Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 159.99

Дата публикации 17.07.2020

Самоотношение и самооценка креативности в юношеском возрасте

Научный руководитель Калягина Елена Александровна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Шлокина Ольга Сергеевна
Магистрант 1 курса ХГУ им. Н. ф. Катанова, РФ, г. Абакан, Djoy.91@yandex.ru

Аннотация: В статье приведены результаты исследования особенностей самоотношения у лиц юношеского возраста с разным уровнем креативности. Анализ литературы позволил выявить особенности самоотношения в юношеском возрасте, а проведенное авторами эмпирическое исследование показало, что в юношеском возрасте лицам с высоким уровнем самооценки креативности в большей степени свойственны заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности по сравнению с теми, у кого низкий уровень самооценки креативности.
Ключевые слова: креативность, самомнение, самоотношение, юношеский возраст, самооценка.

Self-attitude and self-assessment of creativity in youth

Shlokina Olga Sergeevna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, INPO KHSU named after N.F. Katanova, Russian Federation, Abakan
Kalyagina Elena Aleksandrovna
Master of the 1st year of KSU named after N. f. Katanova, Russian Federation, Abakan

Abstract: The article presents the results of the study of the features of self-attitude in young men with different levels of creativity. The analysis of the literature made it possible to identify the features of self-attitude in young men. The empirical study conducted by the authors partially confirmed the conclusions that young men with a high level of self-esteem of creativity have more expressed interest in their own self, love for themselves, a sense of the value of their own personality in a comparison with young people with a low level of self-esteem of creativity.
Keywords: creativity, self-thinking, self-relation, young people, self-esteem.

Правильная ссылка на статью
Калягина Е.А., Шлокина О.С. Самоотношение и самооценка креативности в юношеском возрасте // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/samootnoshenie-i-samootsenka-kreativnosti-v-yunosheskom-vozraste.html (Дата обращения: 17.07.2020)

Самоотношение или эмоционально-ценностное отношение в психологической науке рассматривается, в качестве одного из аспектов самосознания наряду с самопознанием и самоконтролем либо в качестве одного из видов человеческих отношений наряду с субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями.

Самоотношение не просто отображает обобщенные чувства положительности или отрицательности по отношению к себе, а обладает сложным строением.

Наиболее разработанной считается концепция самосознания, предложенная В.В. Столиным, в соответствии с которой самоотношение — это некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе [7]. В основе самоотношения лежат три эмоциональных измерения: глобальное самоотношение, самоуважение, и близость к себе (самоинтерес), которые за счет аддитивности этой структуры интегрируются в общее чувство положительного или отрицательного отношения к себе [7].

Стоит отметить, что самоотношение в разном возрасте имеет свою специфику. Так, Т.В. Ледовская отмечает, что в юношеском возрасте психологическая структура самоотношения является более сформированной по сравнению с подростковым самоотношением за счет более развитых компонентов и показателей структуры самоотношения, что связано, по данным автора, с рефлексивностью и высокой самооценкой [1]. Также Т.В. Ледовская утверждает, что ведущими компонентами самоотношения в юношеском возрасте выявлены являются саморуководство и ожидаемое отношение от других [1].

М.А. Рушина, А.В. Орлова указывают на половые различия в самоотношении у юношей и девушек, а именно: «юноши более уверены в себе, чаще опираются на собственное мнение при принятии решений, уверены в своей способности производить на окружающих благоприятное впечатление, больше уважают себя. Девушки чаще обвиняют себя, обнаруживают внутренние противоречия и склонны к внутриличностным конфликтам» [6, С.37].

По мнению Н.Г. Локтионовой, для юношеского возраста характерна связь «проблемы становления самоотношения с выстраиванием индивидуальной среды развития, с поиском и наполнением ее личностными смыслами» [4, С. 129].

Мы полагаем, что необходимость создания индивидуальной среды развития и самоопределения, типичная для юношеского возраста, опирается на креативность, которая актуализируется в юношеском возрасте с небольшой разницей между вербальной и невербальной креативностью [1, С. 174]. Тем не менее, связи креативности и самоотношению в юношеском возрасте в современной науке уделяется внимания недостаточно. В основном исследователи обращаются к изучению проблемы связи креативности и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте [2, 5], соответственно, проблема изучения креативности и самоотношения в юношеском возрасте является актуальной.

На основе анализа литературы мы выдвинули следующие гипотезы:

1. Существует взаимосвязь самоотношения и самооценки креативности в юношеском возрасте.

2. Существуют различия в самоотношении в юношеском возрасте у лиц с разным уровнем самооценки креативности.

Для проверки гипотез нами использовался следующий комплект психодиагностических методик: методика Е.Е.Туник на выявление личностной креативности; тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

Эмпирическая база исследования - МБОУ «Бейская школа-интернат» (с. Бея) и МБОУ «Бейская СОШИ» (с. Бея).

В исследовании приняли участие 30 человек, 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 15-17 лет.

Поскольку проведенный корреляционный анализ с применением Rs-критерия Спирмена показал, что достоверная связь между параметрами креативности и компонентами самоотношения отсутствует, что опровергает гипотезу 1, нами было принято решение сосредоточиться на изучении специфики самоотношения у юношей и девушек с разным уровнем креативности. Для этого выборка была разделена на 3 подгруппы на основании методики Е.Е. Туник: 12 человек имеют высокий уровень креативности, 10 — средний уровень креативности и 8 человек обладают низким уровнем креативности.

Полученные результаты по методике Е.Е.Туник на выявление личностной креативности представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровни компонентов самоотношения при разных уровнях креативности

Уровни

Высокий уровень креативности*

Средний уровень креативности

Низкий уровень креативности*

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Глобальное самоотношение

(φ*эмп = 2.224, p<0.05)

Завышенный*

7

58

3

30

1

12,5

Нормальный

4

33

5

50

6

75

Заниженный

1

9

2

20

1

12,5

Самоуважение

(φ*эмп = 3.004, p<0.01)

Завышенный*

9

75

7

70

1

12,5

Нормальный

2

17

2

20

5

62,5

Заниженный

1

8

1

10

2

25

Самоинтерес

 

Завышенный

8

67

4

40

4

50

Нормальный

3

25

5

50

1

12,5

Заниженный

1

8

1

10

3

37,5

В ходе проведения методики «Опросник самоотношения» В.В. Столина и  Р.С. Пантилеева мы получили следующие результаты: в процентном соотношении компонент глобального самоотношения более развит у юношей с высоким и средним уровнями креативности. Статистический анализ с применением углового критерия Фишера показал достоверно значимые различия по параметру «глобальное самоотношение» между группой лиц с высоким и низким уровнем самооценки креативности (φ*эмп = 2.224, p<0.05).

Из этого можно сделать вывод, что юношам с высоким уровнем креативности в большей степени по сравнению с группой с низким уровнем креативности свойственно внутренне   недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя, преобладание общего чувства "за свое Я" по сравнению с чувством "против своего Я".

Шкала самоуважение эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, принимать самого себя.

Высокие значения шкалы самоуважения, которые показали 75% юношей с высоким уровнем самооценки креативности, соответствуют высокому самомнению, самоуверенности, что говорит об отсутствии внутренней напряженности. Такие результаты отражают представление человека о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Статистический анализ с применением углового критерия Фишера показал достоверно значимые различия по параметру «самоуважение» между группой лиц с высоким и низким уровнем самооценки креативности (φ*эмп = 3.004, p<0.01).

Высокие оценки по шкале самоинтереса, которые показали 67% юношей с высоким уровнем самооценки креативности, отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.

Таким образом, можно сделать вывод, что в юношеском возрасте у лиц с высоким уровнем самооценки креативности выше показатели глобального самоотношения и самоуважения по сравнению с теми, у кого низкий уровень самооценки креативности.

Таким образом, выдвинутые гипотезы подтвердились частично: связи между компонентами самоотношения и параметрами самооценки креативности не обнаружено, при этом выявлено, что в юношеском возрасте лицам с высоким уровнем самооценки креативности в большей степени свойственны заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности по сравнению с теми, у кого низкий уровень самооценки креативности.

Возможно, полученный результат обусловлен тем, что социальная ситуация развития в юношеском возрасте диктует необходимость мобильности в процессе социализации, а это качество формируется наиболее успешно у людей, обладающих креативностью мышления, способностью находить новые рациональные пути саморазвития, а успешность в сфере социального взаимодействия является одним из условий благоприятного формирования  положительной самооценки юноши.


Список литературы

1. Борзенкова И. В., Беляева Е. В. Проблема развития креативности в юношеском возрасте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35). С. 173-179.
2. Гурьянова А.И. Взаимосвязь креативности и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 16-2. С. 92-94.
3. Ледовская Т.В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 229-233.
4. Локтионова Н.Г. Особенности самоотношения в юношеском возрасте // Достижения вузовской науки. 2016. № 25-1. С. 127-130.
5. Пинигин В.Г. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и личностной креативности в юношеском возрасте и в период взрослости // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2015. С. 62-65.
6. Рушина М.А., Орлова А.В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. №4. С. 35-40.
7. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с.

Расскажите о нас своим друзьям: