Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022
УДК 378.4
Дата публикации 30.11.2022
Рефлексивные технологии в организации самостоятельной работы студентов по истории в техническом вузе
Идиатуллина Клара Салиховна
доктор политических наук, профессор, профессор кафедры государственного управления, истории и социологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, РФ, г.Казань, idklara@yandex.ru
Аннотация: В статье рассмотрен опыт применения рефлексивной технологии обучения в рамках самостоятельной наблюдаемой работы студентов по истории. Теоретико-методологической основой стали деятельностный и социокультурный подходы. Исследование выявило эвристическое значение инновационных технологий обучения, показало, что выполнение творческого задания реализует образовательные и воспитательные функции. Анализ анкетирования и эссе «Мое посещение музея» показал, что рефлексивные технологии способны активизировать внутренние саморегулирующие механизмы развития личности за счет рефлексии собственной деятельности.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, рефлексивные технологии обучения, музей, историческое сознание, эссе, саморазвитие.
Doctor of Political science, Professor, Professor of the Department of Public Administration, History and Sociology Kazan national research technological University, Russian Federation, Kazan
Abstract: The article discusses the experience of using reflexive learning technology during the independent observable work of students in the course of history. Activity-based and socio-cultural approaches have become the theoretical and methodological basis. The study revealed the heuristic value of innovative learning technologies, showed that performing a creative task implements educational and nurtural functions. The analysis of the questionnaire and the essay "My visit to the museum" showed that reflexive technologies are able to activate internal self-regulating mechanisms of personality development through reflection of their own activities.
Keywords: independent work of students, reflexive learning technologies, museum, historical consciousness, essay, self-development.
Идиатуллина К.С. Рефлексивные технологии в организации самостоятельной работы студентов по истории в техническом вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/refleksivnye-tekhnologii-v-organizatsii-samostoyatelnoj-raboty-studentov-po-istorii-v-tekhnicheskom-vuze.html (Дата обращения: 30.11.2022)
Национальная доктрина образования, федеральные стандарты высшего образования нацеливают вузы на создание культурно-образовательной среды, необходимой для формирования личности молодого специалиста. Важным элементом развития культуры и образования, сохранения исторической памяти и преемственности поколений являются музеи, обладающие большим воспитательным потенциалом, что позволяет расширить возможности вуза в решении задачи. Казань с развитой системой музеев предоставляет огромные возможности для использования различных инновационных педагогических технологий при организации самостоятельной работы студентов в рамках университетского курса истории.
Цель исследования – показать педагогические возможности рефлексивной технологии для расширения исторического сознания и формирования компетенций саморегулирования, самопознания и саморазвития у студентов – будущих инженеров при организации самостоятельной работы по истории.
Научная новизна исследования состоит в выявлении эффективности применения инновационных технологий для решения задач образования и воспитания в высшей школе. Практическая значимость исследования заключается в применении рефлексивной технологии к организации аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Деятельностный и социокультурный научные подходы позволяют выявить факторы формирования исторического сознания молодежи, показать рефлексию студентов на посещение музея и определить способы идентификации студента с историческим контентом музея, интерпретацию его в соответствии с личным опытом и знаниями, а также оценку молодежью современности и влияние на нее трансформаций общества.
Теоретической базой для понимания способов формирования исторического сознания и формирования компетенций личностного развития в рамках самостоятельной работы студентов стали труды социологов, историков, педагогов. «Знаниевая» парадигма исторического сознания молодежи К. Манхейма, содержащая идею влияния исторических представлений и образов на социальные позиции молодежи в современном обществе [1, с. 445], является методологически и эвристически важным в исследовании исторического сознания, как условия формирования социальных практик молодежи.
Реализация принципов деятельностного и социокультурного подходов показывает, что формирование исторического сознания происходит под влиянием социальных трансформаций российского общества, модифицирующих историческое сознание в способ оценки современности. Музеи, визуализируя изменения в обществе посредством документов, материальных артефактов, видеоматериалов, подключают историческую память, позволяют зафиксировать трансформации общества. Для молодежи, не обладающей своим социальным опытом, такое знание имеет важное значение.
В понимании сущности организации самостоятельной работы в вузе опирались на работы С. И. Архангельского, М. Г. Гарунова, Е. Я. Голанта, Б. Г. Иоганзена, Р.А. Низамова, П. И. Пидкасистого и др. Методология деятельностного подхода позволяет показать, что выполнение творческого задания студентами одновременно решает задачи образовательного и воспитательного процесса.
Исходим в исследовании из того, что для решения поставленной задачи – воспитание творческой личности – рефлексивные технологии обладают существенным эвристическим потенциалом. Рефлексивные технологии представляются «как технологии осознания субъектом образования своей деятельности, ее продуктов». [2, с.33] Значимость технологии состоит в решении следующих задач: «а) активизация внутренних саморегулирующих механизмов развития личности за счет рефлексии собственной деятельности; б) выявление студентом областей своего знания и незнания; в) формирование компетенций самоанализа, самопознания и саморазвития». [2, с. 33]
Ю.Н. Кулюткин и И.В. Муштавинская считают, что цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). [3]
Эмпирической базой исследования стали эссе и результаты анкетирования четырех групп студентов-первокурсников, будущих инженеров-технологов пищевой промышленности КНИТУ. Основной источник – 65 эссе «Мое посещение музея», ставших формой рефлексии студентов на погружение в историко-культурную среду музея. Качественное исследование было основным, анкетирование же позволило уточнить некоторые позиции. Анкетирование, посещение музея студентами и написание эссе происходило в мае-июне 2022 г.
Формирование и рост личностного потенциала молодежи происходит путем усвоения и переработки культурных ценностей предыдущих поколений. Эссе через рефлексию позволяет выявить владение студентами компетенциями анализа, саморазвития, саморегулирования и развитие эмоционального интеллекта. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, способы осуществления деятельности, эмоционально-ценностные отношения. Дополняя друг друга, они способствуют развитию личности будущего профессионала, ответственного за процесс и результаты своего образования.
Экскурсии в музей всегда рассматривались как часть образовательного процесса в курсе истории. Однако действующие учебные планы в вузах сильно сократили аудиторные занятия (по 9 лекций и практических занятий на курс фактически всемирной истории), что весьма затрудняет проведение каких-либо занятий в музее. В отличие от аудиторных занятий на самостоятельную работу отводится в полтора раза больше часов. Поэтому была задействована такая форма СРС как посещение музея и написание эссе. Задание было дано на завершающем этапе обучения. Предполагалось, что визуализация исторических процессов и событий в музее позволит освежить и закрепить знания, полученные в процессе изучения дисциплины «история», а также вызовет интерес и желание к познанию своей истории, формированию культуры посещения музеев и будет способствовать развитию ряда компетенций.
Самостоятельная работа студентов осуществлялась под руководством преподавателя, которым были определены цель и задачи, но реализовывалась студентами самостоятельно. В рамках занятий по истории студенты получили обязательное задание – посетить любой музей с исторической тематикой на самостоятельный выбор, ознакомиться с его экспозицией и написать об этом эссе. Таков был импульс, заданный преподавателем. При постановке задания для СРС мы исходили из того, что музей — это культурно-образовательная и воспитательная среда, поэтому студентам было выдано задание: выбрать музей, осмотреть экспозицию, оценить содержательный контент, способы его подачи, отметить материал, оказавший особое влияние, запомнившийся, а также описать свои впечатления от музея, поразмышлять о его значении. Пушкинская карта избавила молодежь от материальных расходов.
Рекомендованный список давал общее представление о структуре музеев города, не был полным и завершался многоточием. Поскольку был свободный выбор музея, то многим захотелось узнать обо всех музеях Казани, Татарстана. Таким образом, зайдя в интернет, студенты получили информацию о палитре музеев и сделали свой выбор, а преподаватель решил первую свою задачу – студенты расширили свои знания о структуре музеев города и республики.
Анна М. так описала свой выбор музея: «Мы долго выбирали, в какой музей сходить, ведь Казань – исторический центр Республики Татарстан. Казанский Кремль, музей «Татарская Слобода», музей чак-чака, музей естественной истории Татарстана и многие другие попадались нам на просторах интернета. Но больше всего привлёк внимание Национальный музей Республики Татарстан». Искандер З. отметил: «Мы с семьей решили пойти в музей естественной истории Татарстана. Здесь представлены (на интерактивных компьютерных блоках) процесс образования и добычи нефти и битума, угля и гипса. Также представлены макеты первых угольных шахт. Коллекция метеоритов, интерактивный телескоп, космические весы позволят приобщиться к тайнам Вселенной».
Предварительное анкетирование показало, что все студенты кроме одного в той или иной степени интересуются историей. На вопрос «Кроме обязательных занятий, вы интересуетесь историей?» были получены такие ответы: «Когда есть свободное время», «Немного», «Да интересуюсь, в любое удобное для меня время», «Раньше нет, но в данной политической ситуации стараюсь больше узнавать про историю России, чтобы знать правду». Около 90 % респондентов оценивали свои школьные знания по истории на «хорошо». На вопрос «Если интересуетесь, то в чем это выражается?» ответили: «Смотрю документальные, исторические фильмы, читаю про исторические личности и исторические события», «Смотрю фильмы», «Просматриваю разнообразные видеоматериалы», «Изучаю биографии исторических личностей», «Смотрю документальные фильмы, читаю статьи», «Смотрю видео, связанные с историей», «Читаю интересующие материалы в интернете, смотрю видеоролики». Никто не написал о посещении музея.
В течение двух недель все студенты сходили в музей, было сдано 65 эссе. Большинство эссе было оригинальными, содержательными работами, читались с интересом. Студенты открыто высказывали свое мнение, выражали свою точку зрения, размышляли об увиденном в музее и делали свои выводы.
Как считают исследователи проблемы, самостоятельная деятельность вырабатывает у студентов психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и является необходимым условием самоорганизации собственной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. Посещение музея стимулировало и мотивировало молодежь на расширение знаний, познание мира, в котором они живут и своем месте в нем. Приведем некоторые выдержки из эссе, которые позволяют приоткрыть внутренний мир молодежи и узнать отношение к музеям и оценку увиденного в них.
Анна М. пишет о музее: «Это очень загадочное с сильной энергетикой место, которое погружает в прошлое, дает увидеть то, как жили люди много лет назад». Посещение музеев для Елены В. – «хороший способ времяпровождения, он позволяет получить ощущение, будто ты находишься в прошлом, дает возможность ощутить себя одним из героев того времени, передает атмосферу прошлого». Искандер З. считает, что «Музей — отличное место, которое несет огромную историческую и культурную значимость для всего человечества. Он позволяет нам помнить о том, какими мы были когда-то. А главное, не только помнить, но и увидеть часть истории собственными глазами».
Студенты отметили образовательную составляющую своей экскурсии, указали на получение нового знания и преодоления своего незнания каких-то процессов, событий. Анна М. отмечает, что узнала историю Национального музея РТ и делится своим знанием: «Он был основан как Казанский городской научно-промышленный музей в 1894 году и открыт 5 апреля 1895 года». Ранил А. пишет: «я узнал много чего нового. Например, что Пушечный двор был построен в Казанском Кремле в конце XVII века как литейный завод, предназначенный для изготовления, ремонта и хранения пушек».
Дарья Ф. делится своим опытом: «Для меня поход в музей — это возможность получить новые знания и расширить тем самым свой кругозор. И экскурсия в музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина не стала исключением. Я открыла много нового для себя не только в самих личностях А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина, но и узнала о времени, в котором жили эти выдающиеся люди, о роли города Казани в судьбе писателя и артиста». Константин Т. посетил музей истории старообрядчества: «Вообще очень много интересной информации из истории России, истории, которой так мало в учебниках. Старообрядцы — это, оказывается, целый пласт нашей культуры».
Будущим инженерам, особенно мужской части, интересно было посмотреть на различные технологии, приборы, устройства, машины, оружие. Марат Б. пишет о музее «Пушечный двор»: «Главный экспонат музея — уникальная литейная яма XVII в., которую можно увидеть своими глазами с высоты 4 метров. Я ее посмотрел первым делом». А еще его удивила военная форма прошлых веков и ее сохранность. Ранил А. также был в этом музее, экспозиция музея ему очень понравилась и, «конечно же, понравились пушки». Рустама М., как будущего химика-технолога, в Национальном музее РТ «особенно порадовало, что музей освещает развитие химической промышленности Республики Татарстан».
Нина Б. вместе с подругой сходила в музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан: «Было интересно посмотреть на государственные регалии, тамги и гербы, знамена, предметы с символами власти, элементы одежды, украшения, изображения государственных правителей». Описывая музей, студенты отмечают заинтересовавшие их экспонаты, экспозиции. Нина Б. пишет: «Я долго смотрела на Тюркскую каменную статую «балбал» и на фрагмент статуи Кюль-тегина. Узнала, что титул «тегин» носили наследники престола Тюркского каганата».
Посещение музея у каждого оставило эмоциональный след, порождало какие-то ассоциации. Александра М. «замерла от удивления, когда увидела первые отечественные мотоциклы. На секунду я перенеслась в свое детство. Бабушка показывала мне свои фотографии. И на одной из них был мой прадедушка, который сидел на таком же мотоцикле».
Современный музей не только хранит артефакты, ведет научную работу, но и стремится быть многофункциональным культурно-образовательным центром, ориентированным на посетителя. [5, с. 37] Это заметили и студенты. Екатерина М. ходила со своей семьей в музей истории города Елабужского государственного музея-заповедника и отметила: «Обновленный музей разместился в великолепном особняке купца Николаева на улице Казанская, сочетает в себе классические музейные традиции, в то же время является необычным, современным музейным комплексом. Только здесь можно совершить увлекательное путешествие во времени вместе с героями популярного анимационного сериала «Стрела наследия» — Романом и Зулейхой. Видеокомиксы «Путешествие в глубь веков» и «Уездный город» в доступной для разных возрастных категорий форме рассказывают об истории Елабужского края».
Студентам понравилось использование музеями новых технологий: информационных, интерактивных. Софья Г. так отзывается о музее «Городская панорама»: «Это современный интерактивный музей, в котором посетители не только рассматривают экспонаты, но и становятся участниками событий». «Уникальность проекта, - пишет Регина З. об Историческом парке-музее «Россия - моя история», - заключается в том, что вся информация представлена с помощью самого современного мультимедийного оборудования».
Большинство студентов свободно и открыто излагают свои мысли и делятся эмоциями. Отметили полученные знания об историческом процессе из экспозиций музея. В своем эссе продемонстрировали аналитические компетенции, творческие способности в описании своего нового знания и эмоций. Многие показали также нацеленность на развитие коммуникаций, заявляя о желании прийти в музей снова или посетить другой музей, но уже с друзьями, чтобы поделиться с ними новыми знаниями и эмоциями.
Студенты рассказали о своем эмоциональным состоянии после экскурсии. Ранил А. написал: «После музея у меня довольно долго было хорошее настроение. Впечатления от музея остались положительные. И я посетил бы этот музей еще раз через некоторое время, но только не один, а взял бы с собой своих друзей показать историю пушек». Рустам М. об экскурсии в Национальном музее РТ: «Музей мне понравился, интерес хватает с самого начала и не отпускает на протяжении двух часов». Арсений Б. «После того, как экскурсия закончилась, мы с товарищами долго обсуждали увиденные экспонаты, делились размышлениями о том, как жили люди на этой земле в прошлом».
Оказалось, что двум студентам не понравился музей, в котором побывали. Поскольку они выбирали музей самостоятельно, то пошли, соблазнившись красивым названием. Осматривая музей, они поняли, что к выбору нужно было подойти серьезнее. Раскритиковали Музей счастливого детства и Музей советского быта за отсутствие научного, системного подхода к организации экспозиций и отсутствие экскурсий. Дали жесткую и краткую характеристику: «Свалка исторического хлама». Однако они не исключили возможность интереса к музею у старшего поколения.
В беседе с преподавателем и в эссе все студенты высказали свою удовлетворенность посещением музея. Они отмечали, что экскурсия вызывала чувства гордости за свою историю, свою страну, а также желание развиваться и самим делать историю. Екатерина М. сделала вывод: «Эта экскурсия зажгла во мне интерес к истории. И я пришла к выводу, что нужно чаще посещать музеи, чтобы понять настоящее, исправить сегодняшние и не допустить будущие ошибки».
Арсений Б. написал: «Мне очень понравился наш поход в музей, и я еще раз убедился, что наша республика может гордиться богатой историей, великим нравственным наследием и традициями. Наша же задача заключается в перенимании наследия и развития истории, чтобы в будущем была создана новая экспозиция времени, в котором мы живем и к которому мы приложили руку». «Я понимаю, что человек должен развиваться, а музей для этого хорошее место. Исходя из всего этого, – считает Ранил А., – я могу сделать вывод: человек должен развиваться духовно, всегда стремиться узнавать что-то новое и открывать для себя мир со всех сторон. Ведь это так интересно». Искандер З. поделился своей эмоцией: «Я очень сильно люблю свой город и свою страну, и горжусь своим историческим наследием».
Согласимся с выводом П.И. Пидкасистого, что самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью. Формулируемая в каждом конкретном виде и типе самостоятельной работы задача позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность [4,с.42]. Объединение двух форм самостоятельной работы (экскурсия в музей с определенным заданием и эссе) в единый комплекс дали хороший педагогический эффект: студенты самостоятельно посетили музеи и написали эссе. Размышляя в эссе о своем опыте посещения музея, полученных знаниях и эмоциональном состоянии, студенты показали влияние этого события на их историческое сознание, патриотические чувства, на формирование компетенций саморегулирования, саморазвития, самопознания, анализа, на развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта.
Таким образом, рефлексивная технология обучения при организации СРС по истории, включающая самостоятельную экскурсию в музей и эссе, способствовала решению несколько задач. Во-первых, это приобщение к истории в рамках музейного пространства, погружение в социокультурную реальность прошедших эпох, формирование исторического сознания. Во- вторых. это воспитательный эффект, проявление эмоций. Удачные экспозиции, квалифицированный экскурсовод формируют чувства сопереживания, любви и гордости за свой народ, свою историю, укрепляют чувство патриотизма. В-третьих, это вовлечение студентов в самостоятельную познавательную деятельность и осмысление нового социокультурного опыта, изложения его, оценка, а также фиксирование своего эмоционального состояния. В-четвертых, это визуализированное повторение и закрепление пройденного материала в рамках академических занятий.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в апробации технологии в группах с разной профессиональной направленностью как в рамках СРС, так и практических занятий, НИРС, обобщение результатов, использование их в научных исследованиях и воспитательной работе.
Список литературы
1. Манхейм К. Диагноз нашего времени. Сборник: [Пер. с нем. и англ.]. - М.: Юрист, 1994.- 700 с.
2. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации / авт.-сост. М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина; отв. ред. Е.Н. Анголенко. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.- 44 с.
3. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб:СПбГУПМ, 2002, - 48 с..
4. Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.
5. Клевакин Г.А. Музей как публично-культурное пространство для молодежи мегаполиса / Г.А. Клевакин, Т. И. Исламутдинов, Г. А. Банных // Управление устойчивым развитием. 2022. №2 (39).- С.36-47.