Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 37.01

Дата публикации 31.03.2018

Формирование ценностно-смысловой ориентации школьников при изучении повести В. Быкова «Сотников»

Джиоева Айна Руфиновна
докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет, РФ, г. Владикавказ, ainadzhioeva@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается суть ценностно-смысловой ориентации учащихся и раскрывается потенциал ее формирования в образовательном процессе школы при изучении повести В. Быкова «Сотников». Делается вывод о необходимости реализации психолого-педагогического взаимодействия в данном направлении при изучении художественных произведений.
Ключевые слова: ценностно-смысловая ориентация, психолого-педагогическое взаимодействие, идейное содержание, мораль, нравственность, нравственный выбор, гражданская позиция

The formation of school students’ value-meaning orientation while studuing of V.Bykov’s story “Sotnikov”

Dzhioeva Aina Rufinovna
Doctor of Pedagogy, professor of pedagogy and psychology department, North-Ossetian State University

Abstract: The article deals with the essence of students’ value-meaning orientation and reveals the potential of its formation in the school educational process while studying the story"Sotnikov" by V. Bykov. The authors make conclusion about the necessity of realization of pedagogic and psychological interaction in this context while studying works of art.
Keywords: value-meaning orientation, pedagogic and psychological interaction, ideal content, morality, moral choice, civil position

Одним из главных требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения является, как известно, не только вооружение детей предметными знаниями, умениями и навыками, развитие у них умения учиться, но и формирование морального сознания, обеспечение ценностно-смысловой ориентации, состоящей в соотнесении поступков и событий с функционирующими в социуме этическими принципами, умении ориентироваться в сложной системе социальных ролей и межличностных отношений, развитии у учащихся понимания моральных норм, возможности нравственного выбора на основе общественных и личностных ценностей, что достигается на основе формирования у них определенного комплекса личностных универсальных учебных действий [1, с.1381; 3, c. 8; 5].

Успешному решению данной задачи служат все учебные дисциплины, однако в большей мере достижение личностных результатов обеспечивают, на наш взгляд, уроки словесности, на которых школьники знакомятся с содержанием художественных произведений, определяют их идейный смысл, аргументированно высказывают свое отношение к прочитанному, анализируют поступки и личностные качества героев [4, с. 568]. Примером психолого-педагогического взаимодействия в контексте развития универсальных учебных действий, обеспечивающих формирования нравственно-этической ориентации школьников, может служить изучение произведений В.Быкова о Великой Отечественной войне.

Данной теме отводится значительное место в творческом наследии писателя. Изображая суровые военные будни, представляя внутренний мир личности в сложнейших жизненных ситуациях, писатель поднимает проблемы чести, совести, человеческого достоинства, верности долгу, но в первую очередь - проблему героизма. При этом данный феномен раскрывается не столько во внешнем своем проявлении, сколько через описание пути, приводящего персонажа к подвигу, к самопожертвованию, к совершению героического поступка. Проследив под руководством учителя пути героев уже изученных произведений В.Быкова («Обелиск», «Альпийская баллада» и др.), школьники подмечают, что он обязательно проходит, наряду с обычными обстоятельствами, через экстремальную ситуацию, ибо именно в экстремальных условиях максимально раскрывается характер человека. Он оказывается перед крайней необходимостью незамедлительного нравственного выбора. Что предпочесть: героическую гибель или позорную жизнь предателя?

Такой выбор предстоит сделать главным героям повести «Сотников» - двум бойцам партизанского отряда, которым поручено пробраться в деревню и добыть овцу, чтобы накормить измученных, обессилевших от усталости товарищей. Внимание учащихся обращается на физическое состояние бойцов. Если Рыбак вполне здоров, то Сотников отправляется на задание с сильной простудой. Однако, несмотря на недомогание, он все же соглашается идти за продовольствием, что говорит о его высокой сознательности, чувстве долга, ответственности перед другими товарищами.

В пути, как видим, их подстерегают сплошные неудачи. Хутор, на котором они собирались добыть овцу, оказался сожженным. Сотников, и без того слабый, в перестрелке с врагами получает ранение, и это существенно мешает ему быстро передвигаться. Каково же поведение Рыбака? Недомогание товарища вызывает у Рыбака то жалость и сочувствие, то легкое недовольство, то невольное раздражение. Однако сначала он ведет себя достойно. В обычной военной обстановке мы видим отнюдь не предателя, а надежного парня, характеризующегося такими личностными качествами, как братство, товарищество, взаимовыручка. Он не покидает Сотникова, когда тот из-за ранения не может идти, помогает ему нести оружие, поддерживает его.

Совершенно иным становится Рыбак в изменившихся условиях, когда остается среди снежных сугробов наедине с раненым и задыхающимся от кашля товарищем, без продовольствия, без помощи, в непрерывной тревоге от опасности попасть в плен к врагу. В экстремальной ситуации этот на первый взгляд положительный, честный, порядочный человек надламывается, срывается. Оказавшись в руках немцев и стремясь во что бы то ни стало сохранить свою жизнь, он, как и предвидел Сотников, становится предателем…

Трагичен и ужасен финал произведения. По приказу фашистов вчерашний боец-партизан убивает своего товарища по отряду. Жизнь Рыбака, которой он совсем недавно так дорожил, вдруг теряет всякий смысл, становится не только ненужной, но и невыносимой. Настолько невыносимой, что заставляет его задуматься о самоубийстве. Но и это он сделать не в состоянии: полицаи сняли с него ремень. Такова, по мнению школьников, закономерная участь предателя, а по выражению писателя - «коварная судьба заплутавшегося на войне человека» [2]…

Принципиально иным показывает автор путь Сотникова, не позволившего раздавить себя «мощной гитлеровской машине» [2]. До последнего дыхания оставаясь верным долгу человека и гражданина, он предпочитает героическую гибель ради спасения жизней других людей. Таков его нравственный выбор. Такова его гражданская позиция, во имя которой, по его мнению, стоит идти и на смерть.

Так на основе изучения и анализа повести школьники приходят к выводу о необходимости неукоснительного выполнения законов морали, продиктованных незыблемыми категориями нравственности. Нравственная проблема, являющаяся ключевой в содержании произведения, ощущается ими как общечеловеческая, глобальная, никогда не утрачивающая своего значения. Это способствует глубокому осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению каждым конкретным индивидом осознанного выбора в определении собственной гражданской позиции, исходя из арсенала общечеловеческих ценностей, принятых в социуме нравственных и этических норм.


Список литературы

1. Бесаева А.Г., Дзудцов И.М., Халидова Р.Ш. Формирование нравственно-этической ориентации школьников при изучении художественного произведения // Синергия Наук. - 2017. - Т. 1. - № 17. - С. 1380-1386.
2. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература, 1982. – 175 с.
3. Джиоева А.Р. О видах универсальных учебных действий и их реализации в условиях общеобразовательной школы // Синергия. - 2016. -№ 1. - С. 7-13.
4. Джиоева А.Р. О реализации нравственного потенциала педагогической культуры народа в образовательном процессе школы // Синергия наук. - 2017. - № 14. - С. 567-572.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. // Официальные документы в образовании. - 2011; № 8. С. 9 – 35.

Расскажите о нас своим друзьям: