Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 159.95

Дата публикации 31.03.2018

Роль учения об эмоциях в работах Л.С. Выготского

Козеева Елена Олеговна
студентка 1 курса магистратуры, кафедра педагогики и психологии, Мичуринский государственный аграрный университет, РФ, г. Мичуринск, elenotka90@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития эмоций. В статье рассматриваются проблемы развития и становления эмоций в разрезе учения Л.С. Выготского. Целью статьи является анализ теории эмоций Л.С. Выготского. Особое внимание уделено основным идеям и представлениям Л.С. Выготского об эмоциях. На основе изучения теории эмоций Л.С. Выготского выделено восемь направлений его идей. Основополагающей идеей является представление о взаимосвязи аффекта и интеллекта. В статье рассмотрена основополагающая роль деятельности в развитии эмоциональной сферы человека. В статье выяснены особенности обратного влияния аффекта на мышление. В статье анализируется принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания. На основании изучения идей Л.С. Выготского установлено, что эмоции развиваются в сознании.
Ключевые слова: Аффект, интеллект, эмоции, сознание, мышление, чувства, идея, процесс, развитие, деятельность, эмоциональная сфера

The role of the teaching about emotions in L.S. Vygotsky`s works

Kozeeva Elena Olegovna
1st year student chair of pedagogy and psychology, Michurinsky State Agrarian University, Russian Federation, Michurinsk

Abstract: The article is devoted to the actual problem of emotions development. The article deals with the problems of development and formation of emotions in the context of L. S. Vygotsky's teachings. The purpose of the article is the analysis of L. S. Vygotsky's theory of emotions. Special attention is given to the main ideas and concepts of L. S. Vygotsky on the emotions. On the basis of studying of L. S. Vygotsky's theory of emotions eight directions of his ideas are allocated. The fundamental idea is to understand the relationship between affect and intelligence. The article considers the fundamental role of activity in the development of human emotional sphere. The article deals with the features of the reverse effect of affect on thinking. The article analyzes the principle of active participation of emotions in the General development of consciousness. Based on the study of L. S. Vygotsky's ideas it is established that emotions develop in consciousness.
Keywords: Affect, intelligence, emotions, consciousness, thinking, feelings, idea, process, development, activity, emotional sphere

В развитии учения об эмоциях огромная роль принадлежит Л.С. Выготскому. К сожалению Л.С. Выготский не успел завершить свою концепцию об эмоциях. Тем не менее, во многих работах Льва Семеновича можно увидеть рассуждения на тему эмоций. Когда эти рассуждения были собраны воедино, очевидной стала картина представлений Выготского по данной проблеме. Идеи Л.С. Выготского касательно проблем эмоций и их развития нашли свое отражение в его «конкретно-психологической теории сознания».

Выготский в своих рассуждениях о природе и механизмах эмоционального развития человека опирался на идеи Спинозы, а именно на принцип единства аффекта и интеллекта.

Основные представления и идеи Л.С. Выготского качаемые проблемы эмоций можно свести к следующему:

1. Развитие эмоций (эмоции развиваются). Исходя из этого, каждую эмоцию следует классифицировать не иначе, как с точки зрения ее развития. [4, 280]

2. Аффект связан с интеллектом. «Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта» [3, с. 251]. И мышление и эмоции берут свое начало из аффективных действий младенца. В дальнейшем аффект развивается в двух разных направлениях, которые напрямую связаны с развитием мышления:

А) Дифференциация эмоциональной сферы сознания. Последующая дифференциация в рамках эмоциональной сферы.

Б) Изменение характера динамических процессов.

В раннем детстве поведение ребенка можно назвать «полевым». Сознание в раннем детстве ребенка представляет собой единство аффективного восприятия и действия, отсюда вытекает главный симптом кризиса трех летнего возраста: нарушение единства действия и аффекта. "Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции" [2, с. 369]. Аффективная сторона сознания развивается в процессе замены наглядно-образного мышления ребенка – образным. Происходит обобщение внутренних процессов у детей-дошкольников – чувств. Формируется аффективное образование, которое относится к единичному аффекту, как понятие к единичному восприятию. [2, с. 380]. И в подростковом периоде мышление формируется в понятиях, что приводит к глубокому осознанию своего внутреннего мира и своих переживаний.

3. Каждому уровню мышления соответствует свой динамический процесс. По мнению Л.С. Выготского:

- конкретному мышлению соответствует более костная и тугоподвижная динамика;

- абстрактному мышлению и воображению - более текучая и гибкая.

Именно этим фактом можно объяснить качественное своеобразие высших (тонких) эмоций.

Следствием развития мышления является дифференциация эмоций и более мягкий характер их протекания.

4. Обратное влияние аффекта на мышление. Это отражается:

1). «Во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее»;

2). Возникновение мысли связано с мотивирующей сферой сознания человека. Л.С. Выготский считал, что отношение мысли к слову – это живой процесс: «движение через целый ряд внутренних планов» [1, с. 358].

Если рассматривать патологию (например, шизофрению), то здесь имеет место не повреждение интеллектуального или эмоционального аспектов сознания, а патология изменений их отношений.

5. Принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания [4, с. 213]. Л.С. Выготский считал, что аффект влияет на развитие мышления и на поведение ребенка, а также побуждает его начать поиск «обходных путей развития», в случае, если имеет место врожденный дефект.

6. Основополагающая роль деятельности в развитии эмоциональной сферы человека. Деятельность оказывает влияние двумя способами:

А) Опосредованно – когда первостепенную роль в деятельности играет мышление. Этот вид деятельности вызывает изменения в аффективной сфере.

Б) Непосредственно – например игровая деятельность ребенка.

7. Развитие аффективной сферы подчиняется той же логике, что и развитие других психических функций. Эмоции развиваются в сознании.

8. «Всякая эмоция есть функция личности». [4, с. 280]


Список литературы

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика. 1984. - Т. 6.

Расскажите о нас своим друзьям: