Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 30.01.2023

Самостоятельная работа студентов в процессе профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в техническом вузе

Москалец Лариса Евгеньевна
доцент кафедры иностранных языков Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.П. Платова, РФ, г. Новочеркасск, linna63@mail.ru
Еремина Людмила Олеговна
доцент кафедры иностранных языков Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.П. Платова, РФ, г. Новочеркасск, lina_ga@rambler.ru

Аннотация: В статье анализируется организация самостоятельной работы студентов в контексте профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в техническом вузе. Перечислены некоторые условия, при которых самостоятельная работа студентов является эффективной. Приводятся примеры заданий для самостоятельной работы, направленные на формирование коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: обучение иностранному языку в техническом вузе, профессионально ориентированное обучение, самостоятельная работа студентов, иноязычная компетенция

Individual work of students in the process of the professionally focused foreign language training at a technical university

Moskaletz Larisa Evgenievna
Associate Professor, Foreign Languages Department, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia, Novocherkassk, linna63@mail.ru
Eremina Lyudmila Olegovna
Associate Professor, Foreign Languages Department, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia, Novocherkassk, lina_ga@rambler.ru

Abstract: The article analyzes the organization of individual work of students in the context of professionally focused foreign language training at a technical university. Some conditions under which individual work of students is effective are listed. Examples of tasks for individual work aimed at the formation of communicative competence are given.
Keywords: teaching a foreign language at a technical university, professionally focused foreign language training, independent work of students, foreign language competence

Правильная ссылка на статью
Москалец Л.Е., Еремина Л.О. Самостоятельная работа студентов в процессе профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в техническом вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/samostoyatelnaya-rabota-studentov-v-protsesse-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-tekhnicheskom-vuze.html (Дата обращения: 30.01.2023)

Объективные факторы современных экономических, общественно-политических и социальных реалий, обусловленные трансформацией материального производства в условиях Индустрии 4.0. и глобальной цифровизации практически всех сфер человеческой жизнедеятельности, актуализируют значимость научной рефлексии целого комплекса вопросов, связанных с функционированием высшего технического образования. Одним из таких вопросов является формирование конкурентоспособной модели выпускника технического вуза, который, в соответствии с вызовами современной эпохи, не только функционально соответствует высоким научно-техническим требованиям современного производства, но и обладает высоким уровнем рефлексии социально и культурно значимых проблем. Для нас важным представляется выявить, каким образом обучение иностранным языкам в техническом вузе соответствует образовательным задачам по формированию актуальных компетенций будущих инженеров.

Тематика функционирования дисциплины «Иностранные языки» в технических вузах с одной стороны, широко и активно исследуется и обсуждается в педагогической научной литературе на протяжении многих лет, с другой стороны, является по-прежнему актуальной, вследствие широкого влияния данной дисциплины на формирование вариативных профессиональных и личностных качеств личности.

Сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку (ИЯ) в техническом вузе является формирование технического специалиста, компетентного как в предметно-технической, так и в социокультурной сфере. Указанная цель определяет целесообразность реализации принципа профессионально ориентированного обучения ИЯ в техническом вузе как наиболее методически релевантного в современных условиях. Анализ научных публикаций свидетельствует о том, что данное направление в практике обучения ИЯ в вузах сегодня является одним из приоритетных.

В научной литературе можно встретить разные трактовки термина «профессионально ориентированное обучение» ИЯ. Это обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении ИЯ, продиктованных особенностями будущей профессии [1]; максимально приближающее обучающегося к реальной профессиональной деятельности [2], являющееся средством интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний [3]. Под профессионально ориентированным обучением понимают систему определенных дидактических средств организации учебного процесса, которые формируют возможности использовать ИЯ в профессиональной деятельности [4], [5] и позволяют готовить конкурентоспособных специалистов, готовых общаться на профессиональном иностранном языке своей специальности [6].

Разнообразие трактовок понятия «профессионально ориентированное обучение» можно обобщить следующим образом: это обучение, при котором учитываются потребности будущей профессии студентов и формируется иноязычная компетенция в конкретных профессиональных сферах [7], [8]. Мы разделяем мнение вышеуказанных авторов о том, что иноязычная компетенция, сформированная в процессе профессионально ориентированного обучения ИЯ, расширяет языковые и информационные границы профессионального знания и является неотъемлемой частью профессиональной компетентности современного технического специалиста.

Поскольку в учебных планах технических специальностей значительная часть учебного времени по дисциплине «Иностранный язык» отводится на самостоятельную работу студентов (СРС), заметным фактором в разработке рассматриваемой проблематики, для нас стало внимание именно к данному аспекту в контексте профессионально ориентированного обучения.

В последние годы можно слышать рассуждения ученых о том, что студентам необходимо уметь учиться самостоятельно, уметь самостоятельно извлекать нужную информацию, овладеть различными умениями, и пр. Мы рассматриваем самостоятельную работу студентов как часть процесса самообразования, поскольку именно она позволяет сделать процесс формирования профессиональной компетентности непрерывным и развить у студентов потребность в постоянном самообразовании. Другими словами, самостоятельность студентов в учебном процессе рассматривается нами не только как фактор повышения их самообразования в будущей профессиональной деятельности, но и как фактор успешности будущего профессионального функционирования. Неслучайно одной из компетенций, которую следует формировать у студентов технического профиля, согласно ФГОС, является УК-1: «студент способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач».

В организации СРС важно, чтобы преподаватель эффективно руководил данным процессом. Речь идет об обязательной обратной связи студента с преподавателем, без которой, на наш взгляд, данный вид работы не будет эффективным. Именно преподаватель, выступая в роли организатора самостоятельной деятельности студентов, ставит перед ними реально достижимые цели, направляет студентов, мотивируя их на выражение коммуникативных потребностей, а также поощряет проявленную инициативу и готовность обсуждать результаты проделанной работы. Такой подход к СРС позволяет избежать неловких ситуаций недопонимания студентами каких-либо заданий и от этого - боязни участвовать в групповых дискуссиях. Поэтому одной из задач преподавателя при организации СРС, является обеспечение психологического комфорта на занятиях, без которого обучающимся трудно добиться результативности [9].

Существует ряд организационных, материально-технических и содержательных условий, при которых, на наш взгляд, процесс организации СРС будет более эффективным. Опираясь на опыт работы в одном из крупнейших вузов на юге России - Южно-Российском государственном политехническом университете имени М.И. Платова (НПИ), мы выделяем следующие условия: 1) широкое использование компьютерных и интернет-технологий, таких, например, как разработанная в ЮРГПУ (НПИ) онлайн-платформа (https://sdo.srspu.ru/), где студенты могут ознакомиться с заданиями по любой дисциплине и реализовать самоконтроль освоенного материала, пройдя тестирование; 2) наличие технических средств обучения на кафедре иностранных языков (например, компьютерных классов), к которым студенты имеют доступ для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; 3) соответствие профессионально ориентированного содержания учебников и других учебно-методических материалов состоянию научно-технического развития на современном этапе, а также их соответствие коммуникативным целям и задачам обучения ИЯ; 4) четкая структурированность и логическая организация учебных и учебно-методических материалов, содержащих систему тренировочных упражнений для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, доступных для понимания студентов.

Считаем важным подробней остановиться на двух последних пунктах из списка предлагаемых нами условий организации СРС, поскольку кафедра «Иностранные языки» ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова имеет богатейший многолетний опыт создания авторских курсов профессионально ориентированной направленности. Как известно, иностранный язык в профессионально ориентированном обучении является средством получения профессионально значимой информации. Поэтому в созданных на кафедре авторских курсах дисциплина «Иностранный язык» интегрируется в общий курс профессиональной подготовки технического специалиста, максимально приближая студентов к условиям естественного профессионального общения.

Языковой материал в данных курсах подбирается с учетом профессиональных потребностей технических специалистов и базируется как на общенаучной, так и на общепрофессиональной лексике. Основным преимуществом таких языковых курсов является гибкость их структуры, что позволяет допускать незначительные вариации в обучении в соответствии с потребностями и интересами студентов.

Особое внимание в языковых курсах уделяется разработке системы разнообразных упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции студентов в условиях различных профессиональных ситуаций. Так, разработан целый комплекс упражнений для СРС, направленный на развитие навыков ведения дискуссий, на формирование навыков альтернативных суждений, на стимулирование создания собственных проектов, и пр. Приведем для примера некоторые формулировки заданий: 1) Read the information. Find out the difference between conventional and unconventional oil. Discuss the results with your classmates; 2) Read the statements. Do you agree or disagree? Use the following phrases; 3) a) Distribute the elements listed below according to their conductivity properties: A) conductors, B) insulators. b) What other examples of conductors and insulators can you give?; 4) Interviewing. Read the questions and answer them. Then ask the students in your group and write down their answers; 5) Consult the Internet and learn more about the production of oil. Make a list of countries in which conventional and unconventional oil is produced, и т.д. Приведенные примеры упражнений для СРС, направленные на развитие умений студентов ориентироваться в различных общепрофессиональных ситуациях, предполагают активное вовлечение студентов в режим самостоятельной работы. При этом, как показывает практика, возможности индивидуального самовыражения, а также сотрудничества и взаимопомощи, достигаемые при коллективном общении, формируют не только профессионально значимые, но и социокультурные и личностные компетенции.

Резюмируя изложенное, следует отметить следующее: правильная организация СРС в контексте профессионально ориентированного обучения ИЯ способствует преодолению социально-психологических факторов, сдерживающих коммуникативные потребности и желания студентов. Кроме того, совместное обсуждение самостоятельно выполненных заданий, создает комфортную дружелюбную атмосферу на занятиях по иностранному языку, нормализует межличностные отношения студентов, основанные на сотрудничестве и взаимодействии. Все это, в конечном итоге, благоприятно влияет на мотивационное поведение студентов технических вузов в отношении изучения иностранного языка, актуализирует их потребности в развитии вариативных компетенций, необходимых в социуме и в профессиональном функционировании.


Список литературы

1. Матухин Д. Л. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. 2011. № 2 (14). C. 121-129.
2. Алещанова И. В., Фролова Н. А. Профессионально ориентированный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе. Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7959. (Дата обращения: 22.01.2023).
3. Нарочная Е. Б., Шевцова Г. В. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в техническом вузе. Монография. Новочеркасск: изд-во «Политехник». 2010. 147 с.
4. Маргарян Т. Д., Гурова Г. Г., Алявдина Н. Г. Профессионально ориентированное обучение английскому языку с использованием информационно-коммуникативных технологий в техническом университете // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2015. № 3 (57). С. 188-195.
5. Иванова О. Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: дис. ... канд. пед. наук. Орел. 2005. 245 с.
6. Чигина Н.В., Сырескина С.В. Методика профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов неязыкового вуза // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 4А. С. 297-303. DOI: 10.34670/AR.2021.55.91.054.
7. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел. ОГУ. 2005. 114 с.
8. Шевцова Г. В., Москалец Л. Е. Роль мотивации при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в техническом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 116–124. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-116-12.
9. Шевцова Г.В., Нарочная Е.Б. Методология иностранного языка для технического университета // Alma mater. 2011. № 8. С. 67-71.

Расскажите о нас своим друзьям: