Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 378.4

Дата публикации 30.11.2022

Рефлексивные технологии в организации самостоятельной работы студентов по истории в техническом вузе

Идиатуллина Клара Салиховна
доктор политических наук, профессор, профессор кафедры государственного управления, истории и социологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, РФ, г.Казань, idklara@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрен опыт применения рефлексивной технологии обучения в рамках самостоятельной наблюдаемой работы студентов по истории. Теоретико-методологической основой стали деятельностный и социокультурный подходы. Исследование выявило эвристическое значение инновационных технологий обучения, показало, что выполнение творческого задания реализует образовательные и воспитательные функции. Анализ анкетирования и эссе «Мое посещение музея» показал, что рефлексивные технологии способны активизировать внутренние саморегулирующие механизмы развития личности за счет рефлексии собственной деятельности.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, рефлексивные технологии обучения, музей, историческое сознание, эссе, саморазвитие.

Reflexive technologies in the organization of independent work of students in history at a technical university

Idiatullina Clara Salichovna
Doctor of Political science, Professor, Professor of the Department of Public Administration, History and Sociology Kazan national research technological University, Russian Federation, Kazan

Abstract: The article discusses the experience of using reflexive learning technology during the independent observable work of students in the course of history. Activity-based and socio-cultural approaches have become the theoretical and methodological basis. The study revealed the heuristic value of innovative learning technologies, showed that performing a creative task implements educational and nurtural functions. The analysis of the questionnaire and the essay "My visit to the museum" showed that reflexive technologies are able to activate internal self-regulating mechanisms of personality development through reflection of their own activities.
Keywords: independent work of students, reflexive learning technologies, museum, historical consciousness, essay, self-development.

Правильная ссылка на статью
Идиатуллина К.С. Рефлексивные технологии в организации самостоятельной работы студентов по истории в техническом вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/refleksivnye-tekhnologii-v-organizatsii-samostoyatelnoj-raboty-studentov-po-istorii-v-tekhnicheskom-vuze.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Национальная доктрина образования, федеральные стандарты высшего образования нацеливают вузы на создание культурно-образовательной среды, необходимой для формирования личности молодого специалиста. Важным элементом развития культуры и образования, сохранения исторической памяти и преемственности поколений являются музеи, обладающие большим воспитательным потенциалом, что позволяет расширить возможности вуза в решении задачи. Казань с развитой системой музеев предоставляет огромные возможности для использования различных инновационных педагогических технологий при организации самостоятельной работы студентов в рамках университетского курса истории.

 Цель исследования – показать педагогические возможности рефлексивной технологии для расширения исторического сознания и формирования компетенций саморегулирования, самопознания и саморазвития у студентов – будущих инженеров при организации самостоятельной работы по истории.

Научная новизна исследования состоит в выявлении эффективности применения инновационных технологий для решения задач образования и воспитания в высшей школе. Практическая значимость исследования заключается в применении рефлексивной технологии к организации  аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Деятельностный и социокультурный научные подходы позволяют выявить факторы формирования исторического сознания молодежи, показать рефлексию студентов на посещение музея и определить способы идентификации студента с историческим контентом музея, интерпретацию его в соответствии с личным опытом и знаниями, а также оценку молодежью современности и влияние на нее трансформаций общества.

Теоретической базой для понимания способов формирования исторического сознания и формирования компетенций личностного развития в рамках самостоятельной работы студентов стали труды социологов, историков, педагогов. «Знаниевая» парадигма исторического сознания молодежи К. Манхейма, содержащая идею влияния исторических представлений и образов на социальные позиции молодежи в современном обществе [1, с. 445], является методологически и эвристически важным в исследовании исторического сознания, как условия формирования социальных практик молодежи.

Реализация принципов деятельностного и социокультурного подходов показывает, что формирование исторического сознания происходит под влиянием социальных трансформаций российского общества, модифицирующих историческое сознание в способ оценки современности. Музеи, визуализируя изменения в обществе посредством документов, материальных артефактов, видеоматериалов, подключают историческую память, позволяют зафиксировать трансформации общества. Для молодежи, не обладающей своим социальным опытом, такое знание имеет важное значение.

В понимании сущности организации самостоятельной работы в вузе опирались на работы С. И. Архангельского, М. Г. Гарунова, Е. Я. Голанта, Б. Г. Иоганзена,  Р.А. Низамова, П. И. Пидкасистого и др. Методология деятельностного подхода позволяет показать, что выполнение творческого задания студентами одновременно решает задачи образовательного и воспитательного процесса.

Исходим в исследовании из того, что для решения поставленной задачи – воспитание творческой личности – рефлексивные технологии обладают существенным эвристическим потенциалом. Рефлексивные технологии представляются «как технологии осознания субъектом образования своей деятельности, ее продуктов». [2, с.33] Значимость технологии состоит в решении следующих задач: «а) активизация внутренних саморегулирующих механизмов развития личности за счет рефлексии собственной деятельности; б) выявление студентом областей своего знания и незнания; в) формирование компетенций самоанализа, самопознания и саморазвития». [2, с. 33]

Ю.Н. Кулюткин и И.В. Муштавинская считают, что цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). [3]

Эмпирической базой исследования стали эссе и результаты анкетирования четырех групп студентов-первокурсников, будущих инженеров-технологов пищевой промышленности КНИТУ. Основной источник – 65 эссе «Мое посещение музея», ставших формой рефлексии студентов на погружение в историко-культурную среду музея. Качественное исследование было основным, анкетирование же позволило уточнить некоторые позиции. Анкетирование, посещение музея студентами и написание эссе происходило в мае-июне 2022 г.

Формирование и рост личностного потенциала молодежи происходит путем усвоения и переработки культурных ценностей предыдущих поколений. Эссе через рефлексию позволяет выявить владение студентами компетенциями анализа, саморазвития, саморегулирования и развитие эмоционального интеллекта. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, способы осуществления деятельности, эмоционально-ценностные отношения. Дополняя друг друга, они способствуют развитию личности будущего профессионала, ответственного за процесс и результаты своего образования.

Экскурсии в музей всегда рассматривались как часть образовательного процесса в курсе истории. Однако действующие учебные планы в вузах сильно сократили аудиторные занятия (по 9 лекций и   практических занятий на курс фактически всемирной истории), что весьма затрудняет проведение каких-либо занятий в музее. В отличие от аудиторных занятий на самостоятельную работу отводится в полтора раза больше часов. Поэтому была задействована такая форма СРС как посещение музея и написание эссе. Задание было дано на завершающем этапе обучения. Предполагалось, что визуализация исторических процессов и событий в музее позволит освежить и закрепить знания, полученные в процессе изучения дисциплины «история», а также вызовет интерес и желание к познанию своей истории, формированию культуры посещения музеев и будет способствовать развитию ряда компетенций.

Самостоятельная работа студентов осуществлялась под руководством преподавателя, которым были определены цель и задачи, но реализовывалась студентами самостоятельно. В рамках занятий по истории студенты получили обязательное задание – посетить любой музей с исторической тематикой на самостоятельный выбор, ознакомиться с его экспозицией и написать об этом эссе. Таков был импульс, заданный преподавателем. При постановке задания для СРС мы исходили из того, что музей — это культурно-образовательная и воспитательная среда, поэтому студентам было выдано задание: выбрать музей, осмотреть экспозицию, оценить содержательный контент, способы его подачи, отметить материал, оказавший особое влияние, запомнившийся, а также описать свои впечатления от музея, поразмышлять о его значении. Пушкинская карта избавила молодежь от материальных расходов.

Рекомендованный список давал общее представление о структуре музеев города, не был полным и завершался многоточием. Поскольку был свободный выбор музея, то многим захотелось узнать обо всех музеях Казани, Татарстана. Таким образом, зайдя в интернет, студенты получили информацию о палитре музеев и сделали свой выбор, а преподаватель решил первую свою задачу – студенты расширили свои знания о структуре музеев города и республики.

Анна М. так описала свой выбор музея: «Мы долго выбирали, в какой музей сходить, ведь Казань – исторический центр Республики Татарстан.  Казанский Кремль, музей «Татарская Слобода», музей чак-чака, музей естественной истории Татарстана и многие другие попадались нам на просторах интернета. Но больше всего привлёк внимание Национальный музей Республики Татарстан». Искандер З. отметил: «Мы с семьей решили пойти в музей естественной истории Татарстана. Здесь представлены (на интерактивных компьютерных блоках) процесс образования и добычи нефти и битума, угля и гипса. Также представлены макеты первых угольных шахт. Коллекция метеоритов, интерактивный телескоп, космические весы позволят приобщиться к тайнам Вселенной».

Предварительное анкетирование показало, что все студенты кроме одного в той или иной степени интересуются историей. На вопрос «Кроме обязательных занятий, вы интересуетесь историей?» были получены такие ответы: «Когда есть свободное время», «Немного», «Да интересуюсь, в любое удобное для меня время», «Раньше нет, но в данной политической ситуации стараюсь больше узнавать про историю России, чтобы знать правду». Около 90 % респондентов оценивали свои школьные знания по истории на «хорошо». На вопрос «Если интересуетесь, то в чем это выражается?» ответили: «Смотрю документальные, исторические фильмы, читаю про исторические личности и исторические события», «Смотрю фильмы», «Просматриваю разнообразные видеоматериалы», «Изучаю биографии исторических личностей», «Смотрю документальные фильмы, читаю статьи», «Смотрю видео, связанные с историей», «Читаю интересующие материалы в интернете, смотрю видеоролики». Никто не написал о посещении музея.

В течение двух недель все студенты сходили в музей,  было сдано 65 эссе. Большинство эссе было оригинальными, содержательными работами, читались с интересом. Студенты открыто высказывали свое мнение, выражали свою точку зрения, размышляли об увиденном в музее и делали свои выводы.

Как считают исследователи проблемы, самостоятельная деятельность вырабатывает у студентов психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и является необходимым условием самоорганизации собственной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. Посещение музея стимулировало и мотивировало молодежь на расширение знаний, познание мира, в котором они живут и своем месте в нем. Приведем некоторые выдержки из эссе, которые позволяют приоткрыть внутренний мир молодежи и узнать отношение к музеям и оценку увиденного в них.

Анна М. пишет о музее: «Это очень загадочное с сильной энергетикой место, которое погружает в прошлое, дает увидеть то, как жили люди много лет назад». Посещение музеев для Елены В. – «хороший способ времяпровождения, он позволяет получить ощущение, будто ты находишься в прошлом, дает возможность ощутить себя одним из героев того времени, передает атмосферу прошлого». Искандер З. считает, что «Музей — отличное место, которое несет огромную историческую и культурную значимость для всего человечества. Он позволяет нам помнить о том, какими мы были когда-то. А главное, не только помнить, но и увидеть часть истории собственными глазами».

Студенты отметили образовательную составляющую своей экскурсии, указали на получение нового знания и преодоления своего незнания каких-то процессов, событий. Анна М. отмечает, что узнала историю Национального музея РТ и делится своим знанием: «Он был основан как Казанский городской научно-промышленный музей в 1894 году и открыт 5 апреля 1895 года». Ранил А. пишет: «я узнал много чего нового. Например, что Пушечный двор был построен в Казанском Кремле в конце XVII века как литейный завод, предназначенный для изготовления, ремонта и хранения пушек». 

Дарья Ф. делится своим опытом: «Для меня поход в музей — это возможность получить новые знания и расширить тем самым свой кругозор. И экскурсия в музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина не стала исключением. Я открыла много нового для себя не только в самих личностях А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина, но и узнала о времени, в котором жили эти выдающиеся люди, о роли города Казани в судьбе писателя и артиста». Константин Т. посетил музей истории старообрядчества: «Вообще очень много интересной информации из истории России, истории, которой так мало в учебниках. Старообрядцы — это, оказывается, целый пласт нашей культуры».

Будущим инженерам, особенно мужской части, интересно было посмотреть на различные технологии, приборы, устройства, машины, оружие. Марат Б. пишет о музее «Пушечный двор»: «Главный экспонат музея — уникальная литейная яма XVII в., которую можно увидеть своими глазами с высоты 4 метров. Я ее посмотрел первым делом». А еще его удивила военная форма прошлых веков и ее сохранность. Ранил А. также был в этом музее, экспозиция музея ему очень понравилась и, «конечно же,  понравились пушки». Рустама М., как будущего химика-технолога, в Национальном музее РТ «особенно порадовало, что музей освещает развитие химической промышленности Республики Татарстан».

 Нина Б. вместе с подругой сходила в музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан: «Было интересно посмотреть на государственные регалии, тамги и гербы, знамена, предметы с символами власти, элементы одежды, украшения, изображения государственных правителей». Описывая музей, студенты отмечают заинтересовавшие их экспонаты, экспозиции.  Нина Б. пишет: «Я долго смотрела на Тюркскую каменную статую «балбал» и на фрагмент статуи Кюль-тегина.  Узнала, что титул «тегин» носили наследники престола Тюркского каганата».

Посещение музея у каждого оставило эмоциональный след, порождало какие-то ассоциации. Александра М. «замерла от удивления, когда увидела первые отечественные мотоциклы. На секунду я перенеслась в свое детство. Бабушка показывала мне свои фотографии. И на одной из них был мой прадедушка, который сидел на таком же мотоцикле».

Современный музей не только хранит артефакты, ведет научную работу, но и стремится быть многофункциональным культурно-образовательным центром, ориентированным на посетителя. [5, с. 37] Это заметили и студенты. Екатерина М. ходила со своей семьей в музей истории города Елабужского государственного музея-заповедника и отметила: «Обновленный музей разместился в великолепном особняке купца Николаева на улице Казанская,  сочетает в себе классические музейные традиции, в то же время является необычным, современным музейным комплексом. Только здесь можно совершить увлекательное путешествие во времени вместе с героями популярного анимационного сериала «Стрела наследия» — Романом и Зулейхой. Видеокомиксы «Путешествие в глубь веков» и «Уездный город» в доступной для разных возрастных категорий форме рассказывают об истории Елабужского края».

Студентам понравилось использование музеями новых технологий: информационных, интерактивных. Софья Г. так отзывается о музее «Городская панорама»: «Это современный интерактивный музей, в котором посетители не только рассматривают экспонаты, но и становятся участниками событий». «Уникальность проекта, - пишет Регина З. об Историческом парке-музее «Россия - моя история», - заключается в том, что вся информация представлена с помощью самого современного мультимедийного оборудования».

Большинство студентов свободно и открыто излагают свои мысли и делятся эмоциями. Отметили полученные знания об историческом процессе из экспозиций музея. В своем эссе продемонстрировали аналитические компетенции, творческие способности в описании своего нового знания и эмоций. Многие показали также нацеленность на развитие коммуникаций, заявляя о желании прийти в музей снова или посетить другой музей, но уже с друзьями, чтобы поделиться с ними новыми знаниями и эмоциями.

Студенты рассказали о своем эмоциональным состоянии после экскурсии. Ранил А. написал: «После музея у меня довольно долго было хорошее настроение. Впечатления от музея остались положительные. И я посетил бы этот музей еще раз через некоторое время, но только не один, а взял бы с собой своих друзей показать историю пушек». Рустам М. об экскурсии в Национальном музее РТ: «Музей мне понравился, интерес хватает с самого начала и не отпускает на протяжении двух часов». Арсений Б. «После того, как экскурсия закончилась, мы с товарищами долго обсуждали увиденные экспонаты, делились размышлениями о том, как жили люди на этой земле в прошлом».

Оказалось, что двум студентам не понравился музей, в котором побывали. Поскольку они выбирали музей самостоятельно, то пошли, соблазнившись красивым названием. Осматривая музей, они поняли, что к выбору нужно было подойти серьезнее. Раскритиковали Музей счастливого детства и Музей советского быта за отсутствие научного, системного подхода к организации экспозиций и отсутствие экскурсий. Дали жесткую и краткую характеристику: «Свалка исторического хлама». Однако они не исключили возможность интереса к музею у старшего поколения.

В беседе с преподавателем и в эссе все студенты высказали свою удовлетворенность посещением музея. Они отмечали, что экскурсия вызывала чувства гордости за свою историю, свою страну, а также желание развиваться и самим делать историю. Екатерина М. сделала вывод: «Эта экскурсия зажгла во мне интерес к истории. И я пришла к выводу, что нужно чаще посещать музеи, чтобы понять настоящее, исправить сегодняшние и не допустить будущие ошибки».

Арсений Б. написал: «Мне очень понравился наш поход в музей, и я еще раз убедился, что наша республика может гордиться богатой историей, великим нравственным наследием и традициями. Наша же задача заключается в перенимании наследия и развития истории, чтобы в будущем была создана новая экспозиция времени, в котором мы живем и к которому мы приложили руку». «Я понимаю, что человек должен развиваться, а музей для этого хорошее место. Исходя из всего этого, – считает Ранил А., –  я могу сделать вывод: человек должен развиваться духовно, всегда стремиться узнавать что-то новое и открывать для себя мир со всех сторон. Ведь это так интересно». Искандер З. поделился своей эмоцией: «Я очень сильно люблю свой город и свою страну, и горжусь своим историческим наследием».

Согласимся с выводом П.И. Пидкасистого, что самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью. Формулируемая в каждом конкретном виде и типе самостоятельной работы задача позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность [4,с.42]. Объединение двух форм самостоятельной работы (экскурсия в музей с определенным заданием и эссе) в единый комплекс дали хороший педагогический эффект: студенты самостоятельно посетили музеи и написали эссе. Размышляя в эссе о своем опыте посещения музея, полученных знаниях и эмоциональном состоянии, студенты показали влияние этого события на их историческое сознание, патриотические чувства, на формирование компетенций саморегулирования, саморазвития, самопознания, анализа, на развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта.

Таким образом, рефлексивная технология обучения при организации СРС по истории, включающая самостоятельную экскурсию в музей и эссе, способствовала решению несколько задач. Во-первых, это приобщение к истории в рамках музейного пространства, погружение в социокультурную реальность прошедших эпох, формирование исторического сознания. Во- вторых. это воспитательный эффект, проявление эмоций. Удачные экспозиции, квалифицированный экскурсовод формируют чувства сопереживания, любви и гордости за свой народ, свою историю, укрепляют чувство патриотизма. В-третьих, это вовлечение студентов в самостоятельную познавательную деятельность и осмысление нового социокультурного опыта, изложения его, оценка, а также фиксирование своего эмоционального состояния. В-четвертых, это визуализированное повторение и закрепление пройденного материала в рамках академических занятий.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в апробации технологии в группах с разной профессиональной направленностью как в рамках СРС, так и практических занятий, НИРС, обобщение результатов, использование их в научных исследованиях и воспитательной работе.


Список литературы

1. Манхейм К. Диагноз нашего времени. Сборник: [Пер. с нем. и англ.]. - М.: Юрист, 1994.- 700 с.
2. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации / авт.-сост. М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина; отв. ред. Е.Н. Анголенко. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.- 44 с.
3. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб:СПбГУПМ, 2002, - 48 с..
4. Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.
5. Клевакин Г.А. Музей как публично-культурное пространство для молодежи мегаполиса / Г.А. Клевакин, Т. И. Исламутдинов, Г. А. Банных // Управление устойчивым развитием. 2022. №2 (39).- С.36-47.

Расскажите о нас своим друзьям: