Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №12 (65) Декабрь 2021

УДК 159. 92

Дата публикации 30.12.2021

Роль предпочитаемых форм проведения досуга (хобби) в становлении генеративности в период вхождения во взрослость

Полякова Мария Константиновна
аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, PolyakovaMK@mail.ru
Стрижицкая Ольга Юрьевна
докт.психол.наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, o.strizhitskaya@spbu.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу хобби у студентов в качестве параметра, способного раскрыть особенности становления генеративности в ранней взрослости. В исследовании приняло участие 220 студентов из Санкт-Петербургского государственного экономического университета в возрасте 17-23 лет. Методы: опросник «Лойольская шкала генеративности» (LGS), «Список генеративных действий» (GBC), анализ ответов на открытый вопрос «Чем Вы любите заниматься в свободное время (перечислите хобби)», демографическая анкета. Результаты исследования показали, что хобби, связанные с физической активностью, в большей степени связаны с высоким уровнем генеративной направленности и частотой совершения генеративных действий. В группе предпочитающих хобби, связанных с гедонизмом, генеративность была наименьшей. При этом студенты, которые предпочитали и общаться, и посвящали время саморазвитию, обладали более высокой генеративностью; а также генеративность была выше у студентов, которые предпочитали физическую активность саморазвитию.
Ключевые слова: генеративность, генеративная направленность, генеративные действия, хобби, свободное время, вхождение во взрослость, студенчество.

The role of preferred forms of leisure activities (hobbies) in the formation of generativity in early adulthood

Polyakova Maria Konstantinovna
Postgraduate, Developmental and Differential Psychology Department, Faculty of Psychology, St. Petersburg State University
Strizhitskaya Olga Yuryevna
Doctor of Psychology, professor at Developmental and differential psychology department, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: The article is devoted to the analysis of students' hobbies as a parameter that can reveal the features of the formation of generativity in early adulthood. The study involved 220 students from St. Petersburg aged 17-23 years. Methods: questionnaire "Loyola Generativity Scale" (LGS), "List of generative actions" (GBC), analysis of answers to the open question "What do you like to do in your free time (list hobbies)", demographic questionnaire. The results of the study showed that hobbies related to physical activity are more associated with a high level of generative orientation and the frequency of generative actions. In the group of those who prefer hobbies related to hedonism, generativity was the least. At the same time, students who preferred to communicate and devote time to self-development had higher generativity; and generativity was higher among students who preferred physical activity to self-development.
Keywords: generativity, generative orientation, generative actions, hobbies, free time, entering adulthood, student life.

Правильная ссылка на статью
Полякова М.К., Стрижицкая О.Ю. Роль предпочитаемых форм проведения досуга (хобби) в становлении генеративности в период вхождения во взрослость // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-predpochitaemykh-form-provedeniya-dosuga-khobbi-v-stanovlenii-generativnosti-v-period-vkhozhdeniya-vo-vzroslost.html (Дата обращения: 30.12.2021)

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-013-00812 А

Введение. Понятие генеративности было введено еще Э. Эриксоном в середине 1960-х годов, в  это понятие он вкладывал потребность и желание взрослого человека передавать свой жизненный опыт молодым поколениям и в целом делать что-то на благо человечества в будущем (Эриксон). Его идеи активно развивались Котром и МакАдамсом, что привело к появлению как эмпирических данных о генеративности и ее связях с другими психическими явлениями, так и диагностических инструментов (например, Лойольской шкалы генеративности) [5]. Вместе с тем, несмотря на 60 лет исследований, интерес к данному конструкту не иссякает.

Исследования генеративности условно можно разделить на три возрастных блока. Первый блок – это исследования генеративности в контексте психологии старения, ресурсов старения и позитивной роли генеративности в становлении старости (для примера, Mendoza-Núñez, Vivaldo-Martínez, 2019; Serrat, Villar, Pratt, Stukas, 2018). Такие идеи идут в русле оригинальной концепции, постулирующей, что при благоприятном развитии формируется генеративность, следовательно, если развитие идет по благополучному сценарию, то приобретаемые новообразования должны положительно влиять на функционирование человека. Второй блок представляют исследования собственно периода средней и поздней взрослости, когда, по мнению Эриксона, генеративность должна сформироваться. Третий и последний, самый современные и недавно исследуемый блок генеративности – это изучение начала ее формирования в период ранней взрослости, студенчества (Faßbender, Wiebe, Bates, 2019; Lawford, et.al, 2018). Этот блок посвящен исследованию механизмов, благоприятствующих тому, чтобы формировалась генеративность, то есть желание «вкладываться» в следующие поколения. С точки зрения идей конструирования собственной жизни это очень важная идея: данные исследований убедительно свидетельствуют о том, что эффекты сформированной генеративности являются ценным и значимым ресурсом в период старения, прежде всего для самого человека [9, 11, 13, 15]. Но также такая направленность приносит пользу обществу в целом. Это наталкивает нас на мысль, что формирование генеративной перспективы является важной и социально значимой задачей развития молодого человека.

На современном этапе весь жизненный цикл человека претерпевает изменения. Эти изменения связаны с трансформацией периодов, в частности, увеличением периода детства, изменения периода юношества и даже появлением нового периода между юностью и взрослость – периода вхождения во взрослость, который по разным оценкам может занимать от 2-3 до 5-7 лет (Becht et.al, 2021). Этот период сложен еще и тем, что изменения происходят одновременно в разных сферах, делая жизнь молодежи в высокой степени неопределенной и многозадачной [7].

В этот период активно формируется самодетерминация [6]. Это означает, то есть большее значение приобретают виды деятельности, интерес к которым задается человеком произвольно (Audet et.al, 2021; Nowakowska, 2020). Одним из таких направлений деятельности становится хобби. В литературе по-разному описывают хобби: это и увлечение и страсти, и самоопределяемая, и самозадаваемая деятельность (Fredricks, Eccles, 2006). В зависимости от интерпретации и степени увлеченности, хобби могут быть как позитивным, так и негативным фактором (DesRoches, Willoughby, 2014). Однако, большинство исследователей подчеркивают, что при разумной степени увлеченности, хобби скорее имеют положительный эффект на функционирование молодых людей [8, 10, 14].

В определенной мере можно предположить, что «механика» генеративности и хобби во многом похожи: это активности, направленные во вне и определяемые внутренними устремлениями человека. Кроме того, это деятельности, которые требуют от человека выделения определенных внутренних (интереса, например) и внешних (например, времени) ресурсов. Вероятно, эти две деятельности могут реализовываться и как одна, если направленность хобби будет иметь генеративный характер.

Таким образом, с одной стороны, формирование генеративности является важной возрастной задачей, которая может быть результатом не только благоприятной социальной ситуации, но и целенаправленного формирования. С другой стороны, такое формирование возможно с помощью внедрения генеративных мотивов в хобби. В связи с этим важным становится поиск механизмов связей генеративности и хобби.

Методы и методики исследования. Участниками исследования стали 220 студента от 17 до 23 лет (M = 19,33; SD = 1,35). Выборка была произвольной, поиск которой осуществлялся в 2019-2020 годах среди студентов (непсихологические специальности Санкт-Петербургского государственного экономического университета). Сбор данных происходил до начала режима самоизоляции.

Были использованы следующие методы:

1. Опросник «Лойольская шкала генеративности» (LGS) [5]. Опросник состоит из одной шкалы, которая оценивает уровень генеративной направленности (степень заинтересованности в передачи своих опыта и навыков следующим поколениям).

2. «Список генеративных действий» (GBC) [12]. Данная шкала включает показатель частоты совершения действий в последнее время, относящихся к генеративным.

3. Анализ ответов на открытый вопрос «Чем Вы любите заниматься в свободное время (перечислите хобби)». Ответы на него были проанализированы с помощью контент-анализа по принципу, предложенному М.Саксом и С.Леви [4], и распределены по шести  категориям:

a. Физическая активность – спорт, прогулки, йога, путешествия, активный отдых и др.

b. Развитие – изучение чего-либо (языков, игре на музыкальном инструменте, посещение выставок и др.)

c. Творчество (интровертивное) – деятельность, которая может не предполагать включения других людей, либо результаты её важны для узкого круга (кулинария, рукоделие и др.)

d. Творчество (экстравертивное) – пение, рисование, написание книги, ведение блога и др.

e. Гедонизм – смотреть сериалы, отдых, сон, играть в компьютерные игры и др.

f. Общение – встречи с друзьями и родственниками

4. Демографическая анкета.

Результаты исследования и их обсуждение.

Для изучения различий уровня особенностей генеративности в зависимости от предпочтений времяпрепровождения мы использовали сравнительный анализ (t-критерий Стьюдента). По результатам этого анализа можно отметить следующие закономерности (табл. 1). Во-первых, генеративная направленность (LGS) и частота совершений генеративных действий (GBC) были выше у респондентов, которые предпочитали активное времяпрепровождение (LGS: t = -2,8; p = 0,006; GBC: t = -3,97; p < 0,001) и не отдавали предпочтение гедонистическим формам досуга (LGS: t = 2,28; p = 0,02; GBC: t = 2,89; p = 0,004).

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа различий генеративности между группами с разными предпочтениями времяпровождения

Хобби

Особенности

генеративности

N

M

SD

Физическая активность

LGS**

Нет

135

30,53

8,72

Да

85

33,98

9,12

GBS***

Нет

135

22,97

8,62

Да

85

28,47

11,90

Развитие

LGS

Нет

86

31,20

9,38

Да

134

32,29

8,79

GBS

Нет

86

23,94

10,55

Да

134

25,84

10,18

Творчество (интровертивное)

LGS

Нет

183

31,74

9,01

Да

37

32,49

9,15

GBS

Нет

183

24,99

10,27

Да

37

25,60

10,84

Творчество (экстравертивное)

LGS

Нет

171

31,54

8,99

Да

49

33,00

9,12

GBS

Нет

171

24,41

10,03

Да

49

27,47

11,16

Гедонизм

LGS*

Нет

89

33,53

9,35

Да

131

30,73

8,64

GBS**

Нет

89

27,66

12,27

Да

131

23,35

8,41

Общение

LGS

Нет

157

31,81

8,70

Да

63

31,98

9,84

GBS

Нет

157

25,51

10,24

Да

63

24,05

10,60

Примечания.  *** – p ≤ 0,001; ** – p ≤ 0,01; * – p ≤ 0,05; M – среднее; SD – среднеквадратичное отклонение.

В предыдущих исследованиях было показано, что респонденты не одобряют поиск собственного комфорта (гедонизм) при высоком уровне потребности в социальном одобрении [3]. Скорее всего, актуальные данные связаны с особенностями ранней взрослости, а именно с желанием получить социальное признание. Вероятно, активное времяпрепровождение является социально одобряемым стилем проведения свободного времени, в отличие от гедонистического. Поскольку генеративные формы поведения также общественно одобряемы, эти формы поведения оказались связаны.

Для уточнения результатов мы также провели MANOVA. По результатам этого анализа было показано, что для студентов, которые не отметили в качестве желаемых видов хобби такие хобби, которые были бы связаны с саморазвитием, наличие или отсутствие физической активности по-разному сочеталось с особенностями генеративности. Так, если студенты не отмечали ни физическую активность, ни саморазвитие в качестве любимых хобби, генеративная направленность была наименьшей. При этом предпочтение физической активности интеллектуальному развитию было положительно связано (F = 3,7; p = 0,05) с высоким уровнем генеративной направленности (рис. 1). Для показателя частоты совершения генеративных действий результат подобного анализа был аналогичным (F = 10,74; p = 0,001) (рис. 2). Скорее всего, это говорит о том, что желание позаботиться о следующих поколениях и его реализация в ранней взрослости зависит от общей включенности в социальное взаимодействие безотносительно накопленных знаний и навыков. Возможно, это указывает на незрелый характер генеративности, поскольку в этом случае мы не наблюдаем связи роста компетенции в какой-то сфере деятельности. Можно предположить, что истинная генеративность, которая была описана Э. Эриксоном и его последователями, начинает развиваться позже, а в данном случае мы видим пробы проявления генеративности.

Кроме того, мы проанализировали выбор хобби, относящихся к категории «Развитие» вместе с категорией «Общение» (рис. 3, 4). По результатам анализа можно отметить, что наиболее низкие показатели, как генеративной направленности, так и частоты генеративных действий были в группе студентов, предпочитающих в свободное время встречаться с друзьями и не увлекаются видами хобби, связанными с саморазвитием. Скорее всего, это говорит о том, что само по себе накопление знаний, опыта и навыков не является предпосылкой для развития генеративности. Однако когда желание развиваться соотносится с желанием стать частью социальных взаимодействий, это можно считать возможным фактором для развития генеративности. Это дополняет результаты предыдущих исследований, в которых отмечалась значимость социальных взаимодействий для становления генеративности [2].

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что генеративная направленность и частота совершения генеративных действий в ранней взрослости имеют иные свойства, чем их описание в зарубежных исследованиях других возрастов и их теоретические описания. Мы полагаем, что это связано с возрастными особенностями – согласно теоретическим концепциям, в ранней взрослости происходит становление генеративности, то есть, мы наблюдали особенности незрелой генеративности. Это соотносится с результатами предыдущих исследований, в которых было показано, что генеративность имеет разную структуру и характеристики в разны периодах взрослости [1]. При этом можно предположить наличие нескольких типов генеративных проб: (1) посредством общей активности и (2) посредством накопления опыта совместно с желанием быть частью социальных взаимодействий. Результаты исследования ставят вопрос о том, действительно ли можно выделить такие типы становления и какие особенности можно у них выявить. Возможно, второй тип ближе связан с классическим понимаем зрелой генеративности.

Выводы. В результате проведенного исследования были выявлены различия уровня генеративности в зависимости от предпочитаемых способов свободного времяпровождения. Так, генеративная направленность и частота совершения генеративных действий возрастали у респондентов, которые отдавали предпочтение физической активности и не отмечали в любимых хобби гедонизма. Кроме того, у групп, не выделявших саморазвитие в качестве хобби, генеративность возрастала вместе с увлечением физической активности и отсутствием общения. У групп, которые выделили саморазвитие, не было различий в зависимости от увлечения физической активностью, однако у них генеративность возрастала с желанием проводить время с друзьями и родственниками.

 

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-013-00812 А


Список литературы

1. Полякова М.К., Стрижицкая О.Ю. Генеративность и временная перспектива в ранней и средней взрослости. Вестник СПбГУ. Сер. 16, 2016, No. 2, 88–97.
2. Полякова М.К., Стрижицкая О.Ю. Генеративность и особенности социальной сферы взрослого // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.12.2021).
3. Полякова М.К., Твердохлебова А.М. Соотношение особенностей генеративности, ценностных ориентаций и социальной желательности в период вхождения во взрослость // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12(53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sootnoshenie-osobennostej-generativnosti-tsennostnykh-orientatsij-i-sotsialnoj-zhelatelnosti-v-period-vkhozhdeniya-vo-vzroslost.html (Дата обращения: 30.12.2021)
4. Прошанский Г. М. Классификация проективных методов. В кн.: Проективная психология. М.: Апрель Пресс, 2000. C. 98–105.
5. Стрижицкая О. Ю., Полякова М. К. Лойольская шкала генеративности: русскоязычная адаптация // Психологический журнал. 2018. № 1. С. 94–102. https://doi.org/10.7868/S0205959218010099
6. Audet ÉC, Levine SL, Holding AC, Koestner R, Powers TA. A Remarkable Alliance: Sibling Autonomy Support and Goal Progress in Emerging Adulthood. Family Relations. 2021;70(5):1571-1582. doi:10.1111/fare.12562
7. Becht AI, Nelemans SA, Branje SJT, Vollebergh WAM, Meeus WHJ. Daily Identity Dynamics in Adolescence Shaping Identity in Emerging Adulthood: An 11-Year Longitudinal Study on Continuity in Development. Journal of Youth & Adolescence. 2021;50(8):1616-1633. doi:10.1007/s10964-020-01370-3
8. DesRoches A, Willoughby T. Bidirectional Associations Between Valued Activities and Adolescent Positive Adjustment in a Longitudinal Study: Positive Mood as a Mediator. Journal of Youth & Adolescence. 2014;43(2):208-220. doi:10.1007/s10964-013-9957-x
9. Faßbender K, Wiebe A, Bates TC. Physical and Cultural Inheritance Enhance Agency, but What are the Origins of this Concern to Establish a Legacy? A Nationally-Representative Twin Study of Erikson’s Concept of Generativity. Behavior Genetics. 2019;49(2):244-257. doi:10.1007/s10519-018-9943-x
10. Fredricks, J. A., & Eccles, J. (2006). Is extracurricular participation associated with beneficial outcomes? Concurrent and longitudinal relations. Developmental Psychology, 42, 698–713.
11. Lawford HL, Doyle A, Markiewicz D, Doyle A-B. Associations of attachment orientation with early generative concern across adolescence. Journal of Personality. 2018;86(4):726-737. doi:10.1111/jopy.12353
12. McAdams D., de St. Aubin E. A theory of generativity and its assessment through self-report, behavioral acts, and narrative themes in autobiography. Journal of Personality and Social Psychology, 1992, vol. 62, no. 6, pp. 1003–1015.
13. Mendoza-Núñez VM, Vivaldo-Martínez M. Community Gerontology Model for Healthy Aging Developed in Mexico Framed in Resilience and Generativity. Journal of Cross-Cultural Gerontology. 2019;34(4):439-459. doi:10.1007/s10823-019-09385-5
14. Nowakowska I. Prosociality in Relation to Developmental Tasks of Emerging Adulthood. Developmental Psychology / Psychologia Rozwojowa. 2020;25(4):15-25. doi:10.4467/20843879PR.20.024.13432
15. Serrat R, Villar F, Pratt MW, Stukas AA. On the quality of adjustment to retirement: The longitudinal role of personality traits and generativity. Journal of Personality. 2018;86(3):435-449. doi:10.1111/jopy.12326

Расскажите о нас своим друзьям: