Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (62) Сентябрь 2021

УДК 37.015.3

Дата публикации 13.09.2021

Современная мультипликация как средство воспитания детей дошкольного возраста

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и социальной работы, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Старкова Анастасия Александровна
студентка 6 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: На основе проведения анализа научных источников по вопросам влияния мультипликационных фильмов на уровень воспитанности детей дошкольного возраста, раскрыто понятие «воспитанность». Основное внимание в работе автор акцентирует на анализе современных мультфильмов и мультфильмов советского времени. Выделяются и описываются как положительные эффекты, которые оказывают на детей дошкольного возраста мультипликационные фильмы, так и негативные эффекты.
Ключевые слова: воспитание, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения, мультипликационные фильмы, мультапликационный персонаж.

Modern animation as a means of educating preschool children

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate Professor Department of Educational Psychology and Social Work, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki
Starkova Anastasia Alexandrovna
6 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: Based on the analysis of scientific sources on the influence of animated films on the level of education of preschool children, the concept of "upbringing" is revealed. The author focuses on the analysis of modern cartoons and cartoons of the Soviet era.Both the positive effects that animated films have on preschool children and the negative effects are highlighted and described.
Keywords: Education, preschool children, preschool educational institutions, cartoons, cartoon character.

Правильная ссылка на статью
Декман И.Е.Старкова А. А. Современная мультипликация как средство воспитания детей дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (62). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennaya-multiplikatsiya-kak-sredstvo-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 13.09.2021)

Сегодня современное общество испытывает потребность в личностях, способных ставить перед собой реальные, достижимые цели, адекватно оценивать свои возможности, активно действовать, управлять своей деятельностью, сознательно регулировать ее. Воспитание включает многогранность задач, направленных на всестороннее развитие личности дошкольника, создание условий для его самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно–нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов Вано) позволяют утверждать, что мультфильм является одним из уникальнейших инструментов воспитательного воздействия на ребёнка благодаря использованию особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Однако дети дошкольного возраста очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения», поэтому они начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся.

Влияние современной мультипликации на формирование воспитанности детей изучали такие исследователи, как А.Ф. Бурухина, М.В. Корепанова, О.В. Куниченко, А.Ф. Лалетина, Н.Е. Марков, И.Я. Медведева, Н.В. Олейник и др. По утверждению исследователей, мультфильмы демонстрируют ребенку последствия несоблюдения нравственных норм, проявления человеческих пороков, учат тому, какие наказания могут последовать за неправильными действиями и к каким положительным результатам привести правильные поступки. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости в мультфильме представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста.

Многими учеными отмечена важная роль мультипликации как вида искусства, который обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического и нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями.

Теоретические основы воспитанности заключаются в построении системы ценностей, через которую регулируются отношения между людьми, поведение человека. К высшим ценностям относятся: жизнь, свобода, уважение чести и достоинства человеческой личности, нравственный идеал и т.п.

Изучение воспитанности дошкольников представлены в различных психолого – педагогических исследованиях А.И. Герцена, Г.Н. Годиной, Я.А. Коменского, Т.А. Марковой, А.Н. Радищева, Д.В. Сергеевой, В.С. Соловьева, В.А. Сухомлинского, Л.А. Таллер, К.Д. Ушинского, Д.В. Эльконина, и др. В центре внимания исследований вышеперечисленных ученых также стоят вопросы формирования воспитангости детей с целью добиться прочного преобладания общественно и личностно значимой направленности, предупредить возможность накопления отрицательного опыта эгоистической направленности. Формирование у детей культуры поведения, гуманных отношений (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим людям), способностей оказать помощь - одна из важнейших задач педагога.

В настоящее время существует достаточно большое количество мультфильмов, которые обладают богатыми педагогическими возможностями. Исследования Н.Е. Марковой показывают, что мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром.

Однако, мультфильм – средство очень сильное, как отмечают исследователи, в настоящее время достаточно высок риск выхода на экраны мультфильмов, не соответствующих эстетическим и нравственным эталонам.

Некоторые мультфильмы пропагандируют ложные идеалы, являются источником детской агрессии, страхов и деформации личности. В таких мультфильмах за поверхностной веселостью, развлекательностью скрываются антинравственные стереотипы поведения, размытые цели и ориентиры. И.Я. Медведева считает, что с выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

Таким образом, было выявлено противоречие между:

- педагогическим потенциалом мультфильмов как фактора воспитания детей дошкольного возраста и недостаточным их использованием в работе дошкольных образовательных учреждений;

- возможностями использования мультипликационных фильмов как фактора воспитания дошкольников и отсутствием методик работы воспитателей по педагогическому сопровождению восприятия и осмысления детьми их содержания.

Одна из задач, стоящая перед дошкольным учреждением, заключается в воспитании личности, способной социально адаптироваться к быстро меняющимся условиям внешней среды, не имеющей проблем в общении с окружающими, устойчиво переносящей стрессовые ситуации, не поддающейся негативному воздействию извне, способной правильно оценить понять чувства и эмоции другого человека, для которой понятие дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не является пустым звуком. Кроме того, перед педагогами стоит задача по воспитанию подрастающего поколения. На сегодняшний день, как показывает практика, уровень воспитанности дошкольников составляет 35-40%.

Воспитанность - это умение вести себя в обществе, знание общепринятых норм, правил поведения [1, 243].

В современном мире, длительное погружение в медиапространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. Мультфильмы являются неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Со времени появления мультфильмов (более ста лет назад), несколько поколений детей выросли, смотря анимационные фильмы. Множество девочек мечтали стать принцессами, а мальчики представляли себя доблестными рыцарями после просмотра классических анимационных сказок, таких как Питер Пэн, Аладдин и волшебная лампа, Золушка, Красавица и чудовище и т. д.

В настоящее время мультфильмы более доступны благодаря телевидению и мобильным устройствам, которые делают мультфильмы даже интерактивными. Хотя средства массовой информации менялись с годами, возможности анимации, как средства воспитания остается неизменной, благодаря силе повествования и способа передачи значимых сообщений [4, с. 78].

Правильные мультипликационные истории предлагают детям воспитательные жизненные уроки: от важности командной работы и сотрудничества до формирования позитивной самооценки, почему они должны есть здоровую пищу, конструктивных способов решения проблем.

Одно из главных преимуществ мультипликационного кино заключается в том, что оно может переносить детей в разные места и времена, показывая им людей, части света и переживания, которых они не испытывают. Мультфильмы — далеко не пассивное занятие, оно интерактивное, оно может развить воображение детей и стимулировать расширять круг их интересов. Это может варьироваться от того, как вдохновлять их рисовать своих любимых персонажей до придумывания собственных историй, чтобы попробовать спорт или хобби, которое они видели в программе.

Продвижение здоровых образцов для подражания, наблюдение за персонажами, которые не боятся решать проблемы и возникшие конфликты, может помочь детям развить уверенность в себе. Они могут извлечь уроки в доброте и стойкости, из положительных образцов для подражания мультфильма.

Однако мультфильмы могут оказывать как положительное, так и отрицательное воспитательное воздействие на ребенка. Важность мультфильмов для детей можно увидеть из различных положительных эффектов, которые мультфильмы оказывают на поведение и развитие детей. Вот некоторые положительные эффекты, которые мультфильмы могут оказать на детей:

· развитие нравственных отношений (многие мультфильмы, особенно для дошкольников показывают пример уважительного отношения к другим в своих сюжетах. Также во многих мультфильмах происходит четкое разграничение добра и зла, хороших поступков и плохих, грубого и вежливого отношения с окружающими. Образы персонажей легки и понятны каждому ребенку, что позволяет маленькому человеку самостоятельно или с помощью взрослого анализировать поступки героев;

· раннее начало обучения (мультфильмы могут помочь детям быстрее начать обучение. Положительное влияние мультфильмов на детей можно увидеть, особенно в образовательных мультфильмах, которые учат формы, числа и цвета. Такие мультфильмы могут обучать детей в веселой и интерактивной форме, что делает обучение приятным занятием. Движущиеся, говорящие картинки и красочные визуальные эффекты делают обучение интересным для детей);

· когнитивное развитие (просмотр мультфильмов может помочь развить когнитивные навыки ребенка, такие как долговременная память, постоянное и избирательное внимание, а также логика и рассуждения, визуальная и слуховая обработка);

· развитие креативности (мультфильмы могут помочь развитии воображения и креативности ребенка. Малыш может придумывать новые идеи, вдохновленные мультфильмами, и придумывать новые истории или произведения искусства, основанные на мультфильмах, которые он видел;

· смех и снятие стресса (дети при просмотре забавных мультфильмов часто и громко смеются над действиями персонажей. Смех - хороший разрушитель стресса, а также хороший способ развить у маленького человека уверенность в себе. Это также повышает иммунитет и вызывает выброс эндорфинов, которые вызывают у человека позитивные чувства).

Несмотря на положительное воспитательное воздействие, мультфильмы оказывает и прямо противоположное - отрицательное воздействие на детей. А именно, просмотр мультфильмов, изображающих насилие, может побудить детей к насилию в реальной жизни. Кроме того, дети могут верить, что никто не пострадает и не почувствует боль, поскольку персонажи в мультфильмах остаются невредимыми после насилия или несчастного случая. Например, персонажи «Тома и Джерри», «Дорожного бегуна», «Огги и тараканов» часто бьют друг друга или заставляют друг друга падать с высоты, чаще всего без каких-либо весомых последствий [3, с. 105].

Есть несколько мультфильмов, которые показывают персонажей, демонстрирующих грубое или непослушное поведение по отношению к своим учителям и старшим. Дети могут подражать этому поведению и бросать вызов своим родителям или учителям, когда они наказаны за плохое поведение.

Дети всегда берут пример со своего любимого мультипликационного персонажа и подражают ему или стремятся быть похожими на них. Объектом их восхищения может быть вводящий в заблуждение образец для подражания, который поощряет неправильные привычки или демонстрирует грубое поведение по отношению к другим людям. Такое влияние мультфильмов на детскую психологию часто может привести к разрушительным последствиям, к тому, что дети будут отстранены, необщительны, антисоциальны, неуправляемыми или безнравственны [5, с. 89].

На протяжении многих лет ученые психологи и педагоги пытались объяснить краткосрочные и долгосрочные последствия воспитательных воздействий мультипликационного кино на поведение детей-зрителей. Хотя большинство из них были разработаны в контексте исследования насилия в СМИ, они также помогают объяснить влияние других типов контента и предсказать другие результаты, помимо физического насилия.

Общая модель обучения и воспитания предполагает, что медиафайлы вносят вклад в структуру знаний дошкольников, включая их личностные схемы (т.е. типичные характеристики людей или групп людей) и их поведенческие сценарии (ожидания поведения людей в особых ситуациях). Кроме того, эти структуры знаний могут содержать ссылки на аффективные состояния, вызванные первоначальным опытом (например, гнев, страх, тепло), и информацию о том, какие эмоции являются типичными или уместными в данной ситуации. При активации эти взаимосвязанные компоненты (схемы личности, поведенческие сценарии, аффекты и аффективные знания) могут затем взаимодействовать с другими факторами (личность, ценности, долгосрочные цели и т.д.), чтобы влиять на оценки и реакции людей.

Как это относится к реакциям юных зрителей на агрессивный или агрессивный контент? В краткосрочной перспективе воздействие агрессивного и враждебного контента (будь то в мультфильмах, в фильмах, в музыке или в видеоиграх) увеличивает вероятность активизации агрессивных мыслей и чувств и ведет к усилению возбуждения. Эти мысли и чувства в сочетании с возбуждением увеличивают вероятность того, что молодые зрители будут вести себя агрессивно. В долгосрочной перспективе повторное воздействие насилия, изменяет убеждения и отношение зрителей к агрессии, уменьшает их склонность замечать и реагировать на боль и страдания в реальном мире и усиливает их склонность интерпретировать социальные ситуации враждебным образом.

Исследования насилия в мультипликационном кино также показало, что среди людей, подверженных мультипликационному насилию в детском возрасте предсказывала нефизические агрессивные действия в зрелом возрасте (например, попытки вовлечь кого-то в беду). Другие исследования, проведенные в Англии и Соединенных Штатах, также выявили взаимосвязь между просмотрами мультфильмов со сценами насилия и их склонностью к участию в различных формах нефизической агрессии (часто упоминаемой как косвенная, реляционная или социальная агрессия). Эти типы агрессии предполагают намеренный вред чьему-либо социальному положению, часто с помощью манипулятивных действий, таких как сплетни, распространение слухов или исключение. В различных исследованиях, включая недавнее исследование старшие дошкольники и младшие школьники, которые смотрели больше мультфильмов с участием этих форм межличностной враждебности, с большей вероятностью сами участвовали в таком поведении.

Итак, мультфильмы оказывают сильное воспитательное воздействие на ребенка-дошкольника и занимают значимое место в общей системе средств его социализации [6, с. 45]. Поэтому без педагогического осмысления данной ситуации некоторые факторы влияния мультфильмов на нравственное развитие детей 6-7 лет могут стать неуправляемыми, бесконтрольными.

Таким образом, мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на воспитание детей дошкольного возраста, овладения ими социальных норм и правил поведения и взаимодействия в обществе со взрослыми и сверстниками. С одной стороны, — это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. С другой стороны, они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Анализируя мультфильмы для детей дошкольного возраста, можно заметить колоссальную разницу между мультфильмами «советского времени» и «современных» мультфильмов. Для «советских» мультфильмов характерно показывать отрицательного персонажа, который стал плохим, потому что с ним никто не дружил, не играл и т.п., тем самым показывая ребенку, что не бывает абсолютно плохих и неисправимых людей, просто стоит позаботиться об этом человеке.

В «современных» мультфильмах очень часто стерта грань добра и зла. Персонажи могут демонстрировать, как и положительные, так и отрицательные качества, что приближает их к настоящему человеку и делает их правдоподобными. «Современные» мультфильмы очень яркие и приятны для восприятия, помимо этого они отражают актуальные проблемы, с которыми сталкивается, как и ребенок, так и общество в целом. Однако, как считает зарубежный психолог X. Би, что показ агрессивного поведения в «современных» в мультфильмах ведёт к «сублимации антисоциальных наклонностей индивида» [2, с. 56]. Некоторая современная мультипликационная продукция учит конкурентному поведению — достижению превосходства над окружающими и превосходства любым способом и в любом виде. Но также не стоит забывать о том, что многие советские мультфильмы достаточно устарели и не все современные дети могут понять, о чем повествуется, что происходит. Выражается это в том, что некоторые предметы, которыми пользовались 30-50 лет назад совершенно неизвестны современному ребенку, что делает для него сюжет отчасти непонятным или непонятным вовсе.

Сравнивая популярный мультипликационный сериал «советского времени» «Ну, погоди!» с популярным «современным» мультипликационным сериалом «Доктор Плюшева» можно сделать вывод, что для более поздних «советских» мультфильмов характерно воспитывать нравственные качества в ребенке путем показания негативного примера с вытекающими последствиями. «Современные» же мультфильмы больше рассчитаны на детей, их интересы и потребности, в отличие от «советских» которые не имели четкого возрастного разграничения и были направлены как и на детей дошкольного возраста, так и на детей уже школьного возраста.

Таким образом, «современные» мультфильмы очень яркие и приятны для восприятия, помимо этого они отражают актуальные проблемы, с которыми сталкивается, как и ребенок, так и общество в целом. Мультфильмы же «советского времени» несмотря на наличие высоконравственных персонажей можно считать устаревшими и непонятными для современного ребенка.

Таким образом, подводя итог настоящему исследованию, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, воспитание – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают формирование, развитие, саморазвитие и самовоспитание.

Во-вторых, содержание воспитания представлено тремя взаимосвязанными подсистемами: нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник; привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе; нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к тем или иным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В-третьих, в период дошкольного детства дети знакомятся с такими нравственными категориями, наличие которых является показателями воспитанности как честность, вежливость, деликатность, чуткость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность, умение играть рядом, не мешая друг другу, одновременно создавая желание к общению в играх и т.д.

В-третьих, мультипликационные фильмы оказывают большое воспитательное воздействие на детей дошкольного возраста: они формируют у них первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к окружающим его людям.


Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. – М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 2019. – 1434 с.

2. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 280 c.

3. Глушкова, Е.В. Телевидение и здоровье детей / Е.В. Глушкова. – М.: Влияние, 2018. – 257 с.

4. Куниченко, О.В. Мультипликационный фильм в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. – М.: ЛитРес, 2019. – 320 с.

5. Куцакова, Л.В. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Академия, 2019. – 156 с.

6. Лалетина, А.Ф. Воспитательный потенциал мультипликационных фильмов. – М.: ГРМ, 2017. – 168 с.

Расскажите о нас своим друзьям: