Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 373.3

Дата публикации 31.01.2022

Региональный компонент в литературном образовании младших школьников

Ватина Елена Викторовна
к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, Пермь, elenvatin@yandex.ru
Нарыкова Галина Валентиновна
к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, Пермь, nargw@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования национальной идентичности младших школьников на основе культурных ценностей своего региона. Рассматриваются вопросы, связанные с включением регионального компонента литературного образования младших школьников в уроки литературного чтения. Опираясь на анализ образовательной практики, автор приходит к выводу о том, что работа учителя начальной школы по введению регионального компонента в урочную и внеурочную деятельность младших школьников расширяет их художественный кругозор, позволяет непосредственно соприкоснуться с местным литературным материалом и на основе этого открыть для себя новые имена поэтов, писателей.
Ключевые слова: региональный компонент, литературное образование, этнокультура, внеурочная литературоведческая деятельность, младший школьник

Regional component in literary education of primary school children

Vatina Elena Viktorovna
Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Perm State National Research University, Russian Federation, Perm
Narykova Galina Valentinovna
Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Perm State National Research University, Russian Federation, Perm

Abstract: The article is devoted to the current problem of the formation of the national identity of younger schoolchildren based on the cultural values of their region. The issues related to the inclusion of the regional component of literary education of younger schoolchildren in the lessons of literary reading are considered. Based on the analysis of educational practice, the author comes to the conclusion that the work of a primary school teacher to introduce a regional component into the regular and extracurricular activities of younger schoolchildren expands their artistic horizons, allows them to come into direct contact with local literary material and, based on this, discover new names of poets and writers.
Keywords: regional component, literary education, ethnoculture, extracurricular literary activity, junior high school student.

Правильная ссылка на статью
Ватина Е.В., Нарыкова Г.В. Региональный компонент в литературном образовании младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/regionalnyj-komponent-v-literaturnom-obrazovanii-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 31.01.2022)

Знание культуры и литературы своего края может способствовать становлению национального самосознания ученика, формированию интеллектуальных и духовных основ его личности. Поэтому актуальной темой в отечественном образовании сегодня становится краеведение. Национально-региональный компонент связывает обучение с жизнью, помогает приобщать детей к уникальной национальной среде, способствует воспитанию патриотических чувств, толерантности к народам, живущим в нашей стране. Актуальность проблемы подтверждается выдающимися учёными. Методисты советского времени (А.Б. Богоявленский, Ю.Б. Верольский, Н.К. Гаврюшин, Я.С. Духан, П.В. Куприяновский, Н.П. Лощинин, Н.А. Милонов, А.Г. Прокофьева, А.В. М.А. Рыбникова, И.Е. Солодовников, А.Е. Ставровский, Н.П. Фокеева и другие) внесли вклад в разработку методики проведения литературно-краеведческих экскурсий, организации кружков, музеев, рассмотрели возможность использования краеведческого материала на уроках литературного, внеклассного чтения и на факультативных занятиях. Обобщен также опыт литературно-краеведческой работы в регионах. Как отмечал Д.С. Лихачев, «воспитание любви к родному краю, к родной речи - задача первостепенной важности».  Решать ее поможет краеведческая работа, ориентированная на развитие духовно-нравственной сферы ребёнка.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования поставил задачу формирования национальной идентичности младших школьников на основе культурных ценностей своего региона. Изучение истории родного края является необходимым для обогащения детей знаниями о культуре родной земли, а также с целью воспитания любви к малой родине. Способствует этому и введение такой дисциплины, как «Литературное чтение на родном языке», изучение которой в 2021 году стало обязательным в начальных классах [4].

С точки зрения ФГОС НОО, воспитание должно быть направлено на выпускника, любящего свой край, свой народ. Поэтому знакомство с народной культурой родного края важно при обучении современных младших школьников. Это способствует духовно-нравственному, интеллектуальному и эстетическому развитию учащихся, формированию уважительного отношения к наследию нашей страны.

Отсюда, в системе образования актуальна и своевременна проблема развития личности, готовой к этническому самоопределению и саморазвитию. Принцип региональности при этом становится одним из важных. Он опирается на национальные традиции, ценности, нравственно-этические нормы и правила народа, на уважение духовного наследия других этносов, живущих в том или ином регионе.

Региональный компонент литературного образования школьников вводится с целью обогащения российского образовательного пространства и включает ту часть содержания литературного образования, в которой отражено своеобразие культуры (литературы) конкретного региона. Региональные составляющие этнокультуры представлены в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования [2].

В Федеральном государственном образовательном стандарте, в основной образовательной программе начального общего образования четко прописаны цели уроков литературного чтения, среди которых:

- воспитание у младшего школьника интереса к чтению, обогащение нравственного опыта, развитие нравственных чувств, уважение к культуре своей родины;

- формирование эмоциональной отзывчивости;

- формирование у младших школьников интереса, чувства уважения к культуре разных народов, к их национальным традициям.

Усвоение обучающимися начальной школы идеи взаимосвязанности людей разных национальностей возможно посредством самого учебного предмета – литературного чтения, через изучение произведений фольклора и детской литературы. Младшим школьникам предлагаются произведения устного народного творчества (сказки, прибаутки, пословицы, скороговорки, молчанки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки), произведения пермских писателей и поэтов, специально созданные для детей и прочно вошедшие в круг детского чтения. Это произведения о школе, о родном крае, о животных, о временах года, о детях.

Отбор произведений художественной литературы Прикамья для изучения в общеобразовательных учреждениях учитывает:

- доступность и соответствие возрастным особенностям школьников;

- высокие идейно-художественные достоинства, привлекательность формы и содержания произведения;

- общественное и литературное значение произведения для современников;

- возможность углубления на основе художественных текстов знаний о литературе и формирования специальных умений, предусмотренных государственными учебными программами.

В последнее десятилетие появилось множество альтернативных программ по чтению. Однако ни одна из них не решает очень важную проблему - изучение произведений местных писателей. Практика же показывает, что пермскую и уральскую литературу слабо знают и дети, и взрослые. Основная причина этого состоит в том, что учителя начальных классов сами недостаточно хорошо изучили пермскую детскую литературу, не проводят уроки классного и внеклассного чтения по произведениям авторов своего региона. Национально-региональный компонент в программе по литературному чтению предлагает обратиться к художественным произведениям детских писателей и поэтов своего края.

В связи с этим необходимо привлекать внимание к детской литературе родного края. Это возможно через уроки внеклассного чтения: включать в предусмотренную программой тематику произведения и местных авторов; либо на уроках литературного чтения выделять серию уроков для изучения пермской детской литературы в соответствии с монографическим принципом (когда произведения каждого автора изучаются во всех классах начальной школы).

Изучение творчества писателей-земляков обогащает уроки литературного чтения, развивает интерес учащихся, активизирует их самостоятельность при работе с книгой. В знакомых сказках, рассказах они открывают для себя что-то новое. Уже известные им произведения приобретают иное значение -  ведь они созданы на Пермской земле. И это вызывает у детей чувство гордости, патриотизма, причастности. В результате реализации такого подхода у школьников должно сложиться представление о детской литературе Прикамья: о поэтах и писателях, тематике произведений, их содержании.

Для достижение этой цели уроки литературного чтения должны быть ориентированы на знакомство с творчеством поэтов и писателей, которые создают свои произведения на той же земле, где живут, растут и воспитываются учащиеся. Это способствует приобщению школьников к истокам культуры родного края, воспитывает у них любовь к малой родине. Формирование гражданской идентичности, чувства причастности к истории своей родины является одним из важнейших личностных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС НОО.

«Мы совсем не знаем литературы тех народов, которые живут не далеко, а рядом с нами и вокруг нас…» Эти слова М. Горького актуальны и сегодня. Действительно, на территории Пермского края проживают люди более 120 национальностей, в том числе, в Соликамском городском округе – 35, которые принадлежат трём языковым группам: славянской, тюркской, финно-угорской. Например, коми-пермяки, коренное население Прикамья, потомки тех, кто поселился когда-то давно на берегах реки Иньвы. В долине реки Язьвы живут коми-язьвенцы. Но все они говорят на финно-угорском наречии, поэтому хорошо понимают друг друга.   

Коми-пермяцкая литература – одна из молодых финно-угорских литератур. В 19 веке был опыт создания словарей на коми-пермяцком языке, опыт переводов духовной и светской литературы. Но письменная традиция на основе духовного опыта народов начала складываться в 20 веке. Первый литературный опыт всех основателей коми-пермяцкой литературы определил ее фольклорные мотивы и образы.

Младшие школьники на уроках чтения, в процессе внеурочной деятельности продолжают знакомиться с культурой своего народа. У них формируется понимание неповторимости разных народных культур, появляется чувство национальной гордости. Поэтому включение регионального материала в содержание уроков литературного чтения - это необходимость. Региональный компонент способствует обогащению словаря детей и раскрытию на региональном содержании их творческого потенциала. При этом важно учитывать такие дидактические принципы, как доступность, наглядность, разнообразие изучаемого материала. Кроме того, как показывает образовательная практика, национально-региональный компонент целесообразно включать в воспитательную работу с опорой на взаимосвязи исторического и географического материала (как местного, так и общего) [7].

Уже в первом классе в период обучения грамоте на уроках дети знакомятся с такими видами народного творчества, как пословицы и поговорки. В пословицах коми-пермяцкого народа, много мудрых мыслей о воспитании («Ребенка палками не выучишь», «Земля просит навоз, а ребенок – ласку» и т.п.), о труде («Ленивый хозяин и на печи замерзнет», «Меньше смейся, да больше работай»), о родине («На родине и пасмурный день светел», «В чужом краю и своей вороне рад»).

На уроках учитель применяет такие методические приемы, как объяснение смысла пословиц учащимися, распределение пословиц по темам. Детям предлагается также найди вторую (или первую) часть пословицы, определить лишнюю пословицу. Используются упражнения: «доскажи словечко», подбери к пословице знакомую сказку и др.

В детском фольклоре особое место занимают потешки, дразнилки, считалки, как, например, коми-пермяцкая считалка:

Ёкута – мокута,

Чукота, ма,

Явися, павися,

Чур – чурима.

Криво да косо,

Ёрш да голец,

Голо да босо,

Вот и конец!

В коми-пермяцком фольклоре большое место уделяется богатырскому эпосу. Богатыри встречаются в сказках, легендах, преданьях и былинах. Самые колоритные и известные из них – народные заступники Пера – богатырь и Кудым – Ош [1].

Немаловажную роль также играют и загадки, сказки народов Прикамья, сказы П. Бажова, вызывающие у детей настоящее чувство гордости за свой край.

Литературное творчество наших земляков богато в плане жанрового разнообразия. У учителя начальных классов всегда есть широкий выбор произведений для изучения на уроках литературного чтения, независимо от УМК, по какому он работает. Стихи, рассказы, сказки различной тематики можно подобрать к любому разделу Книги для чтения.

У многих отечественных писателей был свой литературный «пермский период» (В. Астафьев, А. Гайдар, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В. Каменский, К. Мамонтов и др.). Творчество писателей и поэтов Перми и Пермского края (Е.Ф. Трутнева, А.Н. Спешилов, Е.А. Пермяк, В.И. Воробьев, Б.В. Ширшов, А.Н. Тумбасов, Л.И. Давыдычев, А.М. Домнин, В.И. Радкевич, Л.И. Кузьмин, И.П. Христолюбова, А.Д. Крашенинников, А.Л. Решетов, В.Ф. Телегина) целесообразно изучать в рамках литературного образования младших школьников.

Включение регионального компонента в содержание уроков литературного чтения дает положительный эффект при работе с лирическими произведениями. У детей возникает особый интерес, когда они слышат фамилии поэтов, живущих рядом, может быть, даже по соседству. Поэтому, наряду с классиками, необходимо знакомить младших школьников с творчеством поэтов своего региона. В Соликамском городском округе регулярно печатаются сборники стихов местных поэтов («Россыпи», «Родники», «Ромашковый снег», «О тебе, Соликамск, я пишу» и др.), в которые включаются и стихи детского литературного объединения «Росточки».

В содержание программы по литературному чтению включено много стихов поэтов – классиков о природе, о временах года. На таких уроках можно знакомить детей и с произведениями «местных» авторов (Н. Бухаринов, Н. Селянинова, Л. Вакушенко, Е. Турковская, В. Гусенок Л. Горячева). Стихи соликамских мастеров поэтического слова богаты сравнениями, эпитетами, в них есть олицетворения и метафоры – все, что необходимо понимать младшему школьнику. Среди коми-пермяцких авторов можно назвать Ф.Г. Тараканова, М.П. Лихачева, С.И. Караваева, Ф.С. Истомина, Г.М. Бачеву. Произведения Т. Фадеева, Ф. Истомина, В. Климова в разные годы были поставлены на сцене Кудымкарского драматического театра [3].

Особое место в учебниках литературного чтения занимает жанр басни. Наш земляк В.И. Вакушенко, баснописец и поэт, тоже умело выводит мораль в своих баснях. На примере его «баранов» и «мартышек» школьники усваивают моральные нормы, учатся различать «что такое хорошо, а что такое плохо». 

С точки зрения методики, использование регионального материала на уроках делает их наиболее увлекательными, повышает их эффективность. Литературное чтение, как школьный предмет, имеет определенное воспитательное воздействие на учеников. Методически грамотное включение в содержание уроков исторического, географического, литературного регионального материала вызывает у детей гордость за свой край, развивает патриотические чувства, воспитывает неравнодушие к проблемам малой родины, формирует активную жизненную позицию [2].

Регионоведческие компетенции младших школьников, как подспорье к урокам литературного и внеклассного чтения, можно успешно формировать и в процессе внеурочной литературоведческой деятельности. В настоящее время популярным жанром проведения мероприятий стал «квест». Это уникальная форма организации познания, позволяющая сделать интересной и увлекательной работу учащихся как во внеклассной или факультативной деятельности на творческо-поисковом уровне, так и при изучении произведений художественной литературы в рамках урока [5].

Как пример -  краеведческая квест-игра «Легенды и мифы земли Пермской». Задача мероприятия – в ходе игры - путешествия по региону получить информацию об уникальных историко-культурных объектах Пермского края. Игроки знакомятся с легендами о богатырях земли Вишерской (Полюд, Ветлан, Пеля), о красавице Вишере, о чудской тайне древнего Урала.

После прохождения каждой игровой площадки участники, используя предоставленные им в помощь фотографии, рисунки, вырезки из газет, открытки и др. оформляют карты загадочных мест региона. В дальнейшем группа сама принимает решение «судьбы» карты: поместить ее в классный уголок, подарить музею, волонтерам и т.п. По завершению игры подводятся итоги: дети рассуждают, что нового они узнали, что их удивило, будут ли они делиться интересной информацией о прошлом города/края со своими родными и близкими. Как правило, все участники квеста указывают на факты, которые их удивили, 80% готовы поделиться новой информацией с родственниками, друзьями, родителями. Это позволяет сделать выводы об эффективности данной формы работы [6].

Таким образом, Согласно ФГОС НОО, ученики получают возможность в совместной деятельности расширить свои представления об истории и культурном наследии родного края. Введение регионального компонента в уроки литературного чтения, внеклассную работу по предмету, а также во внеурочную деятельность знакомит младших школьников с литературным наследием Пермского края, расширяет художественный кругозор, позволяет через непосредственное обращение к местным литературным источникам открыть для себя новые имена поэтов, писателей.


Список литературы

1.Барженакова А. В. Преданья старины забывать мы не должны / А. В. Барженакова // Начальная школа. – 2018. – № 8. – С. 9-10;
2. Кан С. Е. Патриотическое воспитание детей начальных классов путем приобщения к истокам русской народной культуры / С. Е. Кан, М. В. Варонская // Образование в современной школе. – 2017. – № 9/10. – С. 52-54;
3. Нарыкова Г.В. Региональный компонент в литературном образовании младших школьников. Часть 2: Коми-пермяцкая детская литература. Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений и учителей начальных классов/Соликамский государственный педагогический институт. – Соликамск, 2004. – 132с.
4. Поворознюк Л.В. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном русском языке» начального общего образования: пособие для учителей общеобразовательных организаций/Л.В. Поворознюк, г. Барнаул, 2019г.
5. Серых Л. В. Квест – творческая интеллектуально-логическая игра / Л. В. Серых // Universum: Психология и образование: электрон. научный журн. – 2016. 363 – № 5. – URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3171. (Дата обращения: 13.10.2021);
6. Ляшенко М.И., Марданова Э.М. Воспитательный потенциал историко-краеведческих квестов в работе с детьми на площадках досуга и отдыха в летний период // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53).
7. Ходусов, А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник / А.Н. Ходусов. - 2-е изд., доп. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 405 с.

Расскажите о нас своим друзьям: