Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (96) Июль 2024

УДК 373.51

Дата публикации 31.07.2024

Роль педагогов в стимулировании мотивации учащихся

Шарапова Надежда Сергеевна
бакалавр, Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, РФ, г. Санкт-Петербург, nadiasharapova93@gmail.com

Аннотация: Статья рассматривает процесс обучения как активную деятельность, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками, где важную роль играет мотивация учащихся. Мотивация определяется через различные подходы: с общеязыковой точки зрения, с психологической и с педагогической. Автор исследует учебную мотивацию, выделяя специфические факторы, такие как особенности образовательной системы, взаимодействие с педагогом и сверстниками, а также личностные особенности учащегося. Рассмотрена классификация мотивов по Б.Б. Айсмонтасу. Статья подчеркивает необходимость разнообразия учебной деятельности, использования активных методов обучения и создания проблемных ситуаций, что способствует развитию учебного интереса. Важным аспектом является обратная связь от учителя, которая играет критическую роль в поддержании мотивации и понимании учащимися своих успехов и недостатков.
Ключевые слова: мотивация, обратная связь, личностные особенности, познавательные мотивы, интересы учащихся, образовательная система

The role of teachers in stimulating student motivation

Sharapova Nadezhda Sergeevna
bachelor, Pushkin Leningrad State University, Russia, Saint Petersburg

Abstract: The article considers the learning process as an activity aimed at acquiring knowledge, skills and abilities, where the motivation of students plays an important role. Motivation is defined through different approaches: from the general linguistic point of view, from the psychological and pedagogical ones. The author investigates learning motivation, highlighting specific factors, such as the peculiarities of the educational system, interaction with the teacher and peers, as well as the personal characteristics of the student. The classification of motives according to B.B. Aismontas is considered. The article emphasizes the need for diversity of learning activities, the use of active learning methods and the creation of problem situations, which contributes to the development of learning interest. An important aspect is feedback from the teacher, which plays a critical role in maintaining motivation and students' understanding of their successes and shortcomings.
Keywords: motivation, feedback, personal characteristics, cognitive motives, students' interests, educational system

Правильная ссылка на статью
Шарапова Н.С. Роль педагогов в стимулировании мотивации учащихся // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-pedagogov-v-stimulirovanii-motivatsii-uchashhikhsya.html (Дата обращения: 31.07.2024)

Процесс обучения представляет собой процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности и целенаправленного овладения знаниями, умениями и навыками. Обучение подразумевает активное развитие творческих способностей и нравственно-этических ценностей и установок. Как видно из определения данного термина, активность обучения должна быть мотивированна. Процесс обучения является процессом постоянного преодоления трудностей, достижения и улучшения собственных результатов. В основе наиболее продуктивной деятельности такого рода заложен определенный мотив.

Понятие мотивации имеет несколько трактовок. Считается, что в основе термина «мотивация» лежит латинское слово «movere», означающее «двигать, передвигать». По определению Д.Н. Ушакова, мотивация с общеязыковой точки зрения представляет собой совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок [11]. Р.С. Немов, в свою очередь, определяя мотивацию с психологической точки зрения, представляет мотивацию как «совокупность причин психического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [2]. В соответствии с его точкой зрения, мотивация является именно той вещью, которая обуславливает целенаправленность деятельности, ее организованность, целостность и устойчивость, что в последствии обеспечивает достижение поставленной цели.

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров определяют мотивацию с педагогической точки зрения. По их мнению, мотивация представляет собой систему устойчивых мотивов и побуждений, которые определяют характер, содержание и направленность не только деятельности, но поведение отдельной личности. [3] Мотивация определяется как устремление к деятельности с методической точки зрения. Она образует прочную связь с удовлетворением потребностей субъекта и представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, провоцирующих деятельность субъекта и ее направленность.

Учебная мотивация, по мнению И.А. Зимней, представляет собой частный вид мотивации [4]. И.А. Зимняя обращает внимание на то, что учебной мотивации присущ ряд специфических факторов. Этими факторами являются: характер образовательной системы; организация педагогического процесса в образовательном учреждении; особенности конкретного учащегося: его возраст, уровень и особенности интеллектуального и психического развития, характер и пути взаимодействия как с остальными участниками процесса обучения, так и с учителем; личностные особенности педагога, система его отношения к обучаемому и педагогической деятельности в целом;  специфика учебного предмета. И.А. Зимняя считает, что учебная деятельность побуждается особой системой мотивов, в которую входят: познавательные потребности; цели; интересы; идеалы; стремления; мотивационные установки. Все вышеперечисленные факторы придают учебной деятельности активный и направленный характер, которые, включаясь в структуру данной деятельности, определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Б.Б.  Айсмонтас предлагает разделять мотивы на следующие группы:

  • Познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом выполнения учебной деятельности;
  • Социальные мотивы, связанные с многообразием форм социального взаимодействия учащегося с другими людьми.

Во втором варианте классификации Б.Б. Айсмонтас уделяет внимание характеристике взаимоотношений мотивов и непосредственно учебной деятельности: внутренние; внешние; личные. Внутренние мотивы напрямую связаны с учебной деятельностью и представляют собой: интерес к процессу деятельности; интерес к конечному продукту деятельности; стремление к дальнейшему развитию собственной личности [5, с 7]. Внутренние мотивы составляют ту группу мотивов, которая стимулирует определенную деятельность, например, процесс учения, в то время как внешние мотивы не связаны с этой деятельностью напрямую. Внешние мотивы реализуются в том случае, когда деятельность осуществляется ради достижения определенного положения. Личные мотивы обеспечивают стремление к самоутверждению, самосовершенствованию и самореализации в определенном виде деятельности. В основе возникновения личных мотивов лежат такие источники, как интересы, установки, потребности и эталоны. Сочетание внутренних, внешних и личных мотивов оказывает на учебную деятельность и ее результаты колоссальное воздействие. Отсутствие одного из компонентов способно привести не только к изменению системы учебных мотивов, но и к их деформации.

Учитель влияет на мотивацию опосредованно – он создает предпосылки к овладению новым материалом и формирует основания, обуславливающие возникновение личной заинтересованности учащихся в процессе обучения. Такое воздействие удастся лучше, если учитель сможет встать на место учащегося и оценить его запросы, что позволит не только понять мотивы деятельности учащегося, но и вызвать, развить и подкорректировать их в любой момент процесса обучения. Необходимо учитывать, что это возможно только в том случае, когда учитель хорошо знаком с учащимися на протяжении определенного временного промежутка. Учителю необходимо точно представлять себе весь резерв мотивационных средств, типы и подтипы мотивации, что позволит сопоставить содержание процесса обучения с соответствующими типами мотивации на протяжении всего процесса. Это обеспечит создание стойкой сопутствующей мотивации, гарантирующей прогресс в сфере овладения иностранным языком.

По мнению Тэн Юй, развитие мотивации происходит через усиление системы внешней и внутренней мотивации и посредством организации учебной деятельности. В первом случае учитель корректирует процесс мотивации учащихся, формирует новые мотивы и задачи деятельности. Учитель, в этом случае, ориентируется на весь спектр мотивов ученика- познавательный, социальный и личный. При организации учебной деятельности учитель должен ориентироваться на ситуации, способствующие раскрытию внутреннего потенциала личности учащегося и осуществлять правильный отбор форм учебной деятельности [6].

Развитие учебной мотивации происходит двумя способами: через понимание учащимися общего смысла процесса обучения и через учебную деятельность, которая должна быть интересна учащимся. В первом случае задача учителя состоит в том, чтобы сформировать в сознании ребенка мотивы, осознающиеся им как незначимые, например, желание получать хорошие оценки. Кроме этого, необходимо повысить важность мотивов, которые осознаются ребенком как значимые. Во втором случае необходимо сформировать интерес учащихся через использование различных методов и приемов обучения.

И.А. Зимняя считает необходимым условием формирования интереса учащихся возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность [7]. Активная поисковая деятельность является основным средством формирования устойчивого интереса к процессу обучения. Необходимо задействовать такие вопросы и задания, решение которых будет стимулировать дальнейшую поисковую деятельность. Таким образом, чем активнее методы, используемые в процессе обучения, тем легче заинтересовать учащихся.

Создание проблемной ситуации, разрешение которой невозможно без достижения нового знания, играет значительную роль в процессе формирования интереса к учению. По мнению И.А. Зимней, преодоление сложностей формирует дальнейший интерес к учебной деятельности. Необходимо учитывать, что сложность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда она посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

С самого начала процесса обучения необходимо формировать у учащихся учебно-познавательный мотив-интерес не только по отношению к новым знаниям, но и к средствам их получения. Формирование данного мотива обеспечивает успешный переход к дальнейшим ступеням обучения. Мотивация, в таком случае, обеспечивается широким разнообразием учебных материалов и приемов учебной работы; однако немаловажно оговориться заранее – подобное разнообразие не должно быть чрезмерным. Разнообразие формируется за счет столкновения учащихся с различными объектами в ходе обучения и за счет открытия в этих объектах новых граней [12, с. 2].

Отстранение представляет собой один из приемов возбуждения познавательного интереса учащихся. Учащимся показывают нечто новое, важное и неожиданное уже в привычном объекте. Новизна, которую учащиеся ощущают в результате применения этого приема, является предпосылкой для формирования дальнейшего устойчивого интереса к предложенному объекту или материалу. Одним из условий появления интереса также будет считаться наличие прежде усвоенных знаний, а существенным фактором возникновения интереса к объекту или учебному материалу является его эмоциональная окраска, подача учителя [9].

По мнению Г.Н. Леонтьевой, повышение мотивации достигается посредством применения новых информационных технологий, повышения активности и творчества не только учащихся, но и учителей, интеграции предмета с другими предметами. Все это составляет определенную программу организации учебного процесса, направленную на формирование интереса к учебной деятельности [10, с. 51].

Формулировка задач и целей урока должна импонировать учащимся, открывать перед ними новые возможности и ясную перспективу. Безусловно, их формулировка напрямую зависит от ступени обучения, возрастных и психологических особенностей учащихся, а содержание самого урока должно быть точно воспринято. А.И. Яцикевичус приводит на этот счет интересные выводы [11]. Им было доказано опытным путем, что интересные и личностно значимые задания на уроке способствуют запоминанию примерно четверти содержащегося в них, так как они вызывают большую встречную активность учащихся.

Кроме того, важно отметить, что обратная имеет значительное влияние на мотивацию учащихся. Фидбэк помогает учащимся понять, на каком уровне они находятся в своем обучении. Оценка их работы и указание на сильные и слабые стороны помогают осознать, какие области требуют большего внимания. Это понимание вызывает желание учиться и уменьшает неопределенность. Позитивный фидбэк может повысить интерес и вовлеченность учащихся, так как получение признания вдохновляет на дальнейшие усилия и поиски новых знаний, что, в свою очередь, способствует росту внутренней мотивации. Обратная связь также способствует развитию умений саморегуляции: учащиеся учатся самостоятельно отслеживать свой прогресс и определять, что именно им нужно для достижения поставленных целей. Конструктивная обратная связь позволяет учащимся интерпретировать вызовы как возможности для роста, а не как угрозы. Это формирует положительное отношение к учебным трудностям, а также способствует развитию навыка преодоления препятствий [12].

Таким образом, для достижения успехов, учащиеся должны обладать определенным уровнем внутренних, внешних и личных мотивов.  Ввиду невозможности воздействия на внутренние и личные мотивы учащихся, основной задачей учителя является создание среды для развития внешней мотивации. Средствами, способствующими развитию внешней мотивации, являются понимание общего смысла процесса обучения и наличие личностно значимых задач; возможность проявлять самостоятельность и инициативу, решать проблемные ситуации; широкое разнообразие учебных материалов, форм работы и новых информационных технологий; конструктивная обратная связь.

 


Список литературы

1. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. М.: Издательство «Владос»., 2020. 687 с.
2. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. Курс лекций. Учебное пособие. М: " Издательство"" Проспект""", 2017. 460 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2009. 384 с.
4. Айсмонтас Б. Б. Учебно-методический комплекс по педагогической психологии в системе повышения качества подготовки практических психологов //Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11. №. 1. С. 5-11.
5. Юй Т. Мотивация учебной деятельности //Сибирский психологический журнал. 2008. №. 30. С. 75-76.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
7. Якупов Ф. А. Условия интенсификации процесса обучения //Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. №. 1. С. 25-30.
8. Быстрай Е. Б., Скоробренко И. А., Белова Л. А. Формирование мотивации к изучению второго иностранного языка у студентов языковых факультетов с использованием элементов геймификации (на примере обучения немецкому языку) //Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. №. 4. С. 359-365.
9. Кузнецова Г. В. и др. Многоязычие и одаренность //Преподаватель ХХI век. 2021. №. 4-1. С. 195-209.
10. Бугреева А. С. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку //Мир науки, культуры, образования. 2023. №. 1 (98). С. 5-8.
Список источников
11. Ушаков Д. Толковый словарь современного русского языка. 100 000 слов и словосочетаний. Litres, 2022.
12. Станиславский К. Работа актера над собой. – Litres, 2022.

Расскажите о нас своим друзьям: