проекта как специального учебного задания может быть как преподаватель, так и студент (если он выражает свое предложение). Поскольку проект планируется и реализуется студентом самостоятельно или группой студентов, метод этот обеспечивает благоприятные условия для активизации их ответственности, формирование партнерских отношений между исполнителями проекта и преподавателем.

Важным средством инновационного обучения также является использование мультимедийного комплекса (МК) в составе интерактивной доски, персонального компьютера и мультимедийного проектора.

Такой комплекс сочетает все преимущества современных компьютерных технологий и выводит процесс обучения на качественно новый уровень. Благодаря наглядности и интерактивности МК позволяет привлечь всю аудиторию к активной работе [3].

Использование интерактивной доски на занятиях значительно увеличивает эффективность обучения студентов.

Следует определить ключевые направления применения МК:

- презентации, демонстрации и моделирование ситуаций;

- повышение активности студентов на занятиях;

- увеличение темпа занятия.

Использование МК на занятиях по английскому языку позволяет активно привлекать студентов в учебный процесс, увеличивает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности, расширяет возможности представления учебной информации, оно является наиболее эффективным и экономным по времени, помогает ученикам подготовиться к сдаче тестов, экзаменов. МК является мощным инструментом, который может быть приспособлен для использования в изучении английского языка с широким диапазоном тем.

Достижение этой цели предусматривает выполнение ряда задач:

- определить пути развития высшей школы в контексте европейской интеграции;

- осветить сущность «инновации» касательно высшего образования;

- охарактеризовать наиболее эффективные инновационные методы и приемы преподавания английского языка.

Выбирая определенный интерактивный метод, а именно «Interview», «Round Table", "Reflexive Circle», «Hotsummary», «Project», «Expert Groups», «Dozensofquestions», «Excursion», преподаватель формирует у студентов соответствующие навыки. В дополнение к этому, в результате взаимодействия общения, происходит взаимообучение обеих сторон.

Рассмотрим далее примеры проведения наиболее интересных студентам интерактивных игр.

Ниже предложены игры, предусматривающие овладение словарным запасом по изученной теме и общеупотребительными словами.

Grabaminute - игра, в которой студенту предоставляется 1 минута, для представления термина, написанного на интерактивной карте. Необходимо предоставить больше информации о данном предмете / термине, его значение, использование и тому подобное. Одерживает победу, студент, который предоставил наиболее полную и связную информацию об указанном в карточке предмете или термине.

Проверка знаний: словарный запас с определенной темы в сочетании с грамматикой. Хороший способ для закрепления пройденного материала.

Особенности игры: улучшаются навыки быстрого реагирования, критического мышления.

Anitemdescription - игра, в которой необходимо описать слово или словосочетание, указанные на интерактивных картах, не называя корень слова и не применяя жестов. При этом активную роль играют остальные группы, которые должны угадать слово.

Проверка знаний: словарный запас с определенной темы в сочетании с грамматикой. Можно использовать в качестве Warm up activity.

Особенности игры: улучшаются навыки быстрого реагирования, активизируется поиск синонимов на английском языке. Прямой коммуникативный контакт с группой положительно влияет на взаимосвязь внутри группы.

Chainstory - игра на логику, проявление фантазии и индивидуальности. Суть игры заключается в продолжении истории предыдущего студента.

Проверка знаний: словарный запас с определенной темы и общего словарного запаса в сочетании с грамматикой.

Особенности игры: улучшаются навыки быстрого реагирования, логического мышления, повышается внимание, не меньшую роль отдают фокусировке на сюжете истории, помогает развивать память.

Выше указанные игры могут проводиться во второй части занятия, для повышения активности студентов и улучшения восприятия информации.

Они не требуют значительной подготовки и зависят от теоретического уровня познания студентов.

Относительно дискуссионных групповых форм, которые будут приведены ниже, кроме теоретической основы, должна присутствовать аргументированность ответов.

Приведенные ниже актуальные дискуссионные формы заставляют студентов анализировать мысли, прежде чем их озвучивать, ведь обязательным элементом является не только речь, но и объяснение хода собственных мыслей.

1. «Roundtable» (Коллективная игра на решение общей проблемы).

2. Scientific debate (Учебный спор-диалог, в котором студенты - представители разных направлений, отстаивают свое мнение, противоположное другим).

3. Competition in small groups (Мотивационная игра, которая побуждает студентов к активности).

4. «Brainstorm» (Игра, развивающая критическое мышление).

5. Situation (Игра, развивающая умение быстро реагировать и фантазировать).

6. Judicial sitting (Игра с распределением ролей и поиском конструктивных ответов).

7. Training (форма обучения с применением различных форм работы с небольшой группой для совершенствования навыков в процессе моделирования ситуаций, приближенных к реальности).

Примером может быть игра «Что? Где? Когда? » «What? Where? When? ». Аудитория делится на две команды, которые по очереди садятся за стол.

Игра проводится по аналогии с известной телепередачей. Каждая команда получает конверт с вопросом. Жюри определяет правильность ответов, подсчитывает количество баллов.

«Мозговой штурм» (Brainstorm). Это метод организации совместной групповой и творческой работы в аудитории с целью повысить умственную активность участников и найти плодотворные идеи, конструктивные решения, решения сложных проблем или нестандартных ситуаций. Его целесообразно применять в самом начале решения проблемы или если этот процесс зашел в тупик. Целью этой игры является обеспечение генерации идей для неординарного решения определенной проблемы. Пересмотрим список необходимых элементов проведения «Мозгового штурма» [4].

1. Необходимо выразить как можно больше идей и зафиксировать их.

2. Записываются все высказанные идеи, даже на первый взгляд, бессмысленные.

3. Отсутствие какой-либо критики.

4. Все участники имеют одинаковые права высказать свое мнение.

К интересным внеклассным интерактивным занятиям можно отнести экскурсии на английском языке и съемка видео репортажа. Важным этапом проведения данного мероприятия является подготовка: распределение ролей между студентами, утверждение путевого листа, самостоятельный поиск студентами информации и утверждение ее преподавателем, который выступает в роли эксперта [4].

Главной проблемой привлечения интерактивных игр является то, что студент часто не имеет собственного мнения, а если и имеет, то боится высказывать его открыто, на всю аудиторию. Постоянное проведение интерактивных занятий способствует значительному улучшению коммуникационных навыков, в результате чего исчезают внутренние ограничения студента. В процессе общения студенты учатся: общаться с разными людьми, выражать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, участвовать в дискуссиях [3].

К интерактивным играм с привлечением мультимедийных технологий можно отнести метод проектов «Presentations», демонстрацию видео проектов «Video projects», проведение интерактивных игр «First Million», «Thе brain of the class», «Blinking frames» и других. Использование мультимедийных технологий возможно для дополнения тренингов и лекций. Основным преимуществом интерактивного обучения является сочетание с традиционными методами. Интерактивность методов обучения английского языка проявляется в синтезе вышеупомянутых технологий, в разнообразии форм проведения занятий.

Из приведенных примеров, видим, что существует большое количество форм интерактивных занятий. Самой большой ошибкой преподавателя является использование одной методики преподавания или выбор одной формы проведения интерактивного задания.

Следует помнить, что каналы восприятия информации не бывают односторонними, поэтому следует привлекать различные формы.

Анализируя вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что использование интерактивных форм и методов в реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании английского языка позволяют практически увеличить количество разговорной практики на занятии, оказываются интересными для студентов, помогают усвоить материал и использовать его в дальнейших занятиях, выполняют дидактические и развивающие функции. Таким образом, преподаватель становится наставником самостоятельной учебно-познавательной и творческой деятельности студентов. Имея много преимуществ, следует также помнить о недостатках: при частом применении восприятие интерактивных игр становится механическим, теряет творческую заинтересованность, поэтому необходимо разнообразить игры и комбинировать интерактивные методы обучения с традиционными.

Подытоживая вышеизложенное, следует добавить, что работа, направленная на исследования интерактивных форм и методов обучения достаточно эффективна в обучении студентов английскому языку.

Однако какие бы методы не применялись, важно, как отмечают ученые, для повышения эффективности обучения в высшей школе создать такие психолого-педагогические условия, когда студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.


Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019).
2. Адамко М.А. Английский язык для филологов: практикум / М. А. Адамко. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016.
3. Зиньковская А.В. Теория и методика обучения английскому языку: учебное пособие / А. В. Зиньковская, А. М. Прима, Н. Б. Шершнева. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. - 137 с.
4. Курбанов А. А. Методика обучения английскому языку за 55 уроков / А. А. Курбанов. - Грозный: Магарин О. Г., 2017. - 681 с.
5. Методика обучения и воспитания: английский язык: сборник рабочих программ / [сост. Е. В. Калугина]. - Челябинск: Южно-Уральский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2016. - 313 с.
6. Никитина Г.А. Теория и методика обучения английскому языку: пособие для подготовки к лекциям и практическим / Г. А. Никитина. - Саратов: Саратовский источник, 2017. - 169 с.

Расскажите о нас своим друзьям: