Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 378.147

Дата публикации 24.09.2020

Реализация обучения основам анатомии в дистанционном формате в Вятском государственном университете

Сазанова Мария Леонидовна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, usr11839@vyatsu.ru
Кадочникова Наталья Ивановна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, usr11568@vyatsu.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности реализации дистанционного обучения студентов-психологов (уровень бакалавриата) основам анатомии с использованием электронного ресурса в LMS Moodle в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Рассматриваются основные изменения в наполнении электронного ресурса, которые потребовалось внести для организации занятий и контрольных мероприятий в дистанционной форме, а также приведены примеры конкретных заданий для контроля освоения лекционного материала и промежуточной аттестации.
Ключевые слова: цифровая грамотность, ИКТ-компетентность, электронный образовательный ресурс, дистанционное обучение, учебная дисциплина «Анатомия».

Implementation of training in the basics of anatomy in a remote format at Vyatka State University

Sazanova Maria Leonidovna
PhD in Biology, Associate Professor at the Department of Medical and Biological Disciplines, Vyatka State University, Russia, Kirov
Kadochnikova Natalia Ivanovna
PhD in Biology, Associate Professor at the Department of Medical and Biological Disciplines, Vyatka State University, Russia, Kirov

Abstract: This article is headlined the features of implementing distance learning for psychology students (bachelor's level) in the basics of anatomy using an electronic resource in LMS Moodle in the context of a new coronavirus pandemic. The main changes in the content of the electronic resource that were required to be made for the organization of classes and control events in remote form are considered, as well as examples of specific tasks for monitoring the development of lecture material and intermediate certification.
Keywords: digital literacy, ICT-competence, electronic educational resource, distance learning, academic discipline «Anatomy».

Правильная ссылка на статью
Сазанова М.Л., Кадочникова Н.И.Реализация обучения основам анатомии в дистанционном формате в Вятском государственном университете // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/realizatsiya-obucheniya-osnovam-anatomii-v-distantsionnom-formate-v-vyatskom-gosudarstvennom-universitete.html (Дата обращения: 24.09.2020)

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции цифровизация образования стала необходимостью и способствовала полной перестройке образовательного процесса, в частности, изменению методик преподавания, управления процессами в учебном заведении и т.д. [2]. Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) должно не только обеспечивать возможность дистанционного общения с преподавателем, но и повышать заинтересованность обучающихся, развивать познавательную активность и навыки самостоятельной работы [8], и, в конечном итоге, способствовать формированию цифровой компетентности [13]. К сожалению, общее состояние информационной компетентности современных студентов неудовлетворительно [7].

Это может быть связано с тем, что многие студенты, особенно первокурсники, явно недооценивают значимость цифровой грамотности для своей будущей профессии. По их мнению, например, психолог должен владеть методиками психологического тестирования, а учитель физической культуры должен иметь хорошую физическую форму и знать основные комплексы физических упражнений; все остальное – вторично. Тем не менее, такие цифровые навыки, как программирование, разработка приложений, обработка и анализ данных, являются компонентом целевой модели компетенций 2025 [11]. Поэтому образовательный процесс в настоящее время должен опираться не только на физический контакт субъектов образования, но и на электронные образовательные ресурсы, в т.ч. глобальные образовательные платформы [9].

В связи с вышеизложенным, целью нашей работы стал анализ основных особенностей использования электронных образовательных ресурсов при освоении учебной дисциплины «Анатомия» будущими бакалаврами психологии.

С этой целью были проанализированы ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки Психология, направленность (профиль) Консультативная психология (уровень бакалавра), рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия» для вышеуказанного профиля подготовки; обобщен опыт работы преподавателей кафедры медико-биологических дисциплин Вятского государственного университета.

Согласно ФГОС [12] у выпускника, освоившего программу бакалавриата психологии с направленностью (профилем) «Консультативная психология» должно быть сформировано системное и критическое мышление, что отражено в универсальной компетенции: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1). Группа общепрофессиональных компетенций (ОПК) включает категорию «Научное исследование и оценка», которая, в частности, включает ОПК-1, определяющую способность бакалавра психологии осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии, что в настоящее время невозможно без использования ИКТ. Это же заложено в основе ОПК-3: выбор адекватных, надежных и валидных методов количественной и качественной психологической оценки, организация сбора данных для решения задач психодиагностики в современных условиях осуществляется с использованием ИКТ.

Итак, владение ИКТ-компетентностью закреплено в нормативных документах. На практике формирование и развитие данной компетентности – длительный процесс, а в вузе не должно ограничиваться лишь освоением учебной дисциплины «Электронные ресурсы в профессиональной деятельности», изучение которой ограничивается для будущих психологов одним семестром.

В ВятГУ учебная дисциплина «Анатомия» считается «общеинститутской», т.е. изучается первокурсниками педагогического института направлений подготовки Педагогическое образование, Физическая культура, Адаптивная физическая культура, Специальное (дефектологическое) образование, Консультативная психология. Для каждого направления подготовки составлена рабочая программа учебной дисциплины с учетом специфики. Например, в ходе освоения учебной дисциплины «Анатомия» студенты направления подготовки Консультативная психология углубленно изучают анатомо-морфологические особенности нервной, эндокринной и сенсорных систем с целью раскрытия механизмов нейро-гуморальной регуляции функций организма, восприятия и обработки информации, процессов адаптации. Сформированные знания, умения и навыки позволяют осознать этиологию и патогенез отклонений и обосновать приемы психологической работы, в том числе в специальных образовательных учреждениях, а также в условиях интегрированного и инклюзивного образования и воспитания.

Аудиторная и внеаудиторная контактная и самостоятельная работы организованы с использованием разработанного нами электронного ресурса в LMS Moodle. Пример наполнения одного из разделов представлен на рисунке 1. На данный момент эта система дистанционного обучения считается самой популярной, поскольку имеет простой интерфейс, доступна в любое время, предоставляет возможность систематического мониторинга обучения и корректировки курса, обеспечения различных форм занятий, а также возможности разноуровневого контроля подготовки студентов и др. [1, с. 43].

Рисунок 1. Наполнение раздела «Практическая работа «Ткани организма человека» в электронном ресурсе в LMS Moodle

С 2019-2020 учебного года реализация учебной дисциплины «Анатомия» с использованием электронного обучения проводится в полном объеме. В условиях пандемии выросла актуальность данного ресурса, поскольку:

1) в любое удобное для себя время студент может посетить этот ресурс (доступ круглосуточный);

2) в случае невозможности посещения дистанционных занятий в системе MS Teams (слабый интернет, отсутствие интернет-связи в поставленные по расписанию часы занятий; проблемы со здоровьем и т.п.) студент может самостоятельно изучить представленные в ресурсе тексты и презентации лекций, найти бланки лабораторных и самостоятельных работ для последующего заполнения;

3) не требуется дополнительной учебной литературы (ресурс для каждого модуля содержит теоретический материал (текстовый, видеофрагменты, гиперссылки на другие ресурсы) для подготовки к лабораторным занятиям и контрольным мероприятиям);

4) упрощается отслеживание посещений, проведение контрольных мероприятий (предложенные тесты для контроля знаний по каждой теме имеют ограничения по времени выполнения, количеству попыток, последовательности прохождения и т.п.), выставление итоговой оценки за промежуточную аттестацию.

При переходе на дистанционное обучение в связи с ухудшением эпидемической ситуации потребовалось откорректировать наполнение электронного ресурса. В частности, было проведены следующие мероприятия:

1) увеличено число методических рекомендаций по выполнению работ (особенно важно это было для студентов заочной формы обучения);

2) увеличено число гиперссылок на видеофрагменты (в связи с невозможностью проведения вскрытий органов млекопитающих и демонстрации анатомических препаратов);

3) введен ресурс «Посещаемость»;

4) для контроля знаний разработаны тесты с ограничением времени и количества попыток, увеличено число вопросов без вариантов ответа;

5) разработаны итоговые тесты и практические задания для проведения экзамена в дистанционной форме и т.д.

Еще одним необходимым компонентом дистанционного обучения стало проведение занятий, в том числе устных коллоквиумов, и индивидуальных консультаций в MS Teams в режиме реального времени. Это облегчило объяснение наиболее сложных вопросов, демонстрацию наглядного материала, позволило проводить индивидуальные онлайн-консультации студентов. Данная форма работы также способствует формированию у студентов навыка выступления с докладами на онлайн-конференциях.

Поскольку в период дистанционного обучения студенты работали, в основном, самостоятельно, то потребовалось расширить банк заданий для самостоятельной работы. В частности, по нашей дисциплине он включает не только заполнение бланков самостоятельных работ, но и индивидуальные наборы ситуационных задач по каждому модулю, домашние контрольные и расчетно-графические работы, пополнение анатомического глоссария и т.д. Выполнение каждого задания оценивается определенным количеством баллов, сумма набранных баллов учитывается при выставлении зачета и экзамена. Подобного рода задания используются в работе других вузов России [3, 4, 10] и ближнего зарубежья [6].

Рассмотрим особенности дистанционного освоения анатомии будущими бакалаврами психологии на примере модуля «Функциональная анатомия сенсорных систем». Рабочая программа дисциплины для студентов очного отделения предполагает 2 ч лекционных и 8 ч практических занятий в качестве контактной работы с преподавателем и 16 ч самостоятельной работы.

Доступ к электронному ресурсу позволяет студентам ознакомиться с теоретическим материалом, изучив тексты и презентации лекций, либо пройдя по гиперссылкам на электронные учебники и анатомические атласы. Отчет по лекции включает разноуровневые задания, причем студенты могут самостоятельно выбрать форму представления результатов своей работы с учетом баллов, которые возможно получить за каждое задание согласно балльно-рейтинговой системе оценок. Например, в качестве отчета студенты могут представить конспект лекции (0,5 балла), либо ответы на вопросы по теме лекции (1 балл), либо творческое задание (составленный по материалам лекции кроссворд, викторина, задания для интеллектуальной игры и т.п.; 2 балла). Как видно, последний вариант наиболее предпочтителен с точки зрения набора баллов, кроме того, он также предполагает совершенствование ИКТ-компетентности, не только в плане улучшения навыков работы с текстовым редактором MS Word или создания презентаций в MS PowerPoint. На просторах Интернета можно, конечно, найти «готовый» кроссворд или викторину, однако существует необходимость в их существенной доработке для того, чтобы они соответствовали заявленной теме. Удобнее будет составить оригинальный кроссворд в специальной программе, например,  Homacosoft CrosswordСreator или Decalion, а для создания викторин, дидактических игр и тестов использовать программу Kahoot.

Еще одним вариантом работы с лекционным или другим теоретическим материалом могут быть задания по написанию эссе или рефератов на заданную тему. Подобные задания не только развивают умения, связанные с поиском, пониманием, организацией, критическим осмыслением цифровой информации, созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов, но и формируют такие компоненты цифровой грамотности как умение оценить достоверность информации, а также умение не нарушить чужие авторские и интеллектуальные права (по мнению, С.В. Гайсиной [5], именно кибербезопасность отличает цифровую грамотность от ИКТ-компетентности).

Результатом работы на практических занятиях является заполнение бланков практических работ и/или решение ситуационных задач. По нашим данным, самыми сложными для студентов являются задачи на исправление ошибок или установление причинно-следственных связей. Примеры подобных задач по функциональной анатомии сенсорных систем: 1) почему в темноте предметы видны лучше, если не смотреть прямо на них; 2) о повреждении какого черепно-мозгового нерва свидетельствует утрата вкусовой и общей чувствительности слизистой задней трети языка, нарушение чувствительности в области глотки, расстройства глотания; 3) пример задачи на поиск и исправление ошибок представлен на рисунке 2. Электронный ресурс по анатомии  включает методические рекомендации по решению подобных задач с разбором примеров и тренировочными вариантами.

Рисунок 2. Пример задачи на поиск и исправление ошибок в тексте

 

Тренировочные тесты для проверки усвоения материала содержат вопросы разных типов:

1) открытые вопросы с коротким ответом (например, укажите название отверстия в радужной оболочке глаза; или назовите фамилию итальянского анатома, который в 1851 г. впервые описал строение спирального органа улитки);

2) вопросы на упорядочивание (например, расставьте по порядку структуры, через которые проходит свет по пути к зрительным рецепторам: роговица, сетчатка, зрачок, передняя камера глаза, стекловидное тело, хрусталик);

3) закрытый вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа (например, слуховая труба соединяет барабанную полость с: а) носовой полостью; б) носоглоткой; в) ротоглоткой; г) ротовой полостью);

4) перетащить на изображение (например, названия структур уха необходимо перетащить в зону на фоновом изображении).

5) вопросы на установление соответствия (например, установите, какие жидкости (эндолимфа/перилимфа) заполняют каналы улитки: вестибулярная лестница, улитковый проток, барабанная лестница);

Промежуточная аттестация (с учетом набранных баллов) в условиях дистанционного обучения проводилась следующим образом. Студенты, набравшие 80 баллов и более, получали индивидуальное задание (ситуационная задача по одной из тем курса), которое они должны выполнить и загрузить в соответствующий раздел электронного ресурса; набравшие 60–79 баллов решают итоговый тест (вопросы разного типа по всему курсу, время выполнения ограничено), в случае отрицательной оценки – выходят на устное собеседование с преподавателем в MS Teams.

Таким образом, организация дистанционных занятий по учебной дисциплине «Анатомия» с использованием электронного ресурса способствует формированию научного мировоззрения и цифровой грамотности студентов, в частности, развивает умения поиска и критического осмысления цифровой информации, создания информационных объектов с использованием цифровых ресурсов, оценки достоверности информации, а также формирует навыки выступления на онлайн-конференциях.


Список литературы

1. Беззубенко Н. С. LMS Moodle как средство реализации смешанного обучения в вузе // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 23–24 апреля 2019 г.) – Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2019 – c. 43-46.
2. Бесшапошников Н.О., Леонов А.Г., Прилипко А.А. Цифровизация образования – новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. – 2018. – № 2. – С. 154-160.
3. Бордовский П.Г., Петренко Е.В., Страдина М.С. Анализ освоения дисциплин студентами, обучающимися с использованием электронных образовательных технологий (на примере дисциплины «Анатомия человека») // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11 (177). – С. 55–59.
4. Бугаева И.О., Алешкина О.Ю., Черненков Ю.В., Бикбаева Т.С., Загоровская Т.М. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2017. – № 13 (2). –С. 306–308.
5. Гайсина С.В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы : метод. рек. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/02/ФСП_цифровая-грамотность_МР_Гайсина-С.pdf (дата обращения 22.09.2020).
6. Досаев Т.М., Романюк С.Н. Использование инновационных технологий при преподавании анатомии // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2011. – №2. – С. 94-95.
7. Камышева А.В. Многообразие подходов в формировании информационной компетенции у обучающихся // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 1 (42). – С. 68–74. – Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/mnogoobrazie-podkhodov-v-formirovanii-informatsionnoj-kompetentsii-u-obuchayushhikhsya.html (дата обращения 05.09.2020).
8. Ларина Т.Б., Гаврикова Е.О. Электронное обучение: обзор и анализ концепций // Образовательные ресурсы и технологии. – 2018. – № 3 (24). – С. 49–55. doi 10.21777/2500-2112-2018-3-49-55.
9. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.https://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения: 17.08.2020)
10. Пауков В.С., Смольянникова В.А., Кириллов Ю.А., Соломахина М.А. Преподавание патологической анатомии с помощью электронных технологий // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2012. – №3 (9). – С. 134–136.
11. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 07.09.2020)
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/370301_B_3_23082020.pdf (дата обращения: 17.09.2020)
13. Brevik, L.M. Transformative agency in teacher education: Fostering professional digital competence / L.M. Brevik, G.B. Gudmundsdottir, A. Lund, T.A. Strømme // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 86. – DOI: 10.1016/j.tate.2019.07.005

Расскажите о нас своим друзьям: